Общеобразовательные специализированные школы
Детские дошкольные учреждения
Общественные здания для образования, воспитания и подготовки кадров
Сравнительная оценка объемно-планировочных решений общественных зданий
Для оценки различных вариантов объемно-планировочных решений общественных зданий используется метод их сравнительного анализа с помощью объемно-планировочных коэффициентов, характеризующих соотношение основных и подсобных помещений, рациональность использования объема и Т.д.
Коэффициент К1 характеризует отношение расчетной площади здания Sрасч к общей площади Sобщ:
K1 = Sрасч / Sобщ
Коэффициент Кl = 0,93-0,95 в зданиях с рациональными объемно- планировочными решениями.
Коэффициент К2 характеризует отношение строительного объема Vзд к общей площади здания Sобщ: .
К2 = Vзд / Sобщ
Коэффициент К2 зависит от принятой высоты помещений, размеров лестниц и коридоров.
Коэффициент К3 характеризует компактность общественного здания и определяется отношением площади наружных ограждающих конструкций Soгp к полезной площади здания Sполезн:
Кз = Soгp / Sполезн
Коэффициент Кз зависит от этажности, длины и ширины здания и колеблется в широких пределах: Кз= 0,75-2,5. Его уменьшение приводит к снижению стоимости.
Коэффициент К4 характеризует отношение периметра наружных стен Рн.с к площади застройки здания Sзастр:
К4 = Рн.с / Sзастр
Коэффициент К4 зависит от сложности и конфигурации фасада.
Коэффициент K5характеризует отношение конструктивной площади Sконстр занятой в плане конструкциями стен, колонн, перегородок, вентиляционных шахт и вентиляционных блоков, электропанелей и т. п., к площади застройки здания Sзастр:
Ks = Sконстр / Sзастр
К первой группе общественных зданий для образования, воспитания и подготовки кадров относят следующие типы:
1.1. Детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием (детские ясли, сады), специализированные и санитарно-оздоровительного типа (для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей).
1.2. Общеобразовательные и специализированные школы и школы - интернаты, межшкольные учено- производственные комбинаты.
1.3. Колледжи и лицеи с начальным профессиональным образованием, и учебные заведения для подготовки и переподготовки рабочих кадров.
1.4. Средние профессиональные учебные заведения.
1.5. Высшие учебные заведения.
1.6. Учебные заведения для подготовки и повышения квалификации специалистов.
1.7. Внешкольные учреждения.
Здания детских садов и яслей располагаются на обособленных участках территории жилой застройки. Нормативный радиус обслуживания населения 300 м. Они должны отстоять от красной линии не менее чем на 25 м. Их располагают на лучшем в природном и санитарном отношении участке: хорошо проветриваемом и инсолируемом, граничащим с озелененными территориями.
Здания детских дошкольных учреждений строят высотой не более двух этажей, а при вместительности до 90 мест - одноэтажными. На участках со сложным рельефом допускается строительство трехэтажных зданий, но при условии устройства выходов из первого и второго этажей на уровень планировочной отметки земли.
Объемно-планировочная компоновка здания детских учреждений подразделяется на три типа: линейная (централизованная), блочная, павильонная.
Линейная (централизованная) компоновка наиболее проста, имеет самые короткие связи между группами помещений, компактность плана способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и санитарно-технических коммуникаций. Ее применение наиболее целесообразно в северных районах и районах средней полосы.
Блочная компоновка позволяет изолировать отдельные детские группы, создать условия для лучшей ориентации и проветривания помещений, использовать сложности участка и рельефа местности.
Павильонная компоновка применяется в районах с жарким климатом, где особенно важна максимальная изоляция групп между собой и хозяйственных помещений от детских групп, в условиях сейсмичности, сильно пересеченной местности.
Степень огнестойкости зданий детских учреждений должна быть не ниже II. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Высота этажа в основных помещениях группы должна быть не менее 2,7 м.
Школьные здания размещают на хорошо инсолируемых и проветриваемых участках с отступом от красной линии не менее 25 м, а от границы участка школы до жилых домов не менее 10м. Школьный участок желательно располагать смежно с озелененными территориями. Площадь школьного участка зависит от вместительности школы и характера ее объемно-планировочной схемы (табл. 4.5). Площадь зеленых насаждений должна составлять 40 - 50 % от общей площади участка. По границам участка устраивают защитную зеленую полосу шириной 1,5 м, а со стороны улицы - 6 м.
Школьный участок предназначен для учебно- вспомогательных занятий на открытом воздухе, отдыха детей во время перемен, разнообразной спортивно-массовой работы, общешкольных сборов, для занятий с детьми в школах с продленным днем.
Длина пешеходного пути от дома до школы принимается 500 м. Вместительность школ определяется из расчета 180 мест на 1000 жителей.
Для школьного здания характерны разнообразие функциональных групп и помещений, четкая обусловленность их взаимосвязей. При этом исходят из требований организации учебно-воспитательного процесса: учащиеся 1- 4 классов занимаются в закрепленных за ними классных комнатах, учащиеся 5 - 11 классов – в специализированных по предметам классных комнатах-кабинетах. Взаимосвязь школьных помещений осуществляется посредством коридоров или галерей. Школьные здания в зависимости от характера взаиморасположения основных групп помещений условно делят на три типа: линейный, периметральный, блочный (рис. 4.10).
Линейная композиция может быть выражена в нескольких вариантах - Н - образная, крестообразная и др. Она довольно компактна, проста в конструктивном решении. Недостатком ее является трудно преодолимая «коридорность» интерьера. Линейная композиция целесообразна при сравнительно небольшой вместительности школ (до 20 классов) для центральных районов с относительно спокойным рельефом местности.
Периметральная композиция характеризуется размещением групп помещений вокруг открытого двора, который предназначен для отдыха во время перемен и различных школьных ритуалов. Такая композиция достаточно компактна даже при большой вместительности школы. «3акольцованность» горизонтальных коммуникаций создает удобства связи помещений, что важно при кабинетной системе обучения. Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг зальных помещений.
Блочная композиция наиболее гибка, она может быть представлена во многих вариантах. Приэтой композиции здание школы делится на функциональные блоки, соединенные между собой переходами или примыкающих друг к другу блоков без переходов.
Здания школы должны быть не более трех этажей, а старые здания школ в городской застройке могут быть 4-этажные. Высота этажей школьных помещений - 3,3 м, высота спортивного и актового залов - 6-7 м. Степень огнестойкости зданий школ должна быть не ниже П.