ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ ХОДЗИНЦЕВ

Колхоз имени Ленина с 1950 г.

Беданоков Аскарбий Каспотович 1917—1969 1950—1953 гг.

Гучепшоков Мусса Айтекович 1916-1982 1953—1954 гг.

Догов Шхамбий Харунович 1917—1996 1954—1959 гг.

Беданоков Аскарбий Каспотович 1917—1969 1959—1969 гг.

Хамуков Айдемеркан Айсович 1941 1969—1973 гг.

Курмалиев Хасамбий Нахишевич 1941 1973—1992 гг.

Макаов Хасамбий Ахмедович 1948 1992—1995 гг.

Ляфишев Хасамбий Рамазанович 1959 1995—

Религиозные верования адыгов в раннем средневековье в основном оставались такими же, как и в предшествующую эпо­ху: многобожие, всевозможные магические обряды, поклоне­ние священным местам. Все это было характерно для родового строя. В тот период у адыгов божествами считались:

 

1. Тхьашхо — главное божество, создатель вселенной.

2. Щыблэ — божество молнии и грома — смерть от молнии считалась почетной, а могила убитого молнией счита­лась священной.

3. Созэрэщ, Тхьагъылэдж — покровитель земледелия,
плодородия.

4. Ахин, Емыщ — покровитель скотоводства.

5. Мэзытхьэ — покровитель охотников, леса. Когда хо­тят подчеркнуть достаток человека, говорят: «Мэзытхьэ
нэхъри нэхъ бей» — богаче, чем лесной бог.

6. Тл1эпшъ — покровитель кузнецов, которого черкесы
очень сильно почитали. Кузнице, железу приписывалась
сверхъестественное свойство: способность магически исце­лять больных. Кузница была местом совершения некоторых
лечебных обрядов и лечения раненых — ш1апшъэ: раненого
старались развлекать днем и ночью, не давая ему заснуть.
Односельчане собирались к нему, устраивались игры, тан­цы. Каждый входящий громко ударял по железу. «В семье
Наурузовых умерло много детей в раннем возрасте, и никто
не мог объяснить причину их смерти. Когда же в 1856—1860
годах один за другим родились три мальчика, их отнесли в
кузню и поменяли им имена — все трое выжили»1. Многие
религиозные обряды сохранились и до наших дней: магичес­кий обряд вызывания дождя — хождение с куклой, сделан­ной из деревянной лопаты, одетой в женский наряд. Эту
куклу, называемую «хьанцэ-гуашъэ» — княжна-лопата, жен­щины и дети носили по всему аулу и возле каждого дома ее
обливали водой. Участникам шествия давали также различ­ные продукты, из которых в конце шествия возле реки гото­вили различные кушанья и поедались там же. В первую оче­редь угощали детей. В заключение куклу бросали в воду.
Бросали в воду также и друг друга. Через три дня куклу вы­нимали из воды, раздевали и ломали.

Разложение родового строя и развитие феодальных от­ношений создавали почву для распространения религии классового общества. Как в общественной жизни переплета­лись различные отношения, так и христианство, а позже и ислам переплетались с древними верованиями. Проникнове­ние христианства сопровождалось установлением более тес­ных связей с Византией и Русью. Христианство способство­вало укреплению власти феодализирующейся знати: IV— IX вв. В XV в. у адыгов наблюдается упадок христианства, связанный с ослаблением в это время связи адыгов с христиан­скими странами и непрочностью его проникновения в их среду. «Упадок православия сопровождался проникновением в среду адыгов ислама, который был занесен на Северный Кавказ в VII—XIV вв., еще в домонгольское время, и его рас­пространение шло быстрее в среде знати»2. В большей степе­ни адыги столкнулись с исламом через Золотую Орду. Но наиболее широкое проникновение ислам имел с расширени­ем агрессии Турции: в 1717 г. по приказанию султана крым­ские ханы Довлет-Гирей и Хаз-Гирей распространяли маго­метанскую веру огнем и мечом. В эту эпоху многие шогены были убиты, книги их сожжены. Расправы и грабежи сопро­вождали проповедь ислама. Истребеление непокорных, ра­зорение их хозяйства, увод в плен жен и детей — обычные методы исламских миссионеров. Ислам частично отвечал интересам адыгской знати, которая приспособила его к сво­ей идеологии и сделалась проводником мусульманства. Но несмотря на все старания завоевателей, ислам оставался ре­лигией господствующих слоев до конца XVIII в. В качестве распространителей ислама также использовались мусуль­манские духовные лица, побывавшие в Мекке и возвратив­шиеся в звании хаджи. С их помощью создавались медресе - духовные школы. «С 1784 г. появляются первые мечети, внедряются мусульманские обряды. Благодаря этой пропа­ганде ислам получает определенное распространение»3. Центром распространения ислама между адыгами стала Анапа. Стало увеличиваться число магометанского духовен­ства и постепенно власть его стала усиливаться. Вместе с ис­ламом на Северный Кавказ проник арабский язык, но язык Корана изучали лишь в медресе, и в практическую жизнь арабское письмо проникло лишь в середине XIX в. — начала появляться документальная письменность на арабском язы­ке, не получившая широкого распространения.

Духовенство Адыгеи было представлено эфенди или ка­диями и их помощниками — муэдзинами (дьячками), кото­рые были обязаны созывать правоверных на молитву и в случае отсутствия эфенди подменять его. По своим правам духовенство приближалось к положению дворянства. В ду­ховное сословие могли вступать лица из всех сословий. Обя­зательным условием для этого являлось знание арабского языка и Корана, которому обучали в медресе: еджак1о -изучающий 1-ю ступень Корана и сохътэ - 2-я ступень. Изу­чив арабский язык и Коран, учащийся подвергался испыта­ниям. Должность эфенди давалась верховным муфтием — главой мусульманского духовенства. Шариат предъявлял к мусульманам много требований: «Что постигло тебя хорошего, то от Аллаха, а что постигло дурного, то — от самого себя»4. Догматика ислама проста, так же просты его практические и обрядовые заповеди, которые сводятся к следующему:

1. Нэмэз — пятикратная ежедневная молитва — одна из
основных обязанностей верующих: Пшъэджыжъ нэмэз — ут­ренняя молитва, совершаемая на заре. Щэджэгъо нэмэз -
полуденная молитва. Ичынды нэмэз — во второй половине
дня. Ашхъэм — при заходе солнца. Жасы — перед сном.

Кроме этого наиболее усердные мусульмане совершают еще дополнительные молитвы во время нэш1 мазэ — поста — Рамадана. Ритуал намаза довольно сложен и требует соблю­дения всех правил. Малейшее нарушение этих правил ведет к недействительности намаза. Перед намазом мусульманин обязан совершить ритуальное омовение — андез.

2. Нэш1 мазэ — ураза — «Саум» — священный месяц Ра­
мадан — одно из основных предписаний ислама. Обязателен
для взрослых, здоровых, ритуально чистых мусульман в те­чение месяца. Заключается в полном воздержании от всего в
светлое время суток. С наступлением темноты запреты снимаются. Главное событие Рамадана — ниспослание боже­ственного откровения — Корана. По окончании уразы насту­пает один из самых основных праздников ислама — нэш1 ик1ыжь — гид махо.

3. Курбан-байрам — къурмэн — отмечается на 70 день
после окончания уразы — праздник жертвоприношения -
длится 3 дня.

4. Хадж — паломничество в Мекку и Медину — не явля­лось непременной обязанностью. Святость и благость хаджа
беспредельны. Разрешается посылать вместо себя других.
Совершивший хадж удостаивается почетного звания «хьэжы», он рассматривается мусульманами в качестве почти святого человека. «Те, кто совершал хадж, брали с собой не менее 400 руб. и мешок с «хьэкъурт» — поджаренная моло­тая кукуруза. Считалось, что пища паломника должна быть легкой, чтобы во время совершения обряда паломник не застрял в отверстии в стене Каабы. Существовала невер­ная легенда, что паломники во время совершения обряда хадж, должны были пролезать через узкое отверстие в стене Каабы»5, Ходзинцы никогда не были подвержены религиоз­ному фанатизму, но религия в их жизни играла довольно значительную роль: вплоть до 30-х годов XX в.- жители аула
по многим вопросам больше прислушивались к мнению ду­ховных служителей, чем к мнению властей. В этих вопросах
большую роль играли морально-этические качества эфенди.
О том, какова была сила слова эфенди, может показать слу­чай из истории а. Ходзь: на пригорке, напротив Пшихожева Худа, вне кладбища был похоронен один из рода Ципиновых, вина которого заключалась в том, что он заходил в хри­стианскую церковь. О нем говорили, что он стал «джэур» - неверным. На самом деле вряд ли он поменял веру, но в на­зидание другим ходзинцам эфенди приняли суровое реше­ние»6. Во многих публикациях, когда мы трубили о победе социализма, подчеркивалось, что ликвидировав эксплуата­цию человека человеком и национальный гнет, социализм уничтожил причины возникновения ислама. Далее отмеча­лось, что строительство социализма сопровождалось массо­вым отходом от религии... «Некоторые эфенди публично
снимали с себя это звание, обращаясь в областную газету с
раскаянием: в декабре 1928 г. через газету «Адыгейская
жизнь» сложил свои полномочия Белимготов Умар Бемирзович — эфенди из а. Ходз (Попробуй он слушаться, если ему предложили «добровольно» сложить свои полномочия. В лучшем случае его ожидало лишение политических прав, а впоследствии — раскулачивание, ссылка или тюрьма). Наи­более реакционные представители духовенства не собира­лись уступать без сопротивления свои позиции. Они под­стрекали ту часть населения, на которую продолжали оказы­вать влияние, на различные выступления. Так, в 1928 г.
выступления верующих с антисоветскими (?) требованиями
прошли в а. Ходзь. Во время демонстрации верующие жен­щины явились в сельский Совет с требованиями разрешения
преподавания Корана в советских школах, открытия в ауле
медресе и прекращения хлебозаготовок» (!!!)7. В другой ста­тье, написанной в годы «перестройки», пишут: «Только ли в
а. Ходзь так проходят похороны? В Адыгее большинство по­хорон совершается еще по мусульманским обрядам. Вспом­ните такой обычай: в семью, где кто-то умер, приходят все
взрослые жители аула. Сколько потери рабочего време­ни...»(!)8. Конечно, есть много негативного в обряде похорон
и много изменений в худшую сторону вносит женская половина аула, но что взамен или лучше могли предложить органы Советской власти или специальные институты, которых у нас в стране великое множество. Духовная жизнь человека не терпит вакуума. И хорошо, что человек считает своим долгом пойти к своему аульчанину, родственнику, знакомо­му выразить соболезнование и принять участие в похоронах. Человек, если он Человек, достоин того, чтобы ради него близкие и знакомые на минуту приостановили свой бег, взгрустнули об ушедшем в вечность и задумались о себе: так ли я живу в этой быстротечной жизни...?