Модуль 1.
Рабочая программа учебной дисциплины
Утверждено на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол №_____ от «____»____________2012 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии_________ ( Городецкая Е.А.)
Председатель предметной (цикловой)комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г | Экзаменационные билеты По дисциплине : «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Хозяйственный застой 1971-1975 гг. и 1976-1980гг.
2. Россия – участница процесса формирования единого образовательного и культурного пространства в Европе.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г | Экзаменационные билеты По дисциплине : «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Свержение Н. С. Хрущева и поиски политического курса.
2. ГКЧП и распад СССР.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 3 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Реформа 1965 года и её результаты.
2. Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 4 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Социальная политика в СССР начала 70-х годов.
2. Культура России в конце XXв. и начале XXI в.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 5 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Внешнеполитическое положение СССР в конце 70-х начале 80-х годов.
2. Приватизация и её особенности вРоссии.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 6 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Л.И. Брежнев во главе СССР и его внутренняя политика.
2. Особенности развития российской культуры в конце XXв. и начале XXIв.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 7 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО __________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. СССР в годы перестройки. Начало реформ.
2. Б.Н. Ельцин – первый российский президент.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 8 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Экономическая реформа 1987-1988 гг.
2. «Свобода совести» в России. Тенденция сохранения национальных, религиозных и культурных традиций.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 9 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Реформы политической системы периода перестройки.
2. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х годов.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 10 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Ликвидация (распад СССР) и образование СНГ.
2. Результаты приватизации.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 11 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Национальная политика в конце 80-х годов XX в.
2. Культура в годы застоя.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 12 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. «Шоковая терапия» и её последствия.
2. Развитие науки и техники в 70-ые годы.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 13 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Политика гласности М.С. Горбачева.
2. Развитие образования сегодня, в XXI веке.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 14 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. М.С. Горбачев: цели реформ, начало перестройки.
2. Внешняя политика отношений с Евросоюзом и США.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 15 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг.
2. Развитие культуры в период «оттепели». Борис Пастернак и Александр Солженицын.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 16 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Национальные конфликты и национальные движения периода перестройки.
2. Россия на постсоветском пространстве: договора с Украиной и Белоруссией.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 17 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. «Шоковая терапия» Егора Гайдара.
2. Современная молодёжь и культурные традиции, конфликт «отцов и детей».
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 18 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Перемены в России в начале XXI в. их влияние на жизнь населения всей страны.
2. Инновационная деятельность, приоритетное направление в науке и экономике.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 19 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Изменения в территориальном Российской Федерации.
2. Развитие культуры в период «оттепели». Борис Пастернак и Александр Солженицын.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 20 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Идеи посткультурности и молодёжные экстремистские движения.
2. Развитие образования 1970-1991 гг.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 21 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Изменение политического устройства СССР в годы перестойки.
2. Культура России в начале XXI века.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 22 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Реформы экономики СССР в годы перестройки.
2. Развитие науки и техники в 70-ые годы.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 23 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Общественно-политическое развитие в 1994-1999 гг.
2. Россия на постсоветском пространстве: договора с Абхазией и Южной Осетией.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 24 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Направление развития и основные проблемы развития РФ на современном этапе.
2. Россия в начале XXIвека.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 25 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Позиция России на международной арене в 90-ые годы XX века и начале XXI.
2. Приватизация и её особенности в России.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 26 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Изменение политического устройства СССР в годы перестройки.
2. Развитие науки и техники в 70-ые и 80-ые годы.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 27 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Общественно-политическое развитие в 1991-1993 гг.
2. Особенности развития российской культуры в конце XX начале XXI вв.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 28 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Политическая жизнь России в 1991-1993 гг.
2. Культура в годы застоя.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 29 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Внутренняя политика России на Северном Кавказе, причины, участники.
2. Инновационная деятельности, приоритетные направления в науке и экономике.
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
Департамент образования Города Москвы ГБОУ СПО СК № 38 «____»____________ 2012 г. | Экзаменационный билет № 30 По дисциплине: «История» По специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» | Утверждаю: Заместитель директора По СПО ___________________ ( Коровайчикова Т.Ю.) |
1. Реформы политической системы периода перестройки.
2. Современная молодёжь и культурные традиции. Конфликт «отцов и детей».
Председатель предметной (цикловой) комиссии (Городецкая Е.А.)
Преподаватель ( Латышева М.С. )
_____________Б 3.Б 6. История Древнего Мира______________
(индекс и наименование дисциплины по учебному плану)
Направление подготовки, специальность _030600 «История»___________________
Профиль историко-культурный туризм
Курс_________1_______________
Форма обучения __________ОФО__________________
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС ВПО:______288________ часов
________8______ зачетных единиц
1. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО (ФГОС СПО) по направлению подготовки (специальности)___________________030600 «История»_______________________, образовательный профиль «Историко-культурный туризм», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №732 от 16 декабря 2009 г.
2. Разработчик (и) рабочей программы
_Ст.преподаватель______ _всеобщей истории_ ____________ __Мансурова В.В.____
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
___________________________ _____________________ _______________ ________________________
(должность) (кафедра, ПЦК) (подпись) (ФИО)
3. ПРИНЯТА на заседании кафедры (ПЦК) _______всеобщей истории___________________
_______________________ протокол № ___________
(дата)
Зав. кафедрой (председатель ПЦК) __________________ ___________________________________
(подпись) (ФИО)
4. Рабочая программа СОГЛАСОВАНА с выпускающими кафедрами (ПЦК); СООТВЕТСТВУЕТ действующему учебному плану.
Зав. выпускающей кафедрой (председатель ПЦК)
______________ _____________________________ ______________________________
(подпись) (ФИО) (дата)
5. В рабочую программу внесены изменения и дополнения на заседании кафедры (ПЦК) ______________________________________ протокол № ____ дата _____________________
Зав. кафедрой (председатель ПЦК)
______________________ __________________________________
(подпись) (ФИО)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Цели учебной дисциплины
Цель - дать студентам целостное представление о становлении первых цивилизаций на Древнем Востоке и в античном Средиземноморье.
Задачи:
Согласно ФГОС ВПО по направлению 030600 – История (квалификация (степень) «бакалавр») студент, завершивший изучение дисциплины, достигает следующих результатов:
В области общекультурных компетенций:
1. владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
2. Способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
3. готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
4. готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-социальные, религиозные и культурные различия (ОК-11);
5. способен использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач (ОК-12).
В области профессиональных компетенций:
1. способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей истории (ПК-1);
2. способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилии в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);
3. Способен понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6);
4. Способен критически воспринимать концепции различных историографических школ (ПК-7);
Воспитательные задачи (реализуются через содержание курса):
1. воспитание толерантности и веротерпимости;
2. привитие основных эстетических идеалов, чувства прекрасного, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
3. воспитания уважения к основным общечеловеческим ценностям и нетерпения к антисоциальным и негуманным явлениям: агрессии, войне, насилию, диктатуре, угнетению личности, геноциду;
4. развитие активной гражданской позиции и основных элементов правового сознания
1.2 Требования к уровню освоения дисциплины
Студент должен иметь представление:
- о цивилизационном месте древневосточного, эллинистического и античного общества; о роли географического фактора в становлении и развитии древневосточных и античных цивилизаций; о сущности и этапах полито- и социогенеза; об основных тенденциях развития и проблематике востоковедения, ориенталистики и антиковедения;
- об основных этапах развития производительных сил Древнего Востока, зарождении обмена, торговли, денежной системы, о сущности раннего и развитого государства, восточной деспотии, о характерных чертах и особенностях ведущих древневосточных цивилизаций, об общественных отношениях и процессе стратификации на Древнем Востоке, о зарождении и ранних формах неравенства;
- о характере экономики Древней Греции, о сущности основных политических систем (о природе Афинской демократической республики и Спартанской олигархии), о сущностных характеристиках основных периодов греческой истории, о проблемах социальной истории, об исторической роли А.Македонского и образовании его мировой державы;
- о сущность эллинизма и его исторической роли, о проблеме эллинистической монархии, эллинистической экономики, о социальной структуре эллинистического общества, о характерных чертах и особенностях развития ведущих эллинистических государств;
- о теории классического рабства в римском обществе, теории «циклизма», «ойкосной теории» Бюхера, современных концепциях по римской экономике, об оценке в историографии римских политических деятелей, учении о колонате как проявлении кризиса рабовладельческой экономики; об эволюции политической структуры римской цивилизации, о социальных движениях и их природе.
Знать:
- проблемы истории Древнего Востока: природно-климатические условия основных очагов цивилизации Древнего Востока, значение природных условий для развития стран Древнего Востока; дискуссия о способе производства на Древнем Востоке; этническая и языковая характеристика населения Древнего Востока; древневосточный путь развития, его особенности, специфика классовой и сословной структур; роль и значение общины в экономическом развитии и политической жизни стран Древнего Востока, типы общин на Древнем Востоке, особенности соседской общины, общины второго порядка, причины их появления на Востоке, их роль в экономике стран Древнего Востока, причины прочности соседской общины в странах Древнего Востока; рабство «древневосточного» типа и его особенности: категории рабов, место рабов в производстве, юридическое положение рабов; формы государства на Древнем Востоке: номовые государства (города – государства), территориальные царства, военно-административные объединения (мировые державы, империи) древности, причины их образования, особенности системы управления; место и роль религии в идеологии общества; зарождение научных знаний;
- проблема значения истории Древнего Востока в курсе всеобщей истории, феномен древневосточной цивилизации; отличие Древнего Востока от средневекового и нового Востока; некоторые первобытные и древние пережитки в современных восточных странах; особенности культуры стран Древнего Востока и ее вклад в мировую культуру;
- становление востоковедения (ориенталистики) как отрасли исторической науки, дешифровка древневосточной письменности, крупнейшие исследователи истории Древнего Востока XIX-XX вв.; становление отечественного востоковедения, его методологические подходы, востоковедение в советский период отечественной истории; позиции в оценке строя древневосточных обществ в современном отечественном востоковедении;
- проблемы истории Древней Греции: влияние природных условий на ход исторических процессов; этногенез в восточном средиземноморье и в Балканской Греции; роль и место Древней Греции в истории античности, истории Древнего мира и в мировой истории; экономика и социальная стратификация древнегреческого общества; специфика древнейших цивилизаций Крито-микенской эпохи, причины гибели; Великая греческая колонизация, ее последствия; процесс складывания древнегреческого полиса, типы полисов, кризис полисной системы; проблема греческой тирании, ее типология; типологию античных полисов и государств, форм правления;
- проблемы истории эллинистических государств: эллинизм как этап греческой цивилизации, сущность термина, хронологические и географические рамки, периодизация, региональная специфика, типы синтеза, развитие отдельных эллинистических государств, эллинистическая культура и ее значение для европейской цивилизации.
- проблемы истории Древнего Рима: этногенез на территории Италии; этрусская проблема; социальная история Рима: борьба патрициев и плебеев; римский полис и его эволюция; особенности Римской республики; переход от республики к принципату и доминату; социальная стратификация римского общества; аграрные отношения и их влияние на внутриполитическую историю; превращение Рима в средиземноморскую державу, римские провинции, процесс романизации; роль Христианства в истории Рима; кризис и падение Западной Римской империи, его историческое значение; римская культура как синтез античной цивилизации.
- проблема взаимовлияния античной цивилизации и природы: климатические условия древности; воздействие античной цивилизации на природный ландшафт: роль земледелия; влияние градостроительства на ландшафт, римская фортификация и ее влияние на ландшафт; потребности строительства и горного дела: каменоломни, рудники, водопроводы; сухопутные и морские пути: дороги, мосты, каналы, гавани, маяки; мореходство и «заселенность» моря; воздействие античной цивилизации на фауну и флору. Природа в античном мировоззрении и искусстве.
- проблема места античной цивилизации в системе человеческих цивилизаций: феномен античной цивилизации; агон и состязательность как основа менталитета; гражданственность; ограниченность демократии; основы городской цивилизации: образ жизни, мораль и нравственность, идеалы, развлечения и досуг; достижения античной цивилизации в культуре, науке, эстетике, искусстве, экономике и других сферах.
- персоналии основных антиковедов, изучавших проблемы истории Древней Греции и Древнего Рима и их концепции; ведущие историки современности; исторические школы и направления исследования.
Владеть (оперировать) понятиями:
- Древний Восток, античность, Древняя Греция, эллинизм (как период), Древний Рим; община, государство, политогенез, социогенез, неравенство, социальное расслоение, общественные отношения, рабство.
- Древневосточная цивилизация; протогосударство, номовое царство, территориальное государство, империя; древневосточная деспотия; древневосточная община; древневосточное рабство; клановость; фараон, чати, энси, лугаль, сатрап, раджа, ван; варны, касты; древневосточные религии: зороастризм, брахманизм, буддизм, египетская религия, шумеро-вавилонская религия, даосизм, конфуцианство, легизм; пережитки традиционных религиозных верований: тотемизм, фетишизм, магия, культ предков, культ мертвых.
- Дворцовая цивилизация, теократия. Протополис, полис, полисная мораль, полисная идеология, гражданство, колонизация, источники рабства, формы рабства, тирания, демократия, республика, олигархия, социальная структура (метеки, илоты, пириэки), классическое рабство. Институты государственной власти: народное собрание, судебные органы, стратеги, геронты, эфоры, гелиея, ареопаг, буле и т.д. Средиземноморская триада, рациональная экономика, античная собственность. Греческий театр, религиозный антропоморфизм, синкретизм, понятия древнегреческой эстетики: красота, гармония, целесообразность. Олимпийская религия и мифология, праздники и игры. Формы идеологии: космополитизм, фатализм, индивидуализм. Архитектурный ордер и его виды; капитель, фронтон, фриз, портик, акрополь, мегарон.
- эллинизм (как явление), эллинистическая монархия, диадохи, эпигоны, эллинистические государства, классический синтез.
- римская цивитас, патриции, плебеи, патроны, клиенты, институты римской республики: комиции, сенат, консулы, народные трибуны, диктатор, магистратура, формы собственности земли, владение, пользование, частная собственность, социальная структура (нобили, всадники, посессоры, плебс), римское поместье (вилла, сальтус, латифундия). Римский пантеон, мифология, памятники урбанизма: Капитолий, Пантеон, Колизей, Триумфальная арка, термы, рострельные колонны. Формы государства: республика, принципат, доминат, империя.
Умения и навыки:
Учебные (умственно-логические):
- ведение дискуссии по основным проблемам древневосточной и античной истории;
- умение пользоваться принципами историзма и применять их к анализу исторических событий и явлений; видеть причинно-следственные связи и закономерности исторической действительности;
- умение выделять общее и особенное, определять значение культурно-исторических традиций различных народов и исторических эпох, их влияние на последующее развитие общества;
- умение различать основные этапы развития древневосточной, эллинистической и античной цивилизаций, определять сущность исторических периодов и поворотных моментов в истории Древнего Востока, Древней Греции и Древнего Рима;
- умение давать критический и сравнительный анализ исторических фактов и событий, определять причины и последствия, делать обобщения и выводы;
- умение давать исторически обоснованную интерпретацию мифов, легенд, сказаний.
- умение правильно использовать историческую терминологию.
- умение воспроизводить общую историческую картину эпохи путем привлечения межпредметных связей.
Характеристика исторических деятелей:
- давать объективные характеристики и создавать портреты исторических деятелей политической и военной истории (Эхнатон (Аменхотеп IV), Тутанхамон, Тутмос III, Рамсес II, Кир II, Камбис II, Дарий I, Тиглатпаласар, Салманасар II, Хаммурапи, Навуходоносор II, Ададнерари, Шаммуромат, Ашшурбанапал, Ашока, Бо цай, У-ди, Драконт, Солон, Клисфен, Писистрат, Перикл, Алкивеад, Ликург, Леонид, А. Македонский, Гракхи, Ганнибал, Цицерон, Октавиан, Цезарь, Константин, Аларих и т.д.).
- знать биографию и сущность деятельности, взгляды основных деятелей культуты, науки и искусства (Заратуштра, Бань Гу, Кунь-цзы (Конфуций), Лао Цзы, Сыма Цянь, Гомер, Аристотель, Платон, Геродот, Архимед, Аристофан, Аммиан Марцеллин, Аппиан).
Картографические:
- чертить схемы сражений;
- работать с контурными картами, читать настольные и настенные карты;
- показывать на родословных схемах порядок наследования власти;
- составлять схему управления с функциональными показателями должностей (Персидская держава, Египет, Ассирия, Вавилония, Афины, Спарта, Римская республика, принципат, доминат и империя).
Хронологические:
- адекватно воспринимать историческое время;
- синхронизировать различные исторические события и явления;
- определять последовательность, длительность событий и явлений;
- владеть знаниями о дискуссиях по датировке памятников архитектуры и искусства;
- работать с лентой времени и синхронистическими картами, таблицами; самостоятельно составлять подобные карты и таблицы.
1.3 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина включена в базовую (общепрофессиональную) часть Профессионального цикла Основной образовательной программы по направлению 030600 – История (квалификация (степень) «бакалавр»). Дисциплина отражает единство исторического процесса и многообразие путей развития в рамках этого единства, раскрывает действие общих закономерностей исторического развития, позволяет анализировать научные концепции, как по общим проблемам истории древнего мира, так и по отдельным, наиболее важным вопросам конкретной истории. Кроме того, в процессе изучения материала дисциплины студенты овладевают необходимыми для бакалавра умениями и навыками. Также посредством передачи материала реализуется воспитательный потенциал содержательного компонента дисциплины.
Наиболее тесно в содержательном плане дисциплина «История Древнего мира» связана с дисциплиной «Проблемы истории Древнего Мира». Кроме того, в содержательном плане она имеет взаимосвязь с дисциплинами История политических и правовых учений, История зарубежной культуры, Материальная культура и памятники мира, Духовная культура регионов мира. Логически она связана с дисциплиной История первобытного общества.
Философия и история |
Машины и аппараты бытового назначения |
Радиоэлектронные системы |
Информационные системы и радиотехника |
Энергетика и безопасность жизнедеятельности |
Прикладная механика и конструирование машин |
Организация и безопасность движения |
Техническая эксплуатация автомобилей |
Технология швейных изделий и материаловедение |
Технология изделий из кожи, стандартизация и сертификация |
Математика |
Физика |
Химия |
Материаловедение |
Экономическая теория |
Экономика и менеджмент |
Бухгалтерский учет |
Организация производства и управления |
Информатика |
Иностранные языки |
Физическая культура и спорт |
Моделирование, конструирование и дизайн |
Социальные технологии |
Финансы и кредит |
Туризм и индустрия гостеприимства |
Гражданское право и процесс |
Текстильное проиводство |
Теория государства и права |
Сервис |
Маркетинг и реклама |
Психология и педагогика |
Реэерв |
Высший колледж экономики и сервиса |
Институт экономики и технологий сервиса |
Батайский УП |
Белокалитвенский УП |
«История древнего мира» является органичной частью всеобщей истории, без которой невозможно успешное освоение следующих в хронологической последовательности разделов (дисциплины История средних веков, История Востока в Средние века). Будучи отправной точкой всех современных цивилизаций Европы и Азии, дает ключ к пониманию проблем, тенденций и перспектив исторического развития человечества.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы | Всего часов | Часов по семестрам (по учебному плану) | |
I. Аудиторная: | |||
лекции | |||
семинары, практические занятия, моделирование / текущий контроль | 18/2 | 18/2 | |
ИТОГО: | |||
II. Внеаудиторная: | |||
курсовые работы* | - | - | - |
рефераты* | - | - | - |
самоподготовка: | |||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | |||
подготовка к семинарским и практическим занятиям | |||
подготовка к зачету | |||
подготовка к экзамену | |||
составление Атласа | |||
составление хронологического комплекса | |||
анализ монографии, коллективного труда | |||
ознакомление с текстами источников | |||
получение картографических знаний | |||
Выполнение домашних контрольных работ | |||
Составление тестов | |||
ИТОГО: | |||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине | |||
Вид контроля | зачет | экзамен | |
Общая трудоемкость дисциплины: |
* данные виды учебной работы, не являются обязательными для всех изучающих дисциплину и не учитываются в рамках общей трудоемкости дисциплины: курсовые работы на I курсе выбираются по дисциплинам трех кафедр; рефераты предусмотрены в качестве отработки пропусков и отказов от ответов на семинарском занятии, то есть в качестве эквивалентного погашения неотработанного времени, отведенного на самоподготовку.
3. СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
№ п\п | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения, нахождения | ||
1. | Программный элемент | ||
Рабочая программа учебной дисциплины | Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Рабочая программа дисциплины для направления подготовки 030600 «История». – Абакан, 2011 (рукопись) | Кафедра, Библиотека: http//library.khsu.ru Образовательный портал | |
2. | Теоретический элемент | ||
Конспект лекций | Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Конспект лекций – Абакан, 2011 (рукопись) | Кафедра Образовательный портал | |
Учебник* | Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1: Учеб. по спец. «История». – М.: Высш. Шк., 1998. История древнего востока /под редакцией В.И.Кузищина. Рек. Мин-вом образования Рос. Федерации в качестве учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. и спец. «История» - М.: «Высшая школа», 2003. История Древней Греции: рек. М-вом образования Рос. Федерации : учеб. для студентов вузов, обуч. по напр. и спец. «История». /Под ред. В.И.Кузищина. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 2005.-399 c. История Древнего Рима : учебник для студентов вузов, обуч. по спец. «История»/ под ред. В. И. Кузищин. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1981.-336 c | Библиотека ХГУ (62 экз) http://yanko.lib.ru/ann/hist_anc_east-kuz-a.htm Библиотека ХГУ (10) Библиотека ХГУ (80 экз) | |
3. | Практический элемент | ||
Сборник планов семинарских занятий | Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Сборник планов семинарских занятий – Абакан, 2011 (рукопись) | Кафедра Образовательный портал | |
Практикум | Практикум по истории древнего мира. В 2-х вып./ Под ред. И.С. Свенцицкой. – М.: Прсвещение, 1989. (для заочников) | Библиотека ХГУ | |
4. | Методико-технологический элемент | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работе | Мансурова В.В. «История Древнего Мира», Методические рекомендации для бакалавров - Абакан, 2011 (рукопись) | Кафедра Образовательный портал | |
Методические рекомендации по выполнению курсовых работ | Методические рекомендации поподготовке, написанию и защите курсовой работы для студентов [I-IV курсов], обучающихся по специальности 020700 - История : рекомендовано методсоветом ВУЗа/ ХГУ им. Н. Ф. Катанова; [cост. В.В. Мансурова, Т. П. Мисюра]. -Абакан: Изд-во ХГУ, 2005. - 48 c. | Библиотека ХГУ (100 экз.) |
4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН