Российское государство в XVIIв.

Вопрос 12

Все больше становился разрыв между ростом территории и населения. Если территория в течение века увеличилась в несколько раз и Россия по площади была самым большим государством мира, то ее население вы­росло с начала века примерно с 6 млн человек до около 11 млн в конце столетия. Войны и эпидемии заметно со­кращали население, поэтому его прирост происходил очень медленно. Территория страны была заселена крайне неравномерно. Большая часть жителей размещалась в старых центральных районах. Меньшая - на Севере и за Волгой, и только десятки тысяч человек заселяли азиат­скую часть. В XVII в. заметно большое движение населения - отток части населения из старых уездов на южные окраины страны, главным образом из-за притеснения властей и феодалов. Россия все больше пре­вращалась в многонациональное государство.

К середине века хозяйство разоренных районов было в основном восстановлено. К тому времени все сельское хозяйство страны продвинулось в своем разви­тии, но сделано это было не путем улучшения производства, а за счет освоения новых территорий. В XVII в. в сельском хозяйстве появляется новая важ­ная особенность - рост товарного производства продуктов. Этому спо­собствовало увеличение городского населения, что повышало спрос на продукты и стремление земледельцев их продавать. В рыночные отно­шения были втянуты, прежде всего, помещичьи хозяйства крупных фео­далов и монастырей.

У светских феодалов были две формы землевладения: вотчина и поместье. Вот­чинное - это наследственное владение бояр и князей, поместное - ус­ловное владение землей дворян до тех пор, пока они находились на го­сударственной службе. Шло постепенное исчезновение на практике различий между вотчиной и поместьем. К концу века количество вотчин служилых дворян преобла­дало над поместьями. Крупными землевладельцами были также духовные феодалы, осо­бенно монастыри, и руководители церкви - иерархи.

Государственные, или черносошные, крестьяне населяли преимущественно север страны: Поморье, Печерский край, Пермские и Вятские земли. Они жили общинами и фактически могли продавать, закла­дывать или передавать по наследству свою землю. Государство следило лишь за тем, чтобы общины исправно платили налоги и выполняли различные феодальные повинности. Таким образом, государство выступало по отношению к этим крестьянам как феодал. Феодальная рен­та с государственных крестьян совпадала с государственным налогом. Они платили в основном денежные повинности.

Другое дело - крепостные крестьяне, которые в XVII в. составляли подавляющую часть населения страны. Основными видами получения дохода с частновладельческих крестьян были отработочная, продукто­вая и денежная ренты. Отработочная рента называлась барщиной или издольем. Крестьяне обрабатывали помещичью землю. Кроме барщинной повинности крестьянин нес также дорожную, строительную и другие повинности. Наряду с отработочной существовала продуктовая рента, или оброк.

Городское ремесло повсеместно превращается в мелкое товарное производство. Все больше ре­месленников работали не на заказ, а на рынок. Углубляется разделение труда среди ремесленников. Складываются крупные центры ремесленного производства со своей спецификой.

Развитие мелкотоварного производства, углубление ремесленной специализации отдельных районов страны подготавливали условия для появления первых мануфактур в России. В отличие от ремесленного производства, мануфактурное основано на разделении труда. Промыш­ленные изделия изготовляются не одним человеком, а несколькими, каждый из которых выполняет определенную операцию. Русские мануфактуры появились как результат государственной инициативы, которая была продиктована нуждой в оружии и боеприпа­сах для войска в условиях постоянных войн. Поэтому самые крупные мануфактуры были казенные. Всего в XVII в. насчитывалось около 30 мануфактур. Отличительной особенностью русских мануфактур по сравнению с западноевропейскими было то, что в них применялся не вольнонаем­ный труд, а крепостной труд приписанных к ним насильно крестьян, потому что в России еще не было рынка свободного труда. Крепостной труд почти ничего не стоил, поэтому мануфактуристы, даже частные, не были заинтересованы в совершенствовании производства, а подне­вольный труд был малоэффективен. В результате у основной массы русских мануфактур так и не сложились потенциальные возможности для превращения их в капиталистические предприятия.

Именно на XVII в. приходится на­чало процесса формирования всероссийского рынка товаров. Одним из показателей этого процесса стало единство цен на массовые товары в разных районах страны. Большую роль в торговле играли разнообразные ярмарки, начиная от сельских и заканчивая всероссийскими. Центром всех рыночных связей была Москва, в которую сходи­лись торговые пути со всех концов России и из зарубежных стран. Сто­личный рынок не был специализированным, он включал в себя более 120 торговых рядов. В XVII в. заметно выросла внешняя торговля. Центром торговли со странами Западной Европы был порт Архангельска на Белом море. Несмотря на активное развитие торговли, русский купеческий ка­питал был еще слабым и не мог на равных конкурировать с европей­ским. Поэтому под давлением русских купцов правительство в 1667 г. приняло «Новоторговый устав», который ограждал их интересы от иностранного вмешательства во внутреннюю торговлю в России, лишая приезжих торговцев многих привилегий.

Все светское русское общество формально делилось на основе существовавшего тогда права на три основные группы - в зависимости от их обязанностей перед государством. В первую группу входили служилые люди, которые находи­лись на военной или гражданской государственной службе и получали за это землю, крестьян, натуральное или денежное жалованье. В отличие от служилых людей по отечеству, у которых служба считалась наследственной, служилые лю­ди по прибору набирались из простонародья. Вторую группу составляли так называемые «тяглые люди», пла­тившие налог государству и выполнявшие различные повинности. Это были посадские люди (торгово-ремесленное население городов) и го­сударственные крестьяне. Наконец, третьей группой были холопы - люди, попадавшие в раб­скую зависимость к феодалам и имевшие обязанности только по отно­шению к своим владельцам. В XVII в. число холопов сокращалось. Особым слоем общества было духовенство, делившееся на черное (монашество, из него выходили иерархи церкви: патриархи, архиепи­скопы, епископы) и белое - приходские священники. Это официальное деление общества в XVII в. не отражало, однако, в полной мере действительного распределения по основным, опреде­ляющим общественные отношения слоям населения. Ими были фео­далы в широком смысле слова, с одной стороны (вотчинники, служилое дворянство, церковь), а с другой - крестьяне (частновладельческие, го­сударственные, монастырские).

Первый царь новой династии Михаил Федорович Романов был избран на престол Земским собором в 1613 г. в очень сложной политической обстановке. За него управляли страной родст­венники и доверенные лица: Салтыковы, Черкасские, Сицкие, Лыковы, Шереметевы. Но с возвращением из польского плена в 1619 г. отца царя патриарха Филарета положение изменилось. Опытный и властолюбивый политик, Фила­рет смог быстро укрепить царскую власть и упрочить династию Ро­мановых на престоле. В титул русских царей официально вошло по­нятие «самодержец».

После смерти Михаила Федоровича в 1645 г. на престол вступил его старший сын Алексей Михайлович. В годы его правления (до 1676 г.) власть монарха, ограниченная до того Боярской думой и Земскими соборами, стала постепенно перерождаться в неограни­ченную, абсолютную. Это проявилось в прекращении деятельности Земских соборов во второй половине XVII в., в сокращении власти Боярской думы, в личном участии царя в управлении государством с помощью специально созданного приказа Тайных дел, выполняв­шего роль личной канцелярии Алексея Михайловича.

После смерти царя Алексея Михайловича, в последней четверти XVII в. заметно ослабление царской власти при его преемниках: болез­ненном Федоре Алексеевиче (1676 - 1682), малолетних сводных брать­ях Иване и Петре Алексеевичах, посаженных одновременно на престол в 1682 г. под регентским присмотром властолюбивой сестры Софьи. Тем не менее можно сказать, что в истории царской власти во второй половине XVII в. отчетливо наметилась тенденция к превращению ее из ограниченной в абсолютную, что в дальнейшем приведет к оконча­тельному установлению в начале XVIII в. абсолютизма.

Боярская дума состояла из наиболее знатных аристократов и чи­новников, которые регулярно обсуждали с царем все важные госу­дарственные вопросы и указы монарха. В течение XVII в. значение Думы менялось: при твердой царской власти оно падало, а при сла­бом царе, наоборот, увеличивалось. Состав Думы постоянно расширялся. Это было отражением того, что дворянство в XVII в. стало главной социальной опорой са­модержавия.

В первой половине века большое значение в государственном управлении имел Земский собор - сословно-представительное учреж­дение, созывавшееся царем для решения некоторых наиболее важных политических и хозяйственных вопросов. В первые десятилетия после Смуты соборы почти непрерывно заседали в Москве вместе с царем и Боярской думой. Состав соборов, норма представительства, регуляр­ность созыва и компетенция не были определенными. Соборы выполняли законосовещательные функции. Наличие Земских соборов свидетельствовало о том, что в пер­вой половине XVII в. царская власть в России носила сословно-представительный характер. Но как только самодержавная власть во второй половине века укрепилась, царь перестал нуждаться в представитель­ном органе и Земские соборы прекратили свое существование.

Центральными исполнительными учреждениями были московские приказы. Они ведали какой-либо функцией управления, но, кроме того, занимались обеспечением материальных и других средств для выпол­нения своих основных функций. Поэтому дополнительно приказы ве­дали также целыми группами населения, сбором разных налогов и по­датей, землями и промыслами, являясь в отношении этих земель и на­селения административными и судебными органами. В XVII в. было около 80 приказов.

В XVII в. Россия делилась на уезды. Вся полнота власти на местах принадлежала назначаемым из Москвы (обычно на два года) воеводам. В их подчинении находились и органы местного самоуправления, соз­данные еще в XVI в. Власть воевод была почти бесконтрольной, и по­этому довольно часто они злоупотребляли ею и наживались за счет вверенного им населения.

Соборном уложении, которое было принято на Земском со­боре в 1649 г. Право в целом защищало интересы землевладельцев и феодального государства. Многие статьи Уложения были посвящены борьбе с противниками царской власти и церкви. Уложение закрепляло сослов­ную организацию общества, сложившуюся к тому времени в России, укрепляло имущественное и правовое положение землевладельцев. При этом дворянам разрешалось менять поместья на вотчины, т.е. они могли превратить свои поместья в наследственные владения. Девятая глава Уложения («Суд о крестьянах») окончательно и пол­ностью прикрепляла частновладельческих крестьян за помещиками, устанавливала наследственность крепостного состояния. Так в Рос­сии окончательно оформилось крепостное право (устанавливался бессрочный сыск беглых кре­стьян; помещичьи крестьяне полностью теряли личную свободу, и даже их имущество переходило в собственность феодалов; дворяне получили право передавать по наследству свою службу, а вместе с ней и поместье; в пользу дворян ограничивалось церковное земле­владение). Посадские люди полу­чили право монопольной торговли в городах. Большое внимание в Соборном уложении было уделено вопросам суда и судопроизводства. Верховная судебная власть принадлежала ца­рю. Многие судебные дела обсуждала и решала Боярская дума, но ос­новная масса судебных дел рассматривалась в приказах. На землях го­сударственных крестьян суд над ними по мелким делам осуществляли органы местного самоуправления, а более крупные - воеводы. Крепо­стные крестьяне подлежали суду их владельцев-феодалов. Церковь имела свою судебную организацию. Система судопроизводства и нака­заний характеризовалась типично средневековой жестокостью. Широко практиковались пытки, избиения, отсечение частей тела, смертная казнь. В целом судебная система XVII в. была последовательно сослов­ной. Для каждого сословия устанавливались свои суды и особое право­вое положение. Личность монарха отождествлялась с государством, всякий умысел на здоровье, жизнь и честь государя возводился в ранг тягчайших государственных преступлений.

Важнейшим источником пополнения казны были налоги. Кроме прямого поземельного налога власти чаще, чем ко­гда-либо раньше, собирали чрезвычайные налоги. Кроме того, пра­вительство повышает размеры старых налогов и вводит новые прямые налоги. Летом 1648 г. по стране прокатилась целая волна городских восстаний; самым значи­тельным и первым по времени было восста­ние в Москве.

Денежная реформа. В мае 1654 г. был опубли­кован указ, по которому выпускались в обращение крупные серебряные монеты достоинством в рубль, а вместо прежней серебряной копейки выпускали разменные монеты из меди, шедшие по курсу серебряных денег. Поначалу казна стала быстро пополняться серебром. Однако не­умеренный выпуск медных денег, среди которых к тому же появилось немало фальшивых, привел к их обесцениванию по сравнению с сереб­ряными. В результате стремительно стали расти цены, серебряные деньги исчезли из обращения, в то время как налоги собирали только ими. Быстро росли недоимки, и доведенные до отчаяния горожане Мо­сквы в июле 1662 г. взбунтовались. Эти со­бытия заставили царя прекратить выпуск медных денег и вернуться в 1663 г. к прежним серебряным деньгам.

Церковная реформа. Для устранения различий в местной церковно-обрядовой практике была проведена большая работа по унифи­кации обрядов и исправлению религиозных книг, канонов иконописания. Никон считал, что унификацию в церкви надо проводить на основе греческих образцов. Это открывало дорогу для распространения влияния русской церкви на украинскую и южнославянские православные церкви. Никона поддерживал царь Алексей Михайлович. Нововведения (в том числе и обряды: троеперстие вместо двоеперстия во время крещения, произнесение трижды, а не дважды «аллилуйя» во время церковной службы и т.д.) были одобрены церковными соборами в 1654 - 1655 гг. Реформа меняла только внешнюю, обрядовую сторону, не затрагивая ос­нов церкви и православия. Про­тивники Никона считали, что реформа возможна только на основе древ­них русских богослужебных книг.

Усилившаяся экс­плуатация крестьян и ужесточения налогового гнета. Широко распространились массовые бегства крестьян и холопов на окраины, особенно на Дон, который был переполнен беглыми.

Степан Тимофеевич Разин В 1667 - 1669 г. отряд Разина, в котором помимо казаков были пришлые холопы и крестьяне, совершил поход на Каспийское море за наживой. Разинцы грабили русские купеческие и царские караваны судов, убивали «на­чальных людей», разгромили несколько персидских городов. Весной 1670 г. большое войско Разина, ставшего атаманом, высту­пило на этот раз против бояр, дворян и купцов. Шестого июля 1671 г, Разин был казнен в Москве. Крестьянская война была стихийным взрывом народного гнева и поэтому жестокой и кровавой. Она оказалась обреченной на пораже­ние, так как повстанцы не имели четкой программы действий, были слабо вооружены и плохо организованы.

Война с Польшей началась в августе 1632 г. успешно для русского войска. Мы проиграли. Подписанием в мае 1634 Поляновского мирного договора (на р. Поляновке). Польша сохраняла за собой смоленскую землю, но в одном вопросе король уступил русским дипломатам: он официально отказался от своих прав на мос­ковский престол.

В борьбе с турецко-татарской агрессией важную роль играли дон­ские казаки. В 1637 г., воспользовавшись тем, что Тур­ция вела войну с Персией, а крымский хан воевал с Молдавией, дон­ские казаки совместно с запорожскими осадили крепость и в июне ов­ладели ею. Это событие изменило расстановку сил в районе Азовского и Черного морей в пользу России. Московское правительство оказалось перед сложной проблемой: хотелось сохранить за собой Азов, но к войне с сильной Турцией Россия была не готова. После этого защитники крепо­сти разрушили и покинули ее.

Запорожцы стали главной движущей силой национально-освободи­тельного движения на Украине. Богдан Хмельницкий. Не найдя защиты у ко­роля, Хмельницкий отправился в Запорожье и поднял казаков на вос­стание. Собрав большую армию и заручившись поддержкой крымского ха­на, весной 1648 г. Хмельницкий начал войну за освобождение Украины от польского владычества. Новый польский король Ян-Казимир вынужден был заключить с казаками Зборовский договор в 1649 г., по которому казацкое само­управление распространялось на территорию трех больших воеводств. Весной 1650 г. война возобновилась. Новый договор, заключенный в сентябре 1651 г. под Белой Церковью, ограничивал казацкое самоуправление территорией одного Киевского воеводства и восстанавливал почти все привилегии польских феодалов.

Был созван Земский собор, который 1 октября 1653 г. при­нял решение о включении Украины в состав Российского государства. По дого­вору с Москвой она (украинская рада) сохраняла свое внутреннее самоуправление и ук­раинский гетман имел даже право внешних сношений, за исключением отношений с польским королем и турецким султаном.

В 1654 г. последовала война России с Речью Посполитой. Для России эта война завершилась успешно. В 1667 г. было под­писано русско-польское Андрусовское перемирие, подтвержденное «Вечным миром» 1686 г. По условиям перемирия Россия вернула себе Смоленск и северские земли, потерянные во время Смуты. Польша со­гласилась на передачу России Левобережной Украины (левый берег Днепра) и Киева, а также на совместное управление Запорожской Сечью. Так Россия сделала решительный шаг вперед в решении историче­ской задачи воссоединения древних русских земель в составе единого государства.

Во время русско-польской войны Россия попыталась пробиться к Балтийскому морю и с этой целью в 1656 - 1658 гг. воевала со Шве­цией. По условиям Кардисского мира со Швецией воевавшие страны остались при прежних вла­дениях.