Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. 6 страница
Стянув свои силы в боевой кулак, несколько тысяч чеченских боевиков и иностранных наемников напали в начале августа 1999 г. на Республику Дагестан. На российской земле завязались тяжелые бои.
9 августа 1999 г. Президент РФ отправил в отставку С. В. Степашина и назначил исполняющим обязанности Председателя Правительства В. В. Путина — к тому моменту руководителя Федеральной службы безопасности.
Новый Председатель Правительства РФ получил от
Президента РФ небывалые до этого полномочия. На первый план для В. В. Путина сразу вышел «чеченский вопрос». Неся большие потери в Дагестане от действий федеральных войск, чеченские боевики провели серию небывалых по жестокости и цинизму террористических актов. В сентябре 1999 г. они взорвали несколько жилых домов в Буйнакске, Москве и в Волгодонске. Жертвами этих терактов стали сотни мирных людей: детей, женщин, стариков. Терпение российского руководства иссякло, и в том же месяце силами регулярной армии и частей МВД началось проведение антитеррористической операции на чеченской земле. Ее целью являлось очищение республики от местных боевиков и иностранных наемников. К концу 1999 г. федеральные войска взяли под свой контроль большую часть территории Чечни.
Антитеррористическая операция быстро привела к радикальному изменению политической ситуации в России. Впервые после распада СССР стало формироваться общенациональное согласие на основе защиты целостности и безопасности страны.
Выборы в Думу. В ноябре 1999 г. началась кампания по очередным выборам в Государственную думу. В ней участвовали 26 партий, движений и избирательных блоков самого широкого политического спектра.
Многие из них или полностью поддерживали внутреннюю и внешнюю политику руководства РФ (блок «Единство» — лидер С. К. Шойгу), или ограничивались критикой отдельных ее аспектов — подчас весьма существенных. Так, «Союз правых сил» (лидеры С. В. Кириенко, Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада) выступал за дальнейшее «сокращение вмешательства государства в экономику, ограничение его функций», за частную собственность на землю. Движение «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский), блок «Отечество — Вся Россия» (лидер Е. М. Примаков) требовали придать курсу властей большую социальную и демократическую направленность, «ограничить полномочия Президента в рамках ныне существующей президентской модели правления», предоставить парламенту «возможность влиять на назначения ключевых министров». «Блок Жириновского» (по имени лидера ЛДПР), напротив, призывал к усилению власти Президента, включая прямое назначение им глав субъектов Федерации.
Ядром блока «КПРФ: за победу патриотов России» стала Компартия РФ (лидер Г. А. Зюганов). КПРФ объявила себя «конструктивной оппозицией» и не отказывалась от сотрудничества с властью. Вместе с тем КПРФ использовала любую возможность для пропаганды собственных лозунгов: «досрочных выборов Президента РФ и создания Правительства национального спасения», «денонсации Беловежских соглашений», «недопущения частной собственности на землю», «восстановления Советов и других форм народовластия». В избирательной кампании участвовала и «непримиримая оппозиция»: небольшие политические группировки ортодоксально-коммунистической ориентации: «Сталинский блок — за СССР», «Трудящиеся России — за Советский Союз» и др.
Итоги выборов в Думу, состоявшихся 19 декабря 1999 г., были таковы: по партийным спискам свыше 20% голосов набрали «Единство» и блок КПРФ, от 13 до 16% — «Отечество — Вся Россия», «Союз правых сил», «Блок Жириновского», «Яблоко». Остальные партии и блоки не преодолели пятипроцентного барьера.
Эти итоги были встречены в стране с оптимизмом. Они отчетливо отражали происходивший в обществе поворот в сторону стабильности и гражданского согласия. Радикализм, экстремизм, оппозиционность революционного толка были отвергнуты подавляющим большинством избирателей. Пожалуй, впервые за все годы реформ сложились благоприятные политические условия для конструктивного взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей власти. В Думе значительно сократилось число оппозиционных к Президенту депутатов, а рейтинг общественного доверия Председателю Правительства поднялся на небывалую до того высоту — более 60%.
Программа на будущее. Утром последнего дня 1999 г. Б. Н. Ельцин, срок полномочий которого как Президента РФ истекал в июне следующего года, выступил с обращением к гражданам России. В нем он объявил о своей добровольной отставке. Обязанности Президента РФ в соответствии с Конституцией были возложены на Председателя Правительства В. В. Путина. Новые выборы Президента РФ назначались в конституционный срок — на март 2000 г.
Накануне обращения Б. Н. Ельцина к народу в печати появилась программная статья В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий». В ней излагались его взгляды на недавнее прошлое и будущее России, ее нынешнее место в современном мире.
Прежде всего В. В. Путин констатировал, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира». За 90-е гг. почти вдвое сократился выпуск промышленной и аграрной продукции. Изменилась структура российского индустриального комплекса в пользу сырьевых отраслей (до 50% в общем объеме производства и более 70% в экспорте). Вдвое из-за ост-
рои нехватки капиталовложении (инвестиций) замедлился срок технологического обновления оборудования. Доля российских наукоемких изделий на мировом рынке упала до 1% (у США здесь 36%, а у Японии — 30%). На протяжении всех лет реформ шло неуклонное снижение реальных доходов населения, составляющих ныне менее десятой части уровня западных стран.
По мнению В. В. Путина, «нам пришлось расплачиваться за присущий советской экономической системе чрезмерный упор на развитие в. в. Путин сырьевого сектора и оборонных от
раслей в ущерб развитию производства товаров народного потребления и сферы услуг. За недостаточное внимание к таким ключевым для современной экономики отраслям, как информатика, электроника, связь. За недопущение конкуренции товаропроизводителей... За ограничение и даже подавление инициативы, предприимчивости как предприятий, так и их работников». Безусловно, какие-то издержки обновления страны были результатом просчетов и ошибок самих реформаторов, недостатка опыта.
При этом В. В. Путин обращал особое внимание на то, что Россия исчерпала свой лимит на общественные потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования: «Только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к новой революции. Под какими бы лозунгами — коммунистическими, национально-патриотическими или радикально-либеральными — ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет — экономически, политически, психологически и морально».
В статье были обозначены главные меры, призванные обеспечить России «шансы на достойное будущее»:
— консолидация российского общества. «Плодотворная, созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, — отмечал автор, — невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». Причем в демократической России «не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным »;
— укрепление государства. «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее». При этом В. В. Путин со всей определенностью подчеркнул: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство»;
— значительное повышение эффективности экономики, проведение результативной социальной политики, нацеленной на борьбу с бедностью, обеспечение устойчивого роста благосостояния населения;
— твердая линия правительства на усиление, несмотря на все трудности, государственной поддержки науки, образования, культуры, здравоохранения, поскольку «страна, где люди нездоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не поднимется на вершины мировой цивилизации».
Основные положения статьи вошли в предвыборную платформу В. В. Путина. Помимо него, в избирательной кампании, стартовавшей в феврале 2000 г., участвовало еще десять политиков. Среди них лидеры влиятельных партий и политических движений: Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский, взгляды которых были хорошо известны гражданам России. Свои кандидатуры выдвинули также представители небольших избирательных блоков центристского и левого толка.
Выборы нового Президента Российской Федерации в полном соответствии с Конституцией прошли 26 марта 2000 г. Уже в первом туре убедительную победу одержал В. В. Путин, получивший более 52% голосов избирателей. Вскоре по предложению Президента РФ Государственная дума утвердила на посту главы Правительства М. М. Касьянова.
Объясните значение понятий и выражений: девальвация, импичмент, антитеррористическая операция, наукоемкие изделия.
□ 1. Какую роль в жизни России играли события в Чечне? 2. Составьте схему «Спектр политических партий РФ в конце 1999 г.». 3. Проанализируйте статью В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий» (1999). Определите проблемы России и программу ее развития. Разработайте таблицу «Внутренняя политика России в начале XXI в.: основные направления и результаты». Начните ее заполнение. 4. Как вы понимаете
слова: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство»?
л
Россия сегодня
Проблема. Успехи и трудности современной России. Ответьте на вопросы. 1. Что представляют собой государственные символы (герб, флаг, гимн) Российской Федерации? 2. Какие социальные проблемы решает Российская Федерация в начале XXI в.?
Укрепление государственности. К 2000 г. Российская Федерация приобрела ряд признаков, присущих, по мнению Президента, «не федеральному, а децентрализованному государству». И это было неизбежным следствием слабости центра, его недостаточной возможности влиять на развитие в общегосударственных интересах социально-политических процессов в регионах. В этих условиях региональные лидеры, исходя из неотложных местных интересов и потребностей, успели присвоить немалую часть федеральных полномочий.
Некоторые республики практически все эти годы продолжали не платить налоги в общегосударственный бюджет. Более четверти законодательных актов разных субъектов РФ расходились с ее Конституцией, а подчас прямо противоречили ей. Так, например, Татарстан и Башкортостан продекларировали в своих конституциях установление ассоциированных, т. е. конфедеративных, отношений с Россией. Республика Тува оставила за собой право на выход из состава РФ. Республики Саха (Якутия) и Коми провозгласили верховенство своих законов над общефедеральными.
В мае 2000 г. указом Президента РФ на всей территории России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Каждый из них объединял несколько субъектов Федерации (республик, краев, областей). Но сами по себе округа не являлись новыми административно-территориальными единицами, тем более субъектами РФ. На их глав — полномочных представителей Президента — возлагались вполне конкретные обязанности: не подменять местные органы власти, а координировать их деятельность на базе общероссийского законодательства, добиваться исполнения Конституции РФ во всей ее полноте в субъектах Федерации. Первые положительные сдвиги были достигнуты уже к весне 2001 г., когда три четверти расходя
щихся с Конституцией РФ региональных законов и указов были приведены в соответствие с ее нормами.
Президент одновременно с созданием новой «вертикали власти» приступил к изменению самого принципа формирования верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты и губернаторы) и законодательных собраний субъектов РФ. С 2000 г. места руководителей республик, краев и областей стали занимать их представители, работавшие в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены СФ вошли в состав созданного вскоре Государственного совета — нового совещательного органа при Президенте Российской Федерации.
После долгих лет дискуссий в декабре 2000 г. по предложению Президента РФ В. В. Путина Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в виде двуглавого орла, флаг с тремя горизонтальными полосами белого, синего и красного цвета. За Вооруженными силами РФ сохранялись красные знамена советской поры. Возвращалась и музыка бывшего гимна СССР — теперь уже с новыми торжественными словами. Такое сочетание символики было призвано объединить три эпохи истории России (дореволюционную, советскую и постсоветскую, современную), примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.
Органической и важной частью мер по укреплению государства послужил новый импульс к реформе в Вооруженных силах РФ. В соответствии с «планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001 г.) предусматривалось: рост их финансирования при сокращении личного состава, оснащение войск современной боевой техникой. Ставилась и еще одна важная задача — к 2010 г. снизить до минимума призыв на обязательную воинскую службу молодежи. К тому времени армия должна стать профессиональной, т. е. комплектоваться на добровольной основе с заключением контракта.
Решения нового руководства России, направленные на повышение боеготовности Вооруженных сил, были особенно актуальны в условиях, когда продолжалась антитеррористическая операция в Чеченской Республике. К середине 2000 г. федеральные войска разгромили большую часть организованных боевых формирований сепаратистов и взяли под свой контроль практически все города и села Чечни. Начался новый этап операции. Основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от военных комендатур к созданной по указу Президента РФ гражданской Администрации Чечни и ее органам на местах. Их возглавили чеченцы, которые остро ощущали настроения своего народа, изнемогавшего из-за навязанного во многом извне (силами международного терроризма) противостояния с Россией. Началась огромная, с привлечением всех возможностей государства работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры республики. Задача по ликвидации остатков боевиков, взявших на вооружение тактику диверсионно-террорис- тической борьбы, была возложена на спецслужбы РФ.
В марте 2003 г. в Чечне прошел референдум, одобривший новую Конституцию республики как равноправного субъекта Российской Федерации. Вскоре состоялись выборы законного Президента Чечни.
Листок из архива. Информация о миротворческом форуме в Москве 13 ноября 2001 г.
«В Свято-Даниловом монастыре, резиденции Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, впервые в истории собрались главы всех традиционных религий России: православия, ислама, иудаизма и буддизма. Цель форума — осудить экстремизм и определить пути решения межнациональных конфликтов, принявших религиозную окраску. Первым выступил Патриарх Алексий Второй. Он, в частности, сказал: «Убежден, что, если мы скажем решительное нет насилию, ненависти, фанатизму, попыткам использовать религиозные чувства в негативных целях, это станет существенным вкладом в мирное обустройство бытия стран Содружества». Председатель Совета муфтиев России Равиль Гай- нутдин предложил собравшимся призвать к ответственности тех, кто преднамеренно оскорбляет чувства верующих. По словам муфтия, терроризм и экстремизм не имеют ничего общего с исламом: «И само слово «ислам» означает «мир». Мы говорим всем присутствующим: «Ас-Салям Алейкум». Главный раввин России Бер-Лазар призвал всех религиозных деятелей России и других стран СНГ к взаимопониманию и согласию».
? Представители каких конфессий приняли участие в форуме 13 ноября 2001 г.? К чему они призывали верующих?
Экономическая политика. Наряду с укреплением государственности новое руководство России большое внимание уделяло экономике.
В конце 2000 г. были приняты новые Налоговый и Таможенный кодексы. Первый из них резко опускал шкалу налогов с доходов граждан и предприятий (с 30% и более до 13%), сделав ее самой низкой в Европе. Второй существенно сокращал таможенные ввозные пошлины. Положительные последствия этих шагов сказались довольно быстро: увеличилось поступление в казну налогов и таможенных сборов. Были созданы более благоприятные условия для инвестиционной политики.
Правительство заявило о своей готовности исправить «сырьевой крен» в развитии российской промышленности и добиться прогресса в тех отраслях, которые базируются на высоких технологиях и производят наукоемкую продукцию. Тем более что в современном мире экономический рост на 90% обеспечивается именно внедрением новых знаний и технологий.
Для решения этой принципиальной задачи в стране имеются все необходимые условия. Помимо колоссальных по своим объемам природных богатств (их разведанные и учтенные запасы в 2 раза превышают аналогичный показатель США, в 5—6 раз — Германии, в 18—20 раз — Японии), Россия в целом сохранила свой научно-технический потенциал. Еще в советские времена наша страна в ряде наукоемких отраслей почти ни в чем не уступала Западу, а по некоторым направлениям превосходила его. В этой сфере позиции России сильны и сегодня. Продолжают работать более 60 «наукоградов» — уникальных научно-производственных и образовательных центров, созданных в 40—50-е гг. для решения проблем ядерного оружия, ракетной техники, космических исследований и др. Россия находится на мировом уровне в таких областях, как ядерная энергетика, космос, самолетостроение, создание новых материалов, биохимия, прикладная математика и программирование, лазерная электроника, методы добычи и переработки сырья.
Много усилий руководство России прилагает к выправлению дел и в аграрном секторе экономики. В сентябре 2001 г. Государственная дума, несмотря на горячие протесты левых депутатов, одобрила внесенный Правительством РФ новый Земельный кодекс. Он закреплял принцип частной собственности на землю и юридические нормы ее купли-продажи. Кодекс не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного значения — основного пахотного клина страны. Но уже в июне 2002 г. был принят закон о товарном обороте и этой категории земельных угодий. Кроме того, правительство сократило общие неадресные дотации сельскому хозяйству, быстро распылявшиеся и не дававшие ожидаемого результата. Были оставлены лишь те формы финансовой поддержки, которые прямо нацеливались на развитие эффективных высокотоварных аграрных предприятий. Появилось льготное кредитование, когда федеральный бюджет брал на себя часть обязательств по кредиту. Серьезно увеличилась поставка техники селу по лизингу (т. е. в пользование с последующей постепенной выплатой за нее).
Положительные результаты не замедлили сказаться. Экономика России вышла на путь довольно устойчивого, хотя еще и не динамичного развития: в среднем 5—7% прироста валового внутреннего продукта в год. Подъем промышленного и сельскохозяйственного производства дал возможность приступить к регулярным выплатам по огромному внешнему долгу государства. К концу 2006 г. он сократился вдвое.
Серьезную пользу в нынешнее непростое для России время может оказать энергичное и умелое противодействие такому социальному злу, как теневая экономика и нелегальный вывоз капиталов из страны. В ноябре 2001 г. Указом Президента РФ был учрежден новый орган — Комитет по финансовому мониторингу, призванный отслеживать движение финансовых потоков в стране, выявлять частных предпринимателей, которые не платят налоги или отмывают «грязные деньги» (т. е. разными способами легализуют доходы, полученные незаконным путем).
Власть и общество. Выправление, пусть и медленное, положения в экономике позволило увеличить государственное финансирование социальной сферы.
На этой основе уже к концу 2000 г. удалось погасить большую часть многомесячной задолженности по зарплатам, пособиям и пенсиям. Энергичные меры по улучшению условий жизни населения предпринимались и в последующие годы. Регулярно повышалась зарплата школьным учителям и врачам, а также другим категориям работников бюджетной сферы, пенсии по старости. Существенно нарастить их изначальный размер призвана пенсионная реформа, которая вступила в силу с 2004 г. В результате этих мер число людей с доходами ниже прожиточного уровня сократилось к 2005 г. (по официальным данным) на треть.
Российское руководство, обозначившее в качестве одной из своих первоочередных задач преодоление внутренней разобщенности общества, предприняло ряд новых усилий по утверждению в стране гражданского согласия и развитию общественно-политических структур, способных его обеспечить.
В ноябре 2001 г. в Москве прошел Гражданский форум. На нем собрались делегаты от нескольких тысяч общественных неполитических организаций России. В центре внимания собравшихся был вопрос о взаимоотношениях государства и развивающегося гражданского общества. Итогом Форума стало решение о создании рабочих групп, объединяющих на постоянной основе представителей общественных организаций и государствен
ных учреждений. Их целью является координация усилий для решения общенациональных задач.
По предложению Президента РФ В. В. Путина весной 2001 г. Государственная дума приняла Закон о партиях. К тому времени большинство из них представляло собой нечто вроде политических клубов, влияние которых не распространялось за границы крупных городов или в лучшем случае отдельных регионов. В соответствии с новым законом все они должны были в течение двух лет пройти официальную перерегистрацию и реально доказать свое право выражать политические интересы разных слоев российского общества в общефедеральном масштабе.
Неоценимую роль в консолидации общества, преодолении его раскола и внутренней разобщенности играет культура.
С конца 90-х гг. начинается постепенное увеличение государственной поддержки науки, культуры и образования. Одновременно правительство сконцентрировало свое внимание на проведении масштабной реформы системы образования, отчетливо понимая, что без достижения современного мирового уровня подготовки подрастающего поколения у страны и народа не будет достойного будущего. По распоряжению В. В. Путина была создана специальная комиссия, куда вошли видные ученые, педагоги, государственные и общественные деятели. Она наметила основные задачи модернизации российской средней и высшей школы: расширение доступности образования и повышение его качества.
Современная общественно-политическая жизнь. В конце 2003 — начале 2004 г. в стране произошли важные события.
7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы депутатов Государственной думы. Их итог подтвердил тенденцию к стабилизации политической жизни общества, ясно проявившую себя на предшествующих парламентских выборах. Уверенное большинство в Думе завоевали политические силы, заявившие о поддержке курса Президента В. В. Путина на углубление и совершенствование реформ. Это партия «Единая Россия» (возникла на основе слияния блоков «Единство» и «Отечество — Вся Россия»; лидеры Б. В. Грызлов, С. К. Шойгу, Ю. М. Лужков, М. Ш. Шаймиев), получившая 37,5% голосов избирателей, ЛДПР (лидер В. В. Жириновский) — 11,5%, блок «Родина» (лидер С. Ю. Глазьев) — 9%. За оппозиционную КПРФ проголосовало 12,6% избирателей — вдвое меньше, чем в 1999 г. Остальные политические партии и блоки (в их числе «Союз правых сил» и «Яблоко») не преодолели пятипроцентный барьер.
13-л. А. Левандовский, 11 кл.
14 марта 2004 г. четвертый раз в истории новой России прошли выборы Президента Российской Федерации. Победу на них вновь одержал В. В. Путин (более 71% голосов всех принявших участие в голосовании). Председателем Правительства РФ стал М. Е. Фрадков.
Продолжалось устойчивое развитие экономики. Готовились давно назревшие реформы здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства. В обществе заинтересованно обсуждались первые результаты реформы среднего образования, вызвавшие разноречивые оценки.
Но не прекращались и подрывные действия разрозненных групп боевиков, затаившихся в труднодоступных горных районах Северного Кавказа и по-прежнему получавших материальную и кадровую подпитку от международных террористических организаций. С конца 2003 г. прошла серия новых масштабных терактов (захват заложников в театральном центре на Дубровке в Москве, взрывы в столичном метрополитене и др.). Погибли сотни мирных граждан. 1 сентября 2004 г. террористы захватили более тысячи учеников, их родителей и учителей в школе Беслана (Северная Осетия). Спустя два дня удалось спасти жизнь лишь части заложников. Это чудовищное злодеяние, направленное против беззащитных детей, потрясло Россию и весь мир.
«В истории России было немало трагических страниц и тяжелых испытаний. Сегодня мы живем в условиях, сложившихся после распада огромного, великого государства... Мы все ожидали перемен. Перемен к лучшему. Но ко многому, что изменилось в нашей жизни, — оказались абсолютно не подготовленными. Почему?
Мы живем в условиях переходной экономики и не соответствующей состоянию и уровню развития общества политической системы. Мы живем в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий, которые раньше жестко подавлялись господствующей идеологией... Кроме того, наша страна — с некогда самой мощной системой защиты своих внешних рубежей — в одночасье оказалась не защищенной ни с Запада, ни с Востока...
Нужно признать, что мы не проявили понимания сложности и опасности процессов, происходящих в своей собственной стране и в мире в целом. Во всяком случае, не смогли на них адекватно среагировать. Проявили слабость. А слабых — бьют. Одни — хотят оторвать от нас кусок «пожирнее», другие — им помогают... И терроризм — это, конечно, только инструмент для достижения этих целей... Мы имеем дело не просто с отдельными ак-
Е |
циями устрашения, не с обособленными вылазками террористов. Мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России... В этих условиях мы просто не можем, не должны жить так беспечно, как раньше».
Уже в конце 2004 г. по инициативе Президента РФ был подготовлен пакет неотложных мер по укреплению единства страны, обеспечению реального взаимодействия власти и общества в борьбе с террором. Согласно им:
— менялся порядок вхождения в должность глав субъектов Российской Федерации (президентов и губернаторов). Отныне они избираются не населением, а законодательными собраниями (парламентами) республик и областей из кандидатов, предложенных Президентом РФ;
— также менялся порядок формирования представительных органов власти. Теперь депутаты Государственной думы и региональных законодательных собраний избираются населением только по спискам, составленным общенациональными политическими партиями и получившим одобрение не менее 7% избирателей;
— учреждалась Общественная палата из числа уважаемых в стране граждан. Она призвана стать местом проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений. «Фактически, — подчеркивал В. В. Путин, — речь идет о гражданском контроле за работой госаппарата, включая правоохранительные и специальные службы, что сегодня чрезвычайно важно».
Эти законодательные предложения Президента получили поддержку Государственной думы и в 2005 г. воплощены в жизнь.
13* |
К осени 2005 г. руководство России пришло к выводу, что необходимо отказаться от разрозненных и в силу этого недостаточно эффективных мер по улучшению качества жизни населения страны. Президент РФ В. В. Путин предложил комплексную программу «инвестиций в человека». Были определены их главные направления: здравоохранение, система образования, жилье и сельское хозяйство. «Именно эти сферы, — подчеркивал Путин, — определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества». Отныне их развитие должно осуществляться в рамках четырех приоритетных и взаимосвязанных национальных проектов: «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса». Каждый конкретный пункт этих проектов был обеспечен мощным финансированием и одновременно жестким государственным контролем за целевым расходованием средств на их реализацию.
355
В конце 2007 г. Президент России выступил с новой инициативой. Он предложил комплексный план развития страны до 2020 г., получивший название «План Путина». Его основные положения: сбережение народа, сохранение богатства языка, традиций и культурного пространства, развитие образования и культуры; повышение конкурентоспособности экономики через выход на инновационный путь развития, поддержку науки, наращивание инвестиций в высокие технологии, в отрасли — локомотивы экономического роста, поддержку малого бизнеса; новое качество жизни граждан, продолжение национальных проектов, повышение зарплат и пенсий, решение жилищных проблем; поддержка институтов гражданского общества, продвижение общественных инициатив; укрепление суверенитета России, обороноспособности страны, обеспечение для нее