Алгоритм подсчета критерия Вилкоксона
1. Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном. В таблицу 31 занести первичные значения.
Таблица 31
№№ п/п | х1i | х2i | di=x1i – x2i | |di| | R|di| |
…. | |||||
N |
2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах ("после – до"). Определить, что будет считаться "типичным" сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы.
3. Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).
4. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы разностей с расчетной.
5. Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в "нетипичном" направлении.
6. Подсчитать сумму этих рангов по формуле:
Тэмп.=ΣRх,
где Rx —ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
7. Правило вывода:Определить критические значения Т для данного N по таблице с критическими значениями критерия Вилкоксона.
Если Т эмп. > Т кр., 0,05, Н0 принимается.
Если Т эмп. £ Т кр., 0,05, Н0 отвергаетсяи принимается Н1.
Чем меньше значения Т, тем достоверность различий выше, т.е. тем больше сдвиг в "типичную" сторону достоверно преобладает.
Контрольные вопросы:
1. Назовите условия применения критерия Розенбуама.
2. Сформулируйте правило принятия решения по результатам расчетов критерия Розенбаума.
3. Перечислите условия применения критерия Манна-Уитни.
4. Что такое общая объединенная выборка при расчете критерия Манна-Уитни.
5. Сформулируйте правило принятия решения по результатам расчетов критерия Манна-Уитни.
6. Что такое сдвиг значений признака?
7. Какие сдвиги называются типичными, а какие — нетипичными?
8. Сформулируйте правило вывода при расчете критерия знаков.
9. Назовите условия применения критерия Вилкоксона.
10. Сформулируйте правило вывода при расчете критерия Вилкоксона.
Самостоятельное практическое задание:
Самостоятельно изучите по учебникам критерии Фридмана и критерий тенденций Пейджа. Составьте конспект по схеме, аналогичной той, которая использовалась в лекциях.
Материалы для изучения темы:
а) основная литература:
1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник / О. Ю. Ермолаев. - 5-е изд. - М.: МПСИ: Флинта, 2011. - 336 с. - С. 70-100; 172-174.
2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с. - С. 167-169; 176-178; 182-184.
3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.: ил. - С. 72-109.
б) дополнительная литература:
Кутейников А.Н. Математические методы в психологии [Текст]: учебно-методический комплекс / А. Н. Кутейников. - СПб.: Речь, 2008. - 172 с.: табл. - С. 94-103.