Дмитрий Донской 20 страница

- ограничение прав земств и увеличение представительства в них дворян (земская контрреформа);

- усиление полицейского надзора в стране (принятие «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»);

- «отчуждение» большинства населения от среднего образования (циркуляр о «кухаркиных детях»), контрреформа высшего образования.

 

Могут быть приведены другие формулировки.

 

 

C5 № 2618. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие аргументы.

 

1. В подтверждение, например:

- отсутствие единства взглядов и программ в лагере противников большевиков;

- белые выдвинули устаревшие лозунги, что оттолкнуло от их движения крестьян;

- отсутствие явного лидера в белом движении;

- использование помощи иностранных держав подрывало патриотичность лозунгов белых.

 

2. В опровержение, например:

- строгая дисциплина внутри большевистской партии;

- на сторону большевиков перешли крестьяне (значительная часть населения страны);

- на стороне большевиков выступало большинство рабочих;

- армия поддержала большевиков.

 

Могут быть приведены другие аргументы.

 

 

C5 № 2658. Ниже указаны две точки зрения на время правления Анны Иоанновны.

 

1. Время царствования Анны Иоанновны - период «безвременья», когда власть в государстве принадлежала людям малообразованным, бесчестным, руководствующимся только личными эгоистическими потребностями и желаниями в ущерб государственным.

 

2. Царствование Анны Иоанновны стало временем долгожданной стабильности после петровских потрясений и череды придворных интриг. Был осуществлён ряд мер в социальной сфере, в области регулирования промышленности и торговли, сферы управления.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

 

1) Позиции выпускника: выбор первой или второй точки зрения (позиция выпускника может быть сформулирована иначе).

 

2) Аргументы, например:

 

при выборе первой точки зрения может быть сказано следующее:

- восстановление деятельности Канцелярии тайных розыскных дел. получившей большое влияние в стране:

- огромное влияние Э.И. Бирона. прославившегося жестокостью, казнокрадством:

- государством фактически управляли иностранные министры (Миних. Остсрман. Левенвольдс):

- казнь неугодных государственных деятелей (Волынский. Долгоруковы) - огромные расходы казны на увеселительные мероприятия:

 

при выборе второй точки зрения может быть сказано следующее:

- правление Анна Иоанновны второе по длительности царствования в эпоху дворцовых переворотов:

распущен всесильный Верховный тайный совет и создан Кабинет министров с коллегиальной формой принятия решений:

- сформированы новые гвардейские полки - Измайловский и Конногвардейский:

- развитие промышленности и торговли: рост экспорт металла, леса, хлеба и других товаров, быстрый рост металлургических мануфактур на Урале:

- строились укрепления в Выборге и Шлиссельбурге, возводились оборонительные линии вдоль южной и юго-восточной границ.

- отменён указ о единонаследии:

- срок службы дворян ограничен 25 годами:

- создан Шляхетский корпус, дающий высокий уровень образования.

 

Могут быть приведены другие аргументы.

 

 

C5 № 2698. Ниже указаны две точки зрения на роль Государственной Думы Российской империи в 1906-1907 гг.

 

1. Государственная Дума Российской империи первого и второго созывов являлась полноценным законодательным органом, реально осуществлявшим власть в стране.

2. Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.

 

Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной* Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную Вами точку зрения.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

 

Позиции выпускника: выбор первой или второй точки зрения (позиция выпускника

 

может быть сформулирована иначе).

 

Аргументы:

 

при выборе первой точки зрения может быть сказано, что Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например:

 

- в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой:

- Введен государственный бюджет:

- имела право делать запрос различным должностным лицам:

- могла выступать с законодательной инициативой:

- утверждала штаты и сметы различных ведомств:

- утверждала отчет Государственного контроля:

 

при выборе второй точки зрения может быть сказано, что полномочия думы были весьма ограничены, так как:

 

- реальную силу законы получали после утверждения их императором:

- император, как и прежде, назначал и смещал министров:

- министры были ответственны перед императором, а не перед Думой:

- прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики:

- 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона:

- важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы:

 

в Основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».

 

Могут быть приведены другие аргументы.

 

 

C5 № 3212. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

 

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

 

1) в подтверждение, например:

- реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);

- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;

- при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;

- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;

- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;

- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;

- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;

- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;

- реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;

 

2) в опровержение, например:

- выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;

- многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;

- реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;

- разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.

 

Могут быть приведены другие аргументы.

 

 

C5 № 3252. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 

«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества -подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

 

1) в подтверждение, например:

- Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;

- под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;

- через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;

 

2) в опровержение, например:

- в результате постоянных набегов разорялись русские земли;

- русские земли были обложены тяжёлой данью;

- зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.

 

Могут быть приведены другие аргументы.

 

Характеристика исторического деятеляC6 № 39. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания: укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века), назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику, укажите результаты его деятельности.

 

1) Дмитрий Донской;

2) М. М. Сперанский; -

3) Н. С. Хрущёв. -

Пояснение.

Основные направления деятельности:

1. Борьба Дмитрия Ивановича с опорой на Русскую Православную Церковь за сохра-нение своих прав на великое Владимирское княжение

2. Строительство белокаменного Кремля в Москве

3. Продолжение политики «собирания земель»

4. Отражение набегов на Москву войск литовского князя Ольгерда

5. Военный поход на Тверь 1374-1375 гг.

6. Битва на реке Воже - первое победоносное сражение русских войск с ордынцами

7. Победа объединённого русского войска в Куликовской битве

8. Проведение военной реформы

9. Начало формирования великокняжеского двора

Итоги:

1. Сохранение за московским князем прав на великое Владимирское княжение

2. Укрепление боевой мощи Москвы

3. Присоединение ряда земель и преумножение территорий Московского княжества

4. Отказ Тверского князя от притязаний на Владимирский престол и окончательное утверждение прав Москвы на великое Владимирское княжение

5. Укрепление авторитета Москвы как политического и духовно-религиозного центра объединяющихся русских земель

5. Разрушение традиционного убеждения в непобедимости Золотой Орды

6. Реформирование московского войска и укрепление великокняжеской власти

 

 

C6 № 78. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет.

1) Ярослав Мудрый;

2) С. Ю. Витте; -

3) Г. К. Жуков. -

Пояснение.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Основные направления деятельности:

1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский пре-стол в Киеве

1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси

2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель

3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)

4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона

5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава»

6. Строительство церквей и монастырей

7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава

Итоги:

1. Установление единоличной власти на всей территории Руси

2. Усиление обороноспособности государства

3. Ликвидация печенежской угрозы

4. Распространение христианской культуры на Руси

5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами по-средством династических браков своих дочерей и сыновей

6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией

7. Развитие религиозной и светской культуры

8. Появление писаного права на Руси

9. Развитие церковного зодчества

 

 

C6 № 117. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

1) княгиня Ольга;

2) Александр III;

3) Н. С. Хрущёв. -

Пояснение.

Княгиня Ольга (945-957)

Основные направления деятельности:

1.Введение урока с погоста

2.Посольство в Константинополь и принятие христианства

Итоги:

1.Реформирование налоговой системы Древнерусского государства

2. Попытка расширения политических и культурных связей с Византией

 

Александр III (1881-1894)

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.

2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной рефор-мы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных за-седаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о зем-ствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упраздне-ние избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уезд-ных начальников, назначаемых государством.

3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных де-тях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.

4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния кре-стьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского позе-мельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после за-вершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных пе-ределов в общинах

5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства

6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обеззе-меливания дворян

7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фаб-ричного законодательства

8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной про-мышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.

9. Усиление финансирования государством органов земского и городского само-управления

10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской го-сударственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало на-ступления на автономные права Финляндии.

11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах

2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)

Итоги внутренней политики:

1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления

2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества

3. Консервация общинных отношений в деревне. Торможение процесса естественно-го раскрестьянивания аграрного населения и его отток в города. Торможение решения вопроса об аграрном перенаселении в условиях демографического бума в России второй половины XIX в.

4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в ко-торой доминируют косвенные налоги

5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики

6. Развитие фабричного законодательства

Итоги внешней политики:

7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел.

8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы

 

 

C6 № 177. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.

 

1) князь Святослав Игоревич;

2) Николай II; -

3) Е. Т. Гайдар. -

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.

Пояснение.

Святослав Игоревич (957-972)

Основные направления деятельности:

1.Восточный поход Святослава 964-965 гг. (разгром Хазарского каганата, ослабление Волжской Булгарии, прорыв на Кавказ и в Приазовье, покорение земель вятичей)

2.Поход в Подунавье 967-968 гг.

3.Война с Византией 970-971 гг.

Итоги:

1.Укрепление великокняжеской власти на Руси

2.Расширение территорий государства

3. Укрепление международного авторитета Руси

4.Осложнение отношений Руси с Византией

 

 

C6 № 216. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.

 

1) Лжедмитрий I;

2) Пётр I;

3) А. Ф. Керенский. -

Пояснение.

Лжедмитрий I (1605-1606)

Основные направления деятельности:

1. Борьба самозванца за Московский престол с помощью поляков и представителей русской княжеско-боярской аристократии

2. Коронация «Дмитрия I» в Успенском соборе Кремля

3. Низвержение с патриаршего престола Иова и утверждение патриархом ставленника самозванца Игнатия

4. Политика лавирования Лжедмитрия I между отдельными княжеско-боярскими группировками и различными слоями населения. Попытка осуществлять правление без опоры на сложившиеся православно-патриархальные традиции

5. Венчание с католичкой Мариной Мнишек как высшая точка попрания русских традиций.

Итоги:

1. Неудачная попытка укрепиться на Московском престоле. Организация противни-ками Лжедмитрия заговора против самозванца и его гибель.

2. Углубление «Смуты»

 

Петр I Великий (1682-1725)

Основные направления деятельности:

1. Азовские походы с целью обеспечения выхода в Азовское море (1695,1696)

2. «Великое посольство» в Европу (1697-1698) с целью ознакомления с жизнью в Европе и поиск союзников для войны с Османской империей

3. Северная война России со Швецией (1700-1721), Прутский поход (война с Османской империей), Каспийский поход (1722-1723)

4. Военная реформа.

5. Реорганизация системы управления государством. Создание Правительствующего Сената. Создание коллегий. Издание «Устава о наследии престола». Издание «Табели о рангах». Создание новой системы территориального деления страны (губер-нии, провинции, дистрикты)

6. Реформирование финансовой и податной системы для обеспечения нужд и потребностей воюющего государства. Введение подушной подати

7. Законодательная деятельность по консолидации дворянского сословия. (Указ «О единонаследии»)

8. Церковная реформа (Создание Святейшего Правительствующего Синода, учреждение должности обер-прокурора Святейшего Синода и издание «Духовного регламента»)

9. Учреждение гильдий и цехов, увеличение числа и развитие вотчинных и посессионных мануфактур

10. Начало европеизации России в бытовой сфере и культурно-духовной сфере

Итоги:

1. Временное утверждение России на Азовском море (до 1711 г.)

2. Создание (1699) и деятельность Северного союза (Дания, Саксония (Речь Посполитая), Россия, Пруссия (с 1714 г.),обеспечившего победу России в Северной войне

3. Победа России в Северной войне. Закрепление за Россией Прибалтики (Лифляндия, Эстляндия, Курляндия) и приобретение Россией выхода в Балтийское море. Приобретение территорий на Каспии. Превращение России в империю

4. Создание регулярной армии и флота. Создание современного русского офицерского корпуса. Формирование рекрутской системы формирования русской армии и повышения её мобильности. Создание правовой базы для функционирования регулярной армии и флота («Устав воинский», «Устав морской»)

5. Формирование «регулярного государства». Превращение воли правящего монарха в основу преемственности власти. Окончательное становление неограниченной самодержавной власти (приобретение российским самодержавием черт европейского абсолютизма). Превращение выслуги военных и гражданских чинов в способ продвижения по службе

6. Улучшение собираемости налогов. Модернизация налоговой системы страны. (В этой связи усиление личной зависимости крепостных крестьян от помещиков). Введение в стране новой денежной системы «Рубль-Гривенник-Копейка»

7. Консолидация дворянского сословия и его превращение в опору государства

8. Установление полного контроля государства над Церковью

9. Создание отечественной базы военной и гражданской промышленности.

10. Усиление эксплуатации основных слоев населения. Углубление религиозного и культурного раскола страны

 

 

C6 № 255. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

 

1) Александр Невский;

2) М. И. Кутузов; -

3) Л. И. Брежнев. -

Пояснение.

Александр Невский (1220-1263)

Основные направления деятельности:

1. 1228-1229 гг. князь Новгородский

2. 1249 — 1263 гг. Великий князь Киевский

3. 1242 г. – князь Псковский

4. 1249 — 1263 гг. Великий князь Владимирский

5. Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)

6. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монго-лов и эфемерности поддержки Руси христианским Западом после разгрома русских земель в результате нашествия монголо-татарских войск под предводительством хана Батыя.

7. Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды

8. Активное сотрудничество князя с Православной Церковью

Итоги:

1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада

2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских зе-мель от Орды

3. Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения рус-ской государственности

4. Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой

 

C6 № 294. Выберитё из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.

1) Иван Калита;

2) А. Д. Меншиков; -

3) Ю. В. Андропов. -

 

Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

Пояснение.

Иван (I) Даниилович Калита (1325-1340)

Основные направления деятельности:

1. Использование драматической ситуации вокруг Твери в интересах Москвы (участие московского войска в карательном походе на Тверь в 1327 г.) Получение Ива-ном Даниловичем в Орде ярлыка на великое Владимирское княжение

2. Проведение Иваном Даниловичем взвешенной политики компромиссов по отношению к Орде

3. Перенос кафедры митрополита Киевского из Владимира в Москву

4. Покупка в Орде ярлыков на другие княжества (в том числе выморочные) и их при-соединение к Москве

5. Строительство деревянного московского Кремля

6. Походы московского войска на Новгород и Псков с целью подчинения северо-западных земель Москве

7. Использование средств от сбора дани (ордынского выхода) для увеличения экономической и политической мощи Московского княжества

Итоги:

1. Создание «первоначального капитала», заложившего основу экономического процветания и дальнейшего усиления Московского княжества

2. Укрепление политического авторитета Московского княжества на северо-восточных землях Руси

3. Избавление русских земель за время правления Ивана Калиты от набегов ордынцев

4. Увеличение территории Московского государства

5. Превращение Москвы в духовно-религиозный центр Руси

 

 

C6 № 333. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.

 

1) Ярослав Мудрый;

2) С. Ю. Витте; -

3) Г. К. Жуков. -

Пояснение.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

Основные направления деятельности:

1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский престол в Киеве

1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси

2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель

3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)

4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона

5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава»

6. Строительство церквей и монастырей

7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава

Итоги:

1. Установление единоличной власти на всей территории Руси

2. Усиление обороноспособности государства

3. Ликвидация печенежской угрозы

4. Распространение христианской культуры на Руси

5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами посредством династических браков своих дочерей и сыновей

6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией

7. Развитие религиозной и светской культуры

8. Появление писаного права на Руси

9. Развитие церковного зодчества

 

 

C6 № 372. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.