Дмитрий Донской 1 страница

Задания C6.

Задания C5.

Задания C4.

Задания C3.

Задания C2.

Задания C1.

Задания B13.

Анализ иллюстративного материалаB13 № 1801.

 

 

 

Пояснение.

Это здание Московского университета на Ленинских (Воробьевых) горах указано под цифрой 3. Здание было построено в 1949—1953 гг. и является примером сталинской монументальной архитектуры.

 

Назовем другие здания:

1. Адмиралтейство, Захаров (Петербург).

2. Спасская башня (Москва).

4. Государственный исторический музей, Шервуд (Москва).

 

Ответ: 3

 

B13 № 2176. Какой из храмов был создан в тот век, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите цифру, под которой оно указано

 

 

 

 

Пояснение.

Храм Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного) XVI в.

 

Изображение № 1 Церковь Преображения Господня в Кижах (XVIII в.)

Изображение № 3 Спасо-Преображенский собор в Петербурге (XVIII в.)

Изображение № 4 Успенский собор в Московском Кремле (XV в.)

 

 

Ответ: 2

 

 

B13 № 2178. Какая из икон была создана в том веке, когда в России правил царь, изображённый на портрете? В ответе запишите цифру, под которой оно указано

 

 

 

Пояснение.

Икона Симона Ушакова Cпас Нерукотворный (XVII в.)

 

Изображение № 2 Икона Казанской Божьей матери (XVI в.)

Изображение № 3 Икона Георгий Победоносец (XIV в.)

Изображение № 4 Икона Владимирской Божьей Матери (XII в.)

 

 

Ответ: 1

 

 

B13 № 2180. Какой из памятников архитектуры, представленных ниже, был построен в том же веке, в котором был создан собор?

 

 

Пояснение.

Меншиковский дворец

 

Фотография № 1 Исаакиевский собор (XIX в.)

Фотография № 3 Казанский собор (XIX в.)

Фотография № 4 Арка Главного штаба (XIX в.)

 

Ответ: 2

 

 

B13 № 2182. Кто из императоров, представленных ниже, правил Россией в то время, когда был создан этот памятник?

 

 

 

 

 

Пояснение.

Император Александр II

 

Изображение № 1 император Александр III

Изображение № 2 император Николай I

Изображение № 4 император Николай II

 

 

Ответ: 3

B13 № 2336.

 

Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы царствования правителя, в честь рождения которого была сооружена изображённая выше церковь?

 

В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ: 3) - Храм Василия Блаженного или Покровский собор был построен в честь взятия Казани Иваном IV в XVI в.

 

Ответ: 3

 

 

B13 № 2413.

 

Какое из событий, изображённых на представленных ниже репродукциях, произошло в тот же век, что и представленное? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

 

Пояснение.

Правильный ответ: 2)- картина Сурикова "Боярыня Морозова" посвящена событиям церковного раскола XVII в.

 

Ответ: 2

 

 

B13 № 2493.

 

Какое из изображённых на репродукциях событий относится к царствованию того же императора, при котором происходили изображённые на картине события? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

 

 

Пояснение.

Правильный ответ: 3) - На картине изображено восстание декабристов 1825г., когда на престол вступил император Николай I.

 

Ответ: 3

 

B13 № 2573

 

 

Какой из памятников, изображённых ниже, был создан в то же царствование, что и изображённый памятник? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

 

Пояснение.

Правильный ответ: 3) - памятник А.С. Пушкину ( скульптор Опекушин ) в Москве был установлен в 1880 г. в правление императора Александра II ( 1855-1881 ).

 

Ответ: 3

 

 

B13 № 2613.

 

Какое из изображений относятся к тому же периоду, что и картина? В ответе напишите цифру, под которой она указана

 

Пояснение.

Правильный ответ: 1) - изображен субботник 1919 г. на Красной площади в Москве, в котором принимал участие В.И. Ленин.

 

Ответ: 1

 

B13 № 3207. Рассмотрите изображение и выполните задания


Какой монумент посвящен событиям того же периода, что и изображённый выше? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

 

Пояснение.

1) памятник Чапаеву в Самаре;

2) памятник Тысячелетие Руси в Новгороде;

3) памятник тачанке в Ростове-на-Дону;

4) памятник советскому воину-освободителю в Берлине.

Только памятник в Берлине посвящен события Великой Отечественной войны.

Правильный ответ: 4

 

Ответ: 4

 

 

B13 № 3247. Рассмотрите изображение и выполните задание

 

Какой из нижеприведённых памятников архитектуры был построен в том же веке, что и изображённый выше? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

 

 

Пояснение.

1) церковь Святого Георгия в Ладоге построена в XII в.

2) храм Спаса на крови в Санкт-Петербурге в XIX в.

3) церковь Вознесения в селе Коломенском построена в XVI в.

4) церковь Покрова в Филях возведена во времена Петра I.

Правильный ответ: 1.

 

Ответ: 1

 

Определение характеристик исторического источникаC1 № 34. На решение каких проблем был нацелен стратегический курс партии? Когда происходили события, упомянутые в резолюции? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) проблема экономического и социально-политического кризиса в стране;

2) вторая половина 1980-х гг.;

3) М. С. Горбачёв

 

 

C1 № 73. Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто был царём в этот период?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) война — Первая мировая война

2) годы — 1914-1918 гг.

3) царь — Николай II

 

 

C1 № 112. К какому времени относится появление этого документа? Какими событиями общественно-политической жизни России было обусловлено его создание? Какое название получил этот проект? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

 

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано, что:

— появление документа относится к началу 1881 г. (или к началу 80-х гг.)

Создание документа было обусловлено:

— политическим кризисом на рубеже 70—80-х гг.

— активизацией общественно-политического движения, в том числе земско-либерального

— деятельностью народнической организации «Народная воля», развернувшей тактику террора

— проект получил название «Конституция Лорис-Меликова»

 

 

C1 № 172. О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

 

Показать текст

Пояснение.

Может быть указано:

— речь идёт об избрании нового царя, которое должно было состояться на Земском соборе

— событие относится к 1613 г.

— оно было обусловлено необходимостью восстановления государственности и обретения новой династии

 

 

C1 № 211. Как называется экономический процесс, связанный с первой пятилеткой, участником которой был автор текста? Кто был руководителем страны в эти годы?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) описанный в тексте процесс — индустриализация

2) руководитель страны — И. В. Сталин

 

 

C1 № 250. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?

 

Показать текст

Пояснение.

-Летопись "Повесть временных лет"; - автор монах Киево-Печерского монастыря Нестор; - начоло XII века.

 

 

C1 № 289. Какое историческое событие нашло отражение в документе? Как историки определяют роль этого события? Назовите век, к которому оно относится.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) в документе нашёл отражение факт призвания на Русь варягов;

2) это событие нередко рассматривалось как начало формирования Древнерусского государства;

3) это событие относится к IX в.

 

 

C1 № 328. Назовите фамилию председателя Совета министров, при котором началась реформа, направленная на развитие частной собственности в крестьянской среде. В каком году началась эта реформа?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) председатель Совета министров — П. А. Столыпин;

2) реформа началась в 1906 г.

 

 

C1 № 367. Укажите название и дату войны, о событиях которой идёт речь в источнике. Приведите название военной операции.

 

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название войны — Отечественная;

2) дата войны — 1812 г.;

3) название операции — Тарутинский марш-манёвр

 

 

C1 № 406. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) император — Александр III;

2) годы его царствования — 1881—1894 гг.

 

 

C1 № 445. О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) речь идёт об императрице Елизавете Петровне;

2) годы её царствования — 1741—1761 гг.

 

 

C1 № 484. Укажите название периода отечественной истории, к которому относятся воспоминания. Назовите фамилию Генерального секретаря, упоминаемого в тексте.

 

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) период — перестройка;

2) фамилия Генерального секретаря — М. С. Горбачёв.

 

 

C1 № 523. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки. Под каким названием вошёл в историю этот период?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) хронологические рамки периода 1762—1796 гг.;

2) период вошёл в историю под названием «золотого века дворянства» (или периода просвещённого абсолютизма)

 

 

C1 № 562. О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) событие — Февральская революция (свержение монархии);

2) год — 1917 г.;

3) органы власти:

— Временное правительство;

— Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов)

 

 

C1 № 601. Приведите название документа и имя его автора. К какому времени относится создание этого документа?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название документа — «Повесть временных лет»;

2) автор документа — летописец Нестор;

3) время создания документа — начало XII в.

 

 

C1 № 640. Укажите названия войны и битвы, о которых говорится в документе. Назовите месяц и год, к которому относится данное воспоминание.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) война — Великая Отечественная война;

2) битва — Московская;

3) воспоминания относятся к декабрю 1941 г.

 

 

C1 № 679. «Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже "Ректор университета" вместо "Ректор Императорского университета". Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: "Студенческий дом" и "Совет студенческих депутатов". Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, – закончил он, – чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами "Вставай, подымайся, рабочий народ!" На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: "Преступления Николая II"!»

 

К какому году относится запись в дневнике? С каким событием связана ситуация в университете? В какой форме проявлялась общественная активность студентов?

 

Показать текст

Пояснение.

События произошли в 1917 году. Ситуация, сложившаяся в университете, связана с событиями Февральской революции, в результате которой было свергнуто самодержавие. Общественная активность студентов проявилась в создании студенческих организаций.

 

 

C1 № 718. К какому периоду относится царствование Бориса Годунова? Укажите хронологические рамки его царствования. В чем состояла особенность его воцарения?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

— царствование Бориса Годунова относится к Смутному времени;

— он царствовал в 1598—1605 гг.;

— Борис Годунов впервые в истории России был избранным на царство.

 

 

C1 № 757. В чем главный смысл обращения автора письма?

Укажите имя и годы царствования императора, к которому обращены слова автора письма.

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) необходимость проведения в России коренных преобразований;

2) Александр II;

3) 1855–1881 гг.

 

 

C1 № 952. Назовите автора письма, событие и год, в котором ему пришлось делать изложенный в письме выбор.

 

Показать текст

Пояснение.

— автор письма — Николай II;

— событие — первая российская революция;

— выбор делался в 1905 году.

 

 

C1 № 991. Укажите название войны, её хронологические рамки. Напишите название города, пропущенное в тексте.

 

Показать текст

Пояснение.

— название войны — Крымская (Восточная);

— хронологические рамки — 1853—1856 гг.;

— город — Севастополь.

 

 

C1 № 1030. После какого события и в каком году произошла встреча царя с народом, о которой рассказывается в документе? О каком царе идет речь?

 

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

1) Соляной бунт в Москве;

2) 1648 г.;

3) Алексей Михайлович.

 

 

C1 № 1069. О какой войне говорит выступающий? К какому году относится речь? Какую проблему армии отметил оратор?

 

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

1) Первая мировая война;

2) 1916 г.;

3) продовольственный кризис и кризис снабжения армии.

 

 

C1 № 1109. Кому предъявляются обвинения? От кого из правителей России исходили обвинения и вопросы? О каких событиях идёт речь в документе?

 

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

 

1) Э. И. Бирон;

2) Анна Леопольдовна, правительница России;

3) деятельность Э. И. Бирона во время царствования Анны Иоанновны и проведение суда над ним.

 

 

C1 № 1148. Укажите, кем и в ходе каких событий был принят этот документ. Какое название в истории получил этот документ?

 

Показать текст

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны:

1) император Николай II;

2) революция 1905—1907 гг. (первая русская революция);

3) Манифест 17 октября.

 

 

C1 № 1188. Как назывался период в истории России, о котором идёт речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

 

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) название периода — политическая раздробленность (или: феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная);

2) хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) —XV в.

 

 

C1 № 1231. Назовите имя императора, упоминаемого в отрывке. Укажите годы начала и окончания его царствования. Каковы были обстоятельства вступления императора на трон?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) имя императора — Александр III;

2) годы его царствования — 1881—1894;

3) Александр III вступил на трон после убийства народовольцами императора Александра II.

 

 

C1 № 1438. «Понеже царское величество указал по именному своему великого государя указу, писанному его величества собственною рукою, бригадира и лейб-гвардии капитана господина князя Трубецкого над здешним и прочими магистраты объявить обер-президентом, и чтоб он ведал всех купецких людей судом и о их делах доносил сенату.

...Магистрату граждане надлежат, и в двух гильдиях состоят такие: банкиры (которые дают на векселя деньги), знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными многими товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы, портные, сапожники, кузнецы, плотники, столяры, рещики, токари и сим подобные из которых первой гильдии или первостатейные состоят, и от другого подлого гражданства привилегиями и преимуществы суть отменны; яко банкиры, знатные купцы, которые имеют отъезжие большие торги, и которые разными товарами в рядах торгуют, городские докторы, аптекари, лекари, шиперы купеческих кораблей, золотари, серебренники, иконники, живописцы. Во второй гильдии, которые мелочными товарами и харчевыми всякими припасы торгуют...

И по такому определению каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (цехи) или собрания ремесленных людей, и над оными алдерманов (или старшин) по величеству города и по числу художников имеет...

Понеже магистрат, яко глава и начальство есть всему гражданству, то оного должность состоит в том, еже судити граждан, содержати в своем смотрении полицию, положенные с них доходы сбирать, и отдавать по указам, куда от камор-коллегии будет определено, учреждать всю экономию (или домостроительство)города, яко купечество, всякое ремесло, художество и прочее, и чинить о всяких нуждах, и что к гражданской пользе принадлежит, потребные предложения до главного магистрата: того ради [оные] магистраты губернаторам и воеводам не должны подчинены быть в том, что до градского суда и экономии касается, також не надлежит ни гражданскому ни военному начальнику, гражданина к своему суду (в канцелярию) позывать; но надлежит на такого (мещанина) в магистрате бить челом, и по гражданским правам у гражданского начальства суда на него искать. Також никакому коменданту не должно квартиры в городах по своей воли располагать, но надлежит сие чинить так, как в 12 главе объявлено. А ежели кто из магистрата в вверенной ему службе покажет тщательное радение, и во все время содержит себя честно: таковым позволяется его царскому величеству бить челом, которые по заслугам могут быть пожалованы шляхетством.»

 

Укажите время (с точностью до четверти века), когда появился данный документ. Какой царь его издал? Какой новый орган управления городами этот документ вводил?

 

Показать текст

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) время — первая четверть XVIII в.

2) царь — Петр I.

3) орган — главный магистрат.

 

 

C1 № 1477. «ЦК констатирует, что за последние годы на основе значительных успехов социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства.

Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций в области литературы и ...искусства в целях укрепления позиций пролетарских писателей и работников искусства.

В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП (3) и др.) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества. Это обстоятельство создает опасность превращения этих организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности и от значительных групп писателей и художников, сочувствующих социалистическому строительству.

Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы.

Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:

1) ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);

2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;

3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства (объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т. п. организаций)...»

 

 

Что было целью данного постановления? В каком десятилетии оно было принято? Кто являлся политическим руководителем страны в тот период?

 

Показать текст

Пояснение.

— Целью постановления является поставить под партийный контроль творчество деятелей литературы и искусства, утвердить в качестве основного метода советской литературы

— метод социалистического реализма.

— постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» принято в 1932 году.

— Политическим руководителем был И. В .Сталин.

 

 

C1 № 1802. Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

«XIX Всесоюзная партийная конференция… констатирует: выработанный партией на апрельском Пленуме ЦК и XXVII съезде партии стратегический курс на всестороннее и революционное обновление советского общества и ускорение его социально-экономического развития неуклонно претворяется в жизнь. Приостановлено сползание страны к экономическому и социально-политическому кризису… Начался процесс оздоровления экономики страны, её поворот к удовлетворению насущных потребностей людей. Набирают силу новые методы хозяйствования. В соответствии с Законом о государственном предприятии (объединении) идёт перевод объединений и предприятий на хозрасчет и самоокупаемость. Разработан, широко обсуждён и принят Закон о кооперации. Входят в жизнь новые, прогрессивные формы внутрипроизводственных трудовых отношений на основе подряда и аренды, а также индивидуальная трудовая деятельность. Идёт перестройка организационных структур управления, направленная на создание благоприятных условий для эффективного хозяйствования первичных звеньев экономики. Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития, обновлению и приданию динамизма внешней политике. Таким образом, перестройка всё глубже входит в жизнь советского общества, оказывает на него всё возрастающее преобразующее воздействие».

 

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) десятилетие – 1980-е гг.;

2) руководитель страны – М.С. Горбачёв;

3) название периода – «перестройка»

 

 

C1 № 1980. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из воспоминаний И. П. Белоконского.

«Сначала откликнулись на призыв столицы крупные культурные центры, а затем волны понеслись далее и достигли самых отдаленных медвежьих углов. Первый грандиозный «банкет» — невиданное для России явление с самого начала ее существования — состоялся 20 ноября в С.-Петербурге, в зале Павловой, под председательством известного писателя В. Г. Короленко. Предлогом для этого банкета, как и для других, явилось 40-летие судебных уставов, а участниками были до 650 литераторов, ученых, врачей и других представителей либеральных профессий. После блестящих речей, в которых охарактеризовано было печальное положение суда, «как продукт общих наших политических условий», и выяснена была невозможность улучшения судебного строя вне общей коренной государственной реформы, единогласно была принята и всеми подписана «резолюция Союза»*. Затем почти такого же рода «резолюции» по поводу 40-летия судебных уставов были приняты во многих городах, как-то: в Москве. Киеве, Одессе, Саратове, Харькове. Курске, Ростове-на-Дону, Владимире, Воронеже, Ярославле, Тамбове, Смоленске, Н. Новгороде и других».

* «Союз освобождения» - общероссийская организация либералов.

 

Какое название в истории России получили события, о которых говорится в данном отрывке? В каком году они произошли?

Пояснение.

1. «Банкетная кампания».

2. 1904 г.

 

 

C1 № 1983. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

С. Ю. Витте Из конспекта лекций, читанных великому князю Михаилу 1900-1902 гг.

«...Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно-землевладельческою страною... она постепенно становится только теперь. Причина этого замедления кроется в бедности России капиталами... Постоянные капиталы (машины, орудия производства) в равной мере у нас ничтожны... При недостатке капиталов и при слабом развитии промышленности нет ничего удивительного, что в нашем земледелии все еще господствует хищническая экстенсивная система, что за отсутствием широкого поля для приложения народного труда всякий, даже местный, неурожай обращается, как и встарь, в народное бедствие... чего промышленные страны уже не знают... Уровень потребностей... общественных классов, а особенно простого народа (России), несравненно ниже, чем в культурных странах Запада. Потребление в русском крестьянском хозяйстве поражает своими незначительными размерами. Статистическое исследование в Воронежской губернии 67 хозяйств среднего достатка дало вывод, что при семье из 8 душ, в числе которых находятся два полных работника, расход на каждую... душу достигает 53 рублей 5 копеек в год. Из этой суммы 26 рублей 78 копеек представляют стоимость предметов, производимых самим крестьянским хозяйством, а 26 рублей 27 копеек являются денежным расходом. Малое развитие потребностей нашего народа объясняется тем, что он лишь недавно освободился от крепостного состояния. Разителен в этом отношении контраст между дореформенной и пореформенной Россией. За последние тридцать лет наше отечество в деле развития потребностей и производительных сил сделало больше, нежели за все время с Петра Великого...»