Листок из архива. Обращение Президента РФ В. В. Путина 4 сентября 2004 г. 4 страница
<& |
Ф и Н Л Хельсинки Таллин ЭСТОНИЯ |
ЧС г ^ |
"'I А |
* к . m £ А |
2,27 У |
/ 1.27 |
4 » г°ы\ |
№ • . |
H/r |
И |
A 3 |
5 Кабардинцы
6 Черкесы и адыгейцы
12 |
131
УРАЛЬСКАЯ СЕМЬЯ Финно-угорская группа 9 Карелы
^77 |
Щ^Ю Саами (лопари)
Коми и
коми-пермяки
12 Удмурты
13 Марийцы
14 Мордва
О 15 Ханты О 16 Манси
Самодийская группа Щ А 17 Ненцы А18 Нганасаны • 79 Селькупы
АЛТАЙСКАЯ СЕМЬЯ Тюркская группа
20 Чуваши
21 Татары
22 Башкиры
23 Ногайцы
\
КИТАЙ
30 Хакасы
31 Шорцы
32 Тувинцы
33 Якуты и долш
Монгольская группа • 34 Буряты
35 Калмыки
О.Врангеля о |
1,39 /39Т JP0 V О ' А 1 |
Новосибирские о-ва |
Оф/ |
1 |
о.
^^ G ^ [5] ^^
э I е * F *
лЬРл - * Г'е е - -
Д 133 33г о * О
°о' CP о ° <> ^ «е
1 f 7.33 .. Ы
33,37 33 Г
1.33 й Ы
4 о г * а о
© |
о |
\,<э |
1,33 ф ф 0} ф / / |
1,33 ы |
„о 'л 33
о
О | € 1,33
Ф Эбо
Ф m ° о
i Л A |
м |
i и 4 b к • |
^ m я О к У
Ф ^ 33 С
136 ^ Ф
о о
УФ
ф л,36
Ф |
Кй I ф |
^36 |
ф ьо |
V,°v ® Ф
D 36ч О.Сахалин ф' о . ( ■ □ о ФПЬ) J |
«■Ё-М \ mZ V (Ф ■ г > * |
.о
u к И Ф 7,33 Ф Е Н
/7 J
э ф
#Ф / ф
; КШЫ1 fTcJsVJr f Л-
• , |
I 34 А ? |
1,34 L)9 ф , / v
ОХОТСКОЕ МОРЕ
ID*
-1,34
КИТАЙ
ЯПОНСКОЕ О
Улан-Батор
м о н г о л и я___________ /_______
•унгусо-Маньчжурская группа
ф 36 Эвенки © 37 Эвены | □ 38 Нанайцы, ульчи, удэгейцы, орочи ' IVKOTCKO- КАМЧАТСКАЯ СЕМЬЯ Щ/В 0 39 Чукчи
Щ ® 40 Коряки е 41 Ительмены
° [6] Юкагиры □ 43 Нивхи Л 44 Кеты
РЕЛИГИИ I |
а. |
СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН
/<г
Ад! Калининград |
•рсэс? . |
Анадырь |
А |
<3(5 о ч * £ |
/ |
М О F Е |
г * ^ . °Р |
С.-Петербург |
Л |
Х БАРЕНЦЕВО Мурманск
МОРЕ |
О
МОСКВА |
Архангельск
Салехард
Ниж.Новгород Казань |
Магадан |
Петропавловск- Камчатский |
Пермь
Новосибирск |
Красноярск |
Хабаровск |
_ л о / - N |
'X |
Владивосток ЯПОНСКОЕ МОРЕ |
Самара Екатеринбург^
Астрахань
I Православные
Мусульмане-сунниты
j Буддисты-ламаисты
Приверженцы местных традиционных верований
Якутск) |
ОХОТСКОЕ МОРЕ с Сахалин |
« О « в- §1' Чи * v* |
Население со смешанным религиозным составом
Вопросы и задания к разделу 2
1. Заполните таблицу «Этапы развития Советской России — СССР».
Этап | Ключевая проблема | Основные итоги развития |
1917—1920 гг. | ||
20-е гг. | ||
30-е гг. | ||
1941 — 1945 гг. | ||
1945—1953 гг. | ||
Середина 50-х — первая половина 60-х гг. | ||
1965—1985 гг. | ||
1985—1991 гг. |
2. Какое время в истории советского народа вы назвали бы самым героическим? самым тяжелым для народа? самым важным для нашей современной жизни? Докажите свою точку зрения. Опросите людей разного возраста, систематизируйте и проанализируйте их ответы. 3. Как решались задачи модернизации в истории Советской России — СССР? Выделите наиболее важные этапы модернизации, определите их значение. 4. Проведите исследование «Выдающиеся деятели советской истории». Назовите имена десяти из их числа — самых популярных среди вашего поколения. Объясните ваш выбор. Какой вклад эти личности внесли в историю? 5. Какие произведения литературы и искусства наиболее полно, по вашему мнению, отражают сущность отдельных этапов советской истории? 6. Используя материал, изученный в разделе 2, напишите эссе на одну из тем: «Какие уроки можно извлечь из истории Советской России — СССР?»; «Советский человек: «винтик» или творец?»; «Я хотел бы жить в эпоху...»; «Юность моих родителей».
12—А. А. Левандовский, 11 кл.
Тема
На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. XX — начале XXI в.
Общая проблема. Какие изменения произошли в экономическом строе, политической системе, социальной структуре и в духовной жизни России в результате кардинальных реформ?
Начало кардинальных перемен в стране
Проблема. Какие неотложные задачи встали перед руководством России после распада СССР? Как они решались? Первые результаты реформ.
Вспомните значение понятий: постиндустриальное общество, «шоковая терапия», рыночная экономика, либерализация цен, конвертируемость рубля, ваучер, инфляция. Ответьте на вопросы. 1. Когда образовалась Российская Федерация (эту дату мы отмечаем как государственный праздник новой России)? 2. Когда была принята Конституция Российской Федерации? 3. Какие проблемы необходимо было решить нашему государству в 90-е гг.?
В области внутренней политики руководство суверенной России определило несколько приоритетных задач. Первая из них — глубокая реформа экономики, переход к рыночным методам хозяйствования.
РАЗДЕЛ 3 |
Федерация |
«Шоковая терапия» в экономике. В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социаль-
Б. Н. Ельцин
ной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.
Хотя Б. Н. Ельцин подчеркивал, что в «условиях острейшего кризиса провести реформы безболезненно не удастся», масштабы предстоящих испытаний в полной мере оценены не были. И это неудивительно. Ведь, по сути дела, страна и народ стояли у истоков длительного и трудного процесса, имевшего своей целью не простое совершенствование существующей системы, а ее коренное преобразование, создание основ нового экономического и социально-политического строя, выведение страны на современные рубежи постиндустриального общества. И положительные результаты этого процесса не могли проявиться сразу и с убеждающей всех силой.
Листок из архива. Указ Президента РСФСР Б. Н. Ельцина «О мерах по либерализации цен» от 3 декабря 1991 г.
«В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О социально-экономическом положении в РСФСР» постановляю:
1. Осуществить со 2 января 1992 г. переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги. Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам.
2. Установить со 2 января 1992 г. применение государственных регулируемых цен (тарифов) предприятиям и организациям, независимо от форм собственности, только на ограниченный круг продукции производственно-технического назначения, основных потребительских товаров и услуг...»
? Какие цены называются свободными (рыночными)?
В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике — цены на большинство товаров и услуг стали свободными, была упразднена централизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.
Реформаторское правительство Е. Т. Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.
В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к взлету цен во многие десятки раз к концу 1992 г. (при ожидаемом уровне в два-три раза). Повышение зарплаты резко отстало от роста цен. Средний уровень жизни населения России упал ниже рубежа 80—90-х гг. Денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством. Правда, здесь надо сделать одно важное уточнение: к моменту начала реформы эти сбережения в условиях перестроечной инфляции и тотального товарного дефицита уже успели значительно обесцениться.
С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. Первый ее этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. В стране появилось 40 млн акционеров, но главным образом номинальных, ибо большая часть акций через свободную продажу ваучеров сконцентрировалась в руках прежних распорядителей госсобственности (управленческой бюрократии), владельцев различных финансовых и коммерческих структур, легализовавшихся воротил подпольного бизнеса, а также устроителей многочисленных «чековых инвестиционных фондов»: под будущие мифические дивиденды они выдавали населению в обмен за ваучеры свои, ничем на деле не обеспеченные акции. Власть не смогла наладить эффективную систему противодействия этому процессу. Тем более в ситуации, когда она сама явно стремилась в максимально короткий срок создать слой крупных и средних предпринимателей как главную движущую силу рыночных преобразований и гаранта их необратимости. «Цель приватизации, — откровенно заявлял главный автор программы «ваучеризации» страны А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, причем в несколько ударных лет, выполнив ту норму выработки, на которую у остального мира ушли столетия».
Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Еще в годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю.
Тем временем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройке народного хозяйства, углублялся. Реформы предполагали в качестве ключевого звена всемерное укрепление финансовой системы. Правительство пыталось проводить жесткую кредитную политику, но столкнулось с давлением промышленного лобби и сепаратными действиями руководства бывших союзных республик: в большинстве из них российский рубль продолжал использоваться в денежных расчетах. Начался не контролируемый властями вывоз капитала за рубеж.
Одновременно в новой экономической ситуации нарастало социальное расслоение российского общества. Уже в конце 1992 г. разрыв в уровне среднедушевого дохода 10% наиболее богатого населения и 10% самого бедного увеличился в девять раз. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Появились и первые сотни тысяч безработных. Смертность россиян подскочила на 20%, рождаемость упала на 14%.
В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал В. С. Черномырдин.
Заслугой нового правительства стала борьба с гиперинфляцией. В 1993 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961 —1992 гг. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. К концу 1997 г. инфляция в России не превышала 1 % в месяц (в 1993 г. — более 40%). Правда, это было достигнуто в немалой мере за счет хронических задержек (от нескольких месяцев до года и более) выдачи заработной платы коллективам многих бюджетных предприятий и учреждений, военнослужащим.
С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов. В 1997 г. на долю государственного и муниципального секторов приходилось всего 9% промышленного производства, 10% сельскохозяйственного, 8,3% розничного товарооборота. Все остальное производилось и продавалось в частном секторе экономики, а также в смешанном секторе (государство удерживало здесь больший или меньший пакет акций). Серьезные позиции в отечественной промышленности занял иностранный капитал.
Долгое время правительству не удавалось остановить сокращение объема промышленного производства. В 1996 г. он составил 52% от уровня 1991 г. В наибольшей степени спад производства (от 70% и выше) затронул предприятия наукоемкой гражданской и оборонной промышленности, где были сосредоточены самые квалифицированные кадры и передовой потенциал развития отечественной экономики. В этих условиях ряд авторитетных экономистов выступили с заявлениями о реальной угрозе отката России в ближайшем будущем на позиции развивающихся стран.
Трудную пору переживало и сельское хозяйство. Его валовая продукция составила в 1996 г. 66,5% от уровня 1991 г. Еще более снизилось поголовье скота и как следствие — производство мяса и молока. Вдвое меньше вносилось удобрений, что вело к истощению почв и неизбежному падению урожайности. Из активного оборота было выведено около 25 млн гектаров пахотных земель. Почти прекратилось обновление машинно-тракторного парка. Страна ввозила до 40% продовольствия.
Во второй половине 1997 г. наметился перелом. Промышленное производство к концу этого года увеличилось на 1%, сельскохозяйственное — на 0,1%. Однако подъем оказался неустойчивым, ибо не была решена главная задача — рост капиталовложений в реальный сектор экономики. Напротив, они продолжали сокращаться. Не оправдались надежды и на значительный приток западных капиталов в российскую экономику. Зато заметно увеличился внешний долг — до 156 млрд долларов в 1998 г. (правда, львиная его доля была унаследована от СССР). Только на его обслуживание, т. е. выплату процентов по
займам, страна вынуждена была выделять до трети всех расходов госбюджета.
Становление президентской республики. Вторая приоритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.
В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом.
В принятой в 1978 г. Конституции Российской Федерации, несмотря на внесенные в нее в 1991 —1992 гг. многочисленные изменения, не было четкого разделения функций и предела компетенции властей. Поэтому она объективно не могла играть роль общепризнанного гаранта политической стабильности в ситуации, когда развернулся процесс выбора конкретной формы государственности: президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право распускать парламент и объявлять новые выборы), парламентской республики (сильный парламент, назначающий правительство; президент имеет ограниченные полномочия), наконец, смешанной, парламентско-прези- дентской республики.
Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось свое представление о стратегии экономических реформ, формах и методах разгосударствления собственности. Верховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.
Москва. Здание Правительства Российской Федерации |
В апреле 1993 г. в Российской Федерации состоялся всенародный референдум. Большинство его участ
ников высказалось за доверие Президенту и его социально-экономической политике. Голосов же за проведение досрочных выборов Президента и народных депутатов не хватило. Эти пункты референдума поддержали менее требуемой законом половины его участников (соответственно 32,6 и 41,4% голосов). 21 сентября Б. Н. Ельцин издал Указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета.
Листок из архива. Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г.
«Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной на референдуме 25 апреля 1993 года... Принимая во внимание, что безопасность России и ее народов — более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти... постановляю: 1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента... 2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря 1993 года единый согласованный проект Конституции РФ...»
? В чем заключалась сущность политического кризиса? Какой путь выхода из него был предложен в указе?
Резко против президентского указа выступили Верховный Совет во главе с его председателем Р. И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как неконституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нормам действующей Конституции, возложил на себя обязанности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября в Москве прошли организованные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета силой захватили здания мэрии и гостиницы «Мир», а затем предприняли неудачную попытку взять штурмом Останкинский телецентр. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, были введены войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.
Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов Советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбранным главам администраций краев и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представительной власти.
В ноябре 1993 г. развернулась предвыборная борьба за места в Совете Федерации и Государственной думе. Половина депутатов в Думу избиралась по территориальным округам, другая половина — по партийным спискам.
В числе крупных политических объединений, активно включившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер Е. Т. Гайдар); умеренно-оппозиционные — Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай), блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); популистская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).
КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после компромиссного решения Конституционного суда, рассмотревшего два встречных иска: о конституционности указов Президента Б. Н. Ельцина по запрету КПСС и о конституционности самого существования в прошлом КПСС. Суд постановил признать правомочность указов Президента в части, запрещавшей деятельность руководящих структур КПСС, и одновременно подтвердил право граждан России — приверженцев коммунистической идеологии на объединение по территориальному принципу.
Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.
Референдум по проекту Конституции, подготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился ее одобрением. Основной закон провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получали высокую степень независимости. Конституция признает в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на 4 года, наделяется широкими полномочиями: он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами России; представляет Государственной думе кандидатуры Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначает федеральных министров, принимает решение об отставке правительства и др. В Конституции закреплено одобрение государственного бюджета и утверждение представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты палатами Федерального собрания.
Одним из первых совместных шагов Президента и Федерального собрания явилась подготовка в апреле 1994 г. Договора об общественном согласии. Его главная идея — отказ от силовых методов разрешения возникающих в обществе противоречий и конфликтов, поиск компромиссов. Договор скрепили своими подписями высшие должностные лица РФ, главы субъектов Федерации и местных органов власти, а также лидеры политических партий и движений, религиозных объединений, профсоюзов и других общественных организаций.
Однако полного согласия добиться не удалось. Договор отка-
! |
зались подписать Аграрная партия России и КПРФ. Тем не менее некоторые практические результаты, снижающие накал политических страстей в России, договор принес. Были прекращены уголовные дела против членов ГКЧП и активных защитников старой Конституции в октябрьские дни 1993 г.
В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по выборам в Государственную думу. Они принципиально не изменили ее партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин).