Роль Г.В. Добровольского в становление почвоведения

Вклад Н.А. Димо в изучение генезиса почв

Крупную роль в раскрытии генезиса засоленных почв сыграл ученик Докучаева и Сибирцева – Николай Александрович Димо (1873-1959). Родился в Бессорабии (г. Оргеев). В 1894-1899 г. г. учился в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства, но диплом не получил из-за неблагонадежности и был сослан в Саратов. Он изучал почвы Саратовской, Пензенской и Черниговской губерний, роль почвенных животных в почвообразовании. Разрабатывал методы и приборы для лабораторного исследования почв. В 1907 г. Н.А. Димо совместно с ботаником Б. А. Келлером выпустил монографию «В области полупустыни», в которой описал комплексность почвенного и растительного покрова Прикаспийской низменности. Особое внимание было уделено засоленным почвам, их морфологической и химической характеристике.

В 1908 г. Димо начал исследования почв Туркестана в целях расширения посевов хлопчатника, который играл огромную роль в экономике страны. Уже в это время он исследовал баланс солей в системе: растение – почва – грунт – грунтовые воды и показал обязательность промывок и дренажа для мелиорации засоленных почв. Он разработал классификацию и номенклатуру этих почв (ему принадлежат термины «столбчатый солонец», «корковый солонец» и др.), установил различия между солонцами и солончаками, а также географические закономерности их распространения по природным зонам.

В 1912-1920 гг. Н.А. Димо был председателем Московского почвенного комитета, заведовал кафедрой почвоведения в Межевом институте (г. Москва).

В 1920-1930 гг. Димо принимал руководящее участие в работе Среднеазиатского государственного университета в Ташкенте. Здесь он был деканом сельскохозяйственного факультета, организатором и руководителем кафедры почвоведения и Института почвоведения и геоботаники университета /Иванов, 2003/.

В декабре 1930 г. был арестован по ложному доносу и приговорен к расстрелу, замененному 10 годами тюрьмы. Но в феврале 1932 г. был освобожден «без ограничения в правах».

В 1932-1945 гг. Димо проводит большие почвенные и почвенно-мелиора-тивные исследования в Грузии и Азербайджане. С 1946 г. и до конца жизни работал в Молдавии. Он организовал и возглавил в Кишиневском СХИ и Кишиневском университете кафедры почвоведения, сектор почвоведения, а затем и Почвенный институт Молдавского филиала АН СССР (в 1957 г), который носит его имя .

Н.А. Димо воспитал большое количество учеников, среди них М.А. Орлов, М.А. Панков, Ю.А. Скворцов и другие. Н.А. Димо считается основателем двух крупных научных школ по почвоведению – среднеазиатской и молдавской. Им опубликовано около 150 научных работ.

Академик ВАСХНИЛ (1948), награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени.

 

Добровольский Глеб Всеволодович, крупный почвовед, родился в Москве в 1915 г. Окончил в 1939 г. геолого-почвенный факультет МГУ. Участник Великой Отечественной войны. С 1949 г. работает в МГУ в должности ассистента, доцента, профессора – заведующего кафедрой географии почв (1960-1992), декан биолого-почвенного факультета (1970-1973).

Организатор и первый декан факультета почвоведения МГУ (1973-1990), с 1992 г. заведующий лабораторией экологических функций почв в Институте им. А.Н. Северцева РАН, с 1996 г. – директор Института почвоведения МГУ-РАН (с 2005 г. переименован в Институт экологического почвоведения МГУ).

Основные труды посвящены географии почв и почвенно-географическому районированию СССР и Мира, генезису и классификации аллювиальных почв речных долин, разработке учения о экологических функциях почв и роли почвенного покрова в биосфере.

В 1984 г. был избран чл. – корр. АН СССР, в 1992 г – академиком РАН. Президент Всесоюзного, а с 1992 г. - Российского, с1996 г. - Докучаевского общества почвоведов. С 2004 г. – почетный Президент общества.

Контрольные вопросы

1.Развитием какого направления в почвоведении занимался С.С. Неуструев?

2. В чем состояла организаторская и педагогическая деятельность Неуструева?

3. В чем сущность классификации почв Неуструева?

4. Какие главные элементы географического подхода к изучению почв предложены Неуструевым?

5. Приведите название классического труда Неуструева.

6. Какой тип почв был выделен Неуструевым (совместно с Н.А. Димо) и введен в почвоведение?

7. Какие явления были установлены С.С. Неуструевым в почвах аридных зон?

8. Какое направление в почвоведении развивал С.А. Захаров?

9. Где проходила научная и педагогическая деятельность Захарова?

10. Почвы каких регионов страны им изучены?

11. Какое направление в почвоведении детально разработано Захаровым?

12. В чем особенность и самобытность его классического труда «Курс почвоведения»?

13. Приведите схему классификации почв Захарова и какие «классы почв» он выделял.

14. Основателем какой региональной школы почвоведов является Захаров?

15. Какие проблемы почвоведения изучал Н.А. Димо?

16. Какую монографию выпустил Димо совместно с ботаником Б.А. Келлером?

17. Какой тип почв был выделен Димо (совместно с С.С. Неуструевым)?

18. В чем состояла организаторская и педагогическая деятельность Димо?

19. В каком регионе страны (б. СССР) Димо проводил почвенные и почвенно-мелиоративные исследования в составе комплексных экспедиций 1908-1916 гг.

20. В какой стране, организованный Димо Почвенный институт, носит его имя?

21. В чем заключается организаторская, научная и педагогическая деятельность Г.В. Добровольского?

22. Чему посвящены основные труды Г.В. Добровольского?

23. Особенности деятельности Г.В. Добровольского на посту Президента Всесоюзного, Российского Докучаевского общества почвоведов в 90-е годы ХХ века?