В. до н.э.).
Искусство периода ранней классики (первая половина
II. Искусство периода классики
С первых десятилетий 5 в. до н. э. начался классический период развития греческой культуры и греческого искусства. Искусство классики — это искусство греческого города-государства цветущей поры его развития, связанной с победой демократии в Афинах и других греческих полисах. К началу 5 в. до н. э. сложились два наиболее противоположных по своему укладу города-государства Древней Греции: Афины и Спарта.
Героическая эпоха греко-персидских войн и годы, непосредственно за ними последовавшие, были временем бурного роста рабовладельческих полисов. В борьбе с персами они доказали свою жизнеспособность и силу и вступили вслед за тем в пору своего наивысшего могущества. Начался период широкого строительства общественных архитектурных сооружений, создания монументальной скульптуры и фресок, которые утверждали силу и значение греческих городов-государств, достоинство, величие и красоту человека. Произошел решительный перелом в развитии искусства.
Искусство Древней Греции эпохи классики делится на три основных периода:
1. Период ранней классики (первая половина 5 в. до н.э.)
2. Период высокой классики (вторая половина 5 в. до н.э.)
3. Период поздней классики (4 в. до н.э.)
Эпоха ранней классики, связанная с борьбой Греции против могучей Персидской державы, была периодом становления демократии в греческих городах-государствах (полисах). Эпоха архаики, отмеченная правлением тиранов, уходила в прошлое. На историческую сцену выходил независимый гражданин, человек. Для строгого стиля характерен драматический накал борьбы: большинство тем связано с битвами, напряжёнными динамичными действами, строгостью наказания, выносимого врагам.
Монументальный и общественный характер архитектуры греческой классики, ее тесная связь с жизнью коллектива свободных граждан, с государственными культами богов, олицетворявших единство полиса, нашли свое яркое и сильное выражение уже в период ранней классики.
Храмы были не только культовыми зданиями, посвящёнными божеству. Они воплощали в себе идеи гражданственности патриотизма, выражали силу, мощь греческого полиса.
Ведущую роль в это время играл дорический ордер. Передовые черты греческой архитектуры предшествующего, архаического периода получили теперь широкое и свободное развитие. Глубокое соответствие всего образного строя дорического ордера духу гражданской героики 5 в. до н. э. особенно помогало раскрытию всех заложенных в нем художественных возможностей.
Периптер стал господствующим типом здания в греческой монументальном архитектуре. Классический тип периптера и вся система его пропорций получили свое развитие именно в эти годы.
Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (Рис. 151) – большой гексальный (шестиколонный) периптер, построенный из грубого известняка. Храм по своим очертаниям приближается уже к памятникам классического времени.
В 60-е гг. V в. до н. э. был заново отстроен храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Либоном, — важнейшее общеэллинское святилище, где раз в четыре года справлялись всемирно известные Олимпийские игры. Храм Зевса в Олимпии, построенный между 468 и 456 г. до н. э. архитектором Либоном, имел значение общеэллинского святилища и являлся самым крупным храмом всего Пелопоннеса.
Это был классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника), что давало возможность добиться почти чеканной точности и чистоты исполнения деталей. Пропорции храма отличались строгостью и ясностью. Их суровость смягчалась праздничной по своему характеру окраской. Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах. Таким образом, в храме Зевса в Олимпии уже нашел свое воплощение характерный для классической Греции синтез архитектуры и скульптуры, о котором подробно будет речь дальше, при описании Парфенона, и были окончательно утверждены принципы архитектурной классики.
Понятие о греческом искусстве 70—60-х гг. 5 в. до н. э. дают также небольшие бронзовые статуэтки, дошедшие до нашего времени. Их значение особенно велико потому, что бронзовые греческие оригиналы, за редкими исключениями, утрачены и судить о них приходится по далеко не точным и сухим римским мраморным копиям. Между тем именно для 5 в. до н. э. характерно широкое применение бронзы как материала для монументальных скульптур.
Особенно ясно рождение нового эстетического идеала раскрывается в образе «Дельфийского возницы» (Рис. 152) (вторая четверть 5 в.до н.э.). «Дельфийский возница»— одна из немногих дошедших до нас подлинных древнегреческих бронзовых статуй. Возница является частью большого памятника, изображающего колесницу с конями, победителя и возницу. Группа была установлена в честь победы на ристалищах. Суровая простота, спокойное величие духа разлиты во всей фигуре возничего, одетого в длинную одежду и стоящего в строго неподвижной и вместе с тем естественной и живой позе. Реализм этой статуи заключается в первую очередь в том чувстве значительности и красоты человека, которым пронизана вся фигура.
В противоположность строгой сосредоточенности юноши-возницы статуя Зевса (Посейдона) с мыса Артемисион (Рис. 153) воплощает собой скрытую энергию, огромную духовную силу. Величие главного олимпийского бога выражено не только мощными формами корпуса, не только в сильном движении и повелительном жесте, но главным образом в чертах красивого мужественного лица, в серьёзном, но страстном взгляде.
В поисках средств для наиболее реального выражения действительности встала новая проблема, а именно передача глубины пространства, трехмерности построения, большей гибкости, подвижности человеческой фигуры. Труднейшей задачей в искусстве ваяния было фиксирование момента перехода от статики к движению.
Удачное воплощение всех этих сложных задач можно видеть в небольшой греческой статуэтке «Бегун на старте» (Рис. 154). Атлет показан в последнюю секунду перед стремительным рывком вперед, в момент, когда напряжение достигает своей наивысшей точки. Протянутая вперед левая рука и отодвинутый назад локоть правой, выставленная вперед левая нога создают мотив перекрестного движения. Ноги бегуна слегка согнуты в коленях, корпус наклонен вперед.
Сочетание плавного, как бы непрекращающегося движения с устойчивым положением мастерски выражено на замечательном произведении неизвестного греческого художника на мраморном троне с рельефами (так называемом троне Людовизи) (Рис. 155). Рельеф представляет сцену рождения Афродиты из морской пены. Это один из великолепных памятников греческой пластики 470—460 гг. до н.э. И здесь изображена выходящая из морских волн прекрасная хрупкая фигура Афродиты в тонком, плотно прилегающем хитоне, ее слегка приподнятое лицо сияет радостью. По сторонам богини две юные ее прислужницы — Оры (времена года), стоя на морском берегу, склонившись, поддерживают поднимающуюся из вод богиню и прикрывают ее плащом. Девушки одеты в длинные струящиеся одежды, и их симметрично расположенные фигуры оживляются различной игрой складок хитонов.
Движения поднимающейся вверх Афродиты и наклоняющихся к ней Ор противопоставлены по направлению, но линии композиции не разрываются. Переплетение рук и мягкие складки одежд создают впечатление непрерывного действия.
Замечательным художественным явлением первых десятилетий 5 в. до н. э. остаются, как и в 6 в. до и. э., аттические расписные вазы.
В Афинах работало много гончарных мастерских. Владельцы некоторых из них собирали у себя замечательных художников. Такими превосходными мастерскими были мастерские Эвфрония, мастера, работавшего еще и в 6 в. до н.э., Гиерона, Клеофрада, Брига, Пистоксена и многих других. Вазы, выходившие из этих мастерских, подписывались, как правило. именем владельца, а часто и именем художника.
Художники первой половины 5 в. до н. э. постепенно добиваются более правильного рисунка лица в фас, глаза в профиль, фигуры в профиль и в три четверти.
Замечательным художесвенным явлением первых десятилетий 5 в. до н.э. остаются, как и в 6 в. до н.э. аттические расписные вазы. Наряду с краснофигурной техникой получают в 5 в. до н. э. широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которой лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Примером такой росписи может служить фрагмент чаши из мастерской Пистоксена (ок. 489 г. до н.э.). На чаше изображена сцена убийства Орфея фракиянкой. Рисунок выполнен тонкими линиями и очень тщательно. Голова молодого Орфея классического типа поразительно походит на голову дельфийского возницы.
Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе, героическая типизация образа реального человека — это основные черты складывавшегося искусства классики. Общественно-воспитательное значение искусства ранней классики было неразрывно и естественно слито с его художественным обаянием, оно было лишено каких-либо элементов нарочитого морализирования. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты.