Понятие Древний Восток. Периодизация истории Древнего Востока.

Примечания

Литература

1.Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шпет Г. Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.

2.Зеньковский В. В. История русской философии. Λ., 1991.

3.Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991.

4.Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. К., 1991.

5.Русская философия: Философия как специальность в России / Сост. Ю. Н. Сухарев. М., 1992. Вып. 1.

6.Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995.

7.Русская философия: Словарь / Под ред. М. А. Маслина. М., 1995.

8.История русской философии. М., 2001.

9.Евлампиев И. И. История русской философии. СПб., 2002.

10.Masaryk Th. Zur Russischen Geschichts- und Religionsphilosophie: Sociologische Skizzen. Jena, 1913. Bd 1 —2.

11.Russian Philosophy / Ed. by J. M. Edie, J. P. Scanlan, M.-B. Zeldin with the collaboration of G. L. Kline. Knoxville, 1976. Vol. 1-3.

12.Walicki A. A History of Russian Thought from The Enlightement to Marxism. Oxf., 1980.

13.Goerdt W. Russische Philosophie: Zugänge und Durchblicke. Freiburg; Münch., 1984.

14.Copleston F. Philosophy in Russia: From Herzen to Lenin and Berdyaev. Notre Dame [Indiana], 1986.

 

В платоновском корпусе встречаются только два недиалогических сочинения. Это знаменитая «Апология Сократа», передающая защитительную речь Сократа на суде, хотя в этом произведении мы также встречаемся с элементами диалога (беседа Сократа с Мелетом), а также коллекция платоновских писем, об аутентичности которых до сих пор ведутся споры. Можно еще упомянуть об эпиграммах, которые древность приписывала Платону, хотя, скорее всего, они являются подложными.

(обратно)

Люди более старшего возраста могут вступать в половые связи, но их потомство должно выбраковываться.

(обратно)

Отсюда позднее произошло название суммы логических работ Аристотеля, «Органон».

(обратно)

Аристотель говорит здесь о сущности так, как она была определена в его «Категориях», т. е. как об отдельно существующей и воспринимаемой чувствами вещи.

(обратно)

Эпикур называл ощущением (αΐσθησις) и образ, верно передающий очертания предмета, и образ, получившийся из множества носящихся в воздухе образов первого вида. Позднейшие эпикурейцы обозначали второй вид образа выражением «фантастический бросок мысли» (φανταστική επιβολή της διανοίας).

(обратно)

Впрочем, Симплиций говорит, что и Демокрит наделял атомы весом.

(обратно)

Именно им мы обязаны употребительными во всех европейских языках названиями падежей (именительный, родительный, дательный, винительный).

(обратно)

Стоики выделяли имя, сказуемое, глагол, связку и артикль.

(обратно)

Как говорит Феодорет (Graec. aff. cur. VI 14, p. 153 Raeder), «Зенон Китийский назвал судьбу движущей силой материи. Ее же он поименовал провидением и природой».

(обратно)

Как говорит Сенека (Epistulae, 66), «разум есть не что иное, как часть божественного духа, погрузившаяся в человеческое тело».

(обратно)

Пропущен участок текста, так как в исходном документе OCR отсутствует страница (прим. автора fb2).

(обратно)

Аттаг и Нумений — два знаменитых обманщика.

(обратно)

Диодор Крон — знаменитый диалектик и эристик Мегарской школы.

(обратно)

Хотя это изречение и восходит к неоплатоникам, но по духу ближе именно Возрождению.

(обратно)

Флагелланты (бичующиеся), братство XIII —XV вв., стремившееся истязаниями тела искупить грехи; странствовали по Италии и Германии, особенно в 1348 г., когда свирепствовала черная смерть.

(обратно)

Лат. virtus и греч. arethe означали и «доблесть», «мужество», и «добродетель»; Virtus родственно санскритскому virya, которое означает также «мужество», «героизм», «мужская сила».

(обратно)

Абсолютного Максимума.

(обратно)

Это почти то же самое, что «хлопок одной рукой» в чань-буддизме.

(обратно)

Так Кузанец перефразирует место из Библии (Ис, 7: 9).

(обратно)

Пункты 1 — 3 — в работе «К христианскому дворянству»; 4 — «О вавилонском пленении Церкви»; 5 — «О добрых делах»; 6 — «О свободе христианина».

(обратно)

Здесь и далее указывается страница и принятая в паскалеведении нумерация фрагментов в «Мыслях» Паскаля (по Л. Лафюма).

(обратно)

Речь идет о наброске письма, которое Юм, предположительно, собирался отправить Дж. Чейну.

(обратно)

Картезианский скептицизм предлагает начинать с сомнения, чтобы найти несомненное. Юм не только соглашался с этим частным положением, но и принимал метод Декарта в целом.

(обратно)

На основе данной теории Юм пытается разрешить противоречия, возникающие в геометрии при трактовке понятия бесконечно делимого пространства. Он считает, что это понятие — фикция. В реальности пространство состоит из конечного числа частей, а мыслить его бесконечно делимым могут решиться только те, кто отрывает его идею от единичных объектов.

(обратно)

«Все объекты, доступные человеческому разуму или исследованию, — писал Юм, — поприроде своей могут быть разделены на два вида, а именно: на отношения между идеями и факты» (1: 2, 21).

(обратно)

Проблема доказательств бытия Бога интересовала Юма уже в юности. Он исписал много страниц, сопоставляя различные доводы. Позже он уничтожил эти наброски и ряд других текстов.

(обратно)

В последние годы Кант работал над фундаментальным трудом о переходе от метафизики к физике, который так и остался незавершенным и был опубликован после его смерти под названием «Opus postumum» (см. 4: 323 — 588).

(обратно)

В критический период Кант изменил словоупотребление и стал называть «онтологическим аргументом» так называемое «картезианское», или «Ансельмово», доказательство бытия Бога.

(обратно)

Рассудочным понятием в данном случае является понятие существования.

(обратно)

Трансцендентальным Кант называет то, что способствует объяснению возможности априорного.

(обратно)

Под метафизикой Кант понимает систему дискурсивного априорного знания о предметах. Иногда он трактует эти предметы только как сверхчувственные предметы (и при такой интерпретации он предлагает отождествить метафизику с «трансфизикой»). В других случаях он понимает их более широко, что дает ему возможность говорить, к примеру, о метафизике природы.

(обратно)

К примеру, рассуждая о природе пространства и времени в «Критике» Кант не вспоминает об аргументе о «неконгруэнтных подобиях», который исторически предопределил его переход к такому взгляду на пространство и время, который представлен в этой работе. Этот аргумент вновь появляется, причем в качестве чуть ли не решающего, лишь в разъясняющих «Критику» «Пролегоменах ко всякой будущей метафизике, которая сможет выступить как наука» (1783).

(обратно)

На этом положении основано кантовское «опровержение идеализма» (см. 3:235 — 238).

(обратно)

А именно из «общей логики», под которой Кант понимает науку, содержащую «необходимые правила мышления» и отвлекающуюся от различия между предметами (3: 102). От общей логики он отличает «трансцендентальную логику», которая принимает во внимание только априорные познания предметов и занимается тем, что определяет их «происхождение, объем и объективное значение» (3: 105).

(обратно)

Трансцендентными Кант называет такие основоположения, которые «побуждают нас разрушить все пограничные столбы и вступить на совершенно новую почву» — сверхчувственного (см. 3: 286).

(обратно)

Категорическим императивам Кант противопоставляет гипотетические императивы, лишенные морального содержания и имеющие вид «ты должен сделать нечто ради чего-то».

(обратно)

Кант пишет, что в чистом виде «золотое правило» нравственности вообще не может служить основанием каких-либо моральных обязательств, ни по отношению к себе, так как «некоторые охотно согласились бы, чтобы другие им не благодетельствовали, лишь бы только они сами могли избавиться от оказывания благодеяний», ни по отношению к другим, ибо «преступник, опираясь на это положение, стал бы аргументировать против карающих его судей и т. д.» (1:3, 173).

(обратно)

Одна из кантовских формулировок категорического императива акцентирует абсолютную ценность человека: «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели» (1:3, 169).

(обратно)

В предшествующие годы Шопенгауэр опубликовал небольшие работы «О воле в природе» (1836) и «Две основные проблемы этики» (1840, на титуле — 1841) и переиздал в 1844 г. «Мир как воля и представление», дополнив свой трактат вторым томом с комментариями к первому.

(обратно)

Участив рассудка в восприятии позволяет Шопенгауэру говорить об «интеллектуальности» чувственного созерцания.

(обратно)

Первопричиной

(обратно)

Мах утверждал, что хотя его цели совпадают с намерениями основателя позитивизма О. Конта, в отличие от последнего, он придает большое значение психологии (5: 14).

(обратно)

А именно «психологии чувств», близкой по своему предмету физиологии. Психология в узком смысле занимается соотношениями элементов третьей группы, т. е. приватных состояний, которые не могут рассматриваться как нечто одинаково доступное для всех наблюдателей.

(обратно)

Мах симпатизирует юмовской теории Я как «пучка перцепций» и буддистским учениям о душе

(обратно)

Главным отличием своих воззрений от взглядов Беркли Мах считал то, что он не рассматривал отношение ощущений или элементов мира к трансцендентной причине последнего, Богу.

(обратно)

Гуссерлю пришлось ввести этот искусственный термин, чтобы отличить «реальное» в особом, феноменологическом смысле, от того, что понимается под «реальностью» в естественной установке.

(обратно)

Например, в «Амстердамских докладах».

(обратно)

Вещь протяженная.

(обратно)

«Цель» (греч.)

(обратно)

У Хайдеггера в таком значении выступало понятие «событие».

(обратно)

В посмертное бытие души в христианском смысле Ясперс не верил

(обратно)

Равным образом — любая вера. (Прим. Е. Ф.)

(обратно)

Как в «Пире» Платона.

(обратно)

Неустранимое для Dasein «бытие-виновным» выражает то же миро- и самоощущение, что и догмат о «первородном грехе».

(обратно)

См., напр.: Потебня А. А. Мысль и язык. М, 1989. С. 90 - 98

(обратно)

Из письма Райнера М. Рильке от 13 ноября 1925 г.: «Еще для наших дедов «дом», «колодец», хорошо знакомая башня и даже их собственная одежда, плащ, были чем-то бесконечно большим, были им роднее, почти всякая вещь служила сосудом, в котором они находили человеческий смысл, — для таких вещей они приберегали свое человеческое отношение. Теперь же из Америки, из-за моря, к нам навязчиво лезут пустые и безразличные вещи, вещи мнимые и ложные, всякие приманки...» (Письма из Мюзо).

(обратно)

Хайдеггер говорил о «бытийно-историческом» сознании.

(обратно)

Коннективизм представляет некоторую опасность для иннативиистских воззрений на природу человека, господствующих в мире после «хомскианской революции» середины ХХ в., которая привела к краху бихевиоризма и ряда других направлений. Сам Хомский,впрочем, не видит в усилиях коннективистов особой угрозы для учения о врожденных способностях. Максимум, с его точки зрения, что могут дать их нейронные сети — «объяснить реализацию правилосообразных систем», т. е. в частности, врожденных ментальных модулей.

(обратно)

Понятие ДВ – не географическое, а историко-культурное, социополитическое или цивилизационное.

История государств начинается на Востоке. Плодородные долин Нила, Тигра, Евфрата уходили своими корнями в древнейшие очаги цивилизации. Именно здесь возникли древнейшие социальные и политические институты, совокупность которых определила очертание наиболее ранних модификаций человеческого общества.

Совершенный на рубеже палеолита и неолита переход от присваивающего хозяйства к производящему (т. н. неолитическая революция) совершили поистине революционную роль в истории человечества.

1. В условиях оседлой и обеспеченной жизни новые условия сыграли важную роль в изменении всего образа жизни человека. Увеличение рождаемости (рост фертильности). Это привело к большей выживаемости детей. Рост населения привел к усилению миграции (демографическое давление).

2. Производство и потенциал земледельческого населения стал настолько существенным, что появилась объективная возможность создания избыточного продукта за счет чего можно было содержать освободившихся от производства людей, которые могли выполнять административные функции и тогда на Востоке возникли первые протогосударственные формы.