Общество как саморазвивающаяся система.

Основные закономерности прогресса и его критерий.

 

В историко-философской традиции сложилось представление о прогрессе в форме разрешения противоречия между сущим и должным, которая имеет свои этапы. Более того, разрешение этого основного противоречия, как правило, порождает новые противоречия. Разрешение новых противоречий осуществляется с ускорением темпов, по сравнению с разрешением старых противоречий.

Сравнительный анализ исторического развития позволяет выделить четыре типа прогресса:

· приспособление к природе, адаптацию среды обитания и формирование ойкумены как предпосылки пракультуры;

· сельскохозяйственный тип локального прогресса со всеми его последствиями и подтипами;

· индустриально-торговый, рыночный, тотальный прогресс;

· постиндустриальный или научно-информационный, плановый, глобальный прогресс.

О критериях прогресса спорят, и тем не менее их можно выделить. Поскольку прогресс проявляется во всех сферах жизни общества, то стало быть, есть смысл рассматривать критерии с учетом этих сфер: экономической, социально-политической, духовной, научно-технической, военной и так далее.

При рассмотрении прогресса по отдельным странам следует ориентироваться на критерий, рассматривающий жизнь человека как высшую ценность. Отсюда возможность проводить сравнительный анализ и выявлять уровни отношения к жизни человека в диапазоне: от «человек - средство» до «человек - самоценность».

Для масштаба всемирной истории в качестве критерия можно рассматривать развитие производительных сил;уровень их развития на каждом этапе истории человечества. Такой выбор определяется тем, что основу прогресса составили производственные революции сельского хозяйства и промышленности, а также научно-техническая революция, обеспечив переход от собирания до созидания, включая производство.

В историко-философской традиции наработан определенный опыт вычленения критериев прогресса по отдельным формациям исторического развития.

Если первую формацию можно условно назвать как время «собирания», то в качестве критерия этого исторического этапа можно указать меру адаптации, приспособления к природе.

Для второй формации характерно становление сельскохозяйственного производства и в качестве критерия в этом случае можно рассматривать плотность населения и меру его обеспечения.

Третья формация характеризуется становлением и осуществлением промышленного производства, где критерием выступает мера производительности труда.

Четвертая формация представлена реальностью постиндустриального общества, критерием которого является степень глобализации социальных процессов.

Прогресс предполагает свою меру регресса, имеет свою поэтапность в форме разрушения и созидания, что ведет к состоянию дискомфорта людей на определенных его этапах. Эта тенденция явно усиливается и как тут пройти мимо остроумного замечания о том, что «сегодня на передний план выдвигается трудная и дорогостоящая задача по защите людей и природы от последствий прогресса. (См.: А. Печчеи. Человек качества. М. 1986 г.; А. Тоффлер. Футурошок. СПб. 1998).


 

Понятие «общество» полисемантично. См.: общество охотников, любителей пива, фанатов определенной команды, высшее общество, СНО, и т.д.

Нас интересует общество как предельная характеристика социума, который включает единую територию, определенный способ производства, духовную жизнь, социальную структуру, политическую организацию. Эти характеристики являются основанием для определения общества как структурно организованной, самодостаточной общности людей, способной к своему воспроизводству и развитию.

Исходной точкой отсчета (клеточкой) общества является социальная активность людей, которая проявляется через их поступкии. И в этом смысле способом бытия общества является жизнедеятельность людей, ориентированная на удовлетворение их потребностей и интересов. Достаточно широкий спектр потребностей людей и их интересов [См.: основания классификации потребностей и интересов] задает многообразие деятельности людей.Формой проявления бытия общества как одного из видов «бытия в мире» является социокультурное пространство, составляющими которого выступают политическое и правовое, этическое и эстетическое, религиозное, философское и научное пространство.

Формой осуществления бытия общества выступает не просто время, а социально-политическое время становления, развития и функционирования того способа производства, который обеспечивает бытие общества.

Жизнедеятельность людей организуется через механизмы общественного производства, которое включает четыре (!) сферы: материальное и духовное производство, производство общественных отношений и производство определенного типа личности. (См.: Кальной И.И. Философия. Симферополь, 2003. С. 336-343).

Общество располагает своим базисом и надстройкой. Базис включает единство производительных сил и производственных отношений, сохраняя

заимосвязь на уровне формы и содержания.

Производительные силы имеют свою структуру, которая включает три (!) элемента, но их характеристики конкретного обеспечивают уникальность производительных сил любого общества.

Производственные отношения также имеют свою структуру, которая включает три (!) элемента. И в этом случае конкретные характеристики каждого элемента усиливают неповторимость общества и его различие с другими. (См.: там же)

Общество располагает и своей Надстройкой, которая включает социальную структуру общества как сумму больших и малых социальных образований, а также политическую организацию, в том числе институт государства, партию, церковь и другие общественные организации.

Ядро надстройки составляет духовная жизнь общества. Она имеет свою структуру: 7(!) форм освоения мира; 7(!) составляющих общей культуры; 7(!) языков общего языка; 7(!) различных форм общественных отношений; 7(!) сфер деятельности в рамках этих отношений; 7(!) форм общественного сознания со своим уровнем обыденного и теоретического, общественной психологии и идеологии.

Общественное сознание в своем единстве составляет основу формирования духовного мира человека и его индивидуального сознания. Каждый из названых компонентов базиса или надстройки привносит свою лепту в формирование уникальности конкретного общества как одной из частей целого, в качестве которого выступает мировая история человечества в своем становлении и развитии.

Такое положение обусловливает вывод о бесполезности знания частей во имя познания целого.Но такой вывод глубоко ошибочен.

Ориентируясь на методологию, которая представлена методом компаративистики или сравнительного анализа, аксиологическим методом ценностной интерпретации, а так же методом герменевтики, основу которого составляет «герменевтический круг», обеспечивающий знание частей через знание целого, и целого через установление гармонии частей, философия истории достаточно успешно решает проблему познания общества как самоорганизующейся системы, которая входит в качестве элемента в метасистему, имя которой – мировая история человечества.

Уникальность частей целого усиливается средой обитания людей - состоянием и содержанием географической среды, роль которой не следует недооценивать или переоценивать, но следует всегда принимать во внимание.

Геосфера - не только внешние условия, среда обитания людей, но и составляющая производительных сил общества, как та часть природы, которая представлена энергоисточниками и сырьевой базой. И в этом смысле геосфера выступает в двух ипостасях как условие и как фактор развития общества. Отрицательный фактор заставляет человека мобилизовать физические и умственные силы и решать проблему компенсации дефицита энергоресурсов или сырья. Положительный фактор подчас задает обстановку праздности и расслабления, что в конечном счете приводит к отрицательным результатам, поэтому прав один из английских политэкономистов XIX века, когда говорил: «что нет большего несчастья родиться в стране богатых природных возможностей». Может быть здесь и таится загадка «японского чуда» на голых камнях, и нищеты людей постсоветского пространства, бредущих в никуда по алмазным россыпям.

Особую роль в жизни общества как самоорганизующейся системы играют производственные отношения конкретного способа производства. Производственные отношения имеют свою структуру и их роль хорошо подметил К. Маркс в предисловии к «Критике политэкономии» (См.: Собрание сочинений т. 13. Стр. 6-9.), где он пишет о соответствии производственных отношений уровню и характеру производительных сил, и что получается, если соответствие исчезает? Производственные отношения несут в себе значительные возможности перекомпоновки и в этом процессе особую роль отводится частной собственности. Частная собственность и налоги обеспечивают условие и содержание обмена, распространения и потребления произведенного продукта. Частная собственность и налоги прошли извилистый путь трансформации из цели обеспечивающей праздный, паразитический образ жизни в инструмент регуляции производства, его определяющий фактор.

Первоначально это была база закрепления и приумножения социального неравенства; условие для обеспечения богатства, власти, престижа и привилегий; инструмент распределительных отношений (!).

Распределительные отношения, как правило, обеспечиваются сложившимися традициями; инвестицией капитала, принуждением к труду, системой налогов и торговлей. На распределительные отношения существенное влияние оказывают и привилегии, а также положение государственных служащих. На распределительные отношения оказывает существенное влияние и состояние преступного мира, его способностью к насилию, грабежам и обманам.

Что касается частной собственности, то это уже инструмент достаточно развитого общества, способного уяснить, что частная собственность одно из условий самореализации человека, а посему это условие подлежит защите на уровне института государства. Последнее составляет ядро социально-политического строя.

Вопрос о происхождении государства достаточно спорный. И тем не менее работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» для средне статистического студента достаточно, чтобы иметь представление «что есть что» по этому вопросу.

Становление государства шло на пути трансформации власти. (!) Как правило, центрообразующей силой государства выступали культура этноса и его традиции, освященные религией, Отсюда многообразие форм государственного правления, специфика их становления и развития.

Чтобы уяснить специфику и значимость института государства, следует вспомнить слова китайского мыслителя, обращенные к Ченгиз-хану. «Можно завоевать империю, сидя на коне, но нельзя управлять империей сидя на коне».

Кроме того, следует помнить и тот факт, что «политика - это концентрированное выражение и отражение экономики. Стало быть, политические отношения надстройки есть продолжение экономических отношений базиса. Государство немыслимо без бюрократии. Это его сила и его слабость. (См.: метаморфозы проявления бюрократии в бюрократизм и возможность изменения распределительных отношений в своих интересах).

Государство осуществляет целый ряд функций, обеспечиваемых законодательной, исполнительной и судебной властью. Эти функции имеют всегда характерное и специфическое проявление в деятельности государства того или другого общества, на том или другом этапе его развития.


§ 4. Основные категории исторического процесса.

 

Исторический процесс через свои основные категории обеспечивает возможность уяснить развитие и направленность мировой истории; рассмотреть её этапы, упорядочить поток уникальных фактов и выявить основное противоречие.

Основными категориями, раскрывающими содержание и направленность исторического процесса, являются способ производства, производительные силы и производственные отношения; распределительные отношения и тип отчуждения; тип политической организации; тип социальной организации общества; тип этнической организации общества; тип общественного сознания; основное противоречие формации (как самостоятельного периода мирового исторического процесса).

Эти категории (См.: Философский энциклопедический словарь М., 2003) составляют «дисциплинарную матрицу» для историка, дают возможность привязать исторические факты конкретного общества к определенной формации и определить место конкретного общества в мировой истории; выявить его потенциал и возможности; преодолеть субъективизм (!) в реконструкции прошлого, и через содержание настоящего уяснить направленность будущего.

Следует сделать несколько методологических замечаний, которые должны помочь уяснить сущность исторического процесса и выработать свою точку отсчета для решения проблемы соотношения общего и единичного, целого и части, соотнося историческое исследование конкретного общества и мировой истории человечества.

· Мировая история не абстракция, а реальность, которая складывается из взаимосвязи отдельных конкретных обществ с конкретным содержанием бытия общества и бытия в обществе.

· Целое это не механическая сумма частей, а совершенно новое качество.

· Часть, особенно историческую не понять адекватно, а тем более нельзя уяснить её специфику, установить её особенности вне содержания части с целым, единичного с общим, с мировой историей, её историческим процессом.

· Любое общество (страна, народ, государство), как правило, не проходит всех фаз мирового исторического процесса, в рамках которого как в котле провариваются, рождаясь и исчезая старые и новые общества. Следовательно, модель мировой истории прямо не приложима к истории отдельного общества.

· Рождение нового качества в каком-то обществе есть ассимиляция чужого опыта и его добавки к собственному.

· История человечества свидетельствует, что ни одному обществу не удавалось быть первым хотя бы на двух этапах мирового исторического процесса.

· Развитие очередной формации как составляющей мирового исторического процесса никогда не идет по одной линии, ибо будущему новому качеству предшествует многообразие вариантов (См.: Синергетика о точке бифуркации) Только время определяет, какой вариант был востребован и кто его востребовал первым. Как правило,это молодое общество, имеющее мощный потенциал жизненной энергии, способное инициировать рабочие идеи, ассимилировать без предубеждения чужой опыт, реализовать закон неравномерности развития,способное выдержать потрясения трех этапов переходного периода к новому качеству (разрушение старого, аккумуляцию инкубационного периода и созидание нового).

· А. Тойнби в своей работе «Постижение истории» вводит удачное понятие «вызов - и - ответ». Вызов обеспечивается созреванием основного противоречия в рамках мирового исторического процесса. Ответы конкретных обществ могут быть различными. Кто задержался с ответом или его ответ оказался не лучшим, тот оказался на обочине мирового исторического процесса, а может быть и пополнить архив мировой истории.

Тойнби приводит пример разных ответов на сходный вызов. Так в Греции, начиная с VIII века до н. э., ряд полисов-государств столкнулся с проблемой нехватки продовольствия и свободных земель для ведения сельского хозяйства. Некоторые полисы (Коринф, Халкида) использовали избыточное население для колонизации Сицилии, южной Италии. Спарта удовлетворила земельный голод захватом земель в Мессении, превратившись в рабовладельческое государство, где община - воинов эксплуатировала общину - илотов (рабов).

Что касается Афин, то афиняне вместо зерновых начали выращивать оливы, производить масло на экспорт и покупать хлеб в Скифии, что привело к развитию ремесла, техники (маслобоен), морского дела, торговли и как следствие, - к усложнению социальной структуры общества, подъему духовной жизни. За всем этим последовал небывалый рост культуры и формирование демократии.

Благодаря Афинам Древняя Греция заняла свое место на отрезке «осевого времени» (См.: К. Ясперс Смысл и назначение истории. М. 1994) рядом с Древним Китаем и Древней Индией.

Этапам мирового исторического прогресса предшествуют производственные революции, исключение составляет только первый этап, который складывается в рамках естественно - исторического отбора.

Производственная революция коренным образом меняет производительные силы и приводит к смене формаций.

Открытый ряд производственных революций включает:

- сельскохозяйственную производственную революцию, которую нередко называют неолитической (период каменного века ~ 5-7 тысяч лет до Р.Х.). Она начинается через включение земледелия и скотоводства в мировой исторический процесс и завершается с переходом к использованию плуга и тягловых животных, открытием колеса и хомута. Сельскохозяйственная промышленная революция обеспечила переход от естественного присвоения к производству.

- Промышленная революция (XIV-XV в. н. э.) начинается с включения в производство паровых машин, техники и технологии товарного производства, обеспечивая процесс трудосбережения.

- Научно техническая революция (40-50 г ХХ в.) обеспечила переход к научно информационному управлению производством, включив процесс экономии интеллекта.

· Каждая революция имеет три этапа: разрушение, инкубационный период поиска новых идей и способов их осуществления, а так же созидание; Реальностью каждой революции являются: социальные потрясения, борьба консерваторов и новаторов, нетерпение и нетерпимость.

· Результатом революции являются изменения на уровне:

а) взаимодействия общества с природой;

б) изменений в сфере движущих сил;

в) изменения типа отчуждения;

г) изменения способа политической и этнической организации;

д) смена типа социальной организации;

е) смена типа общественного сознания;

ж) изменения формы коммуникаций.

 

 

А. Взаимодействие с природой демонстрирует:

- полную зависимость от природы, когда специфика общества определяется геосферой;

- окультуривание природы и воспроизводство отношений с природой;

- создание техносферы и обеспечение относительной независимости от природы;

- Экономический кризис и поиск парадигмы гармонии общества и природы.

 

Б. Главные движущие силы проявляются в форме:

- изменения геосферы, повлекшее перемещение людских масс;

- войны, торговли, взаимной ассимиляции наработанного опыта;

- рыночной конкуренции и классовой борьбы;

- необходимость в региональном и общечеловеческом единстве.

 

В. Типы отчуждения проявляются в форме:

- доэкономического, для которого характерно отчуждение общества от природы;

- внеэкономического (отчуждение силой, грабеж, рабство, крепостничество);

- полуэкономического (эксплуатация колоний, сгон крестьян с земли, неограниченная эксплуатация рабочих, неравный рынок спроса - предложения)

- экономического (планируемая политика государства, его контроль через систему налогообложения).

 

Г. Способы политической и этнической организации проявляются в форме:

- кровно-родственных образований, формирования протоэтноса (племя);

- становления института государства, формирования народности;

- создания национальных государств, разделения мира на метрополии и колонии, формирования наций;

- в форме движения к мировому процессу, создания общечеловеческих институтов.

 

Д. Тип социальной организации заявляет о себе в форме:

- становления иерархии и утверждения власти авторитета, разделения людей по полу и возрасту;

- касты, сословия, корпорации, исключающих мобильность и закреплявших жесткую субординацию;

- партийно-классовых образований через отношение частной собственности на средства производства при формальном равноправии;

- профессионально-образовательных структур.

 

Е. Типы общественного сознания в форме:

- примитивно-религиозного, обыденного;

- философско-религиозной;

- философско-научной, политико-правовой;

- политической и научно-информационной.

 

Ж. Типы коммуникаций через:

- слово, свет, звук;

- письмо, почту;

- печать, телефон, телеграф;

- радиоэлектронные средства.

При рассмотрении того или иного общества в его становлении и развитии можно и нужно ориентироваться на предложенную «дисциплинарную матрицу» основных характеристик мирового исторического процесса, не забывая что конкретная действительность всегда богаче любой схемы; что нет идеальных обществ «где отмеченные позиции проецируются один к одному, но без такого ориентира не обойтись, как кораблю без компаса. Игнорирование этих ориентиров - дорога к субъективизму, произволу, волюнтаризму.

Только используя эту «дисциплинарную матрицу» можно заставить ту или другую эпоху вступить в диалог; «выговориться» тому или другому обществу, раскрыть тайну своего становления и обозначить путь своего развития.

 


Глава № 8. Современные проблемы философии истории.