Нечистая сила в представлениях ходзинцев

Перечень духовных званий и должностей, известных ходзинцам

1. Азэнджак1о — призывающий мусульман к молитве.
На эту должность выбирался человек, имеющий духовное
образование и с хорошим голосом. Должность считалась
престижной. Однажды азэнджак1о ошибся и в среду стал
призывать к пятницкой молитве аульчан. Когда собравшие­ся на молитву мужчины сказали ему о совершенной ошибке,
он ответил, что потому как они медленно собираются, то как
раз успеют к пятнице...

2. Сохътэ — студент духовного училища.

3. Хьэжы — совершивший паломничество в Мекку. Последними из а. Ходзь хадж совершили Афашаговы Мусэ и Хусин.

4. Му1эзин — помощник эфенди. Чаще всего им был
азэнджако.

 

5. Шъэлэуаткъэхь — призывающий аульчан принять
участие в обряде похорон, имеющий духовное образование и
с громким голосом. Должность не постоянная.

6. Эфенди — духовный служитель, под руководством
которого совершались все религиозные обряды. Это должен
был быть образованный и владеющий ораторским искусст­вом мужчина. Очень важную роль играли также его мораль­ные качества.

В Ходзе эфенди были:

Афашагов Джамбеч Тасимович (1888—1934) — имел духовное обра­зование и знал также русскую грамоту.

Афашагов Казий Камбулетович (1913—1997) — умел читать Коран и знал русскую грамоту. Обладал высокими моральными качествами.

Беданоков Умар Исмелович (1867—1933)

Белимготов Умар Бемирзович —1954)

Бжентхалов Масхуд Хусенович

Бжентхалов Джумальдин Масхудович (1865—1937)

 

Д. М. Бжентхалов получил духовное образование за гра­ницей. В одно время Жанокъо хьаблэ остался без эфенди и в Кабарду были посланы «л1ык1о», которые пригласили на эту должность Бжентхалова Масхуда. Хьаблэ выделил зем­лю, помогли построить дом и он стал духовным служителем в этом жэмыгат. Прошли годы. Он состарился, а его сын за­кончил учебу и вернулся в аул. Старый эфенди стал про­сить, чтобы его освободили от должности. Во время очеред­ной молитвы в мечети, когда старый Бжентхалов закончил обряд намаза, Т1элэнахъо вывел его из мухараба и посадил на его место сына.

Гаумов Исмаил Берзегович (1900—1974)

Гашев Асланчсрий Алиевич (1894—1973) — обучал детей Корану.

Дзыбов Мусса — 2-й эфенди аула.

Бричев Хаджибий Исмелович (1900—1988) — очень порядочен.

Ельмнрзов Темляху Пшигаунович (1896—196)

Ельмирзов Галим Темляхович (1902—1991)

Думанишев Алий Каншаович (1868—1951) — получил высшее духов­ное образованиев одной из арабских стран, один из самых образованных эфенди за всю историю а. Ходзь.

Комбичоков Масхуд Бекирович (1876—1916)

Конов Тлостанбек Толюстанович (1888—1964) Лагуфов Магометмиза Шагибович (1888—1937)

Жириков Гисэ Цагунович (1888—1979) — хорошо знал Коран и араб­ский язык.

Хамаджихов Хангерий Хаджиретович (1891 — 1971)

Цеев Схатчерий Урыебиевич (1880—1971)

Гашев Шхангерий Хаджумарович (1911 — 1993)

Шетов Махмуд

Шебзухов Магамед

Шебзухов Асланбек Магамедович ( —1932)

Шебзухов Джарий.Асланбекович (1927 — вызубрил молитвы.

Шумахов Казий Масхудович (18 —1934)

Яганов Хьажкъемэт (1831 — 1956)

Алмэстыр — дикий человек — женщина, обладающая сверхъестественной силой. Ее представляли в виде обнажен­ной женщины с распущенными волосами. «Один ходзинец женился и как полагается по обычаю, вернулся к себе домой в лэгъунэ довольно поздно. Перед этим в доме друга — шъэо ш1ып1э, где он находился, рассказывали всякие страшные истории. Он вернулся к себе во двор под впечатлением ус­лышанных рассказов. Перед сном он решил зайти в туалет... Открывает дверь туалета и вдруг перед ним при лунном све­те встает полуголая женщина с распущенными волосами. Он в ужасе бросается наутек. Выяснилось... что это была его собственная молодая жена»9.

Джинн (жин — ф1ып1э, хужъ.) — мифологические духи. Согласно мусульманской традиции джинны созданы Алла­хом из бездымного огня и представляют собой воздушные или огненные тела, обладающие разумом. Они могут прини­мать любую форму и выполнять любые приказания (!).

Пыщэгъу и1э — чаще всего женщина, имеющая связь с джинном, которая может употреблять свои возможности на добро и зло.

Псыхъо гуашъэ — хозяйка реки. Ею обычно пугают де­тей: смотри не подходи к реке, а то псыхъо гуашъэ утащит тебя в реку.

Уд — колдун, колдунья. Совершает только темные дела.

Хьэдэ-гъодахэ — очень бледный, плохо выглядевший че­ловек, связанный с нечистой силой.

Хьэдэ-жадэ — блуждающий мертвец. Считалось, что если покойник ушел из жизни чем-то очень недовольный или недовольный обрядом похорон, то он начинает трево­жить живых. Это продолжается до тех пор, пока не соверша­ется определенный ритуал. «А. при живой жене с детьми же­нился на другой и привел ее в дом. Не выдержав этого, в 1948 г. первая жена умерла и ее похоронили. Ночью группа близких к семье женщин осталась в комнате, где лежала одежда покойной. Как только пробило полночь, в кухне ста­ли раздаваться странные звуки, большой шум. На вторую ночь произошло то же самое. Когда женщины рассказали мужу об этом, он пошел к тогдашнему эфенди Жирикову Гисе. Выслушав посетителя, эфенди сказал, что покойница стала хьэдэ-жадэ. Чтобы избавиться от этого, надо, чтобы ночью кто-то пошел на кладбище, раскопал могилу, приотк­рыл рот покойнице и снова привел в порядок могилу. Как рассказывают, А. заплатил деньги «Гэсэмэгу», и тот точно выполнил указания эфенди. Хьэдэ-жадэ исчез, но через не­которое время Н. внезапно умер»10.

Ходзинцы уважают тех, кто достойно принимает неиз­бежность кончины. «Беданоков Каспот умирал, и как полагается в таких случаях, собрались родственники, соседи. Одна из родственниц, отличавшаяся скверным характером и внешностью, стала причитать: «О Къаспот, мыгъо мо зэ уйнап1эр къэп1этыжькъэ...» На что умирающий ответил: «Си нап1эр къэс1этмэ, уйшынэхэжъыракъэ слъэгъунэр...» И испустил дух»11.

Нет такого взрослого нормального человека, который не испытал бы какой-то грусти или не задумывался бы о сущ­ности жизни при посещении кладбища. В молодости не за­думываешься серьезно о жизни и смерти, хотя на кладбище испытывал трепет, когда смотрел на могилы односельчан. В то время их могилы были для меня безымянны, потому что в то время они были обозначены простым къэнэт1эхэсэ с тав­ром, о которых я не знал ничего. Прошли годы, и появилась мода на надгробные памятники с надписями, а затем и с фо­тографиями. И теперь смотришь в знакомые лица: пожилые, среднего возраста и совсем молодые. Сколько же здесь раз­ных моих земляков и родственников! В свое время Г. Гейне писал, что «Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история».

Много ли среди них таких, которые могли сказать, что они были довольны своей земной жизнью, осуществили все свои земные помыслы и теперь удовлетворенные лежат на своем постоянном пристанище... Кто я? Какова цена моего тела? Есть ли оно только материя, предназначенная умереть и превратиться вновь в материю. Возможно ли, чтобы я был подобен предназначенному для сожжения полену. А как хо­чется надеяться, что смерть не одерживает полной победы над человеком. Но тем не менее человек должен в основном познать себя самого, сделать себя мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку, сообразно порядочной сущнос­ти, устроить мир истинно по-человечески!

По какому-то страшному закону человек не ценит то, что имеет; он думает, что смерть — за горами, а она — за пле­чами, и когда наступает мрачная пора жизни, тогда он лиша­ется самообладания и с сожалением вспоминает о той ме­лочности, которую проявлял во многих своих поступках. А поступки эти мы совершаем, потому что стремимся к радос­тям и наслаждениям.

В подавляющем большинстве случаев жизнь человека прерывает болезнь или нелепая случайность. Если жизнь протекает нормально, то к ее концу после 100 лет (?) по­является своеобразный инстинкт смерти, и старик заканчива­ет дни своей жизни совершенно спокойно, как человек, по­кидающий пир.

Так ли это на самом деле? Истину знает лишь «испол­нитель главной роли» в этой драме. Переход от жизни к смерти носит закономерный характер, но люди всегда вос­принимали смерть как самое страшное и непонятное для че­ловека явление.

Смерть ожидает всех: слабых, сильных, счастливых, не­счастливых, подлых и хороших — здесь все равны! Согласно вечным Законам, все мы должны совершить круговорот сво­его бытия.

Бьют часы и значит, мир живет:

Вьюги плещут, шелестит трава,

Маятник покоя не дает и слегка кружится голова.

А ведь нагрянет день — как минуты, пролетят года,— Навеки? Навсегда?