Рекомендации по использованию информационных технологий

ИРАН

ЯПОНИЯ

КИТАЙ

ИНДИЯ

· Бонгардт-Левин Г.М. Республики в древней Индии (ВДИ. 1966. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. М, 1997. С. 1090-1117.

· Бонгардт-Левин Г.М. Индийский брахман Чанакья в античной традиции (ВДИ. 1982. № 1) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. М, 1997. С. 1143-1156.

· Вигасин А.А. О государственности в Древней Индии // Вестник древней истории. – М.,1990. - № 1.

· Вигасин А.А. "Устав о рабах" в "Артхашастре" Каутильи (ВДИ. 1976. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. М, 1997. С. 1118-1134.

· Вигасин А.А. Наем в древней Индии (ВДИ 1989. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. М, 1997. С. 1182-1191.

· Древняя Индия; страна чудес. М., 1997.

· Кудрявцев М.К. Кастовая система в Индии. М., 1992.

· Маламуд Ш. Отрицание насилия в ведическом ритуале жертвоприношения // ВДИ. 1993. № 3.

· Романов В.Н. Древнеиндийские представления о царе и царстве (ВДИ. 1978. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. М, 1997. С. 1135-1142.

· Поссел Г.Л. Хараппская цивилизация и ее соседи – охотники и собиратели // ВДИ. 1993. № 4.

· Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

· Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в Древнем Китае (XI-VIII вв. до н.э.). М., 1961.

· Всаильев Л.С. Социальная структура и динамика древнекитайского общества // Проблемы истории докапиталистических обществ. Кн. I. М., 1968. С. 455-515.

· Васильев К.В. Планы сражающихся царств. М., 1968.

· Васильев К.В. Истоки китайской цивилизации. М., 1988. Погребенные царства Китая. М., 1988.

· Васильев К.В. Некоторые черты положения землевладельцев в империи Цинь (221-207 гг. до н.э.) // Государство и социальные структуры на древнем Востоке. М., 1989. С. 128-131.

· Го Мо-жо. Песнь о бушующей волне. М., 1962.

· Го Мо-жо. Эпоха рабовладельческого строя. М., 1956.

· Древние цивилизации. М, 1997. С. 1232-1254.

· Инскрипции на бронзовых изделиях – особый вид источников по древней истории Китая (вст. статья, перевод и комментарии С. Кучеры) // Восток. 2001. № 2, 4.

· Конрад Н.И. Полибий и Сыма Цянь (ВДИ. 1965. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Крюков М.В. Род и государство в иньском Китае (ВДИ. 1961. № 2) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. М, 1997. С. 1212-1231.

· Степугина Т.В. К вопросу о социально-экономических отношениях в Китае в XIV-XII вв. до н.э. (ВДИ. 1950. № 2) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. С. 1192-1211.

· Фань Вэнь-Лань. Древняя история Китая. - М., 1958.

· Шефер Э. Золотые персики Самарканда. - М., 1981.

· Воробьев М.В. Государство и общественное производство в Японии до середины VII в. // Государство и социальные структуры на древнем Востоке. - М., 1989. - С. 132-154.

· Абаев В.И. Пятый столбец Бехистунской надписи Дария I и антидэвовская надпись Ксеркса (ВДИ. 1963. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 847-852.

· Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. - М., 1998.

· Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. - М., 1970.

· Дандамаев М.А. Иран при первых Ахеменидах (V в. до н.э.). - М., 1963.

· Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы.

· Дандамаев М.А., Луконин В.Г. Культура и экономика Древнего Ирана. - М., 1980.

· Дьяконов И.М., Земаль Е.В. правитель Парфии Андрагор и его монеты (ВДИ. 1988. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 1041-1055.

· Дьяконов И.М., Дьяконов М.М., Лившиц В.А. Парфянский архив из древней Нисы (ВДИ. 1955. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. С. 971-987.

· Литвинский Б.А. К генезису архитектурно-планировочных схем восточноиранского эллинизма (ВДИ. 1996. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 1077-1089.

· Луконин В.Г. Картир и Мани (ВДИ. 1966. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 853-869.

· Луконин В.Г. Завоевания Сасанидов на Востоке и проблема кушанской абсолютной хронологии (ВДИ. 1969. № 2) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 1000-1024.

· Массон М.Е. Некоторые данные по истории Парфии (ВДИ. 1950. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 956-970.

· Массон М.Е. Денежное хозяйство древней Средней Азии по нумизматическим данным (ВДИ. 1955. № 2) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 988-999.

· Ньоли Г. Парс и Сагестан в сасанидской религиозной практике // ВДИ. - 1993. - № 4.

· Периханян А.Г. К вопросу о рабовладении и землевладении в Иране парфянского времени (ВДИ. 1952. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 832-846.

· Периханян А.Г. Агнатические группы в древнем Иране (ВДИ. 1968. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 870-894.

· Пугаченкова Г.А. Геракл в Бактрии (ВДИ. 1977. № 2) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 1025-1040.

· Пьянков И.В. Зороастр в истории Средней Азии: проблема места и времени (ВДИ. 1996. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 1056-1076.

· Смагина Е.Б. Истоки и формирование представлений о царе демонов в манихейской религии (ВДИ. 1993. № 1) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С.912-929.

· Струве В.В. Геродот и политические течения в Персии эпохи Дария I (ВДИ. 1948. № 3) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 808-831.

· Толстов С.П. Монеты шахов древнего Хорезма и древнехорезмийский алфавит (ВДИ. 1938. № 4) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 930-955.

· Юсифов Ю.Б. К вопросу об эламском престолонаследии (ВДИ. 1974. № 3 ) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 895-911.

КАРФАГЕН

· Липиньски Э. Пантеон Карфагена // ВДИ. - 1992. - № 3.

· Шифман И.Ш. Объединение финикийских колоний в Западном Средиземноморье и возникновение карфагенской державы (ВДИ. 1960. № 2) // Вестник древней истории: 1937-1997. Древние цивилизации. - М, 1997. - С. 533-540.

ГРЕКО-БАКТРИЯ

· Захаров А. О. Греко-Бактрия эпохи Евкатрида I // Восток. - 2001. - № 4.

ИСТОРИЯ НАУКИ

· Литвиненко Ю. Н. Египетские путешествия М. И. Ростовцева // ВДИ. - 2001. - № 3

По истории Древней Греции и Рима

Хрестоматии и сборники источников:

· Античная литература. Рим: Хрестоматия. - М., 1988.

· Античная литература. Греция: Антология. - М., 1989

· Антология мировой правовой мысли. – М., 1999.

· Антология мировой философии. – М., 1976.

· Историки античности. Т. 1-2. - М., 1989.

· Историки Греции. - М., 1986.

· Историки Рима. - М., 1970.

· Практикум по истории древнего мира/ Под ред. И.С.Свенцицкой. - М., 1981.

· Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) /Составитель В.А. Томсинов. – М., 1999.

· Хрестоматия по истории древней Греции/ Под ред. Д.П.Каллистова. - М., 1964.

· Хрестоматия по истории Древнего мира/ Под ред. В.Г.Боруховича, В.И.Кузищина. - Саратов, 1989.

· Хрестоматия по истории древнего мира/ Под ред. В.В.Струве, Д.П.Каллистова. Т. 2, 3. - М., 1951, 1953.

· Хрестоматия по истории древнего Рима/ Под ред. В.И.Кузищина. - М., 1962.

· Хрестоматия по истории древнего Рима/ Под ред. В.И.Кузищина. - М.. 1987.

Учебная литература и справочные пособия:

Общие работы:

· Античная культура / Под ред. В.Н.Ярхо. - М., 1995.

· Батыр К.И. и др. Всеобщая история государства и права. – М., 1995.

· Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. - М., 1988.

· Всемирная история / Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. –М., 2003.

· Всемирная история / Авт.-сост. В.В. Барсуков. – Мн., 2002.

· Гладкий В.Д. Древний мир: Энциклопедический словарь: В 2 т. – М., 1998.

· Зайцев Ю.В. Словарь античности – М., 1989.

· Историография античной истории/ Под ред. В.И.Кузищина. - М., 1980.

· История древнего мира/ Под ред. А.Г.Бокщанина. Т.2. - М., 1982.

· История древнего мира/ Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой. Т. 2,3. - М., 1983.

· История Европы. Т.1. Древняя Европа. - М., 1988.

· Коннолли П. Греция и Рим: энциклопедия военной истории: Эволюция военного искусства на протяжении 12 веков. – М., 2001. – 320 с.

· Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. - М., 1992.

· Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. - М., 1991, 1992.

· Немировский И.И. История Древнего мира: Античность: В 2.ч. – М., 2000.

· Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим. Т.1-2. - М., 1996.

· Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. В 2-х ч. – М., 1985.

· Сергеев В.С. история Древнего мира. – СПб, 2002.

· Словарь античности / Сост. Й.Ирмшер, Р.Ионе. - М., 1992.

· Тронский И.М. История античной литературы. - М., 1988.

· Энциклопедический словарь юного историка: Всеобщая история. – М., 1997.

Древняя Греция

· Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. - М., 1992.

· Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки истории Римской империи. Т. 1-2. - Ростов-на-Дону, 1995.

· Древняя Греция/ Под ред. В.В.Струве, Д.П.Каллистова. - М., 1956.

· Дюрант В. Жизнь Греции. - М., 1997.

· Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. - СПб., 1995.

· История греческой литературы. Т. 1-3.- М., 1946, 1955, 1960.

· История древней Греции/ Под ред. В.И.Авдиева, А.Г.Бокщанина, Н.Н.Пикуса. - М., 1972.

· Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма)/ Под ред. В.И.Кузищина - М., 1982.

· Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории древней Греции. - Л., 1958.

· Пич С., Миллард Э. Греки. - М., 1994.

· Сергеев В.С. История древней Греции. - М.,1963.

Древний Рим

· Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. - М., 1981.

· Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. - СПб., 1995.

· История древнего Рима/ Под ред. В.И.Кузищина. - М., 1981.

· История римской литературы. Т. 1-2. - М., 1959, 1962.

· Ковалев С.И. История Рима. - Л., 1986.

· Культура древнего Рима/ Отв. ред. Е.С.Голубцова. Т. 1-2. - М., 1985.

· Маркс Э., Тинджей Г. Римляне. - М., 1994.

· Машкин Н.А. История древнего Рима. - М., 1950.

· Моммзен Т. История Рима. - СПБ., 1993 и др.

· Трухина Н.Н. История древнего Рима. - М., 1995.

Дополнительная литература:

Общие работы:

· Власть, человек, общество в античном мире. – М., 1997.

· Лосев А.Ф. Мифология греков и римлян. – М., 1996.

· Торговец и торговля в античном мире. – М., 1997.

· Человек и общество в античном мире. – М., 1998.

Древняя Греция:

· Андреев Ю.В. Раннегреческий полис. – Л., 1976.

· Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1-2. - М., 1983.

· Античный город / Отв. Ред. А.И. Болтунова. – М., 1963.

· Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма/ Пер. с англ. – М., 1982.

· Берве Г. Тираны Греции. – Ростов – на – Дону, 1997.

· Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до н.э. и его культура – М., 1976.

· Глускина Л.М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н.э. – Л., 1975.

· Доватур А.И. Рабство в Аттике в VI – V в. до н.э. – Л., 1980.

· Древняя Греция / Под ред. В.В.Струве, Д.П.Каллистова. – М., 1956.

· Зельин К.К. Борьба политических группировок в аттике в VI в. до н.э. – М.,1964.

· Зельин К.К. Исследование по истории земельных отношений в эллинистическом Египте. – М., 1960.

· Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. – М, 1979.

· Левек Пьер. Эллинистический мир. – М., 1989.

· Ленцман Я.А. Рабство в Микенской и гомеровской Греции. – М., 1963.

· Лурье С.Я. Язык и культура Микенской Греции. – М., 1957.

· Маринович Л.П. Греческое наемничество IV в. до н.э. и кризис полиса. – М., 1975.

· Рабство на периферии античного мира / Под ред. Д.П.Каллистова. – Л., 1968.

· Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. – М; Л., 1950.

· Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. – Л, 1988.

· Эллинизм: экономика, политика, культура. – М., 1990.

· Эллинизм: Восток и Запад. – М., 1992.

Древний Рим:

· Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. – М., 1981.

· Егоров А.Б. Рим на грани эпох. Проблема рождения и формирования принципата. – Л.,1985.

· Ковалев С.И. Основные вопросы происхождения христианства. – М., 1964.

· Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. – М., 1990.

· Он же. Генезис рабовладельческой латифундии в Италии (II в. до н.э. – I в. н.э.). – М., 1976.

· Он же. Римское рабовладельческое поместье II в. до н.э. – I в. н.э. – М., 1973.

· Культура Древнего Рима / Отв. Ред. Е.С.Голубцова. – М., 1985. – Т.1-2.

· Машкин Н.А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. – М.;Л., 1949.

· Маяк И.Л. Рим первых царей: Генезис римского полиса. – М., 1983.

· Свеницкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М., 1987.

· Сергеенко М.Е. Ремесленники Древнего Рима. – Л., 1968.

· Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. – М., 1965.

· Он же. Политические учения Древнего Рима III – I вв. до н.э. – М., 1977.

· Он же. Юлий Цезарь. – М., 1976.

· Штаерман Е.М. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике. – М., 1964.

· Он же. Социальные основы религии Древнего Рима. – М., 1987.

· Штаерман Е.М., Трофимова М.К. Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи (Италия). – М., 1974.

 

Информационные технологии в процессе преподавания и изучения дисциплины должны использоваться при:

· Подготовке печатных раздаточных материалов (на лекцию, семинар, практическое занятие);

· Мультимедийном сопровождении занятий;

· Использовании цифровой видеокамеры и цифрового фотоаппарата при подготовке и проведении занятий;

· Записи информации на цифровые носители;

· Использовании Интернет для подготовки и проведения занятий.

 

 

11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В ходе занятий используются наглядные пособия и материалы (карты, таблицы, иллюстрации, фотографии и др.), воспроизводимые с помощью мультимедийного оборудования (компьютер, проектор).

Кроме того, необходим доступ к сети Интернет.

 

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные виды работ, которые предусмотрены при освоении дисциплины, указаны в организационно-методическом плане. Для их рационального выполнения можно дать следующие общие рекомендации.

Изучение специальной литературы по проблеме. Обычно эта форма применяется при подготовке к занятию. При этом к каждому занятию студентам предлагается список литературы, состоящий из двух частей: 1) основная литература и 2) литература для дополнительного чтения. Основная литература – это учебники и учебные пособия, обобщающие труды, а так же монографические исследования и статьи по наиболее важным аспектам изучаемой на занятии проблемы. В списке литературы такие работы выделены жирным шрифтом. Дополнительная литература – это публикации, посвященные более частным вопросам либо имеющие научно-популярный характер. Изучение обязательной литературы является неотъемлемым условием качественной подготовки студента к практическому занятию.

Составление конспекта. Эта форма работы используется не так часто, но она крайне важна, поскольку для конспектирования предлагаются ключевые, основополагающие работы, без детального изучения которых глубокое изучение той или иной проблемы просто немыслимо. Необходимость составления конспекта оговаривается в формулировке задания к той или иной конкретной теме.

Анализ письменного исторического источника. Чаще всего на практических занятиях по истории древнего мира (а именно – древних цивилизаций) используется именно эта форма работы. Письменный источник – наиболее информативный вид исторического источника, и именно этим обусловлено его активное использование в учебном процессе. Обычно (хотя далеко не всегда) студенты имеют дело не с целым источником, а с отрывком из него. Примерная схема анализа источника имеет следующий вид:

1. Название источника, время и место его создания, язык, на котором написан источник.

2. Классификация источника.

3. Конкретно-исторические условия (исторический контекст) создания источника.

4. История открытия и изучения источника.

5. Причины и цели создания источника.

6. Структура содержания источника.

7. Сферы (или сфера) жизни общества, информация о которых (которой) содержится в источнике.

8. Содержащаяся в источнике историческая информация, возможные варианты ее интерпретации.

9. Влияние авторской позиции на содержание источника.

10. Уровень достоверности источника.

11. Степень информативности источника.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда изучаемый письменный исторический источник может быть охарактеризован по всем пунктам данной схемы. Кроме того, у студентов (особенно на начальном этапе работы) вызывает трудности такая важная операция, как классификация источника. Нужно помнить, что существуют различные подходы к данной проблеме, но есть и достаточно традиционные, общепринятые. Обычно письменные исторические источники делят на повествовательные, или нарративные, и документальные, или актовые. Из повествовательных источников по древней истории наиболее часто встречаются исторические сочинения древних авторов, произведения художественной литературы, религиозные тексты, летописи (хроники, анналы), политические, экономические и другие трактаты, биографии, речи, письма, и др. К документальным источникам относятся сборники законов, декреты, указы, эдикты, хозяйственные договоры, завещания, дипломатические документы, судебные решения, постановления народных собраний и других органов власти, и т.д.

Рецензирование. Практические занятия по истории древнего мира учитывают профессиональную ориентацию студентов – будущих учителей истории. В связи с этим первокурсникам по мере изучения материала предлагается подготовить рецензии на каждый из разделов школьного учебника по истории древнего мира. Кроме того, в ходе занятий студенты осуществляют устное рецензирование заслушиваемых сообщений, что позволяет им учитывать положительный и отрицательный опыт как собственный, так и своих товарищей, выступающих с сообщениями.

Устное сообщение. Целый ряд занятий предполагает выступление отдельных студентов с сообщениями по темам, имеющим важное значение для более глубоко и полного понимания изучаемой проблемы. Работа над сообщением начинается с консультации у преподавателя, во время которой студент, изъявивший желание подготовить выступление, получает указания по поиску литературы, разработке структуры сообщения, его объему и примерному содержанию. Во время выступления целесообразно использовать, помимо устной речи, самые разные способы представления материала – репродукции, схемы, таблицы, картографический материал, а также, по возможности, фрагменты видеозаписей. По результатам сообщения товарищи выступавшего по группе оценивают его сообщение, дают ему устную рецензию. Помимо прочего, выступление с сообщением на практическом занятии является важным элементом в формировании у студентов навыков публичного выступления, поскольку именно этот вид деятельности вызывает у первокурсников одни из наиболее серьезных трудностей, влияющих и на качество усвоения учебного материала, и, что также немаловажно, на удовлетворенность студентов своей учебой в вузе.

Дискуссия. Эта форма используется в том случае, если на занятии рассматривается какая-то проблема, не имеющая однозначного решения в исторической науке. Дискуссия, чтобы не превратиться в бессмысленное и бесплодное философствование, предполагает серьезную предварительную подготовку со стороны студентов. Кроме того, дискуссия обычно начинается с выступления одного из студентов по какой-либо проблеме с изложением противоположных или несовпадающих точек зрения на один и тот же вопрос. Дискуссия обязательно заканчивается подведением итогов с анализом обоснованности основных точек зрения на изучаемый вопрос. Дискуссия содействует формированию у студентов не только целого ряда коммуникативных навыков, но также и умений убедительно и разносторонне аргументировать свою точку зрения.

Составление таблицы. Многие из предлагаемых занятий предполагают составление таблиц. В основном это таблицы двух типов – сравнительные и фактологические. Первые используются для сравнения нескольких однотипных событий, явлений или процессов, происходивших в разных странах или в разные исторические эпохи (например, таблица «Крупнейшие державы древности» к занятию № 9 в первой части пособия). Фактологические посвящены характеристике какого-либо исторического события или процесса по определенным показателям. Примером такой таблицы является таблица «Приход Дария I к власти (по данным Бехистунской надписи)» (см. занятие № 9 в первой части пособия). Каждая таблица обязательно заканчивается выводом по ее содержанию.

Составление схемы. Схема позволяет более наглядно и четко представить то или иное историческое явление. Обычно с ее помощью дается характеристика политической системы, социальной структуры общества, и т.д. Однако при этом необходимо помнить, что любая схема условна и не охватывает все стороны изучаемой проблемы – она является лишь идеальной моделью, в абстрактной форме отражающей наиболее важные, сущностные стороны какого-то элемента исторической действительности. Умение составлять схемы – важная часть не только учебной, но и профессиональной подготовки студента-историка педагогического вуза.

Работа с исторической картой. Это – неотъемлемый элемент любого занятия по истории, а также один из важнейших учебных и профессиональных навыков специалиста-историка и специалиста-педагога. Географическая локализация изучаемых событий с помощью исторической карты красной нитью проходит через все занятия и все формы учебной деятельности студентов. В связи с этим при подготовке к занятиям и в ходе работы на самом занятии первокурсникам необходимо тщательно изучать соответствующие исторические карты, прослеживать по ним изменения, происходящие в тех или иных процессах и явлениях, соотносить топонимы и этнонимы, встречающиеся в тексте, с исторической картой. Только в этом случае работа над исторической проблемой будет эффективной.

 

13. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

13.1 Рекомендации по отбору содержания

 

В программе отражено стремление учесть основные тенденции в современных требованиях к повышению уровня преподавания и подготовке специалистов высшей школы, новый учебный план исторических факультетов ВУЗов, новейшие достижения в развитии мировой и отечественной исторической науки, а также традиции преподавания истории Древнего мира, сложившиеся на кафедре всеобщей истории в предшествующие годы. Именно поэтому наряду с требованием хорошего знания фактического материала особое внимание в программе уделяется центральным вопросам фундаментальной подготовки студентов, таким как типология государств, роль общины в социальной и государственной структурах древневосточных и античных обществ, особенности древневосточного и античного рабства. В разделах программы по истории античных обществ особое внимание сосредоточено на темах, связанных с концепцией полиса, его сущностью, этапами развития. Учитывая, что история древнего мира изучается на первом курсе, когда студенты недостаточно хорошо знакомы с основными положениями и закономерностями исторической науки, в программу заложен принцип формирования понятийного аппарата.

В основу построения курса положен принцип историзма, страноведческий, а также проблемно-хронологический подход, который в совокупности с системным подходом предполагает всестороннее познание исторического процесса с учетом социальных, политических, географических, культурных и демографических факторов.

С содержательной стороны программа включает не только теоретические проблемы и фактическую историю древнего мира, без которых не может быть фундаментальных исторических знаний, но также и вопросы культуры и идеологии античных обществ, формы жизни, семьи, быта, и т.д.

Программа завершается новым разделом «Природа и античная цивилизация. Преобразование ойкумены», цель которого – показать место природы в античном мировоззрении, а также изменение климата и природного ландшафта, фауны и флоры в результате деятельности человека и общества в период древних цивилизаций и последствия преобразования ойкумены.

Научно-теоретические основы и содержание курса позволяет решить дидактические и воспитательные задачи: дает научно-обоснованную информацию об исторических процессах, формирует высокий уровень эрудиции в области гуманитарных наук, вырабатывает эстетический вкус, позволяет овладеть научными основами знаний в области антиковедения, усвоить методику и специфику научно-исследовательской работы, развивает историческое мышление.

 

13.2 Особенности изучения дисциплины:

 

Лекционный курс в первом семестре построен по страноведческому принципу с введением нескольких проблемных лекций на завершающих этапах данного периода обучения.

Курс семинарских и практических занятий по Истории Древнего Востока помимо освоения необходимого минимума знаний содержит в себе элементы обучения основным навыкам исследовательской работы, источникового анализа.

Преподавание курса и освоение студентами базовых знаний по Истории Античности происходит в рамках традиционной лекционно-семинарской системы занятий.

Содержание данного раздела дисциплины выстроено по модулям, являющимися содержательными элементами базовых дидактических единиц курса. Каждый модуль содержит в себе проблемную лекцию, освоение фактологического материала в ходе подготовки к семинарским занятиям, отработка основных учебных навыков в рамках проверки самостоятельной работы.

Занятия проводятся с применением рейтинговой системы.

Реализация принципов индивидуализации и дифференциации обучения осуществляется через систему консультаций и индивидуальных заданий, составляющихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и способностей студентов.

 

13.3 Рекомендации по руководству самостоятельной работы студентов

 

 

Виды С.Р.С. Руководство преподавателя
1. Конспектирование 2. Реферирование литературы 3. Аннотирование книг, статей 4. Выполнение заданий поискового исследовательского характера   5. Углубленный анализ научно – методической литературе, проведение эксперимента   6. Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции. Дополнение конспекта рекомендованной литературой 7. Участие в работе семинара: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий 8. Лабораторно-практические занятия: в соответствии с инструкциями и методическими указаниями; получение результата 9. УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ 10. Контрольная работа – письменное выполнение 11. Выполнение заданий по наблюдению и сбору материалов в процессе практики. Выборочная проверка Разработка тем и проверка Образцы аннотаций и проверка Разработка заданий, создание поисковых ситуаций; спецкурс, спецсеминар, составление картотеки по теме Собеседование по проработанной литературе, составление плана дальнейшей работы, разработка методики получения информации Предложение готового плана или предложение составить свой план по ходу или в заключение лекции   Разработка плана семинара, рекомендация литературы, проверка заданий Разработка заданий ЛПЗ, составление методических указаний, алгоритма действий, показателей уровня достижения результата Разработка тематики контрольных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими Разработка контрольных заданий, проверка Разработка заданий, проверка.

13.4 Образовательные технологии, обеспечивающие достижение ожидаемых результатов образования

 

Освоение основных компетенций происходит путем использования элементов следующих образовательных технологий: лекции-презентации; развитие критического мышления через чтение и письмо; структурированная дискуссия; историческое моделирование и реконструкция; мозаика.

 

13.5 Характеристика особенностей работы преподавателя

 

В основу обучения дисциплине «История древнего мира» заложено несколько принципов, определяющих специфику деятельности педагога:

Компетентностный принцип – преподаватель должен акцентировать внимание не на своем вкладе и на оценивании того, насколько хорошо преподаваемый материал усвоен студентами, а на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.

Принцип центрирования на студенте (или на основе результатов) – преподаватель должен планировать и реализовывать преподавание дисциплины, фокусируясь на том, что, как ожидается, смогут делать студенты в конце дисциплины (модуля).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Учитывая, что дисциплина преподается на первом курсе, преподаватель, будучи модератором процесса обучения студентов, должен создать условия для наиболее эффективного начала освоения основных учебных навыков и получения базовых знаний по разделу всеобщей истории (истории древнего мира) во взаимосвязи с другими историческими дисциплинами.