Против кого было приказано применить оружие? Дайте оценку действиям генерала Шапошникова и генерала Плиева.
Руководство воинскими частями, которые сосредоточивались к району Новочеркасского электровозостроительного завода, было возложено на меня. А командующий войсками Северо-Кавказского округа генерал армии Плиев взял H£i себя руководство частями, находившимися в черте Новочеркасска. С самого начала я был против того, чтобы войска нашего округа, да еще с оружием, противопоставлять рабочим завода и толпе горожан. Мои предостережения действий не возымели... По радио доложил Плиеву, что многотысячная колонна рабочих идет с красными знаменами к центру города.
Листок из архива. Воспоминания генерала М. К. Шапошникова.
— Задержать, не пропускать, — прокричал он в микрофон.
— Голова колонны уже прошла мост через реку Тузлов; да и сил у меня не хватит, чтобы задержать столь многомощную колонну.
— Высылаю в ваше распоряжение танки.
— Я не вижу перед собой такого противника, которого следовало бы атаковать танками, — твердо ответил я.
На этом наш диалог прервался. Мы с помощником помчались на «уазике» к центру города, но не доехали до площади метров сто, как услышали массированный огонь из автоматов...»
В правящих кругах страны усиливались сомнения в том, что административные методы управления способны обеспечить динамичное развитие экономики. Под руководством заместителя председателя Совмина А. Н. Косыгина началась подготовка программы более глубокого реформирования хозяйственного механизма, использования методов экономического стимулирования производства.
Объясните значение понятий и выражений: моральное старение техники, «административная лихорадка».
Докажите, что развитие тяжелой промышленности остается приоритетным направлением развития народного хозяйства. Каких успехов добивается наша страна в этот период? 2. Какие экономические факторы могли способствовать повышению производства в СССР? Каким образом пытался решить эту проблему Н. С. Хрущев? Дайте оценку административным преобразованиям конца 50-х — начала 60-х гг. 3. Сравните социальную политику послевоенного периода и второй половины 50-х — начала 60-х гг. Что изменилось в повседневной жизни советских людей? Постарайтесь найти современников этих событий и воспользуйтесь их информацией для выполнения задания. 4. Объясните, почему в начале 60-х гг., несмотря на тяжелое положение в сельском хозяйстве, государство снова пытается бороться с личными подсобными хозяйствами. 5. Используя источник и дополнительную информацию, дайте оценку событиям в Новочеркасске в 1962 г. 6. Подготовьте выступление на тему «Прорыв человека в космос».
СССР и внешний мир
Проблема. Как СССР влиял на международные отношения? Почему человечество оказалось на грани ядерной катастрофы? Какие выводы из этого глобального кризиса извлекли лидеры мировых держав?
Вспомните значение понятий: ОВД, мораторий, Карибский кризис, волюнтаризм, субъективизм. Ответьте на вопросы. 1. Какие горячие точки существовали в международных отношениях во второй половине 50-х — первой половине 60-х гг.? 2. Какие госудаства были участниками Карибского кризиса? 3. Как закончилась политическая карьера Н. С. Хрущева?
Реформаторский курс, проводимый хрущевской администрацией внутри страны, нашел свое отражение и во внешней политике. Ее новая концепция была сформулирована на XX съезде КПСС и включала два основных принципа:
— тезис о необходимости мирного сосуществования государств с различным общественным строем;
— признание многовариантности путей построения социализма (в том числе через приход компартий к власти в результате парламентской борьбы). В то же время был подтвержден принцип «пролетарского интернационализма» (т. е. помощь, практически безвозмездная, международному коммунистическому и национально- освободительному движению, а также социалистическим странам с негласным правом вмешательства в их внутренние дела там, где для этого имелась возможность).
Укрепление соцлагеря. В 1955 г. по инициативе советского правительства были сделаны первые шаги по нормализации отношений с Югославией. В Белград прибыл Н. С. Хрущев для личной встречи с И. Тито. На переговорах удалось сблизить позиции двух лидеров по ряду принципиальных международных проблем, хотя идейные разногласия между ними сохранялись.
В рамках СЭВ велась энергичная работа по координации народнохозяйственных планов соцстран, по сотрудничеству в области внешней торговли, электроэнергетики, машиностроения, нефтегазовой промышленности, металлургии, сельского хозяйства. Полным ходом шло строительство трубопровода «Дружба» для поставок советской нефти в страны Восточной Европы и аналогичной энергосистемы «Мир». Экономика соцлагеря, пополненного за счет Кубы (там в 1959 г. произошла революция и взявший власть Ф. Кастро провозгласил курс на строительство социализма на острове Свободы), динамично развивалась. К концу 60-х гг. на страны СЭВ, располагавшие 18% территории и 10% населения земного шара, приходилось 33% мирового промышленного производства (в 1960 г. — 28%).
Важной вехой в укреплении отношений между соц- странами явилось образование в 1955 г. Организации Варшавского договора (ОВД) — союза, поставившего своей целью проведение совместной оборонной политики. В него вошли все государства Восточной Европы, кроме Югославии. В системе ОВД были созданы Объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет — орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств — членов Варшавского договора. Ведущую роль в ОВД играл Советский Союз.
Вместе с тем в социалистическом лагере время от времени давали о себе знать и антитоталитарные силы.