В.А.Тишков

Заявки по тел./факс 2-16-54, адрес эл. почты muzei.gorod@yandex.ru

Мероприятия на 4 квартал 2013 г.

Название мероприятия Продолжительность Сроки
1. Познавательная программа для младших школьников «Здравствуй музей» (о фондах, музее). 30 мин. Сентябрь – октябрь (Далее по заявкам)
2. Познавательное занятие для младших школьников «Человек и природа». 35-40 мин. Сентябрь (Далее по заявкам)
3. Познавательное занятие «Народные мастера нашего края»(младший школьный возраст) 40 мин. Сентябрь (далее по заявкам)
4. Музейный урок «Художники нашего края» (младший, средний, старший школьный возраст) 35-45 мин. Октябрь (далее по заявкам)
5. Музейное занятие для младших школьников«Мой город». 35 мин. Октябрь (Далее по заявкам)
6. Познавательное интерактивное занятие «Что нам стоит дом построить»(дошкольный возраст). 30 мин. Октябрь (далее по заявкам)
7. Вечер встреча «Комсомол не просто возраст, комсомол моя судьба» 55 мин. 29.10.13 г. 15.00 мин.
8. Познавательное интерактивное занятие«Загадки русской избы» (дошкольный и младший школьный возраст). 30-40 мин. Ноябрь Далее (по заявкам)
9. Познавательная программа» Волшебный сундучок» (дошкольный и младший школьный возраст). 30 мин. Ноябрь Далее (по заявкам)
10. Музейное занятие «Волшебные узоры»(дошкольный и младший школьный возраст). 30-35 мин. Ноябрь (Далее по заявкам)
11. Познавательное занятие для младших школьников «Леса нашего края». 35 мин. Ноябрь (Далее по заявкам)
12. Интеллектуальная игра, посвящённая Дню народного единства «Мы один народ – у нас одна семья» 40 мин. 1.11.13 г. 13ч.00мин.
13. Игра-тренинг «Как не стать жертвой преступления» 40 мин. 26.11.13 г. 15ч.00 мин.
14. Интерактивная экскурсия «С милой мамой отдыхаем, мы музеи посещаем»; мастер-класс по изготовлению оберега 1ч.30 мин. Ноябрь (по заявкам)
15. Нравственный час «Что бы радость дарить, надо добрым и вежливым быть (младший школьный возраст) 40 мин. Ноябрь (по заявкам)
16. Познавательная интерактивная программа(дошкольный и младший школьный возраст) «Печка греет, кормит, лечит». 30- 35 мин. Декабрь (далее по заявкам)
17. Музейное занятие«А за ним такая гладь, ни морщинки не видать»(дошкольный и младший школьный возраст) 30 -35 мин. Декабрь (далее по заявкам)
18. Познавательное занятие для младших школьников «Животный мир нашего края». 35-40 мин. Декабрь (далее по заявкам)
19. Познавательная занятие млад «Язык живописи» (мастер-класс) школьный возраст. 40 мин. Декабрь (далее по заявкам)
20. Выставка «Зимние мотивы» из фондов Вологодской картинной галереи 40 мин. Декабрь-январь по заявкам (свободное посещение)
21. Торжественный вечер«Я гражданин России»(вручение паспортов) 40 мин. 11 декабря 15.00 ч.
22. Игра - путешествие по станциям «Новогодние приключения в музее» Новогодняя программа заканчивается чаепитием за самоваром с грязовецкими ватрушками. 1ч. 30 мин. Декабрь-январь дошк. 80 руб. школ.100 руб.
23. Праздничная новогодняя программа«Как встречают новый год люди всех земных широт» Праздничная программа заканчивается чаепитием за самоваром с грязовецкими ватрушками. 1.ч.30 мин. Декабрь-январь дошк. 80 руб. школ.100 руб.
24. Музейный праздник «Святочные гуляния» Праздник заканчивается чаепитием за самоваром с грязовецкими ватрушками. 1ч. 30 мин. Январь дошк. 80 руб. школ.100 руб.
25. Выездная экскурсия по святым местам в Павло-Обнорский монастырь с. Юношеское. 2 ч. 30 мин. в течение года (по заявкам)
 

 

Выступление на международном круглом столе
“ИСТОРИЯ, ИСТОРИКИ И ВЛАСТЬ”


Москва, 2 февраля 2010г.

Вариант для печати (01.02.10)

 

Сегодня историческая тематика вышла на передний край общественно-политической жизни. Это не может не радовать профессиональных историков и одновременно вызывать озабоченность за состояние науки и профессии. При определенных условиях наши общие усилия должны дать позитивные результаты. Одним из таких условий является поддержка фундаментальных научных исследований на принципах обеспечения профессионализма, академической свободы и гражданской ответственности. Несмотря на жестокие деформации прошлых режимов и на драматическую судьбу ученых-историков, российская историческая наука сегодня представляет собой одну из авторитетных национальных школ в мировой исторической науке. Могу это засвидетельствовать как частник почти всех международных конгрессов историков после 1970 года. Хочется, чтобы эти стандарты были приумножены нынешним поколением опять же при условии, что старшее поколение не будет “заедать век” молодых и предоставит им возможности для роста и самовыражения. Но и молодое поколение не должно ограничиваться подходом tabula rasa и могло учитывать опыт предыдущих поколений без его отрицания.

Приведу один личный пример. В 1985 г. в издательстве “Наука” вышла моя книга “Историки и история в США”, которая, на мой взгляд, объективно рассказывала о роли истории как науки и учебной дисциплины в американском обществе (кстати, так она была оценена и в рецензии в “Американском историческом обозрении”). Это было время жесткой советской цензуры, но в тексте книги, как и во всех других моих научных работах никогда не было выражений типа “буржуазные фальсификаторы истории”, которые были обязательными для многих, кто писал о зарубежной историографии в то время. Поэтому есть некоторая несправедливость наблюдать молодых коллег, не написавших еще ни одной книги и даже еще неродившихся в 1985 году, которые подписываются под текстом поучительно-осуждающей “Петиции итальянских историков в защиту свободы исторических исследований в России” от 13 декабря 2009 г. против ее “душителей” Путина, Медведева, и заодно - Тишкова. При этом никаких реальных оснований, кроме фантомных страхов и намерения унизить Россию, не существует. Отделение историко-филологических наук РАН, где в 17 научно-исследовательских институтах работает несколько тысяч наиболее квалифицированных российских историков, никаких административно-идеологических функций не осуществляет, кроме координации работ и помощи тем историкам и отдельным научным группам, которые иногда могут страдать от излишнего администрирования руководителей институтов.

Внутрицеховые отношения, место и роль историков в обществе, этика взаимоотношений между национальными школами составляют вопросы, которые следует обсудить на встрече. В этом главная задача нашего круглого стола, и я благодарен французским коллегам за нашу совместную инициативу.

1. Иституциональный аспект

Демократизация общества, отмена цензуры, открытие архивов и вместе с этим своего рода “открытие прошлого”, особенно недавнего советского прошлого, вызвали взрывной интерес к истории у профессиональных исследователей, среди деятелей культуры, масс-медиа и рядовых граждан. Это в целом позитивный процесс. За последние 20 лет по истории издано первоисточников, переиздано старых и переведено иностранных трудов, написано академических монографий и публицистических сочинений больше, чем за предыдущие полвека. Особенно это касается российской истории, в том числе истории краев, мест, этнических групп, церкви, эмиграции и т.д. В стране родилось новое краеведение как особое направление исторических занятий просветительского и патриотического направлений. Появились разнообразные, в том числе частные источники поддержки исторической науки, профильных музеев, телепрограмм, генеалогических разработок. Только по линии РГНФ ежегодно получают поддержку сотни исследовательских, экспедиционных, издательских проектов на общую сумму более 300 миллионов рублей. Заметно выросло число профессиональных историков и научных центров, особенно в системе университетов. Открытой и разнообразной стала сфера международных научных контактов. По многим параметрам последние два десятилетия могут считаться наиболее плодотворными для российской исторической науки.

Однако нужно сказать о рисках и о проблемах. Во-первых, это слабая самоорганизованность профессионального цеха российских историков. Историки, пожалуй, единственные среди российских обществоведов не имеют национальной профессиональной ассоциации, не проводят регулярных научных съездов, которые всегда есть смотр научных достижений, площадка для дискуссий и для передачи межпоколенческого опыта, а также важный барьер на пути лженауки. Возможно, что Франция здесь не пример, но опыт Американской исторической ассоциации с ее регулярными многотысячными собраниями профессионалов может быть поучительным для таких больших национальных школ, как российская. Российские историки не имеют национального научного журнала общего профиля, который можно было считать авторитетной трибуной для изложения и обсуждения научных результатов или для критики. Хотя в последние годы появилось несколько хороших журналов обществоведческого профиля, которые публикуют статьи историков, особенно молодых и талантливых авторов. Отмечу, что и число получателей ученых степеней по исторической науке выросло за последние 20 лет десятикратно, хотя, к нашей общей ответственности, часть диссертационных текстов и дипломов являются купленными суррогатами или результатом протекционизма.

В целом корпоративная идентичность отечественных историков находится в плохом состоянии. Серьезен не столько теоретико-метолодогический раскол (плюрализм и многоголосие - норма научной жизни), сколько жесткая нетерпимость представителей разных групп и межпоколенческий раскол, вызванный почти закрытой возможностью карьерного продвижения для историков молодого и даже среднего поколения, желающих, например, возглавить кафедры, научные отделы и центры, журналы, институты. Представители старшего поколения и сторонники старых версий зачастую излишне болезненно воспринимают процесс пересмотра исторических версий как некое отрицание их собственно прожитой жизни. Опыт Франции и других стран мог бы помочь российским историкам решать проблемы моральности ревизии.