Насколько руководство СССР было последовательно в проведении в жизнь принципа «мирного сосуществования»?
XX съезд партии считает совершенно правильной линию ЦК и советского правительства, направленную на то, чтобы на основе ленинского принципа мирного сосуществования вести курс на улучшение отношений, укрепление доверия и развития сотрудничества со всеми странами. Большую роль в этом отношении могут сыграть известные пять принципов международных отношений, признанные многими государствами и широкими слоями общественности, — взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, развитие межгосударственных отношений на основе равенства и взаимной выгоды, мирное сосуществование и экономическое сотрудничество. Эти принципы представляют наилучшую в настоящих условиях формулу взаимоотношений государств с различным социальным строем.
Листок из архива. Материалы XX съезда КПСС.
В 1956 г. до предела обострилась ситуация в Венгрии, где начались антикоммунистические, антисоветские демонстрации. Было сформировано новое правительство Имре Надя, распущена компартия. По требованию Надя войска СССР, находившиеся в Венгрии по Варшавскому договору, покинули Будапешт и другие населенные пункты. Добровольческие вооруженные отряды стали арестовывать и убивать приверженцев прежнего режима. 4 ноября 1956 г. группа коммунистов во главе с Я. Кадаром объявила о создании Временного рабоче-крестьянского правительства и обратилась к Москве с просьбой вновь ввести войска в Будапешт для пресечения кровопролития. СССР, заручившись предварительно согласием членов ОВД, бросил танки на венгерскую столицу и в считаные дни подавил восстание.
Из-за резкого недовольства консервативно-коммунистических правительств Китая и Албании критикой культа личности Сталина значительно осложнились отношения СССР с этими странами.
Апогей и начало спада «холодной войны». Важнейшее место во внешней политике Н. С. Хрущева и его правительства занимали отношения с разными капиталистическими государствами.
В июле 1955 г. в Женеве состоялась встреча в верхах представителей СССР, США, Великобритании и Франции. В том же году Москва признала ФРГ и совместно с Вашингтоном, Лондоном и Парижем подписала договор о восстановлении демократической и нейтральной Австрии, согласившись вывести оттуда свои войска.
В 1956 г. были возобновлены советско-японские дипломатические отношения. И Токио сразу же официально потребовал от СССР возвращения переданных ему по решению Потсдамской конференции южных островов Курильской гряды. Эти территориальные претензии до сих пор омрачают отношения между двумя государствами.
Большой резонанс в мире вызвал государственный визит Н. С. Хрущева в США осенью 1959 г. В следующем году советский лидер выступил на Генеральной Ассамблее ООН по проблеме всеобщего разоружения. Ассамблея одобрила только общую и ни к чему не обязывающую идею разоружения, а не оторванный от жизненных реалий план, предложенный Н. С. Хрущевым (он предусматривал полную ликвидацию национальных армий и военных флотов с оставлением у государства лишь полицейских сил).
Торопясь как можно скорее наполнить принцип мирного сосуществования с капиталистическими странами реальным содержанием, СССР в одностороннем порядке провел серию крупных сокращений собственных Вооруженных сил (с 5,8 млн человек в 1955 г. до 2,5 млн в 1960 г.). Одновременно Москва объявила мораторий на ядерные испытания.
Однако ответного отклика у Запада эти инициативы не вызвали. Там не собирались отказываться от антисоветских и антикоммунистических установок, сформулированных в первые послевоенные годы, продолжали наращивать и совершенствовать собственные вооружения. Да и сами инициативы правительства СССР во многом обесценивались действиями по энергичному развертыванию новых военных программ (оснащение армии и флота межконтинентальными ракетами с ядерными головками, атомными подлодками и т. п.).
Немалую озабоченность в западных столицах вызывала позиция СССР в германском вопросе. Берлин, разделенный на западную зону (находившуюся под оккупацией США, Англии и Франции) и восточную зону (переданную СССР Германской Демократической Республике), давно превратился в очаг конфликтов и провокаций против ГДР. В 1958 г. Н. С. Хрущев предложил объявить Западный Берлин демилитаризованным вольным городом. После отказа США, Англии, Франции власти ГДР по согласованию с СССР в августе 1961 г. в одну ночь возвели бетонную стену, полностью изолировавшую его западные секторы.
Другой узел противоречий между СССР и Западом существовал по проблеме отношений с государствами «третьего мира», число которых росло по мере распада колониальной системы. Москва стремилась распространить свое влияние на эти страны, одновременно оказывая им энергичное содействие в борьбе с империалистическими поползновениями великих держав.