Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Цели освоения дисциплины

Область применения и нормативные ссылки

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

 

 

Факультет экономики

 

 

Программа дисциплины «Экономическая история»

 

 

для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра

 

Авторы программы:

Г.Д. Гловели, д.эк.н., профессор (gglov@hse.ru) , И.В. Шильникова, к.ист.н., доцент (ishilnikova@hse.ru), А.А. Раков, к.ист.н., доцент (arakov@hse.ru)

 

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г

экономической методологии и истории

Зав. кафедрой В.С. Автономов_____________________

 

Рекомендована секцией УМС «Экономическая теория» «___»____________ 20 г

Председатель О.И. Ананьин ________________________

 

Утверждена УС факультета экономики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь Т.В. Коссова______________________

 

 

Москва, 2013

 

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 курса направления подготовки 080100.62 «Экономика», изучающих дисциплину «Экономическая история».

Программа разработана в соответствии с:

· Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения Высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 080100.62 «Экономика» уровня подготовки бакалавр

· Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденным в 2013 г.

Целями освоения дисциплины «Экономическая история»являются:

1) Ознакомление студентов с закономерностями системных трансформаций и экономического развития стран-лидеров в различные исторические периоды, особенностями догоняющего развития.

2) Изучение студентами долгосрочных тенденций и переломных этапов экономического развития России, отличительных особенностей ее хозяйственного быта и экономической культуры.

В результате освоения дисциплины «Экономическая история» студент должен:

· Знать

- основные подходы к типологии стадий развития и систем хозяйства, формаций и цивилизаций в периодизациях всемирной экономической истории;

- факторы, способствовавшие возвышению стран-лидеров в мировой экономике на протяжении истории;

- предпосылки и страновые особенности перехода к современному экономическому росту;

- своеобразие и основные факторы экономической отсталости, динамики стран догоняющего и периферийного экономического развития на протяжении истории;

- главные хозяйственные «революции», их соотношение с территориальной экспансией, мировыми религиями, научным и техническим прогрессом;

- исторические корни и особенности формирования современных рыночных институтов в разных странах;

- сравнительные особенности и последствия государственного вмешательства в экономику на протяжении истории;

- хронологию и значение наиболее масштабных экономических реформ в истории России и других стран;

- хронологию и последствия главных кризисов в истории мирового капиталистического хозяйства;

· Уметь

- разбираться в специфике влияния различных факторов на экономическое

развитие мира в целом, отдельных государстви регионов;

- использовать для иллюстрации географическую карту в характеристике долгосрочных процессов в мировой экономике, имеющих территориальные аспекты;

- раскрывать причины экономического возвышения и упадка отдельных государств и регионов на протяжении истории;

- давать оценку структурных и институциональных сдвигов в экономической ретроспективе;

- соотносить конкретные явления, процессы и институты с крупномасштабными

хозяйственными периодами и реформами;

- приводить исторические аналоги современных экономических проблем;

· Владеть

- кругом понятий, необходимых для сравнительного историко-экономического

анализа с выделением типичногоисвоеобразного;

- навыками сопоставления стран, цивилизаций, эпох по структуре секторов и

отраслей, набору институтов, экономическим достижениям, инновациям и проблемам роста.

 

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция Код по ФГОС/ НИУ Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата) Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной СК-Б1 дает определение основным типам реформ и экономических трансформаций, имевших место в прошлом; использует опыт этих процессов в создании аналитики текущих процессов; представляет связи экономических и социокультурных аспектов в развитии исторических процессов Семинары, интерактивные занятия, тестирование знаний студентов
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода) СК-Б6 демонстрирует способность сравнивать историческую информацию из различных источников; владеет методологическими принципами анализа экономических процессов прошлого     Решение учебных задач при подготовке к семинарским занятиям, подготовка реферата
Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. СЛК–Б9 представляет связи экономических процессов и ценностей мировой и российской культуры; обосновывает значение гуманистических ценностей для проведения экономических реформ  
Способен грамотно и аргументировано публично представлять результаты своей деятельности (научной, профессиональной и др.), свои идеи, точку зрения. ИК-Б2.5.2_3.1_3.2 демонстрирует способность грамотно и аргументированно публично представлять свою точку зрения на результаты и характер экономических процессов прошлого Интерактивные семинары