Алгоритм подсчета критерия Вилкоксона

1. Составить список испытуемых в любом порядке, например, алфавитном. В таблицу 31 занести первичные значения.

Таблица 31

№№ п/п х1i х2i di=x1i – x2i |di| R|di|
         
         
         
….          
N          

 

2. Вычислить разность между индивидуальными значениями во втором и первом замерах ("после – до"). Определить, что будет считаться "типичным" сдвигом и сформулировать соответствующие гипотезы.

3. Перевести разности в абсолютные величины и записать их отдельным столбцом (иначе трудно отвлечься от знака разности).

4. Проранжировать абсолютные величины разностей, начисляя меньшему значению меньший ранг. Проверить совпадение полученной суммы разностей с расчетной.

5. Отметить кружками или другими знаками ранги, соответствующие сдвигам в "нетипичном" направлении.

6. Подсчитать сумму этих рангов по формуле:

Тэмп.=ΣRх,

где Rxранговые значения сдвигов с более редким знаком.

7. Правило вывода:Определить критические значения Т для данного N по таблице с критическими значениями критерия Вилкоксона.

Если Т эмп. > Т кр., 0,05, Н0 принимается.

Если Т эмп. £ Т кр., 0,05, Н0 отвергаетсяи принимается Н1.

Чем меньше значения Т, тем достоверность различий выше, т.е. тем больше сдвиг в "типичную" сторону достоверно преобладает.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите условия применения критерия Розенбуама.

2. Сформулируйте правило принятия решения по результатам расчетов критерия Розенбаума.

3. Перечислите условия применения критерия Манна-Уитни.

4. Что такое общая объединенная выборка при расчете критерия Манна-Уитни.

5. Сформулируйте правило принятия решения по результатам расчетов критерия Манна-Уитни.

6. Что такое сдвиг значений признака?

7. Какие сдвиги называются типичными, а какие — нетипичными?

8. Сформулируйте правило вывода при расчете критерия знаков.

9. Назовите условия применения критерия Вилкоксона.

10. Сформулируйте правило вывода при расчете критерия Вилкоксона.

 

Самостоятельное практическое задание:

Самостоятельно изучите по учебникам критерии Фридмана и критерий тенденций Пейджа. Составьте конспект по схеме, аналогичной той, которая использовалась в лекциях.

Материалы для изучения темы:

а) основная литература:

1. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов [Текст]: учебник / О. Ю. Ермолаев. - 5-е изд. - М.: МПСИ: Флинта, 2011. - 336 с. - С. 70-100; 172-174.

2. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А. Д. Наследов. - 3-е изд., стереотип. - СПб.: Речь, 2007. - 392 с. - С. 167-169; 176-178; 182-184.

3. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.: ил. - С. 72-109.

б) дополнительная литература:

Кутейников А.Н. Математические методы в психологии [Текст]: учебно-методический комплекс / А. Н. Кутейников. - СПб.: Речь, 2008. - 172 с.: табл. - С. 94-103.