Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. 4 страница

<&

Ф и Н Л Хельсинки Таллин ЭСТОНИЯ
ЧС г ^
"'I А
* к . m £ А

2,27 У
/ 1.27
4 » г°ы\

№ • .


H/r
И
A 3

5 Кабардинцы

6 Черкесы и адыгейцы


 

 


12

131


 

 


УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ Финно-угорская группа 9 Карелы

^77

Щ^Ю Саами (лопари)

Коми и

коми-пермяки

12 Удмурты

13 Марийцы

14 Мордва

О 15 Ханты О 16 Манси

Самодийская группа Щ А 17 Ненцы А18 Нганасаны • 79 Селькупы

АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ Тюркская группа

20 Чуваши

21 Татары

22 Башкиры

23 Ногайцы

\

КИТАЙ

30 Хакасы

31 Шорцы

32 Тувинцы

33 Якуты и долш

Монгольская группа • 34 Буряты

35 Калмыки


О.Врангеля о
1,39 /39Т JP0 V О ' А 1
Новосибирские о-ва
Оф/
1

о.

^^ G ^ [5] ^^

э I е * F *

лЬРл - * Г'е е - -

Д 133 33г о * О

°о' CP о ° <> ^ «е

1 f 7.33 .. Ы

33,37 33 Г

1.33 й Ы

4 о г * а о

©
о
\,<э
1,33 ф ф 0} ф / /
1,33 ы

„о 'л 33

о

О | € 1,33

Ф Эбо

Ф m ° о

i Л A
м
i и 4 b к •

^ m я О к У

Ф ^ 33 С

136 ^ Ф


о о

УФ

ф л,36

Ф
Кй I ф
^36
ф ьо

V,°v ® Ф

D 36ч О.Сахалин ф' о . ( ■ □ о ФПЬ) J
«■Ё-М \ mZ V (Ф ■ г > *

u к И Ф 7,33 Ф Е Н

/7 J

э ф

#Ф / ф

; КШЫ1 fTcJsVJr f Л-

• ,
I 34 А ?

1,34 L)9 ф , / v

ОХОТСКОЕ МОРЕ


 

 



ID*


 

 


-1,34


 

 


КИТАЙ


 

 


ЯПОНСКОЕ О


 

 


Улан-Батор

м о н г о л и я___________ /_______

•унгусо-Маньчжурская группа

ф 36 Эвенки © 37 Эвены | □ 38 Нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи ' IVKOTCKO- КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ Щ/В 0 39 Чукчи

Щ ® 40 Коряки е 41 Ительмены

° [6] Юкагиры □ 43 Нивхи Л 44 Кеты


РЕЛИГИИ I
а.

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН

/<г


 

 


Ад! Калининград
•рсэс? .

Анадырь
А
<3(5 о ч * £
/
М О F Е
г * ^ . °Р
С.-Петербург
Л

Х БАРЕНЦЕВО Мурманск


МОРЕ

 

О

МОСКВА

Архангельск

Салехард


Ниж.Новгород Казань
Магадан
Петропавловск- Камчатский

 

 


Пермь

Новосибирск

Красноярск

Хабаровск
_ л о / - N
'X
Владивосток ЯПОНСКОЕ МОРЕ

Самара Екатеринбург^

Астрахань

I Православные

Мусульмане-сунниты

j Буддисты-ламаисты

Приверженцы местных традицион­ных верований

Якутск)
ОХОТСКОЕ МОРЕ с Сахалин
« О « в- §1' Чи * v*

Население со смешанным религиозным составом


Вопросы и задания к разделу 2


 

 


1. Заполните таблицу «Этапы развития Советской России — СССР».

Этап Ключевая проблема Основные итоги развития
1917—1920 гг.    
20-е гг.    
30-е гг.    
1941 — 1945 гг.    
1945—1953 гг.    
Середина 50-х — первая половина 60-х гг.    
1965—1985 гг.    
1985—1991 гг.    

 

2. Какое время в истории советского народа вы на­звали бы самым героическим? самым тяжелым для народа? самым важным для нашей современной жизни? Докажите свою точку зрения. Опросите лю­дей разного возраста, систематизируйте и проанали­зируйте их ответы. 3. Как решались задачи модер­низации в истории Советской России — СССР? Выделите наиболее важные этапы модернизации, определите их значение. 4. Проведите исследование «Выдающиеся деятели советской истории». Назови­те имена десяти из их числа — самых популярных среди вашего поколения. Объясните ваш выбор. Ка­кой вклад эти личности внесли в историю? 5. Какие произведения литературы и искусства наиболее пол­но, по вашему мнению, отражают сущность отдель­ных этапов советской истории? 6. Используя мате­риал, изученный в разделе 2, напишите эссе на одну из тем: «Какие уроки можно извлечь из истории Со­ветской России — СССР?»; «Советский человек: «винтик» или творец?»; «Я хотел бы жить в эпо­ху...»; «Юность моих родителей».

12—А. А. Левандовский, 11 кл.


Тема

На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.

Общая проблема. Какие изменения произошли в экономичес­ком строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ?

Начало кардинальных перемен в стране

Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руковод­ством России после распада СССР? Как они решались? Пер­вые результаты реформ.

Вспомните значение понятий: постиндустриальное обще­ство, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализа­ция цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Фе­дерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.?

В области внутренней политики руководство суверен­ной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.

РАЗДЕЛ 3

Федерация

«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин высту­пил с программным заявлением, где изложил суть наме­ченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышлен­ности и сельском хозяйстве; антимонопольная и ра­зумная налоговая политика; адресная система социаль-


 

Б. Н. Ельцин

ной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.

Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее корен­ное преобразование, создание основ нового экономическо­го и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.

Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.

«В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом поло­жении в РСФСР» постановляю:

1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складываю­щихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного по­требления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохо­зяйственной продукции также производить по свободным (рыноч­ным) ценам.

2. Установить со 2 января 1992 г. применение государствен­ных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг...»

? Какие цены называются свободными (рыночными)?

В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пу­ти к рыночной экономике — цены на большинство това­ров и услуг стали свободными, была упразднена центра­лизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.

Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предпо­лагало, что освобождение цен и запуск рыночных меха­низмов сами по себе отрегулируют производство, созда­дут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложе­ний по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производ­ства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Сред­ний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми го­сударством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарно­го дефицита уже успели значительно обесцениться.

С конца 1992 г. началась приватизация госсобствен­ности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно вы­данных всем гражданам России. Их можно было вкла­дывать в акции приватизируемых объектов. В стране по­явилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюро­кратии), владельцев различных финансовых и коммерче­ских структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические ди­виденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама яв­но стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заяв­лял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, при­чем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выра­ботки, на которую у остального мира ушли столетия».

Структурные изменения происходили также в аграр­ной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать пер­вые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяй­ства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные пред­приятия разных типов, где роль акций играли земель­ные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо от­сутствовал закон о частной собственности на землю.

Тем временем экономический кризис, отчасти неиз­бежный при структурной перестройке народного хозяй­ства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой сис­темы. Правительство пыталось проводить жесткую кре­дитную политику, но столкнулось с давлением промыш­ленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них рос­сийский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж.

Одновременно в новой экономической ситуации нара­стало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного ми­нимума оказалось более трети жителей страны. Появи­лись и первые сотни тысяч безработных. Смертность рос­сиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой прави­тельства стал В. С. Черномырдин.

Заслугой нового правительства стала борьба с гипер­инфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961 —1992 гг. Это повлекло за собой введение нацио­нальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1 % в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достиг­нуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим.

С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Соз­данный усилиями реформаторов рынок товаров допол­нился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государст­венного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйст­венного, 8,3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономи­ки, а также в смешанном секторе (государство удержи­вало здесь больший или меньший пакет акций). Серьез­ные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал.

Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наиболь­шей степени спад производства (от 70% и выше) затро­нул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квали­фицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд автори­тетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.

Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66,5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как след­ствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вно­силось удобрений, что вело к истощению почв и неиз­бежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.

Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Про­мышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъ­ем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор эко­номики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оп­равдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увели­чился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по
займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.

Становление президентской республики. Вторая при­оритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.

В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов Рос­сии и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом.

В принятой в 1978 г. Конституции Российской Феде­рации, несмотря на внесенные в нее в 1991 —1992 гг. многочисленные изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного га­ранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государ­ственности: президентской республики (сильный прези­дент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назна­чающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия), наконец, смешанной, парламентско-прези- дентской республики.

Переходный характер российской государственности обусловил проти­востояние исполнительной и законо­дательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось свое пред­ставление о стратегии экономичес­ких реформ, формах и методах раз­государствления собственности. Вер­ховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном пере­ходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирова­ния.

Москва. Здание Прави­тельства Российской Федерации

В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участ­
ников высказалось за доверие Президенту и его социаль­но-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали менее требуемой законом половины его участников (соответст­венно 32,6 и 41,4% голосов). 21 сентября Б. Н. Ельцин издал Указ, в котором объявил о роспуске Съезда народ­ных депутатов РФ и Верховного Совета.

Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной консти­туционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.

«Прямое противодействие осуществлению социально-экономи­ческих реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Вер­ховном Совете обструкция политики всенародно избранного Пре­зидента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли россий­ского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противо­речивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю: 1. Прервать осуществление законодательной, распо­рядительной и контрольной функций Съездом народных депута­тов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Фе­дерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Фе­дерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента... 2. Конституционной ко­миссии и Конституционному совещанию представить к 12 декаб­ря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...»

? В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?

Резко против президентского указа выступили Вер­ховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбу­латовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как некон­ституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нор­мам действующей Конституции, возложил на себя обя­занности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организован­ные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой за­хватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем пред­приняли неудачную попытку взять штурмом Останкин­ский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введе­ны войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Вер­ховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбран­ным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представи­тельной власти.

В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. Половина депутатов в Думу избиралась по территори­альным округам, другая половина — по партийным спискам.

В числе крупных политических объединений, активно вклю­чившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппо­зиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); попу­листская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная пар­тия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).

КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после компромиссного решения Конституционного суда, рассмотревшего два встречных иска: о конституционности указов Президента Б. Н. Ельцина по запрету КПСС и о конституционности самого существования в прошлом КПСС. Суд постановил признать правомочность указов Президента в части, запрещавшей деятельность руководящих структур КПСС, и одновременно подтвердил право граждан Рос­сии — приверженцев коммунистической идеологии на объедине­ние по территориальному принципу.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декаб­ря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Вы­бор России» и КПРФ.

Референдум по проекту Конституции, подготовленно­му под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одо­брением. Основной закон провозглашает Россию демо­кратическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем сувере­нитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получали высокую степень независи­мости. Конституция признает в качестве высшей ценно­сти человека, его права и свободы; идеологическое и по­литическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, из­бираемый всенародным голосованием на 4 года, наделя­ется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государст­ва; является Верховным главнокомандующим Воору­женными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Ге­нерального прокурора, судей Конституционного, Верхов­ного и Высшего арбитражного судов; назначает фе­деральных министров, принимает решение об отставке правительства и др. В Конституции закреплено одобре­ние государственного бюджета и утверждение представ­ляемых Президентом кандидатур на высшие государст­венные посты палатами Федерального собрания.

Одним из первых совместных шагов Президента и Фе­дерального собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромис­сов. Договор скрепили своими подписями высшие долж­ностные лица РФ, главы субъектов Федерации и мест­ных органов власти, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, проф­союзов и других общественных организаций.

Однако полного согласия добиться не удалось. Договор отка-

!

зались подписать Аграрная партия России и КПРФ. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Были прекра­щены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защит­ников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г.

В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по вы­борам в Государственную думу. Они принципиально не изменили ее партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин).