Листок из архива. Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г.
Состав Временного правительства определился к вечеру 2 марта. В него вошли: министр-председатель князь Г. Е. Львов, кадеты П. Н. Милюков, А. А. Мануйлов, Н. В. Некрасов, октябристы А. И. Гучков и И. В. Годнев, другие буржуазные политики. Единственным социалистом там был А. Ф. Керенский.
Го мира», консолидации «всех классов и элементов народа», «окончательного упрочения политической свободы и народного управления в России». И трудовые массы отдали свои симпатии им, а не большевикам с их пугающим мирных обывателей призывом продолжать борьбу вплоть до образования в стране «Временного революционного правительства» и перенесения этой борьбы на международную арену — в союзе с «пролетариатом воюющих стран» против «угнетателей и поработителей, против царских правительств и капиталистических клик» (Манифест ЦК РСДРП(б) от 27 февраля 1917 г.).
Во отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику, ряд кинотеатров. Среди первых художественных лент были «Пиковая дама» и «Отец Сергий» режиссера Я. А. Протазанова.
Внимание общества привлекают и проблемы физической культуры населения, развития спорта. Первые спортивные клубы (фехтования, конькобежцев, плавания, парусного и гребного спорта) появились в крупных городах России еще в середине XIX в. Но они носили замкнутый, дворянско-элитарный характер. Лишь с конца века стали возникать спортивные общества, доступные для широких слоев населения, гимнастические классы для молодежи. Были учреждены всероссийские союзы по разным видам спорта и начали устраиваться первые чемпионаты. Россия вошла в число 12 стран, принявших в 1894 г. на конгрессе в Париже историческое решение о возрождении Олимпийских игр и создании Международного олимпийского комитета (МОК). Сборная команда страны стала участвовать в этих играх с 1908 г. и сразу обрела первого отечественного олимпийского чемпиона — фигуриста Н. А. Панина-Коломенкина. В 1912 г. в Петербурге был образован Всероссийский футбольный союз, который вошел в состав Международной федерации футбола (ФИФА, создана в 1904 г.). Шахматист M. И. Чигорин одержал ряд блестящих побед на международных турнирах, закладывая тем самым основы знаменитой в будущем российской шахматной школы. По всей стране гремела слава великого русского борца И. M. Поддубного.
Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Манифест 17 октября 1905 г. ввел, хотя и неполную, свободу печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним число подвергаясь судебным и административным преследованиям за публикации антиправительственного характера. Хотя понятие «антиправительственный» толковалось властями чрезвычайно широко, все же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.
Если в начале XX в. в стране выходило 125 легальных газет, то в 1913 г. — более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры — 1263. При этом, наряду с традиционными «толстыми» журналами, рассчитанными на образованные слои общества, все в большем количестве начинают выходить «тонкие» — сугубо развлекательные, «для семейного чтения», женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходили массовыми тиражами.
Значительно расширился выпуск книг: по общему количеству издаваемой литературы Россия в это время вышла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится деятельность многих книгоиздателей, среди которых своим размахом выделялись И. Д. Сытин, А. С. Суворин и
A. Ф. Маркс. Сытин прославился изданиями, доступными массовому читателю: лубочными книжками, разнообразными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовали Суворин и Маркс, массовыми тиражами издававшие сочинения русских и иностранных писателей, книги по искусству, научно-популярные произведения. Возникают издательства, например братьев Сабашниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.
В конце XIX — начале XX в. российская наука выходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сыграли труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищеварения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия (1904). Еще один русский естествоиспытатель — И. И. Мечников стал нобелевским лауреатом за исследования в области сравнительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогеологии) были заложены в конце XIX — начале XX в.
B. И. Вернадским.
Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становлении воздухоплавания, заложил основы современной гид- ро- и аэродинамики. В 1902 г. под его руководством была сооружена аэродинамическая труба — одна из первых в Европе, в 1904 г. создан первый в Европе аэродинамический институт. Ярчайшим явлением не только русской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолковского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.
Революционная обстановка в России начала XX в. сопровождалась подъемом всеобщего интереса к политике, гуманитарным наукам, истории, философии, экономике, праву. Эти науки из «кабинетных» превращались в публицистические, ряд ученых стал заниматься и политической деятельностью. В конце XIX — начале XX в. особое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступал против господствовавших в русской науке материализма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнутыми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам путей, на которых человечество могло приблизиться к Господу и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. JI. Франк и др.
В это время появляется целый ряд ярких работ, связанных с различными областями исторического исследования: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корнилова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы экономического характера. Серьезные исследования по истории русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателем высокого уровня отечественной исторической науки стал блестящий лекционный курс по русской истории профессора Московского университета В. О. Ключевского, изданный в начале XX в.
С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработки целого ряда фундаментальных вопросов общего языкознания и зарождение лингвистики как науки. В литературоведении самой заметной фигурой был А. Н. Весе- ловский — один из создателей сравнительно-исторической школы, работавший над сопоставлением памятников разных эпох и народов.
Литература и искусство. Литература конца XIX — начала XX в. существовала и развивалась под мощным воз
действием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни.
Свое ощущение трагизма и неустроенности российского бытия этого времени с огромной художественной силой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: JI. Н. Толстой («Воскресение», «Живой труп») и А. П. Чехов («Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка» и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бунин, А. И. Куприн, JI. Н. Андреев, А. Н. Толстой, в свою очередь, создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, — все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.
В известной мере подобные черты были присущи и произведениям М. Горького — самого популярного в это время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, он чрезвычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). Куда менее убедительными в творческом отношении были попытки найти силу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей-босяков (рассказ «Челкаш»), потом в среде революционного пролетариата (роман «Мать»).
Наряду с этим в конце XIX в. преимущественно в поэтической среде возникают модернистские течения, стремящиеся отойти от традиционных эстетических форм и представлений. Наиболее заметным среди них был символизм (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. Белый, А. А. Блок). Творчество символистов объединяла одна общая черта — отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Они старались либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневности, либо увлечь читателя в таинственный мир давно прошедших эпох, в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих символистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой — нередко их стихи поражают своей звучностью, изысканными неожиданными формами. Что же касалось самых ярких представителей этого течения —
3 —А. А. Левандовский, 11 кл.
A. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира. Глубоко провидческими оказались бло- ковские строки, написанные незадолго до мировой войны:
И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи.
Представители еще одного модернистского течения — акмеисты Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам — отрицали установки символизма, провозглашая самоценность реального мира, культ «стихии естества». Но идея преобразования окружающей действительности и им была чужда. Футуристы Д. Д. Бур люк,
B. В. Хлебников, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, напротив, призывали ускорить гибель одряхлевшего старого мира, взорвать его художественным словом. Они шокировали читателей уже самими названиями сборников своих стихов: «Пощечина общественному вкусу», «Рыгающий Парнас», «Дохлая луна», «Облако в штанах». Футуристы декларировали полный разрыв с традициями прошлого, стремились творить в стиле ожидаемого ими будущего.
С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи — в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах
TtATPb АИШАГПЮРЪ ГПРОИЦКА51 16 |
Театральная афиша начала XX в. |
М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). Передвижники в это время переживали глубокий кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства». Его участники решительно отвергали идейные и эстетические принципы своих предшественников. Так же как и близкие им по духу литераторы-модернисты, «мирискусники» отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к «чистой красоте» — совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В «Мир искусства» вошло не
мало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, JI. С. Бакст, Е. Е. Лансере), которые, пренебрегая «прозой жизни», создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жизни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наиболее значительных результатов «мирискусники» достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве.
Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России — подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали в конце концов оппозицию. Часть «мирискусников» вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. Союз русских художников. В Союзе, таким образом, произошел органичный и плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значительными из них были пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов. В 1907 г. в Москве возникает объединение под экзотическим названием «Голубая роза». В него вошли П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, А. В. Фонвизин, С. Ю. Судейкин и другие последователи художника-символиста В. Э. Борисова-Мусатова. На свой лад уходили от отражения в художественных полотнах ненавистной им реальности сторонники абстракционизма. Его основателями были В. В. Кандинский и К. С. Малевич. Своеобразным манифестом этого творческого направления, получившим позднее широкое распространение в мировом искусстве, стал знаменитый «Черный квадрат» Малевича (1913). Заявила о себе и школа примитивистов — художников, причудливо сочетавших в своих картинах традиции народного искусства и модернистский стиль изображения (М. Ф. Ларионов, П. Н. Филонов, М. 3. Шагал и др.).
3* |
В условиях общественной атмосферы предреволюционной поры, полной внутреннего драматизма и тревожных ожиданий, новый импульс получает театральное искусство. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данчен- ко открывают в Москве Художественный театр, сразу занявший место одного из центров духовной жизни общества. Основу его репертуара составляли пьесы А. П. Чехова и М. Горького. На сцене театра оттачивались новые принципы актерской игры и режиссуры, вскоре получившие мировое признание как система Станиславского. В Петербурге труппа актрисы и режиссера В. Ф. Комиссаржевской поставила пьесу М. Горького «Дети солнца», ставшую своего рода демонстрацией политического свободомыслия театра. Формируется эстетика условного театра, связанная с экспериментами В. Э. Мейерхольда в области современного
67
сценического искусства. На балетной сцене блистали А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. М. Фокин. Новые достижения русского музыкального театра были связаны с именами великих певцов JI. В. Собинова, А. В. Неждановой, Ф. И. Шаляпина.
Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых форм был характерен и для русской музыки конца XIX — начала XX в. В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру, во всяком случае когда их вели такие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в популяризации творчества отечественных композиторов, мастеров балетного и оперного искусства, художников сыграли так называемые Русские сезоны за границей, организованные в 1907—1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С. П. Дягилевым.
В 90-е гг. в России появился кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А. А. Ханжонков с 1907 г. начал производст-
! |
Русская архитектура в начале XX в. переживает последний — короткий, но яркий — период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы (бетон, сталь, стекло), и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания превращались в настоящие произведения искусства. К ним по праву можно отнести здания Азовско-Донского банка в Петербурге (архитектор Ф. И. Лидваль), Казанского вокзала в Москве (А. В. Щусев) и серию зданий в Москве признанного мэтра модерна Ф. О. Шехтеля: Ярославского вокзала, особняка Рябушинского и др. Помимо архитектуры, модерн получил распространение в декоративно-прикладном искусстве (оформление интерьеров, мебель, светильники, мелкая пластика, посуда и др.). Здесь особенно стильно смотрелись такие присущие модерну черты, как декоративные гибкие текучие линии и стилизованный растительный узор.
В целом русская культура конца XIX — начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее произведениях.
□ 1. В каких учебных заведениях России хотели бы вы получить среднее и высшее образование? Почему? 2. Как политические изменения в России способствовали развитию средств массовой информации и книгопечатания? 3. Привлекая знания по всеобщей истории, определите, в чем заключался вклад российских ученых в мировую науку. 4. Самостоятельно выделив критерии, сравните два направления в литературе и искусстве в начале XX в. (реализм и модернизм). Используйте знания, полученные при изучении курса МХК. 5. Рассмотрите репродукции картин М. Добу- жинского, В. Серова, А. Лентулова, К. Петрова-Вод- кина на цветной вклейке. К какому художественному направлению отнесете вы эти произведения? Какие события или процессы начала XX в. помогают яснее понять замысел каждого художника? 6. Охарактеризуйте ваше любимое произведение архитектуры или живописи начала XX в.
Вопросы к разделу 1
1. Подведите итоги развития промышленности и сельского хозяйства России к 1913 г. Предложите свои способы решения проблем (разрешения противоречий). Систематизируйте свои рассуждения в форме таблицы «Модернизация в России в начале XX в.»:
i Сферы экономики | Успехи модернизации | Проблемы модернизации | Пути решения проблем |
Промышленность | |||
Сельское хозяйство |
2. Каковы были перспективы существования и развития дворянства, буржуазии, крестьянства, пролетариата в условиях модернизирующейся России?
Объясните значение понятий и выражений: «Серебряный век», модернизм, народные университеты, Нобелевская премия, символизм, акмеизм, футуризм, модерн. |
3. Подтвердите фактами или опровергните харак
теристику внутренней политики Николая II как политики лавирования. 4. Изобразите графически развитие революционного движения в России в 1900—1917 гг. 5. Проанализируйте роль политических партий в истории России первых десятилетий XX в. 6. Какие политические деятели оказали, по вашему мнению, наибольшее влияние на исторический процесс в первые десятилетия XX в. в России? 7. Согласны ли вы с приведенными высказываниями: «Революция — столь же мало удовлетворительный способ разрешать человеческие споры, как и война» (JI. Андреев); «Слабость верховной власти — самое страшное из народных бедствий» (Наполеон); «Да разве в России можно без принуждения, и строгого даже, что бы то ни было сделать и утвердить?» (К. Леонтьев); «Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в Центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением» (Л. Толстой)? Напишите эссе на одну из тем, используя материал, изученный в разделе 1.
Великая российская революция. Советская эпоха
Тема ______________________________________________
Россия в революционном вихре 1917 г.
Общая проблема. Почему революция 1917 г. принесла победу большевикам?
По пути демократии
Проблема. В чем сила и слабость российской демократии после Февраля 1917 г.?
Вспомните значение понятий: амнистия, Временное правительство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, двоевластие, коалиционное правительство. Ответьте на вопросы. 1. Каковы причины революционного взрыва в России в начале 1917 г.? 2. Какие проблемы предстояло решить в революционной России?
Начало революции. Всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в столице России — Петрограде. 23 февраля 1917 г. на заводах была объявлена общегородская забастовка, вскоре охватившая более 80% петроградских рабочих. Невский проспект заполнили небывалые по массовости демонстрации. Они проходили под красными флагами и лозунгом «Долой царя!». Все попытки властей навести порядок не дали результата. 27 февраля солдаты запасных полков, расквартированных в столице, стали переходить на сторону революции. Немногочисленные защитники старого строя были вынуждены сложить оружие.
Февральские события носили стихийный характер. Однако в ходе их возникли новые органы власти, которым предстояло переустраивать Россию. Утром 27 февра-
Очередь в Петрограде. Осень 1916 г. |
ля создается Временный комитет Государственной думы. Свою первоочередную задачу Комитет видел в том, чтобы наладить контакты с правительственными учреждениями и нормализовать обстановку в столице. При этом члены Комитета отнюдь не претендовали на то, чтобы взять всю полноту власти в свои руки. Напротив, такая возможность, скорее, пугала их. Они надеялись, что сумеют наконец-то заставить царя пойти на уступки, склонив его к сотрудничеству и образованию Кабинета министров, ответственного перед Думой.
Однако Комитет, опиравшийся в основном на либеральные слои общества, не обладал реальной силой для осуществления своих замыслов. Это стало очевидным на фоне активной деятельности другого органа, созданного революцией и сразу получившего массовую поддержку, — Петроградского Совета рабочих депутатов, избранных от заводов и фабрик. Его первое заседание состоялось вечером 27 февраля, а 1 марта он пополнился представителями от столичного гарнизона. При выборах в Петроградский Совет (а затем и в других возникших по всей России Советах рабочих и солдатских депутатов) прочное большинство оказалось у умеренных социалистов — эсеров и меньшевиков.
I |
У меренные социалисты сразу выдвинули идею «гражданско
Эсеро-меныиевистские лидеры Советов считали, что начавшаяся революция является буржуазной и возглавлять ее должна буржуазия. Исходя из этого, они развернули свою деятельность по двум направлениям:
— были заблокированы попытки либеральных политиков сохранить монархию, придав ей конституционные формы. Николай II, испытывая сильное давление со стороны революционного Петрограда и командования армии, 2 марта отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Но и Михаил, оценив настроение народных масс, 3 марта отказался принять царскую корону;
— одновременно исполком Петроградского Совета во главе с его председателем меньшевиком Н. С. Чхеидзе вступил в переговоры с комитетом Думы, предложив ему образовать Временное правительство.
Вместе с тем лидеры Петроградского Совета вовсе не желали полностью устраниться от реального влияния на события, обретенного ими в дни революции. По их убеждениям, задачей социалистических Советов должен стать контроль за деятельностью Временного правительства и оказание на него давления в случае отклонения от демократического курса. Еще 1 марта был сделан шаг, призванный в решающей степени обеспечить условия такого контроля: Петросовет издал приказ № 1 по столичному гарнизону, тут же получивший распространение в армии. Он ограничивал единоначалие офицеров, предписывал создать в воинских частях выборные солдатские комитеты, подчиненные Советам, запрещал исполнять приказы, противоречащие их распоряжениям. Армия фактически переходила под контроль Советов.
В сложившейся ситуации официальному Временному правительству приходилось согласовывать каждое свое действие с Петроградским Советом. После падения самодержавия в России установилось двоевластие.
Политические партии о настоящем и будущем России. Известный поэт В. Я. Брюсов так передал охватившие его чувства в первые дни революции:
Воплощены сны вековые Всех лучших, всех живых сердец: Преображенная Россия Свободной стала наконец!
И эти эмоциональные слова поэта были созвучны настроениям десятков миллионов россиян. Рухнул царизм. Россия стала самой свободной из всех воевавших держав. Народ ликовал. Многие считали, что жертвы, пролитая кровь, страдания остались позади. Вся страна бурно митинговала, словно торопясь наверстать упущенное за долгие века вынужденного молчания. Митинги проходили по всей России в городах и селах, на фабриках и заводах, в казармах и концертных залах. Газеты были полны сообщений о созыве собраний, неискушенные в политике и общественной деятельности люди сплачивались по партиям.
Февральские события привели к заметной перегруппировке политических сил. Крайне правые — черносо- тенно-монархические объединения (Союз русского народа, Союз Михаила Архангела и др.) — были сметены революцией, их активисты на время ушли в тень, затаились. Острый кризис переживали праволиберальные партии октябристов и прогрессистов, тесно связанные с прежним режимом.
Труд и свобода! Журнал «Новый Сатирикон». Март 1917 г. |
Крупнейшая буржуазно-центристская партия кадетов (до 70 тыс. человек) превратилась из оппозиционной в правящую: ее лидеры заняли во Временном правительстве ключевые позиции и стали определять его политику. Прошедший в марте 1917 г. съезд партии отказался от требований конституционной монархии и провозгласил, что «Россия должна быть демократической и парламентарной республикой». Важнейшими задачами партии объявлялись: обеспечение единовластия Временного правительства и создание
условий для продолжения войны «до полной и окончательной победы над врагом».
После Февраля 1917 г. резко возросли численность и влияние умеренных социалистических партий — эсеров и меньшевиков. Они преобладали в Советах, профсоюзах и других массовых общественных организациях. Партия эсеров насчитывала тогда 800 тыс. человек, партия меньшевиков — 200 тыс. человек.
Умеренные социалисты, как мы знаем, поспешили заявить о поддержке Временного правительства. Была выражена и готовность к сотрудничеству с буржуазными партиями. В стремлении избежать конфликтов с ними эсеры и меньшевики отложили выполнение своих программных требований кардинальных реформ в области национально-государственного строительства России, аграрных отношений (включая ликвидацию помещичьего землевладения), рабочего законодательства до созыва Учредительного собрания. Во внешней политике социалисты отстаивали принцип «революционного оборончества», т. е. продолжения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод.
Левый фланг политического спектра включал разные группы российского анархизма (они призывали немедленно с помощью оружия свергнуть Временное правительство и устроить «безвластное общество») и остерегавшуюся крайнего анархо-радикализма партию большевиков. Она вышла из подполья ослабленной и малочисленной (около 24 тыс. человек). Объявив себя оппозиционной, она выступала за завершение буржуазно- демократической революции и создание революционного правительства, выражающего интересы рабочих и всего крестьянства, и одновременно проявляла готовность к «условной поддержке» Временного правительства.
Политическая лихорадка, охватившая центральные районы России, не могла обойти национальные окраины (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия), где возникало множество либерально-буржуазных и социалистических партий регионального уровня. Пока их главным лозунгом было требование автономии в составе России.
Первые действия Временного правительства. Правительство провозгласило курс на широкую демократизацию страны и подготовку всеобщих выборов в Учредительное собрание. Была отменена смертная казнь, упразднена каторга и ссылка, объявлена амнистия «всем страдальцам за благо Родины». Принимается закон о свободе слова, собраний и союзов.