Общеобразовательные специализированные школы

Детские дошкольные учреждения

Общественные здания для образования, воспитания и подготовки кадров

Сравнительная оценка объемно-планировочных решений общественных зданий

 

Для оценки различных вариантов объемно-планировочных ре­шений общественных зданий используется метод их сравнитель­ного анализа с помощью объемно-планировочных коэффициентов, характеризующих соотношение основных и подсобных поме­щений, рациональность использования объема и Т.д.

Коэффициент К1 характеризует отношение расчетной площади здания Sрасч к общей площади Sобщ:

K1 = Sрасч / Sобщ

Коэффициент Кl = 0,93-0,95 в зданиях с рациональными объемно- планировочными решениями.

Коэффициент К2 характеризует отношение строительного объема Vзд к общей площади здания Sобщ: .

К2 = Vзд / Sобщ

Коэффициент К2 зависит от принятой высоты помещений, раз­меров лестниц и коридоров.

Коэффициент К3 характеризует компактность общественного здания и определяется отношением площади наружных огражда­ющих конструкций Soгp к полезной площади здания Sполезн:

Кз = Soгp / Sполезн

Коэффициент Кз зависит от этажности, длины и ширины зда­ния и колеблется в широких пределах: Кз= 0,75-2,5. Его умень­шение приводит к снижению стоимости.

Коэффициент К4 характеризует отношение периметра наруж­ных стен Рн.с к площади застройки здания Sзастр:

К4 = Рн.с / Sзастр

Коэффициент К4 зависит от сложности и конфигурации фа­сада.

Коэффициент K5характеризует отношение конструктивной пло­щади Sконстр занятой в плане конструкциями стен, колонн, пере­городок, вентиляционных шахт и вентиляционных блоков, электропанелей и т. п., к площади застройки здания Sзастр:

Ks = Sконстр / Sзастр

 

 

К первой группе общественных зданий для образования, вос­питания и подготовки кадров относят следующие типы:

1.1. Детские дошкольные учреждения общего типа для детей с нормальным физическим и умственным развитием (детские ясли, сады), специализированные и санитарно-оздоровительного типа (для нездоровых или ослабленных детей, а также дома ребенка для детей, лишившихся родителей).

1.2. Общеобразовательные и специализированные школы и школы - интернаты, межшкольные учено- производственные ком­бинаты.

1.3. Колледжи и лицеи с начальным профессиональным образованием, и учебные заведения для подготовки и переподготовки рабочих кадров.

1.4. Средние профессиональные учебные заведения.

1.5. Высшие учебные заведения.

1.6. Учебные заведения для подготовки и повышения квалифи­кации специалистов.

1.7. Внешкольные учреждения.

Здания детских садов и яслей располагаются на обособлен­ных участках территории жилой застройки. Нормативный ради­ус обслуживания населения 300 м. Они должны отстоять от крас­ной линии не менее чем на 25 м. Их располагают на лучшем в природном и санитарном отношении участке: хорошо проветри­ваемом и инсолируемом, граничащим с озелененными террито­риями.

Здания детских дошкольных учреждений строят высотой не более двух этажей, а при вместительности до 90 мест - одно­этажными. На участках со сложным рельефом допускается стро­ительство трехэтажных зданий, но при условии устройства вы­ходов из первого и второго этажей на уровень планировочной отметки земли.

Объемно-планировочная компоновка здания детских учрежде­ний подразделяется на три типа: линейная (централизованная), блочная, павильонная.

Линейная (централизованная) компоновка наиболее проста, имеет самые короткие связи между группами помещений, ком­пактность плана способствует уменьшению площади застройки, протяженности стен, фундаментов и санитарно-технических ком­муникаций. Ее применение наиболее целесообразно в северных районах и районах средней полосы.

Блочная компоновка позволяет изолировать отдельные детские группы, создать условия для лучшей ориентации и проветрива­ния помещений, использовать сложности участка и рельефа мест­ности.

Павильонная компоновка применяется в районах с жарким кли­матом, где особенно важна максимальная изоляция групп между собой и хозяйственных помещений от детских групп, в условиях сейсмичности, сильно пересеченной местности.

Степень огнестойкости зданий детских учреждений должна быть не ниже II. Из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Высота этажа в основных помеще­ниях группы должна быть не менее 2,7 м.

 

 

Школьные здания размещают на хорошо инсолируемых и про­ветриваемых участках с отступом от красной линии не менее 25 м, а от границы участка школы до жилых домов не менее 10м. Школь­ный участок желательно располагать смежно с озелененными тер­риториями. Площадь школьного участка зависит от вместительнос­ти школы и характера ее объемно-планировочной схемы (табл. 4.5). Площадь зеленых насаждений должна составлять 40 - 50 % от об­щей площади участка. По границам участка устраивают защитную зеленую полосу шириной 1,5 м, а со стороны улицы - 6 м.

Школьный участок предназначен для учебно- вспомогательных занятий на открытом воздухе, отдыха детей во время перемен, разнообразной спортивно-массовой работы, общешкольных сбо­ров, для занятий с детьми в школах с продленным днем.

Длина пешеходного пути от дома до школы принимается 500 м. Вместительность школ определяется из расчета 180 мест на 1000 жителей.

Для школьного здания характерны разнообразие функциональ­ных групп и помещений, четкая обусловленность их взаимосвязей. При этом исходят из требований организации учебно-воспитательного процесса: учащиеся 1- 4 классов занимаются в закреп­ленных за ними классных комнатах, учащиеся 5 - 11 классов – в специализированных по предметам классных комнатах-кабинетах. Взаимосвязь школьных помещений осуществляется посредством коридоров или галерей. Школьные здания в зависимости от ха­рактера взаиморасположения основных групп помещений услов­но делят на три типа: линейный, периметральный, блочный (рис. 4.10).

Линейная композиция может быть выражена в нескольких вари­антах - Н - образная, крестообразная и др. Она довольно компакт­на, проста в конструктивном решении. Недостатком ее является трудно преодолимая «коридорность» интерьера. Линейная компо­зиция целесообразна при сравнительно небольшой вместитель­ности школ (до 20 классов) для центральных районов с относи­тельно спокойным рельефом местности.

Периметральная композиция характеризуется размещением групп помещений вокруг открытого двора, который предназначен для отдыха во время перемен и различных школьных ритуалов. Такая композиция достаточно компактна даже при большой вместитель­ности школы. «3акольцованность» горизонтальных коммуникаций создает удобства связи помещений, что важно при кабинетной системе обучения. Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг зальных помещений.

Блочная композиция наиболее гибка, она может быть представ­лена во многих вариантах. Приэтой композиции здание школы делится на функциональные блоки, соединенные между собой переходами или примыкающих друг к другу блоков без переходов.

Здания школы должны быть не более трех этажей, а старые здания школ в городской застройке могут быть 4-этажные. Высота этажей школьных помещений - 3,3 м, высота спортивного и ак­тового залов - 6-7 м. Степень огнестойкости зданий школ долж­на быть не ниже П.