Дмитрий Донской 20 страница
- ограничение прав земств и увеличение представительства в них дворян (земская контрреформа);
- усиление полицейского надзора в стране (принятие «Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия»);
- «отчуждение» большинства населения от среднего образования (циркуляр о «кухаркиных детях»), контрреформа высшего образования.
Могут быть приведены другие формулировки.
C5 № 2618. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Победа "красных" объясняется не их силой, а слабостью и ошибками их противников».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие аргументы.
1. В подтверждение, например:
- отсутствие единства взглядов и программ в лагере противников большевиков;
- белые выдвинули устаревшие лозунги, что оттолкнуло от их движения крестьян;
- отсутствие явного лидера в белом движении;
- использование помощи иностранных держав подрывало патриотичность лозунгов белых.
2. В опровержение, например:
- строгая дисциплина внутри большевистской партии;
- на сторону большевиков перешли крестьяне (значительная часть населения страны);
- на стороне большевиков выступало большинство рабочих;
- армия поддержала большевиков.
Могут быть приведены другие аргументы.
C5 № 2658. Ниже указаны две точки зрения на время правления Анны Иоанновны.
1. Время царствования Анны Иоанновны - период «безвременья», когда власть в государстве принадлежала людям малообразованным, бесчестным, руководствующимся только личными эгоистическими потребностями и желаниями в ущерб государственным.
2. Царствование Анны Иоанновны стало временем долгожданной стабильности после петровских потрясений и череды придворных интриг. Был осуществлён ряд мер в социальной сфере, в области регулирования промышленности и торговли, сферы управления.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
1) Позиции выпускника: выбор первой или второй точки зрения (позиция выпускника может быть сформулирована иначе).
2) Аргументы, например:
при выборе первой точки зрения может быть сказано следующее:
- восстановление деятельности Канцелярии тайных розыскных дел. получившей большое влияние в стране:
- огромное влияние Э.И. Бирона. прославившегося жестокостью, казнокрадством:
- государством фактически управляли иностранные министры (Миних. Остсрман. Левенвольдс):
- казнь неугодных государственных деятелей (Волынский. Долгоруковы) - огромные расходы казны на увеселительные мероприятия:
при выборе второй точки зрения может быть сказано следующее:
- правление Анна Иоанновны второе по длительности царствования в эпоху дворцовых переворотов:
распущен всесильный Верховный тайный совет и создан Кабинет министров с коллегиальной формой принятия решений:
- сформированы новые гвардейские полки - Измайловский и Конногвардейский:
- развитие промышленности и торговли: рост экспорт металла, леса, хлеба и других товаров, быстрый рост металлургических мануфактур на Урале:
- строились укрепления в Выборге и Шлиссельбурге, возводились оборонительные линии вдоль южной и юго-восточной границ.
- отменён указ о единонаследии:
- срок службы дворян ограничен 25 годами:
- создан Шляхетский корпус, дающий высокий уровень образования.
Могут быть приведены другие аргументы.
C5 № 2698. Ниже указаны две точки зрения на роль Государственной Думы Российской империи в 1906-1907 гг.
1. Государственная Дума Российской империи первого и второго созывов являлась полноценным законодательным органом, реально осуществлявшим власть в стране.
2. Существование Государственной Думы в период 1906-1907 гг. никак не подрывало прерогатив самодержавной власти императора.
Какая из точек зрения представляется Вам более обоснованной* Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную Вами точку зрения.
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы.
Позиции выпускника: выбор первой или второй точки зрения (позиция выпускника
может быть сформулирована иначе).
Аргументы:
при выборе первой точки зрения может быть сказано, что Государственная Дума осуществляла ряд важных полномочий, характерных для законодательных органов, например:
- в Манифесте 17 октября 1905 г. и в «Основных государственных законах» декларировалось, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной Думой:
- Введен государственный бюджет:
- имела право делать запрос различным должностным лицам:
- могла выступать с законодательной инициативой:
- утверждала штаты и сметы различных ведомств:
- утверждала отчет Государственного контроля:
при выборе второй точки зрения может быть сказано, что полномочия думы были весьма ограничены, так как:
- реальную силу законы получали после утверждения их императором:
- император, как и прежде, назначал и смещал министров:
- министры были ответственны перед императором, а не перед Думой:
- прерогативы Думы не распространялись на вопросы внешней политики:
- 87-я статья «Основных государственных законов» позволяла императору издавать между сессиями Думы любые указы и манифесты, имевшие силу закона:
- важные статьи бюджета (расходы Синода и основных министерств - императорского двора, военного, морского, внутренних и иностранных дел) были изъяты из ведения Думы:
в Основных государственных законах указывалось, что «императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть».
Могут быть приведены другие аргументы.
C5 № 3212. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) ...
2) ...
Аргументы в опровержение:
1) ...
2) ...
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
- реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);
- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;
- при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;
- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;
- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;
- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;
- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;
- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;
- реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;
2) в опровержение, например:
- выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;
- многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;
- реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;
- разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.
Могут быть приведены другие аргументы.
C5 № 3252. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества -подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать аргументы:
1) в подтверждение, например:
- Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;
- под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;
- через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;
2) в опровержение, например:
- в результате постоянных набегов разорялись русские земли;
- русские земли были обложены тяжёлой данью;
- зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.
Могут быть приведены другие аргументы.
Характеристика исторического деятеляC6 № 39. Ниже названы три исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания: укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века), назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику, укажите результаты его деятельности.
1) Дмитрий Донской;
2) М. М. Сперанский; -
3) Н. С. Хрущёв. -
Пояснение.
Основные направления деятельности:
1. Борьба Дмитрия Ивановича с опорой на Русскую Православную Церковь за сохра-нение своих прав на великое Владимирское княжение
2. Строительство белокаменного Кремля в Москве
3. Продолжение политики «собирания земель»
4. Отражение набегов на Москву войск литовского князя Ольгерда
5. Военный поход на Тверь 1374-1375 гг.
6. Битва на реке Воже - первое победоносное сражение русских войск с ордынцами
7. Победа объединённого русского войска в Куликовской битве
8. Проведение военной реформы
9. Начало формирования великокняжеского двора
Итоги:
1. Сохранение за московским князем прав на великое Владимирское княжение
2. Укрепление боевой мощи Москвы
3. Присоединение ряда земель и преумножение территорий Московского княжества
4. Отказ Тверского князя от притязаний на Владимирский престол и окончательное утверждение прав Москвы на великое Владимирское княжение
5. Укрепление авторитета Москвы как политического и духовно-религиозного центра объединяющихся русских земель
5. Разрушение традиционного убеждения в непобедимости Золотой Орды
6. Реформирование московского войска и укрепление великокняжеской власти
C6 № 78. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет.
1) Ярослав Мудрый;
2) С. Ю. Витте; -
3) Г. К. Жуков. -
Пояснение.
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Основные направления деятельности:
1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский пре-стол в Киеве
1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси
2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель
3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)
4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона
5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава»
6. Строительство церквей и монастырей
7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава
Итоги:
1. Установление единоличной власти на всей территории Руси
2. Усиление обороноспособности государства
3. Ликвидация печенежской угрозы
4. Распространение христианской культуры на Руси
5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами по-средством династических браков своих дочерей и сыновей
6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией
7. Развитие религиозной и светской культуры
8. Появление писаного права на Руси
9. Развитие церковного зодчества
C6 № 117. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) княгиня Ольга;
2) Александр III;
3) Н. С. Хрущёв. -
Пояснение.
Княгиня Ольга (945-957)
Основные направления деятельности:
1.Введение урока с погоста
2.Посольство в Константинополь и принятие христианства
Итоги:
1.Реформирование налоговой системы Древнерусского государства
2. Попытка расширения политических и культурных связей с Византией
Александр III (1881-1894)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.
2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной рефор-мы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных за-седаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о зем-ствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упраздне-ние избираемых мировых судей в уенздах и учреждение института земских уезд-ных начальников, назначаемых государством.
3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных де-тях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.
4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния кре-стьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского позе-мельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после за-вершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных пе-ределов в общинах
5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства
6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обеззе-меливания дворян
7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фаб-ричного законодательства
8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной про-мышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.
9. Усиление финансирования государством органов земского и городского само-управления
10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской го-сударственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало на-ступления на автономные права Финляндии.
11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах
2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)
Итоги внутренней политики:
1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления
2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества
3. Консервация общинных отношений в деревне. Торможение процесса естественно-го раскрестьянивания аграрного населения и его отток в города. Торможение решения вопроса об аграрном перенаселении в условиях демографического бума в России второй половины XIX в.
4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в ко-торой доминируют косвенные налоги
5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики
6. Развитие фабричного законодательства
Итоги внешней политики:
7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел.
8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы
C6 № 177. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.
1) князь Святослав Игоревич;
2) Николай II; -
3) Е. Т. Гайдар. -
Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
Пояснение.
Святослав Игоревич (957-972)
Основные направления деятельности:
1.Восточный поход Святослава 964-965 гг. (разгром Хазарского каганата, ослабление Волжской Булгарии, прорыв на Кавказ и в Приазовье, покорение земель вятичей)
2.Поход в Подунавье 967-968 гг.
3.Война с Византией 970-971 гг.
Итоги:
1.Укрепление великокняжеской власти на Руси
2.Расширение территорий государства
3. Укрепление международного авторитета Руси
4.Осложнение отношений Руси с Византией
C6 № 216. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.
1) Лжедмитрий I;
2) Пётр I;
3) А. Ф. Керенский. -
Пояснение.
Лжедмитрий I (1605-1606)
Основные направления деятельности:
1. Борьба самозванца за Московский престол с помощью поляков и представителей русской княжеско-боярской аристократии
2. Коронация «Дмитрия I» в Успенском соборе Кремля
3. Низвержение с патриаршего престола Иова и утверждение патриархом ставленника самозванца Игнатия
4. Политика лавирования Лжедмитрия I между отдельными княжеско-боярскими группировками и различными слоями населения. Попытка осуществлять правление без опоры на сложившиеся православно-патриархальные традиции
5. Венчание с католичкой Мариной Мнишек как высшая точка попрания русских традиций.
Итоги:
1. Неудачная попытка укрепиться на Московском престоле. Организация противни-ками Лжедмитрия заговора против самозванца и его гибель.
2. Углубление «Смуты»
Петр I Великий (1682-1725)
Основные направления деятельности:
1. Азовские походы с целью обеспечения выхода в Азовское море (1695,1696)
2. «Великое посольство» в Европу (1697-1698) с целью ознакомления с жизнью в Европе и поиск союзников для войны с Османской империей
3. Северная война России со Швецией (1700-1721), Прутский поход (война с Османской империей), Каспийский поход (1722-1723)
4. Военная реформа.
5. Реорганизация системы управления государством. Создание Правительствующего Сената. Создание коллегий. Издание «Устава о наследии престола». Издание «Табели о рангах». Создание новой системы территориального деления страны (губер-нии, провинции, дистрикты)
6. Реформирование финансовой и податной системы для обеспечения нужд и потребностей воюющего государства. Введение подушной подати
7. Законодательная деятельность по консолидации дворянского сословия. (Указ «О единонаследии»)
8. Церковная реформа (Создание Святейшего Правительствующего Синода, учреждение должности обер-прокурора Святейшего Синода и издание «Духовного регламента»)
9. Учреждение гильдий и цехов, увеличение числа и развитие вотчинных и посессионных мануфактур
10. Начало европеизации России в бытовой сфере и культурно-духовной сфере
Итоги:
1. Временное утверждение России на Азовском море (до 1711 г.)
2. Создание (1699) и деятельность Северного союза (Дания, Саксония (Речь Посполитая), Россия, Пруссия (с 1714 г.),обеспечившего победу России в Северной войне
3. Победа России в Северной войне. Закрепление за Россией Прибалтики (Лифляндия, Эстляндия, Курляндия) и приобретение Россией выхода в Балтийское море. Приобретение территорий на Каспии. Превращение России в империю
4. Создание регулярной армии и флота. Создание современного русского офицерского корпуса. Формирование рекрутской системы формирования русской армии и повышения её мобильности. Создание правовой базы для функционирования регулярной армии и флота («Устав воинский», «Устав морской»)
5. Формирование «регулярного государства». Превращение воли правящего монарха в основу преемственности власти. Окончательное становление неограниченной самодержавной власти (приобретение российским самодержавием черт европейского абсолютизма). Превращение выслуги военных и гражданских чинов в способ продвижения по службе
6. Улучшение собираемости налогов. Модернизация налоговой системы страны. (В этой связи усиление личной зависимости крепостных крестьян от помещиков). Введение в стране новой денежной системы «Рубль-Гривенник-Копейка»
7. Консолидация дворянского сословия и его превращение в опору государства
8. Установление полного контроля государства над Церковью
9. Создание отечественной базы военной и гражданской промышленности.
10. Усиление эксплуатации основных слоев населения. Углубление религиозного и культурного раскола страны
C6 № 255. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) Александр Невский;
2) М. И. Кутузов; -
3) Л. И. Брежнев. -
Пояснение.
Александр Невский (1220-1263)
Основные направления деятельности:
1. 1228-1229 гг. князь Новгородский
2. 1249 — 1263 гг. Великий князь Киевский
3. 1242 г. – князь Псковский
4. 1249 — 1263 гг. Великий князь Владимирский
5. Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)
6. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монго-лов и эфемерности поддержки Руси христианским Западом после разгрома русских земель в результате нашествия монголо-татарских войск под предводительством хана Батыя.
7. Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды
8. Активное сотрудничество князя с Православной Церковью
Итоги:
1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада
2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских зе-мель от Орды
3. Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения рус-ской государственности
4. Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой
C6 № 294. Выберитё из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет.
1) Иван Калита;
2) А. Д. Меншиков; -
3) Ю. В. Андропов. -
Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
Пояснение.
Иван (I) Даниилович Калита (1325-1340)
Основные направления деятельности:
1. Использование драматической ситуации вокруг Твери в интересах Москвы (участие московского войска в карательном походе на Тверь в 1327 г.) Получение Ива-ном Даниловичем в Орде ярлыка на великое Владимирское княжение
2. Проведение Иваном Даниловичем взвешенной политики компромиссов по отношению к Орде
3. Перенос кафедры митрополита Киевского из Владимира в Москву
4. Покупка в Орде ярлыков на другие княжества (в том числе выморочные) и их при-соединение к Москве
5. Строительство деревянного московского Кремля
6. Походы московского войска на Новгород и Псков с целью подчинения северо-западных земель Москве
7. Использование средств от сбора дани (ордынского выхода) для увеличения экономической и политической мощи Московского княжества
Итоги:
1. Создание «первоначального капитала», заложившего основу экономического процветания и дальнейшего усиления Московского княжества
2. Укрепление политического авторитета Московского княжества на северо-восточных землях Руси
3. Избавление русских земель за время правления Ивана Калиты от набегов ордынцев
4. Увеличение территории Московского государства
5. Превращение Москвы в духовно-религиозный центр Руси
C6 № 333. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.
1) Ярослав Мудрый;
2) С. Ю. Витте; -
3) Г. К. Жуков. -
Пояснение.
Ярослав Мудрый (1019-1054)
Основные направления деятельности:
1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский престол в Киеве
1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси
2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель
3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)
4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона
5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава»
6. Строительство церквей и монастырей
7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава
Итоги:
1. Установление единоличной власти на всей территории Руси
2. Усиление обороноспособности государства
3. Ликвидация печенежской угрозы
4. Распространение христианской культуры на Руси
5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами посредством династических браков своих дочерей и сыновей
6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией
7. Развитие религиозной и светской культуры
8. Появление писаного права на Руси
9. Развитие церковного зодчества
C6 № 372. Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определённой эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля. Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т.п.) и результатов его деятельности.