Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. 6 страница

Стянув свои силы в боевой кулак, несколько тысяч чеченских боевиков и иностранных наемников напали в начале августа 1999 г. на Республику Дагестан. На рос­сийской земле завязались тяжелые бои.

9 августа 1999 г. Президент РФ отправил в отставку С. В. Степашина и назначил исполняющим обязанности Председателя Правительства В. В. Путина — к тому мо­менту руководителя Федеральной службы безопасности.

Новый Председатель Правительства РФ получил от

Президента РФ небывалые до этого полномочия. На пер­вый план для В. В. Путина сразу вышел «чеченский во­прос». Неся большие потери в Дагестане от действий федеральных войск, чеченские боевики провели серию небывалых по жестокости и цинизму террористических актов. В сентябре 1999 г. они взорвали несколько жи­лых домов в Буйнакске, Москве и в Волгодонске. Жерт­вами этих терактов стали сотни мирных людей: детей, женщин, стариков. Терпение российского руководства иссякло, и в том же месяце силами регулярной армии и частей МВД началось проведение антитеррористической операции на чеченской земле. Ее целью являлось очище­ние республики от местных боевиков и иностранных на­емников. К концу 1999 г. федеральные войска взяли под свой контроль большую часть территории Чечни.

Антитеррористическая операция быстро привела к ра­дикальному изменению политической ситуации в Рос­сии. Впервые после распада СССР стало формироваться общенациональное согласие на основе защиты целостно­сти и безопасности страны.

Выборы в Думу. В ноябре 1999 г. началась кампания по очередным выборам в Государственную думу. В ней участвовали 26 партий, движений и избирательных бло­ков самого широкого политического спектра.

Многие из них или полностью поддерживали внутреннюю и внешнюю политику руководства РФ (блок «Единство» — лидер С. К. Шойгу), или ограничивались критикой отдельных ее аспек­тов — подчас весьма существенных. Так, «Союз правых сил» (ли­деры С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) выступал за дальнейшее «сокращение вмешательства государства в эконо­мику, ограничение его функций», за частную собственность на землю. Движение «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский), блок «Оте­чество — Вся Россия» (лидер Е. М. Примаков) требовали придать курсу властей большую социальную и демократическую направ­ленность, «ограничить полномочия Президента в рамках ныне су­ществующей президентской модели правления», предоставить парламенту «возможность влиять на назначения ключевых мини­стров». «Блок Жириновского» (по имени лидера ЛДПР), напро­тив, призывал к усилению власти Президента, включая прямое назначение им глав субъектов Федерации.

Ядром блока «КПРФ: за победу патриотов России» стала Ком­партия РФ (лидер Г. А. Зюганов). КПРФ объявила себя «конст­руктивной оппозицией» и не отказывалась от сотрудничества с властью. Вместе с тем КПРФ использовала любую возможность для пропаганды собственных лозунгов: «досрочных выборов Пре­зидента РФ и создания Правительства национального спасения», «денонсации Беловежских соглашений», «недопущения частной собственности на землю», «восстановления Советов и других форм народовластия». В избирательной кампании участвовала и «непримиримая оппозиция»: небольшие политические группи­ровки ортодоксально-коммунистической ориентации: «Сталин­ский блок — за СССР», «Трудящиеся России — за Советский Союз» и др.

Итоги выборов в Думу, состоявшихся 19 декабря 1999 г., были таковы: по партийным спискам свыше 20% голосов набрали «Единство» и блок КПРФ, от 13 до 16% — «Отечество — Вся Россия», «Союз правых сил», «Блок Жириновского», «Яблоко». Остальные партии и блоки не преодолели пятипроцентного барьера.

Эти итоги были встречены в стране с оптимизмом. Они отчетливо отражали происходивший в обществе по­ворот в сторону стабильности и гражданского согласия. Радикализм, экстремизм, оппозиционность революцион­ного толка были отвергнуты подавляющим большинст­вом избирателей. Пожалуй, впервые за все годы реформ сложились благоприятные политические условия для конструктивного взаимодействия исполнительной и зако­нодательной ветвей власти. В Думе значительно сократи­лось число оппозиционных к Президенту депутатов, а рейтинг общественного доверия Председателю Прави­тельства поднялся на небывалую до того высоту — более 60%.

Программа на будущее. Утром последнего дня 1999 г. Б. Н. Ельцин, срок полномочий которого как Президен­та РФ истекал в июне следующего года, выступил с об­ращением к гражданам России. В нем он объявил о сво­ей добровольной отставке. Обязанности Президента РФ в соответствии с Конституцией были возложены на Пред­седателя Правительства В. В. Путина. Новые выборы Президента РФ назначались в конституционный срок — на март 2000 г.

Накануне обращения Б. Н. Ельцина к народу в печа­ти появилась программная статья В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий». В ней излагались его взгляды на недавнее прошлое и будущее России, ее нынешнее место в современном мире.

Прежде всего В. В. Путин констатировал, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира». За 90-е гг. почти вдвое сократился выпуск промышленной и аграрной продукции. Измени­лась структура российского индустриального комплекса в пользу сырьевых отраслей (до 50% в общем объеме производства и более 70% в экспорте). Вдвое из-за ост-
рои нехватки капиталовложении (инвестиций) замедлился срок тех­нологического обновления оборудо­вания. Доля российских наукоемких изделий на мировом рынке упала до 1% (у США здесь 36%, а у Япо­нии — 30%). На протяжении всех лет реформ шло неуклонное сниже­ние реальных доходов населения, составляющих ныне менее десятой части уровня западных стран.

По мнению В. В. Путина, «нам пришлось расплачиваться за прису­щий советской экономической систе­ме чрезмерный упор на развитие в. в. Путин сырьевого сектора и оборонных от­

раслей в ущерб развитию производст­ва товаров народного потребления и сферы услуг. За недостаточное внимание к таким ключевым для совре­менной экономики отраслям, как информатика, электро­ника, связь. За недопущение конкуренции товаропро­изводителей... За ограничение и даже подавление иници­ативы, предприимчивости как предприятий, так и их ра­ботников». Безусловно, какие-то издержки обновления страны были результатом просчетов и ошибок самих ре­форматоров, недостатка опыта.

При этом В. В. Путин обращал особое внимание на то, что Россия исчерпала свой лимит на общественные по­трясения, катаклизмы, радикальные преобразования: «Только фанатики или глубоко равнодушные, безразлич­ные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к новой революции. Под какими бы лозунга­ми — коммунистическими, национально-патриотически­ми или радикально-либеральными — ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выжи­ванию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет — экономически, политически, психологически и морально».

В статье были обозначены главные меры, призванные обеспечить России «шансы на достойное будущее»:

— консолидация российского общества. «Плодотвор­ная, созидательная работа, в которой так нуждается на­ше Отечество, — отмечал автор, — невозможна в обще­стве, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». Причем в демократической России «не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным »;

— укрепление государства. «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-по­литической сфере. Россия нуждается в сильной государ­ственной власти и должна иметь ее». При этом В. В. Пу­тин со всей определенностью подчеркнул: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство»;

— значительное повышение эффективности экономи­ки, проведение результативной социальной политики, нацеленной на борьбу с бедностью, обеспечение устойчи­вого роста благосостояния населения;

— твердая линия правительства на усиление, несмо­тря на все трудности, государственной поддержки науки, образования, культуры, здравоохранения, поскольку «страна, где люди нездоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не подни­мется на вершины мировой цивилизации».

Основные положения статьи вошли в предвыборную платформу В. В. Путина. Помимо него, в избирательной кампании, стартовавшей в феврале 2000 г., участвовало еще десять политиков. Среди них лидеры влиятельных партий и политических движений: Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский, взгляды которых были хорошо известны гражданам России. Свои канди­датуры выдвинули также представители небольших из­бирательных блоков центристского и левого толка.

Выборы нового Президента Российской Федерации в полном соответствии с Конституцией прошли 26 марта 2000 г. Уже в первом туре убедительную победу одержал В. В. Путин, получивший более 52% голосов избирате­лей. Вскоре по предложению Президента РФ Государ­ственная дума утвердила на посту главы Правительства М. М. Касьянова.

Объясните значение понятий и выражений: девальвация, импичмент, антитеррористическая операция, наукоемкие изделия.

□ 1. Какую роль в жизни России играли события в Чеч­не? 2. Составьте схему «Спектр политических партий РФ в конце 1999 г.». 3. Проанализируйте статью В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий» (1999). Определите проблемы России и программу ее разви­тия. Разработайте таблицу «Внутренняя политика Рос­сии в начале XXI в.: основные направления и резуль­таты». Начните ее заполнение. 4. Как вы понимаете
слова: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федера­тивное государство»?

л

Россия сегодня

Проблема. Успехи и трудности современной России. Ответьте на вопросы. 1. Что представляют собой государ­ственные символы (герб, флаг, гимн) Российской Федерации? 2. Какие социальные проблемы решает Российская Федера­ция в начале XXI в.?

Укрепление государственности. К 2000 г. Российская Федерация приобрела ряд признаков, присущих, по мне­нию Президента, «не федеральному, а децентрализован­ному государству». И это было неизбежным следствием слабости центра, его недостаточной возможности влиять на развитие в общегосударственных интересах социаль­но-политических процессов в регионах. В этих условиях региональные лидеры, исходя из неотложных местных интересов и потребностей, успели присвоить немалую часть федеральных полномочий.

Некоторые республики практически все эти годы продолжали не платить налоги в общегосударственный бюджет. Более четверти законодательных актов разных субъектов РФ расходились с ее Конституцией, а подчас прямо противоречили ей. Так, например, Татарстан и Башкортостан продекларировали в своих конституци­ях установление ассоциированных, т. е. конфедеративных, отноше­ний с Россией. Республика Тува оставила за собой право на выход из состава РФ. Республики Саха (Якутия) и Коми провозгласили верховенство своих законов над общефедеральными.

В мае 2000 г. указом Президента РФ на всей терри­тории России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Каждый из них объединял несколько субъектов Федерации (респуб­лик, краев, областей). Но сами по себе округа не явля­лись новыми административно-территориальными едини­цами, тем более субъектами РФ. На их глав — полномочных представителей Президента — возлагались вполне конкретные обязанности: не подменять местные органы власти, а координировать их деятельность на ба­зе общероссийского законодательства, добиваться испол­нения Конституции РФ во всей ее полноте в субъектах Федерации. Первые положительные сдвиги были достиг­нуты уже к весне 2001 г., когда три четверти расходя­
щихся с Конституцией РФ региональных законов и ука­зов были приведены в соответствие с ее нормами.

Президент одновременно с созданием новой «вертика­ли власти» приступил к изменению самого принципа формирования верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации, в который входили главы исполни­тельной власти (президенты и губернаторы) и законода­тельных собраний субъектов РФ. С 2000 г. места руко­водителей республик, краев и областей стали занимать их представители, работавшие в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены СФ вошли в состав созданного вскоре Государственного совета — нового со­вещательного органа при Президенте Российской Феде­рации.

После долгих лет дискуссий в декабре 2000 г. по пред­ложению Президента РФ В. В. Путина Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в ви­де двуглавого орла, флаг с тремя горизонтальными поло­сами белого, синего и красного цвета. За Вооруженными силами РФ сохранялись красные знамена советской по­ры. Возвращалась и музыка бывшего гимна СССР — те­перь уже с новыми торжественными словами. Такое со­четание символики было призвано объединить три эпохи истории России (дореволюционную, советскую и постсо­ветскую, современную), примирить сторонников различ­ных политических настроений, продемонстрировать пре­емственность и новизну в развитии страны.

Органической и важной частью мер по укреплению государства послужил новый импульс к реформе в Во­оруженных силах РФ. В соответствии с «планом строи­тельства Вооруженных сил РФ» (январь 2001 г.) преду­сматривалось: рост их финансирования при сокращении личного состава, оснащение войск современной бое­вой техникой. Ставилась и еще одна важная задача — к 2010 г. снизить до минимума призыв на обязательную воинскую службу молодежи. К тому времени армия должна стать профессиональной, т. е. комплектоваться на добровольной основе с заключением контракта.

Решения нового руководства России, направленные на повышение боеготовности Вооруженных сил, были осо­бенно актуальны в условиях, когда продолжалась анти­террористическая операция в Чеченской Республике. К середине 2000 г. федеральные войска разгромили боль­шую часть организованных боевых формирований сепа­ратистов и взяли под свой контроль практически все го­рода и села Чечни. Начался новый этап операции. Основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от воен­ных комендатур к созданной по указу Президента РФ гражданской Администрации Чечни и ее органам на ме­стах. Их возглавили чеченцы, которые остро ощущали настроения своего народа, изнемогавшего из-за навязан­ного во многом извне (силами международного террориз­ма) противостояния с Россией. Началась огромная, с привлечением всех возможностей государства работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры ре­спублики. Задача по ликвидации остатков боевиков, взявших на вооружение тактику диверсионно-террорис- тической борьбы, была возложена на спецслужбы РФ.

В марте 2003 г. в Чечне прошел референдум, одобрив­ший новую Конституцию республики как равноправного субъекта Российской Федерации. Вскоре состоялись вы­боры законного Президента Чечни.

Листок из архива. Информация о миротворческом форуме в Москве 13 ноября 2001 г.

«В Свято-Даниловом монастыре, резиденции Патриарха Мос­ковского и Всея Руси Алексия Второго, впервые в истории собра­лись главы всех традиционных религий России: православия, ис­лама, иудаизма и буддизма. Цель форума — осудить экстремизм и определить пути решения межнациональных конфликтов, при­нявших религиозную окраску. Первым выступил Патриарх Алек­сий Второй. Он, в частности, сказал: «Убежден, что, если мы ска­жем решительное нет насилию, ненависти, фанатизму, попыткам использовать религиозные чувства в негативных целях, это ста­нет существенным вкладом в мирное обустройство бытия стран Содружества». Председатель Совета муфтиев России Равиль Гай- нутдин предложил собравшимся призвать к ответственности тех, кто преднамеренно оскорбляет чувства верующих. По словам муфтия, терроризм и экстремизм не имеют ничего общего с ис­ламом: «И само слово «ислам» означает «мир». Мы говорим всем присутствующим: «Ас-Салям Алейкум». Главный раввин России Бер-Лазар призвал всех религиозных деятелей России и других стран СНГ к взаимопониманию и согласию».

? Представители каких конфессий приняли участие в форуме 13 ноября 2001 г.? К чему они призывали верующих?

Экономическая политика. Наряду с укреплением го­сударственности новое руководство России большое вни­мание уделяло экономике.

В конце 2000 г. были приняты новые Налоговый и Та­моженный кодексы. Первый из них резко опускал шкалу налогов с доходов граждан и предприятий (с 30% и более до 13%), сделав ее самой низкой в Европе. Вто­рой существенно сокращал таможенные ввозные пошли­ны. Положительные последствия этих шагов сказались довольно быстро: увеличилось поступление в казну нало­гов и таможенных сборов. Были созданы более благопри­ятные условия для инвестиционной политики.

Правительство заявило о своей готовности исправить «сырьевой крен» в развитии российской промышленнос­ти и добиться прогресса в тех отраслях, которые базиру­ются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Тем более что в современном мире экономи­ческий рост на 90% обеспечивается именно внедрением новых знаний и технологий.

Для решения этой принципиальной задачи в стране имеются все необходимые условия. Помимо колоссальных по своим объе­мам природных богатств (их разведанные и учтенные запасы в 2 раза превышают аналогичный показатель США, в 5—6 раз — Германии, в 18—20 раз — Японии), Россия в целом сохранила свой научно-технический потенциал. Еще в советские времена на­ша страна в ряде наукоемких отраслей почти ни в чем не усту­пала Западу, а по некоторым направлениям превосходила его. В этой сфере позиции России сильны и сегодня. Продолжают рабо­тать более 60 «наукоградов» — уникальных научно-производ­ственных и образовательных центров, созданных в 40—50-е гг. для решения проблем ядерного оружия, ракетной техники, кос­мических исследований и др. Россия находится на мировом уровне в таких областях, как ядерная энергетика, космос, само­летостроение, создание новых материалов, биохимия, прикладная математика и программирование, лазерная электроника, методы добычи и переработки сырья.

Много усилий руководство России прилагает к вы­правлению дел и в аграрном секторе экономики. В сен­тябре 2001 г. Государственная дума, несмотря на горя­чие протесты левых депутатов, одобрила внесенный Правительством РФ новый Земельный кодекс. Он за­креплял принцип частной собственности на землю и юридические нормы ее купли-продажи. Кодекс не затра­гивал лишь земли сельскохозяйственного значения — ос­новного пахотного клина страны. Но уже в июне 2002 г. был принят закон о товарном обороте и этой категории земельных угодий. Кроме того, правительство сократило общие неадресные дотации сельскому хозяйству, быстро распылявшиеся и не дававшие ожидаемого результата. Были оставлены лишь те формы финансовой поддержки, которые прямо нацеливались на развитие эффективных высокотоварных аграрных предприятий. Появилось льготное кредитование, когда федеральный бюджет брал на себя часть обязательств по кредиту. Серьезно увели­чилась поставка техники селу по лизингу (т. е. в поль­зование с последующей постепенной выплатой за нее).


Положительные результаты не замедлили сказаться. Экономика России вышла на путь довольно устойчивого, хотя еще и не динамичного развития: в среднем 5—7% прироста валового внутреннего продукта в год. Подъем промышленного и сельскохозяйственного производства дал возможность приступить к регулярным выплатам по огромному внешнему долгу государства. К концу 2006 г. он сократился вдвое.

Серьезную пользу в нынешнее непростое для России время может оказать энергичное и умелое противодей­ствие такому социальному злу, как теневая экономика и нелегальный вывоз капиталов из страны. В ноябре 2001 г. Указом Президента РФ был учрежден новый ор­ган — Комитет по финансовому мониторингу, призван­ный отслеживать движение финансовых потоков в стра­не, выявлять частных предпринимателей, которые не платят налоги или отмывают «грязные деньги» (т. е. раз­ными способами легализуют доходы, полученные неза­конным путем).

Власть и общество. Выправление, пусть и медленное, положения в экономике позволило увеличить государст­венное финансирование социальной сферы.

На этой основе уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарпла­там, пособиям и пенсиям. Энергичные меры по улучше­нию условий жизни населения предпринимались и в последующие годы. Регулярно повышалась зарплата школьным учителям и врачам, а также другим катего­риям работников бюджетной сферы, пенсии по старости. Существенно нарастить их изначальный размер при­звана пенсионная реформа, которая вступила в силу с 2004 г. В результате этих мер число людей с доходами ниже прожиточного уровня сократилось к 2005 г. (по официальным данным) на треть.

Российское руководство, обозначившее в качестве од­ной из своих первоочередных задач преодоление внутрен­ней разобщенности общества, предприняло ряд новых усилий по утверждению в стране гражданского согласия и развитию общественно-политических структур, способ­ных его обеспечить.

В ноябре 2001 г. в Москве прошел Гражданский форум. На нем собрались делегаты от нескольких тысяч общественных неполитических организаций России. В центре внимания собравшихся был вопрос о взаимоот­ношениях государства и развивающегося гражданского общества. Итогом Форума стало решение о создании ра­бочих групп, объединяющих на постоянной основе пред­ставителей общественных организаций и государствен­
ных учреждений. Их целью является координация уси­лий для решения общенациональных задач.

По предложению Президента РФ В. В. Путина весной 2001 г. Государственная дума приняла Закон о партиях. К тому времени большинство из них представляло собой нечто вроде политических клубов, влияние которых не распространялось за границы крупных городов или в лучшем случае отдельных регионов. В соответствии с новым законом все они должны были в течение двух лет пройти официальную перерегистрацию и реально до­казать свое право выражать политические интересы раз­ных слоев российского общества в общефедеральном масштабе.

Неоценимую роль в консолидации общества, преодо­лении его раскола и внутренней разобщенности играет культура.

С конца 90-х гг. начинается постепенное увеличение го­сударственной поддержки науки, культуры и образования. Одновременно правительство сконцентрировало свое внима­ние на проведении масштабной реформы системы образова­ния, отчетливо понимая, что без достижения современного мирового уровня подготовки подрастающего поколения у страны и народа не будет достойного будущего. По распо­ряжению В. В. Путина была создана специальная комиссия, куда вошли видные ученые, педагоги, государственные и общественные деятели. Она наметила основные задачи мо­дернизации российской средней и высшей школы: расшире­ние доступности образования и повышение его качества.

Современная общественно-политическая жизнь. В конце 2003 — начале 2004 г. в стране произошли важ­ные события.

7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы депу­татов Государственной думы. Их итог подтвердил тенден­цию к стабилизации политической жизни общества, яс­но проявившую себя на предшествующих парламентских выборах. Уверенное большинство в Думе завоевали по­литические силы, заявившие о поддержке курса Прези­дента В. В. Путина на углубление и совершенствование реформ. Это партия «Единая Россия» (возникла на основе слияния блоков «Единство» и «Отечество — Вся Россия»; лидеры Б. В. Грызлов, С. К. Шойгу, Ю. М. Лужков, М. Ш. Шаймиев), получившая 37,5% го­лосов избирателей, ЛДПР (лидер В. В. Жириновский) — 11,5%, блок «Родина» (лидер С. Ю. Глазьев) — 9%. За оппозиционную КПРФ проголосовало 12,6% избира­телей — вдвое меньше, чем в 1999 г. Остальные поли­тические партии и блоки (в их числе «Союз правых сил» и «Яблоко») не преодолели пятипроцентный барьер.

13-л. А. Левандовский, 11 кл.

14 марта 2004 г. четвертый раз в истории новой Рос­сии прошли выборы Президента Российской Федерации. Победу на них вновь одержал В. В. Путин (более 71% голосов всех принявших участие в голосовании). Предсе­дателем Правительства РФ стал М. Е. Фрадков.

Продолжалось устойчивое развитие экономики. Гото­вились давно назревшие реформы здравоохранения, жи­лищно-коммунального хозяйства. В обществе заинтересо­ванно обсуждались первые результаты реформы среднего образования, вызвавшие разноречивые оценки.

Но не прекращались и подрывные действия разроз­ненных групп боевиков, затаившихся в труднодоступных горных районах Северного Кавказа и по-прежнему полу­чавших материальную и кадровую подпитку от меж­дународных террористических организаций. С конца 2003 г. прошла серия новых масштабных терактов (за­хват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве, взрывы в столичном метрополитене и др.). По­гибли сотни мирных граждан. 1 сентября 2004 г. терро­ристы захватили более тысячи учеников, их родителей и учителей в школе Беслана (Северная Осетия). Спустя два дня удалось спасти жизнь лишь части заложников. Это чудовищное злодеяние, направленное против беззащит­ных детей, потрясло Россию и весь мир.

«В истории России было немало трагических страниц и тяже­лых испытаний. Сегодня мы живем в условиях, сложившихся по­сле распада огромного, великого государства... Мы все ожидали перемен. Перемен к лучшему. Но ко многому, что изменилось в нашей жизни, — оказались абсолютно не подготовленными. Почему?

Мы живем в условиях переходной экономики и не соответст­вующей состоянию и уровню развития общества политической системы. Мы живем в условиях обострившихся внутренних кон­фликтов и межэтнических противоречий, которые раньше жест­ко подавлялись господствующей идеологией... Кроме того, наша страна — с некогда самой мощной системой защиты своих внеш­них рубежей — в одночасье оказалась не защищенной ни с За­пада, ни с Востока...

Нужно признать, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стра­не и в мире в целом. Во всяком случае, не смогли на них адек­ватно среагировать. Проявили слабость. А слабых — бьют. Одни — хотят оторвать от нас кусок «пожирнее», другие — им помога­ют... И терроризм — это, конечно, только инструмент для дости­жения этих целей... Мы имеем дело не просто с отдельными ак-

Е

циями устрашения, не с обособленными вылазками террористов. Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России... В этих условиях мы просто не можем, не долж­ны жить так беспечно, как раньше».

Уже в конце 2004 г. по инициативе Президента РФ был подготовлен пакет неотложных мер по укреплению единства страны, обеспечению реального взаимодействия власти и общества в борьбе с террором. Согласно им:

— менялся порядок вхождения в должность глав субъектов Российской Федерации (президентов и губер­наторов). Отныне они избираются не населением, а за­конодательными собраниями (парламентами) респуб­лик и областей из кандидатов, предложенных Президен­том РФ;

— также менялся порядок формирования представи­тельных органов власти. Теперь депутаты Государствен­ной думы и региональных законодательных собраний из­бираются населением только по спискам, составленным общенациональными политическими партиями и полу­чившим одобрение не менее 7% избирателей;

— учреждалась Общественная палата из числа уважа­емых в стране граждан. Она призвана стать местом проведения общественной экспертизы ключевых госу­дарственных решений. «Фактически, — подчеркивал В. В. Путин, — речь идет о гражданском контроле за ра­ботой госаппарата, включая правоохранительные и спе­циальные службы, что сегодня чрезвычайно важно».

Эти законодательные предложения Президента полу­чили поддержку Государственной думы и в 2005 г. воплощены в жизнь.

13*

К осени 2005 г. руководство России пришло к выводу, что необходимо отказаться от разрозненных и в силу этого недостаточно эффективных мер по улучшению качества жизни населения страны. Президент РФ В. В. Путин пред­ложил комплексную программу «инвестиций в человека». Были определены их главные направления: здравоохране­ние, система образования, жилье и сельское хозяйство. «Именно эти сферы, — подчеркивал Путин, — определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общест­ва». Отныне их развитие должно осуществляться в рамках четырех приоритетных и взаимосвязанных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и ком­фортное жилье — гражданам России», «Развитие агропро­мышленного комплекса». Каждый конкретный пункт этих проектов был обеспечен мощным финансированием и одно­временно жестким государственным контролем за целевым расходованием средств на их реализацию.

355


В конце 2007 г. Президент России выступил с новой инициативой. Он предложил комплексный план развития страны до 2020 г., получивший название «План Путина». Его основные положения: сбережение народа, сохранение богатства языка, традиций и культурного пространства, развитие образования и культуры; повышение конкуренто­способности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, наращивание инвестиций в высокие технологии, в отрасли — локомотивы экономи­ческого роста, поддержку малого бизнеса; новое качество жизни граждан, продолжение национальных проектов, повышение зарплат и пенсий, решение жилищных проблем; поддержка институтов гражданского общества, продвиже­ние общественных инициатив; укрепление суверенитета России, обороноспособности страны, обеспечение для нее