Листок из книги. М. С. Горбачев. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. 1989 г.
Много лучше обстояли дела в области физической культуры и спорта. Для их развития была создана мощная материальная база. К середине 70-х гг. в СССР действовали свыше 4 тыс. стадионов и бассейнов, десятки тысяч спортивных залов, детско-юношеских спортивных школ и секций. Регулярно проводились массовые Всесоюзные детские соревнования по разным видам спорта («Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья»), военно-спортивные игры («Зарница» и «Орленок»). Среди ведущих спортивных обществ страны наибольшей известностью пользовались «Спартак», «Динамо», ЦСКА, «Локомотив», «Зенит». Сборные команды СССР с неизменным успехом выступали на олимпиадах и мировых чемпионатах. Свой богатый опыт спортивной борьбы передавали юным физкультурникам сотни чемпионов мира и Олимпийских игр, добившихся в разные годы блестящих побед. Среди них футболисты Л. Яшин и Н. Старостин, хоккеисты В. Третьяк и В. Харламов, лыжники
Листок из трудов историков-искусствоведов. «В среде «неофициальных» художников родилось новое направление — московский концептуализм. Его называли «искусством идей». Концептуалисты (И. Кабаков, В. Пивоваров, Э. Булатов, Д. Пригов, И. Чуйков) пытались воспроизвести в художественном творчестве «мир идей», а не окружающую среду. Большую роль в их произведениях играли текст, словесный комментарий, часто парадоксального содержания. Художники словно стремились выйти за рамки картины и создать на холсте «пространство свободы»... Заметное место в творчестве концептуалистов занимала инсталляция — пространственная композиция, сконструированная из разных материалов и бытовых предметов. Нетрадиционные для того времени художественные средства использовались для выражения мироощущения автора. Важной темой концептуального искусства становится человеческое одиночество и бессмысленность бытия. Инсталляция Кабакова «Человек, улетевший в космос» (1986) приобрела мировую известность. В начале 1970-х гг. художники В. Комар и А. Меламид выступили с художественным проектом, получившим название соц-арта (по аналогии с популярным на Западе течением в современном искусстве — поп-артом). В качестве изобразительных средств они использовали широко известные образы и символы советской эпохи, пропагандистские материалы и простейшие предметы быта. Идеалы социализма превращались в рамках такого подхода не только в предмет иронии. Они низводились до бытового уровня, до абсурда».
Какие группировки названы автором «политически вредными»? Какой «вред» приносят они? О чем свидетельствует география распространения «политически вредных группирований»? Что в устах автора обозначает понятие «профилактика»?
В соответствии с указанием ЦК КПСС органы Комитета государственной безопасности ведут большую профилактическую работу по предупреждению преступлений, пресечению попыток ведения организованной подрывной деятельности националистических, ревизионистских и других антисоветских элементов, а также локализации возникающих в ряде мест группирований политически вредного характера. За последние пять лет выявлено 3096 таких группирований, профилактировано 13 602 человека, входящих в их состав... Подобные группы были вскрыты в Москве, Свердловске, Туле, Владимире, Омске, Казани, Тюмени, на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и др. местах».
Культура. Давление властей было прежде всего направлено на духовную жизнь общества. Ужесточается цензура, идеологический контроль за деятельностью творческой и научной интеллигенции. Утверждается практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес, создание произведений изобразительного искусства. Однако это вызвало эффект, прямо противоположный ожиданиям консервативного руководства СССР. В советской культуре все заметнее определялся раздел на культуру официальную, поддерживаемую государством, и культуру неофициальную, нонконформистскую, творцы которой всеми шлами пытались отстоять свое право на художественное самовыражение.
Большинство талантливых писателей, поэтов, режиссеров, художников оказалось в драматической ситуации — в пограничном пространстве между официальной и неофици- пльной культурой. Достаточно было небольшого намека — и издательства прекращали принимать рукописи, снимались с репертуара спектакли, ложились на полку фильмы. Нее ощущали над собой недремлющее око партийно-государственных «художественных советов» и руководства творческих союзов — бдительных и исполнительных проводников линии КПСС в литературе и искусстве.
В литературе ведущую роль играли писатели, посвящавшие книги событиям Великой Отечественной войны. 1С. М. Симонов завершает свою величественную эпопею Живые и мертвые». В творчестве писателей Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова, Б. JI. Васильева нашла отражение тема антигуманного характера войны, ломающей судьбы и жизни людей. Расцвет переживает так называемая «деревенская» проза. Писатели этого направления (Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. А. Солоухин и др.) в яркой форме показывали трагедию коллективизации, раскрестьянивания села и в то же время укрепляли веру в неистребимость народных традиций, культуры, нравственности. Большой популярностью пользовались рассказы В. М. Шукшина. В них впервые в советской литературе появился образ «чудика» — человека, обостренно и с детской искренностью воспринимающего окружающий мир. Заявили о себе авторы, обратившиеся к вечным, общечеловеческим темам, — JI. С. Петрушевская, Т. Н. Толстая, А. Г. Битов и др. Их интересовали духовно- нравственные искания человека. Продолжается тенденция, наметившаяся в годы хрущевской «оттепели», — осторожное, строго дозированное партийными идеологами возвращение читателям книг писателей и поэтов, ранее замалчиваемых: А. М. Ремизова, Б. А. Пильняка, М. И. Цветаевой и др. Подлинное потрясение в обществе вызвала первая публикация в середине 70-х гг. великого романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (завершен автором перед смертью в 1940 г.).
Одновременно резкое противодействие властей встречала любая попытка творческой интеллигенции вырваться из узкого круга, дозволенного цензурой. Так, в 1979 г. был самодеятельно издан литературно-художественный альманах «Метрополь» с участием В. П. Аксенова, А. Г. Битова, Ф. А. Искандера, В. Ерофеева и др. Альманах носил подчеркнуто аполитичный характер, однако власти восприняли его как вызывающую антисоветскую акцию. Расплатой для авторов альманаха стал многолетний запрет на публикации в СССР.
Наиболее заметные достижения советского кинематографа были связаны с экранизацией классики. Выходят в прокат фильмы режиссеров С. Ф. Бондарчука («Война и мир»), И. А. Пырьева («Братья Карамазовы»), А. Г. Зархи («Анна Каренина»), JI. А. Кулиджанова («Преступление и наказание»), Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир»). Появляются новые талантливые киноленты, посвященные великому подвигу народа в годы Великой Отечественной войны («А зори здесь тихие» режиссера С. И. Ростоцкого, «Восхождение» JI. Е. Шепитько, «Двадцать лет без войны» А. Г. Германа).
Всенародную любовь завоевали остроумные, со скрыто социальным содержанием комедии JI. И. Гайдая («Операция Ы», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»,
«Иван Васильевич меняет профессию») и Э. А. Рязанова («Ирония судьбы...», «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово...»), сохранившие свою популярность до наших дней. Также любимы сегодня созданные в те годы фильмы мелодраматические, посвященные жизненным коллизиям обычных людей (фильм «Москва слезам не верит» режиссера В. В. Меньшова, получивший престижную премию «Оскар», «Осенний марафон» Г. Н. Да- нелии), фильмы остросюжетные («Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиозновой, «Место встречи изменить нельзя» С. С. Говорухина, «Белое солнце пустыни» В. Я. Мотыля, «Мертвый сезон» С. Я. Кулиша). В то же время ленты признанных в мире режиссеров, работающих в пугающем власти стиле интеллектуального кино (А. А. Тарковский, А. Н. Сокуров и др.), не имели широкого проката или вообще откладывались на полку.
Казалось, наиболее твердо позиции «социалистического реализма» удерживались в изобразительном искусстве. Галереи и выставочные залы были заполнены официально па- фосными или созерцательно-фотографическими полотнами. Но именно здесь ярко заявило о себе искусство неофициальное, нонконформистское.
10—А. А. Левандовский, 11 кл.
Расцвет переживает театральное искусство. На авансцену выходит плеяда талантливых драматургов: А. М. Володин, А. И. Гельман, Г. И. Горин, М. М. Рощин, М. Ф. Шатров и др. Особо востребованными временем оказались пьесы А. В. Вампилова «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Их отличал напряженный поиск высоких нравственных начал в жизни «маленького», обыкновенного человека в эпоху растущего разочарования в общественных идеалах, отчуждения и равнодушия. Большой популярностью пользовались театральные постановки произведений русских классиков. Их персонажи — «лишние люди», карьеристы, взяточники, бюрократы — получали злободневное звучание, ибо слишком многое напоминало зрителям реалии советского общества. Новым явлением в сценографии стали спектакли режиссеров О. Н. Ефремова и Г. Б. Волчек в театре «Современник», М. А. Захарова в Театре им. Ленинского комсомола, Ю. П. Любимова в Театре на Таганке, А. Ф. Эфроса в Театре на Малой Бронной, Г. А. Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре. Нередко и эти признанные в мире мэтры встречали запретительные меры властей.
На сцене классических музыкальных театров впечатляющих достижений добились оперные певцы И. К. Архипо- ва, Г. П. Вишневская, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. А. Нестеренко. Мировую славу советского балета приумножали своим вдохновенным творчеством Г. С. Уланова, М. М. Плисецкая, М. Э. Лиепа, Е. С. Максимова, В. В. Васильев. В сокровищницу балетного искусства вошли такие постановки, как «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Ромео и Джульетта» и «Каменный цветок» С. С. Прокофьева. Тепло были встречены и балеты на музыку современных композиторов: «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Легенда о любви» А. Д. Мелико- ва, «Ангара» А. Я. Эшпая и др.
Веяния времени, несовместимые с официальными канонами, стали все заметнее влиять на музыкальное творчество. С конца 60-х гг. заявили о себе композиторы-авангардисты А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдуллина и др. В их произведениях за внешней какофоничностью (резкими и прерывистыми музыкальными фразами, алогичностью и повторами) проступала внутренняя гармония, созвучная окружающему миру, полному драматических противоречий. Официальная печать критиковала эти сочинения за вызывающий стиль и «безыдейность», и они с трудом пробивали дорогу к слушателям. Зато поощрялось развитие легкого, отвлекавшего людей от тягостных раздумий эстрадного искусства. И здесь появляется плеяда талантливых исполнителей, песням которых отзывчиво внимала массовая нудитория. Кумирами молодежи стали многочисленные вокально-инструментальные ансамбли («Песняры», «Самоцветы», «Веселые ребята» и др.)- Но в их потоке не терялись и неформальные группы («Машина времени», «Аквариум»,
♦ Наутилус Помпилиус», «Кино» и др.), искавшие слушателей для своих песен-размышлений в кругах студентов и молодой интеллигенции.
Яркой чертой культуры тех лет стала так называемая
♦ магнитофонная революция». На домашних магнитофонах воспроизводились записи выступлений сатириков, песен В. Ш. Окуджавы, А. И. Галича, В. С. Высоцкого, не разрешенных к публичному исполнению.
Я никогда не верил в миражи. В грядущий рай не ладил чемодана. Учителей сожрало море лжи И выбросило возле Магадана... И нас хотя расстрелы не косили, Но жили мы, поднять не смея глаз. Мы тоже дети страшных лет России — Безвременье вливало водку в нас.
(В. С. Высоцкий, конец 70-х гг.)
Давящая духовная атмосфера, создаваемая консервативным руководством СССР, вынуждала талантливых представителей художественной интеллигенции покидать пределы Родины. Из СССР на Запад уехали писатели В. В. Аксенов, В. Н. Войнович, В. П. Некрасов, поэты И. А. Бродский, А. И. Галич, Н. М. Коржавин, режиссеры Ю. П. Любимов и А. А. Тарковский, художники В. А. Комар и А. Д. Ме- ламид, скульпторы Э. Неизвестный и М. Шемякин, композиторы А. Г. Шнитке и Э. В. Денисов, немало других видных деятелей отечественной культуры. В итоге советское общество получило вторую волну творческой эмиграции, продолжившую свободолюбивые традиции русского зарубежья послереволюционной поры.
За внешним благополучием в сфере народного образо- нания и науки (в 1966 г. был осуществлен переход ко всеобщему среднему образованию; значительно — с 05,3% в 1970 г. до 87% в 1984 г. — выросла доля лиц с высшим и средним, полным и неполным, образованием, намного больше стало научных учреждений и т. п.) скрывалось все более серьезное отставание от требований времени, научно-технического прогресса. Внедрение самых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями советской экономики.
B. Кузин и Г. Кулакова, конькобежцы Е. Гришин и Е. Скобликова, атлеты П. Болотников и Ю. Власов, гимнасты Л. Латынина и
C. Бубка, пловцы Г. Прозуменщикова и В. Сальников, фигуристы И. Роднина и А. Зайцев, многие другие выдающиеся спортсмены и тренеры. Еще в 1948 г. чемпионом мира по шахматам стал М. Ботвинник. В последующие годы шахматную корону уверенно удерживала плеяда талантливых советских гроссмейстеров: М. Таль, Т. Пе- тросян, В. Смыслов, Б. Спасский, А. Карпов, Г. Каспаров.
Объясните значение понятий и терминов: неосталинизм, развитое социалистическое общество, нонконформизм, московский концептуализм, соц-арт, композиторы-авангардисты. "р
□ 1. Покажите, в чем выражались противоречия между личностью и обществом в 1965—1985 гг. Заполните таблицу.
Идеологические принципы | Политическая реальность | Духовная оппозиция |
2. Объясните, что из советской действительности вызвало к жизни неофициальную культуру в ее разных проявлениях. 3. Как связан советский нонконформизм в литературе и искусстве с главными тенденциями развития мировой культуры? Что из его достижений актуально в наши дни? 4. С какими произведениями литературы и искусства этого периода вы знакомы? Поделитесь впечатлениями об одном из них. 5. Какая личность, по вашему мнению, наиболее ярко отразила данную эпоху? Аргументируйте свое мнение. Напишите эссе на эту тему.
Перестройка и ее итоги
Проблема. В чем заключаются приобретения и потери советского общества в эпоху перестройки?
Вспомните значение понятий: перестройка, ускорение, гласность, инфляция, приватизация.
Ответьте на вопросы. 1. Какие главные изменения произошли в стране в годы перестройки? 2. Каких ведущих политических деятелей эпохи перестройки вы знаете?
Канун перестройки. После смерти JI. И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» как руководители правящей партии: с ноября 1982 г. — Ю. В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. — К. У. Черненко (умер в марте 1985 г.).
Первый из них, коммунист-консерватор по убеждениям и многолетний шеф КГБ, успел запомниться народу тем, что приступил к бескомпромиссной борьбе с коррупцией, включая среднее и высшее звенья госаппарата, и к укреплению трудовой дисциплины — «от министра до рабочего». Перепуганные чиновники поспешили довести зто благое дело до абсурда (например, в крупных городах днем устраивались облавы на людей якобы для проверки причин отсутствия на рабочем месте), чем немало дискредитировали опасный для них курс нового лидера партии. Второй генсек, личный друг и соратник Л. И. Брежнева, начал с того, что пригласил на пленум ЦК КПСС около полусотни разжалованных Андроповым высокопоставленных аппаратчиков. Вновь по всей стране зазвучали пропагандистские фанфары о небывалых успехах социализма и «зримых ростках коммунизма».
Тем временем в стареющей партийно-государственной плите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков, не только боровшихся на передел власти в свою пользу, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы. В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев. Спустя пять месяцев пост председателя Совета Министров СССР занял Н. И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В. С. Павлов). Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название перестройка.