II.Искусство расцвета Римской империи (2 в. н.э.)
2 в. называют «золотым веком» Римской империи. Это было время высшего расцвета рабовладельческой формации и в то же время начало общего кризиса. Италия постепенно теряет свое преимущественное положение, и, наоборот, многие провинции переживают расцвет. Римское искусство 2 в. н. э. проходит в своем развитии два этапа: один, связанный с подъемом империи в первой половине столетия, другой, обусловленный надвигающимся кризисом рабовладельческого общества. В первом этапе при императорах Траяне и Адриане в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений, во втором этапе строительство в столице резко сокращается; мемориальные памятники становятся гораздо скромнее в размерах и украшениях, чем прежде.
Во времена Траяна в Риме работает крупнейший архитектор Аполлодор Дамасский — наиболее значительный представитель римской архитектуры. Аполлодором Дамасским был воздвигнут самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима — форум Траяна. В отличие от более ранних форумов, форум Траяна состоял из нескольких частей. Входом в него служила триумфальная арка, за ней располагался большой двор. По сторонам его за сквозными колоннадами находились два мощные полукружия. К правому от входа полукружию площади примыкал рынок с пятиэтажными торговыми зданиями, руины которых сохранились до нашего времени. Следующим компонентом форума Траяна была пятинефная базилика Ульпия — крупнейшая базилика Древнего Рима. За базиликой, по главной оси форума, располагался небольшой перистильный двор, в центре которого находилась мемориальная колонна Траяна, построенная из мрамора, с рельефной лентой, идущей по спирали. По сторонам колонны располагались две библиотеки — греческой и латинской литературы, с крыш которых можно было рассматривать рельефы на верху колонны. За двором с колонной Траяна находился другой двор, завершавшийся храмом Траяна. Форум Траяна выделялся не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки.
К 125 г. н. э. относится связанное с именем Аполлодора Дамасского крупнейшее сооружение римского зодчества — Пантеон (храм всех богов) (Рис. 221). Пантеон был перестроен из круглого нимфеума-бассейна, входившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический корпус перекрыт большим сферическим куполом. Диаметр ротонды (43 м)почти равен высоте храма, так что купол представляет собой точную полусферу. Благодаря таким пропорциям достигнута особая гармония архитектурного образа. Пантеон — одна из вершин архитектурного мастерства римлян, наиболее полно выражающая их строительные и композиционно-эстетические принципы. Сооружение отличается исключительной монументальностью. Впечатление огромной силы, незыблемости и спокойной величавости определяется не только масштабами здания и всех составляющих его элементов — наружного колонного портика, потрясающих размеров чаши купола, «опрокинутой» над внутренним пространством храма, но, прежде всего необычайной простотой основных объемов, их четкой пропорциональностью и поразительной выверенностью, «взвешенностью» и безукоризненностью выработки всех деталей внутренней отделки.
Многое в архитектуре Пантеона строится на сильном контрасте между очень простым и даже суровым внешним обликом и изумительной по совершенству внутренней отделкой. Вошедшего в храм поражает, прежде всего, раскрывающийся перед ним огромный зал, смелый разворот одетых в коричневато-охристые полированные мраморы стен и совершенно особое, специфическое распределение света, проникающего в зал через круглое отверстие — «глаз Пантеона» — в зените колоссального кессонированного купола. Поток света, направленный сверху вниз, создает ощущение глубокого и обширного пространства, оформленного посредством применения ордеров, совершенных по рисунку архитектурных деталей и скульптур.
Пантеон так же, как и другие римские сооружения, был построен из обожженного кирпича и бетона. Внутри Пантеон был украшен полихромными мраморами. Купол Пантеона по своим размерам не имеет себе равных в античной архитектуре.
Аполлодор Дамасский построил также мост через Дунай и большую гавань Траяна в городе Остии, служившем морским портом города Рима.
Умения мастеров Рима второй половины 2 в. н.э. ярко выразилось в портрете.Портрет времени Антонина Пия и Марка Аврелия представляет собой одну из значительнейших страниц римского портретного искусства. Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам этого периода добиваться тончайшей моделировки форм лица, передачи нежности женской кожи, легкости прядей волос. Особо следует отметить конную бронзовую статую Марка Аврелия на Капитолии в Риме. Тип статуи в виде всадника на спокойно шагающем коне встречается еще в архаическом греческом искусстве. Широко распространен он был также и в римском искусстве 2 в. н. э. Марк Аврелий изображен как военачальник, приветствующий войско (Рис. 222). Сравнение этой статуи со статуей Августа из Прима Порта показывает, насколько образ Августа энергичнее и сильнее.
Широкое развитие при Траяне получил рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Общая высота колонны 38 м. Она стояла на цоколе, в котором был захоронен прах императора, и имела ионическую базу. Колонна заканчивалась дорической капителью, над которой помещалась статуя Траяна. Цоколь был украшен рельефом с изображением трофейного оружия. Рельефы на колонне образовывали 23 витка и в длину имели около 200 м.
Рельефы колонны Траяна — типично римское произведение и по теме, и по общей композиции, но в трактовке человеческих фигур, особенно варваров, чувствуется влияние эллинистического искусства (Рис. 223). Тема рельефа - поход римских войск на Дунай против даков в 101—102 и 105—106 гг.
Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походов: здесь изображены не только битвы, осады крепостей, но и военные марши, постройки дорог и мостов, военные советы, жертвоприношения, встречи послов. Исторический рассказ требовал изображения конкретной обстановки - городов, рек, гор, деревень, лесов, крепостей. При соблюдении правильных соотношений между человеческой фигурой и окружающими предметами утратилось бы значение главной темы: походов, битв. Рельефы колонны — настоящая энциклопедия римской военной жизни и жизни даков 2 в. н. э (Рис. 224).
Таким образом, в это время Рим достигает пика грандиозности, гармоничности, выразительности, главным образом в архитектуре. Скульптура эпохи дает примеры многочисленного, выразительного в психологическом отношении портрета.
III.Искусство поздней Империи (3 – 5 вв. н.э.)
Тяжелые потрясения, пережитые Римской империей в правление последних Антонинов, явились закономерным результатом начавшегося кризиса рабовладельческого общества. После убийства Коммода в 192 г. вспыхнула гражданская война между военачальниками римских армий. В результате кровопролитной борьбы к власти пришел Септимий Север. Кризис 3 в. носил всеобъемлющий характер. Это был кризис рабовладельческой экономики, социальных отношений, рабовладельческого государства и культуры. Характерными признаками кризиса рабовладельческой культуры является огрубение нравов, пессимизм и широкое распространение христианства. Христианство родилось как религия угнетенных, потерпевших поражение в борьбе с угнетателями. Ранних христиан объединяла вера в приход спасителя, ненависть к рабовладельческому Риму. Римское государство подвергало христиан гонениям. Однако в конце 2 в. и особенно в 3 в. происходят перемены в социальном составе христианских общин. Христианство становится мировой религией, дополняющей мировую империю. В учении христиан на первый план выдвигается проповедь смирения и покорности, непротивления злу насилием. Все это подготавливает союз церкви с государством и ставит христианство на службу господствующим классам.
Искусство 3 в. необыкновенно ярко и наглядно выражает сложную социальную и политическую историю Рима, борьбу новых идей со старыми отжившими формами мировоззрений античной эпохи. Несмотря на разруху и обеднение империи, в течение 3 в. воздвигается несколько грандиозных по масштабу и великолепных по убранству сооружений. Эти памятники должны были уверить подданных в богатстве императора и его щедрости. В начале 3 в. н. э. в Риме были построены термы Каракаллы— вторые по размеру в Риме. Сооружение представляло собой своеобразный комплекс. Помимо бассейнов и ванн, в них находились палестры — площадки для спортивных упражнений, многочисленные помещения, предназначенные для отдыха, библиотечные помещения, магазины и пр. Комплекс терм состоял из огромного прямоугольного здания, помещавшегося на террасе, ограниченной по периметру двухэтажными корпусами. Основные помещения главного здания размещались по его оси: бассейн с холодной водой (фригидарий), большой зал, являвшийся центральным помещением терм — теплая баня (тепидарий) и круглый бассейн с горячей водой (кальдарий).
В архитектуре 4 в. н. э. новые формы складываются медленнее, чем в портрете или рельефе. Архитектура времени Константина — последний этап развития римской античной архитектуры. К этому периоду относятся два значительных сооружения: базилика Константина Максенция и арка Константина у подножия Палатинского холма.
Базилика Константина отличалась от всех более ранних базилик своей структурой. Базилика делилась на три нефа. Центральный неф перекрыт тремя крестовыми сводами, а боковые — коробовыми. Средний неф был выше боковых. Это позволило поместить на его продольных стенах окна, которые освещали базилику. Внешнее оформление отличалось упрощенностью архитектурных форм, столь характерной для позднеримского зодчества.
Арка Константина ярко характеризует римское искусство начала 4 в. н. э. арка Константина в Риме (окончена в 315 г. н. э.). Она гармонична и красива по своим пропорциям, но по архитектурным формам не является оригинальной. Ее строил архитектор, воспитанный в духе классической римской архитектуры 1—2 вв. н. э. (рис. 55)
Арка обильно украшена скульптурой, однако почти все рельефы, даже колонны и части антаблемента взяты из старых монументов 2—3 вв. н. э.
На аттике помещены рельефы времени Марка Аврелия. Однако голова этого императора была заменена здесь портретной головой Константина.
Наряду с базиликами в раннехристианское время строились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Круглая форма более всего подходила для баптистериев (крещален) и мавзолеев.
Новые черты ясно выступают в памятниках, связанных с христианской религией. Первыми христианскими сооружениями были катакомбы — подземные галереи и помещения, прокладываемые могильщиками (фоссорами) за пределами города, обычно в мягком туфе, в виде сложной сети улиц-коридоров, тянувшихся на многие километры. В катакомбах первые христиане хоронили своих собратьев по религии и там же совершали поминки, молились. Подземные ходы-галереи имели обычно около 1 м в ширину и до 3—4 м в высоту. Иногда эти галереи располагались друг под другом в несколько ярусов. В стенах коридоров делались прямоугольные выемки «локули», в которых клали покойников, завернутых в саваны, без гробов. Отверстия «локулей» закрывали каменной или терракотовой плитой. Входы в катакомбы прикрыты небольшими постройками, так называемыми цимитериальными камерами, имевшими форму квадрата с примыкавшими к нему с трех сторон полукруглыми апсидами. Катакомбы окружают Рим сплошным кольцом. Наиболее известны своими росписями катакомбы Каликста, Себастьяна, Домициллы, Присциллы (Рис. 225, 226).
В 4 в. н. э. после признания в 313 г. н. э. христианства государственной религией начинают строить христианские храмы — базилики. Форма и название их были заимствованы от более ранних античных базилик, являвшихся административными и судебными зданиями. В первое время после признания христианства верующие совершали богослужения в старых римских базиликах. Естественно, что их план послужил образцом и для новых церковных сооружений.
Древнехристианские базилики имели прямоугольное очертание. Внутреннее их пространство расчленялось на три или пять нефов. В алтарной части нефы пересекались поперечной галереей — трансептом. Сам алтарь располагался в апсиде, полукруглой нише, перекрытой четвертью шаровой поверхности — конхой. Апсида завершала собою перспективу центрального, самого широкого нефа церкви. Перед входом в базилику находился обширный прямоугольный двор — атриум, окруженный колоннадой. В атриуме оставались те, кто еще не прошел обряда крещения и поэтому не имел права входить в храм. Посредине атриума ставилась купель для омовения. Конструктивное решение христианских базилик отличалось чрезвычайной простотой. Сравнительно тонкие стены выкладывались из кирпича, перекрытие осуществлялось посредством деревянных ферм. Античные римские строительные приемы для такого рода сооружений почти утратили свое значение.
Нефы базилик отделялись друг от друга рядами мраморных колонн, на которые опирались арки или антаблемент, поддерживающие возвышавшиеся над перекрытием боковых нефов прорезанные окнами продольные стены среднего нефа. Иногда в базилики переносились колонны из старых античных сооружений. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было столь же скромно, как и их композиция и конструкция. К числу наиболее известных пятинефных раннехристианских базилик Рима следует отнести базилику Петра (4 в. н. э.), замененную в 16 веке знаменитым собором св. Петра, и построенную в 4 в. н. э. базилику Сан-Паоло-Фуори ле Мура (св. Павла за городскими стенами)—самую просторную из сооружений этого типа. Из трехнефных базилик 4 в. н. э. наиболее примечательны базилики Санта-Пуденциана и Санта-Мария Маджоре. Интересные образцы христианских базилик 4—5 вв. н. э. находятся в Сирии. Основным материалом этих сооружений служил камень в сочетании с деревом. В перекрытиях сочетались балочные системы и арки.
Наряду с базиликами в раннехристианское время строились культовые сооружения центрического типа, в которых нашли свое дальнейшее развитие античные традиции круглого храма. Такая форма более всего подходила для баптистериев, креща-лен и мавзолеев. Широкой известностью пользуется мавзолей Санта-Констанца в Риме первой половины 4 в. н. э. Барабан его купола покоится на расположенных но кольцу парных колоннах. Центральный объем здания окружен галереей, перекрытой сводом. Другим выдающимся памятником центрического типа является церковь Сан-Стефано Ротондо середины 5 в. н. э., план которой образуется двумя рядами поставленных по кругу колонн. Оба типа раннехристианского храма — базиликальный и центрический — как бы сливаются воедино в зданиях крестообразной формы. Характерным образцом такого сооружения может служить небольшой по размеру мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (около 440 г. н. э.). Центральная его часть перекрыта парусным сводом.
Строительство христианских храмов сопровождалось широким развитием монументальной живописи. Здания базилик украшаются фресками и мозаиками. Ими оформляются апсиды, купола, торцовые стены главного нефа. Хотя эти росписи уже выражали совершенно новые идеи, в формальном отношении они все еще продолжали следовать сложившимся античным традициям.
В 3 в. переживает вновь свой кратковременный подъем римский реалистический портрет. В последние годы 2 в. и в начале 3 в. при Септимии Севере и его преемниках еще продолжают жить художественные формы антониновского портрета. Работы этого периода отличаются мягкой моделировкой, подробной разработкой прядей волос и бороды, тщательной полировкой лица. Но, сохраняя формальные приемы обработки материала, мастера этого периода вкладывают в портреты совершенно иное содержание. Только волевые энергичные суровые правители могли удерживать власть в своих руках в наступивший период кризиса и распада империи. Портреты с выражением мягкой грусти, меланхолии уступают место произведениям, правдиво раскрывающим внутренний характер человека (Рис. 227).
С 30-х годов 3 в. в портретном искусстве вырабатываются новые художественные формы. Глубина психологической характеристики достигается не детализацией пластической формы, а строгим отбором самых главных черт портретируемого.
В 3 в. начинают расписываться христианские катакомбы. Сюжеты росписей взяты из христианской религии, но по своей художественной форме они стоят на уровне античных росписей 3 в. н. э.
Особенно интересны по своеобразной манере росписи в христианской гробнице, в так называемом ипогее Авралиев (около середины 3 в.). Замечательны изображения апостолов, лицам которых художник сумел придать индивидуальные черты и яркую эмоциональность.
Искусство позднеантичной живописи развивается по двум направлениям: одно продолжает традиции римской живописи 1—2 вв. н. э., другое разрабатывает новые формы. Уникальным памятником станковой живописи, датируемым началом 4 в. н. э., является изображение богини Ромы, выполненное в энкаустической технике. Вероятно, это часть большой картины, изображавшей Константина и его сыновей. Рома на троне с Викторией в руке напоминает культовые статуи 2 в. н. э. Возможно, она действительно воспроизводит статую Ромы, стоявшую в храме Венеры и Ромы в Риме.
В искусстве поздней Империи наблюдается время неуклонного заката гуманистической античной художественной системы, постепенное усиление давления аскетичной христианской идеологии. В 3 в. христианство стало официальной религией страны. Начался раннехристианский период искусства, явившийся естественным мостиком к искусству средних веков.
Искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни, Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи.