Религиозный образ истории.

Мифологический образ истории.

Глава № 3 Архетипы истории.

 

 

§ 1Мифологический образ истории.

Мифологическое мировоззрение характеризуется vor allem взаимосвязью, взаимозависимостью и взаимопревращением в системе «Природа,- Общество, - Человек».

Форма общности людей - община на основе кровного родства. Это родство она проецировала на весь окружающий мир, реализуя принцип тотального генетизма. Чем и объясняется факт размытости границ между природным и социальным, индивидуальным и общественным, физическим и духовным, словом и делом; и факт инверсии человека в животное, растение, камень и обратно.

Вера в тотем, анимизм, гилозоизм, фетишизм породила обыденное сознание с ориентиром на освоение принципов взаимосвязи, взаимодействия и взаимообусловленности; реализация которых через обряды и ритуалы обеспечивала переход от хаоса к космосу, от стихии к порядку, где мир представал упорядоченным, целостным, очеловеченным.

Очеловечивание осуществлялось в двух ипостасях: прямо в процессе эмпирической (профанной) деятельности и опосредованно через пантеон - место духов предков, впоследствии богов; через их священную (сакральную) деятельность творения космоса из хаоса.

Мифическая картина мира носит характер парадигмы, ориентированной на передачу социального опыта от поколения к поколению. Суть этого опыта – обеспечить равновесие в системе «Природа, - Общество, - Человек», которая предстает в своей синкретичности(нерасчлененности). Миф принципиально социален, ибо нацелен на объяснение мировоззрения, поддержание установленного порядка и применения санкций в случае его нарушения.

Карл Хюбнер в своей работе «Истина мифа» убедительно доказывает рациональное основание мифа, в силу чего миф служил надежным ориентиром в мире, обеспечивая «тело» и «душу» первой общности людей.

Движение от хаоса к космосу задает историческому времени характер линейности, а деградация космоса порождает мифологему «золотого века» с ярко выраженной ретроспективной ориентацией. (См.: мифологию Древнего Китая, Древней Эллады, Древней Индии).

Деградация космоса ставится в зависимость от нравственного состояния общества и человека. (См.: дидактический эпос Гесиода «Труды и дни» в переводе Вересаева, где Гесиод повествует о 5 (!) веках (эпохах) человеческой истории от золотого до железного, где неправедные деяния людей привели к тому, что богини: Совесть и Правосудие оставили их.

Мифы становления письменной культуры носят эсхатологическийхарактер. Они повествуют о вселенском пожаре или потопе, но и то и другое не означает гибель мира. Они ведут к возрождению и обновлению, к очищению мира от «порчи».

Миф - это не только далекое прошлое. Он востребуется и ныне. Простота и образность, синкретизм мифа и его этическая нагруженность помогают на индивидуальном уровне преодолевать одиночество и переживать отчуждение, найти достойную для собственного понимания модель объяснения происходящих событий, обрести выдуманную, но удобную почву под ногами со своей мерой понятий свой-чужой, добро и зло, прекрасное и безобразное; взгляд на историю, в которой не происходит ничего нового, где время обратимо и «это пройдет», ибо «ничто не ново под Луной», ибо меняется только форма, а сущность сохраняется.

Однако мифологизация истории на индивидуальном уровне влечет за собой не только упрощение, схематизм, но и рождает фатальность, пасивность, нечувствительность к происходящим событиям, а стало быть, и безответственность за судьбу мира. (P.S. Миф это не столько Вселенная, сколько мир нашего окружения, семья, среда обитания, рабочий коллектив и т. д.)

Таким образом, для мифологического мировоззрения характерна вера в трансцендентное, другими словами, внеличностное, внесоциокультурное начало, которое определяет судьбу бытия в мире, в том числе и бытия человека, его историю. В результате человеческая деятельность обусловлена этим началом. Оно выступает как первопричина.

Это начало диктует вечно повторяющиеся схемы: рождение- расцвет (золотой век) - истощение (деградация) - катастрофа (вселенский пожар или потоп) - возрождение - расцвет - деградация - катастрофа, и т. д. Катастрофа - это не конец, а начало. Апокатастасиса не следует бояться, ибо он есть восстановление разрушенной гармонии мира. Апокатастасис есть утверждение вечности над временем.