Листок из архива. Декларация Временного правительства от 3 марта 1917 г.

Состав Временного правительства определился к вечеру 2 мар­та. В него вошли: министр-председатель князь Г. Е. Львов, каде­ты П. Н. Милюков, А. А. Мануйлов, Н. В. Некрасов, октябрис­ты А. И. Гучков и И. В. Годнев, другие буржуазные политики. Единственным социалистом там был А. Ф. Керенский.

Го мира», консолидации «всех классов и элементов народа», «окончательного упрочения политической свободы и народного управления в России». И трудовые массы отдали свои симпатии им, а не большевикам с их пугающим мирных обывателей при­зывом продолжать борьбу вплоть до образования в стране «Вре­менного революционного правительства» и перенесения этой борьбы на международную арену — в союзе с «пролетариатом воюющих стран» против «угнетателей и поработителей, против царских правительств и капиталистических клик» (Манифест ЦК РСДРП(б) от 27 февраля 1917 г.).

Во отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабри­ку, ряд кинотеатров. Среди первых художественных лент были «Пи­ковая дама» и «Отец Сергий» режиссера Я. А. Протазанова.

Внимание общества привлекают и проблемы физической культу­ры населения, развития спорта. Первые спортивные клубы (фехто­вания, конькобежцев, плавания, парусного и гребного спорта) появи­лись в крупных городах России еще в середине XIX в. Но они носили замкнутый, дворянско-элитарный характер. Лишь с конца века стали возникать спортивные общества, доступные для широких слоев населения, гимнастические классы для молодежи. Были уч­реждены всероссийские союзы по разным видам спорта и начали ус­траиваться первые чемпионаты. Россия вошла в число 12 стран, при­нявших в 1894 г. на конгрессе в Париже историческое решение о возрождении Олимпийских игр и создании Международного олим­пийского комитета (МОК). Сборная команда страны стала участво­вать в этих играх с 1908 г. и сразу обрела первого отечественного олимпийского чемпиона — фигуриста Н. А. Панина-Коломенкина. В 1912 г. в Петербурге был образован Всероссийский футбольный со­юз, который вошел в состав Международной федерации футбола (ФИФА, создана в 1904 г.). Шахматист M. И. Чигорин одержал ряд блестящих побед на международных турнирах, закладывая тем самым основы знаменитой в будущем российской шахматной школы. По всей стране гремела слава великого русского борца И. M. Поддубного.

Начало XX в. было отмечено интенсивным ростом в России периодической печати и книжного дела. Мани­фест 17 октября 1905 г. ввел, хотя и неполную, свобо­ду печати. Она была освобождена от предварительной цензуры, задним число подвергаясь судебным и админи­стративным преследованиям за публикации антиправи­тельственного характера. Хотя понятие «антиправитель­ственный» толковалось властями чрезвычайно широ­ко, все же перспективы издательской деятельности стали теперь гораздо более привлекательными, чем раньше.

Если в начале XX в. в стране выходило 125 легаль­ных газет, то в 1913 г. — более 1000. Число журналов достигло к этому времени еще более крупной цифры — 1263. При этом, наряду с традиционными «толстыми» журналами, рассчитанными на образованные слои обще­ства, все в большем количестве начинают выходить «тон­кие» — сугубо развлекательные, «для семейного чте­ния», женские, для детей и юношества и т. п. Некоторые из них пользовались большой популярностью и выходи­ли массовыми тиражами.

Значительно расширился выпуск книг: по общему ко­личеству издаваемой литературы Россия в это время вы­шла на третье место в мире (после Германии и Японии). Заметным явлением русской культуры становится дея­тельность многих книгоиздателей, среди которых своим размахом выделялись И. Д. Сытин, А. С. Суворин и

A. Ф. Маркс. Сытин прославился изданиями, доступны­ми массовому читателю: лубочными книжками, разнооб­разными брошюрами, школьными учебниками. В том же русле действовали Суворин и Маркс, массовыми тиража­ми издававшие сочинения русских и иностранных писа­телей, книги по искусству, научно-популярные произве­дения. Возникают издательства, например братьев Са­башниковых, специализирующиеся на издании серьезной научной литературы.

В конце XIX — начале XX в. российская наука вы­ходит на передовые рубежи. В различных ее областях в это время появляются ученые, чьи открытия меняют традиционные представления об окружающем мире. В сфере естественных наук такую революционную роль сы­грали труды физиолога И. П. Павлова, разработавшего принципиально новую методику исследования живых организмов. За открытия в области физиологии пищева­рения Павлову, первому среди русских ученых, была присуждена Нобелевская премия (1904). Еще один рус­ский естествоиспытатель — И. И. Мечников стал нобе­левским лауреатом за исследования в области срав­нительной патологии, микробиологии и иммунологии. Основы новых наук (биохимии, биогеохимии, радиогео­логии) были заложены в конце XIX — начале XX в.

B. И. Вернадским.


Обгоняя свое время, работали ученые, посвятившие себя развитию принципиально новых областей науки. Н. Е. Жуковский, сыгравший огромную роль в становле­нии воздухоплавания, заложил основы современной гид- ро- и аэродинамики. В 1902 г. под его руководством бы­ла сооружена аэродинамическая труба — одна из первых в Европе, в 1904 г. создан первый в Европе аэродинами­ческий институт. Ярчайшим явлением не только рус­ской, но и мировой науки стали труды К. Э. Циолков­ского, заложившего основы теории ракетного движения и теоретической космонавтики.

Революционная обстановка в России начала XX в. со­провождалась подъемом всеобщего интереса к политике, гуманитарным наукам, истории, философии, экономике, праву. Эти науки из «кабинетных» превращались в пуб­лицистические, ряд ученых стал заниматься и политиче­ской деятельностью. В конце XIX — начале XX в. осо­бое значение приобретает религиозная философия, основы которой были заложены В. С. Соловьевым. С чрезвычайной силой и убедительностью он выступал против господствовавших в русской науке материализма, попытавшись обогатить философию идеями, почерпнуты­ми из христианства. Вслед за Соловьевым поискам пу­тей, на которых человечество могло приблизиться к Гос­поду и создать истинно христианское общество, посвятили себя такие замечательные философы, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. JI. Франк и др.

В это время появляется целый ряд ярких работ, связанных с различными областями исторического ис­следования: «Очерки по истории русской культуры» П. Н. Милюкова, «Крестьянская реформа» А. А. Корни­лова, «История молодой России» М. О. Гершензона. Все большее внимание историков привлекают проблемы эко­номического характера. Серьезные исследования по исто­рии русского хозяйства создали «легальные марксисты» М. И. Туган-Барановский и П. Б. Струве. Своеобразным показателем высокого уровня отечественной историчес­кой науки стал блестящий лекционный курс по русской истории профессора Московского университета В. О. Клю­чевского, изданный в начале XX в.

С именами русских языковедов Ф. Ф. Фортунатова, А. А. Шахматова, Н. В. Крушевского связаны разработ­ки целого ряда фундаментальных вопросов общего язы­кознания и зарождение лингвистики как науки. В лите­ратуроведении самой заметной фигурой был А. Н. Весе- ловский — один из создателей сравнительно-историчес­кой школы, работавший над сопоставлением памятников разных эпох и народов.

Литература и искусство. Литература конца XIX — на­чала XX в. существовала и развивалась под мощным воз­
действием кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни.

Свое ощущение трагизма и неустроенности российско­го бытия этого времени с огромной художественной си­лой успели передать великие писатели-реалисты XIX в., заканчивавшие свой творческий и жизненный путь: JI. Н. Толстой («Воскресение», «Живой труп») и А. П. Чехов («Ионыч», «Дом с мезонином», «Чайка» и др.). Продолжатели реалистических традиций И. А. Бу­нин, А. И. Куприн, JI. Н. Андреев, А. Н. Толстой, в свою очередь, создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, — все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характе­рен для русской классики XIX в., под гнетом печальных событий постепенно исчезал из их творчества.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям М. Горького — самого популярного в это время писателя-реалиста. Чуткий наблюдатель, он чрез­вычайно выразительно воспроизводил в своих повестях, рассказах, очерках темные стороны русской жизни: кре­стьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Горде­ев», пьесы «Мещане», «На дне»). Куда менее убедитель­ными в творческом отношении были попытки найти си­лу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей-босяков (рассказ «Челкаш»), потом в среде ре­волюционного пролетариата (роман «Мать»).

Наряду с этим в конце XIX в. преимущественно в по­этической среде возникают модернистские течения, стре­мящиеся отойти от традиционных эстетических форм и представлений. Наиболее заметным среди них был симво­лизм (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. Белый, А. А. Блок). Творчество символистов объединяла одна общая черта — от­каз от воспроизведения окружающей действительности, ко­торая представлялась неинтересной, скучной и в то же вре­мя пугающе опасной. Они старались либо создать в своих произведениях обобщенные символы человеческих чувств и жизненных явлений, оторванные от суетной повседневнос­ти, либо увлечь читателя в таинственный мир давно про­шедших эпох, в глубины подсознания или в надзвездные миры, поразить небывалой страстью и т. п. Для многих символистов, особенно поэтов, характерна упорная работа над формой — нередко их стихи поражают своей звучнос­тью, изысканными неожиданными формами. Что же каса­лось самых ярких представителей этого течения —

3 —А. А. Левандовский, 11 кл.

A. А. Блока, Андрея Белого (Б. Н. Бугаева), то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни: по-своему, вне рамок реалистического искусства эти поэты все же откликнулись на них, создав в своих произ­ведениях неповторимую атмосферу душевного надрыва, разочарованности, ощущения неизбежного краха старого, привычного мира. Глубоко провидческими оказались бло- ковские строки, написанные незадолго до мировой войны:

И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи.

Представители еще одного модернистского течения — акмеисты Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, А. А. Ахмато­ва, О. Э. Мандельштам — отрицали установки символизма, провозглашая самоценность реального мира, культ «стихии естества». Но идея преобразования окружающей действи­тельности и им была чужда. Футуристы Д. Д. Бур люк,

B. В. Хлебников, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, на­против, призывали ускорить гибель одряхлевшего старого мира, взорвать его художественным словом. Они шокирова­ли читателей уже самими названиями сборников своих сти­хов: «Пощечина общественному вкусу», «Рыгающий Пар­нас», «Дохлая луна», «Облако в штанах». Футуристы декларировали полный разрыв с традициями прошлого, стремились творить в стиле ожидаемого ими будущего.

С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляет­ся и в русской живописи — в импрессионистских полотнах В. А. Серова и К. А. Коровина, в символистских картинах

TtATPb АИШАГПЮРЪ ГПРОИЦКА51 16
Театральная афиша начала XX в.

М. А. Врубеля («Демон», «Пан» и др.). Передвижники в это время пережива­ли глубокий кризис, организацион­ный и творческий, и вполне законо­мерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения «Мир искусства». Его участники реши­тельно отвергали идейные и эстетиче­ские принципы своих предшественни­ков. Так же как и близкие им по духу литераторы-модернисты, «мирискусни­ки» отказались от реалистического воспроизведения действительности, призывая стремиться к «чистой красо­те» — совершенству формы, изящной условности, высоким вневременным идеалам. В «Мир искусства» вошло не­
мало талантливых художников (А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, JI. С. Бакст, Е. Е. Лансере), которые, пренебрегая «прозой жизни», создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жиз­ни дореформенной России и т. п. Неудивительно, что наи­более значительных результатов «мирискусники» достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве.

Подчеркнутый эстетизм, сознательная отрешенность от реальной России — подобные установки, ограничивавшие творческие возможности художника, вызвали в конце кон­цов оппозицию. Часть «мирискусников» вышла из этой ор­ганизации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г. Союз русских художников. В Союзе, та­ким образом, произошел органичный и плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской жи­вописи. В нем работали мастера различных жанров, но са­мыми яркими и значительными из них были пейзажисты И. Э. Грабарь, К. Ф. Юон, А. А. Рылов. В 1907 г. в Моск­ве возникает объединение под экзотическим названием «Го­лубая роза». В него вошли П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, А. В. Фонвизин, С. Ю. Судейкин и другие последователи художника-символиста В. Э. Борисова-Мусатова. На свой лад уходили от отражения в художественных полотнах не­навистной им реальности сторонники абстракционизма. Его основателями были В. В. Кандинский и К. С. Малевич. Свое­образным манифестом этого творческого направления, полу­чившим позднее широкое распространение в мировом ис­кусстве, стал знаменитый «Черный квадрат» Малевича (1913). Заявила о себе и школа примитивистов — худож­ников, причудливо сочетавших в своих картинах традиции народного искусства и модернистский стиль изображения (М. Ф. Ларионов, П. Н. Филонов, М. 3. Шагал и др.).

3*

В условиях общественной атмосферы предреволюцион­ной поры, полной внутреннего драматизма и тревожных ожиданий, новый импульс получает театральное искусство. В 1898 г. К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данчен- ко открывают в Москве Художественный театр, сразу за­нявший место одного из центров духовной жизни общества. Основу его репертуара составляли пьесы А. П. Чехова и М. Горького. На сцене театра оттачивались новые принци­пы актерской игры и режиссуры, вскоре получившие миро­вое признание как система Станиславского. В Петербурге труппа актрисы и режиссера В. Ф. Комиссаржевской по­ставила пьесу М. Горького «Дети солнца», ставшую своего рода демонстрацией политического свободомыслия театра. Формируется эстетика условного театра, связанная с экспе­риментами В. Э. Мейерхольда в области современного

67


сценического искусства. На балетной сцене блистали А. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, М. М. Фокин. Новые до­стижения русского музыкального театра были связаны с именами великих певцов JI. В. Собинова, А. В. Неждано­вой, Ф. И. Шаляпина.

Отход от старых традиций в сторону эстетической утон­ченности, поисков новых форм был характерен и для рус­ской музыки конца XIX — начала XX в. В известной сте­пени эти поиски обогащали музыкальную культуру, во всяком случае когда их вели такие великолепные мастера, как А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, И. В. Стравинский. В начале XX в. русская музыка становится все более замет­ным явлением мировой культуры. Немалую роль в популя­ризации творчества отечественных композиторов, мастеров балетного и оперного искусства, художников сыграли так называемые Русские сезоны за границей, организованные в 1907—1913 гг. в Париже известным театральным и худо­жественным деятелем С. П. Дягилевым.

В 90-е гг. в России появился кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А. А. Ханжонков с 1907 г. начал производст-

!

Русская архитектура в начале XX в. переживает послед­ний — короткий, но яркий — период своего расцвета, свя­занный с появлением стиля модерн. Его создатели стреми­лись максимально учесть те возможности, которые пре­доставляют новые строительные конструкции и материалы (бетон, сталь, стекло), и в то же время эстетически осмыс­лить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания превра­щались в настоящие произведения искусства. К ним по пра­ву можно отнести здания Азовско-Донского банка в Петер­бурге (архитектор Ф. И. Лидваль), Казанского вокзала в Москве (А. В. Щусев) и серию зданий в Москве признанно­го мэтра модерна Ф. О. Шехтеля: Ярославского вокзала, особняка Рябушинского и др. Помимо архитектуры, модерн получил распространение в декоративно-прикладном искус­стве (оформление интерьеров, мебель, светильники, мелкая пластика, посуда и др.). Здесь особенно стильно смотрелись такие присущие модерну черты, как декоративные гибкие текучие линии и стилизованный растительный узор.

В целом русская культура конца XIX — начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантов в самых разных сферах. И в то же время это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой про­слеживалось во многих ее произведениях.

□ 1. В каких учебных заведениях России хотели бы вы получить среднее и высшее образование? Почему? 2. Как политические изменения в России способство­вали развитию средств массовой информации и книго­печатания? 3. Привлекая знания по всеобщей истории, определите, в чем заключался вклад российских ученых в мировую науку. 4. Самостоятельно выделив критерии, сравните два направления в литературе и искусстве в начале XX в. (реализм и модернизм). Используйте знания, полученные при изучении курса МХК. 5. Рассмотрите репродукции картин М. Добу- жинского, В. Серова, А. Лентулова, К. Петрова-Вод- кина на цветной вклейке. К какому художественному направлению отнесете вы эти произведения? Какие со­бытия или процессы начала XX в. помогают яснее по­нять замысел каждого художника? 6. Охарактеризуй­те ваше любимое произведение архитектуры или живописи начала XX в.

Вопросы к разделу 1

1. Подведите итоги развития промышленности и сельского хозяйства России к 1913 г. Предложите свои способы решения проблем (разрешения проти­воречий). Систематизируйте свои рассуждения в форме таблицы «Модернизация в России в начале XX в.»:

i Сферы экономики Успехи модернизации Проблемы модернизации Пути решения проблем
Промышлен­ность      
Сельское хо­зяйство      

 

2. Каковы были перспективы существования и раз­вития дворянства, буржуазии, крестьянства, проле­тариата в условиях модернизирующейся России?

Объясните значение понятий и выражений: «Серебряный век», модернизм, народные университеты, Нобелевская премия, символизм, акмеизм, футуризм, модерн.

3. Подтвердите фактами или опровергните харак­
теристику внутренней политики Николая II как политики лавирования. 4. Изобразите графически развитие революционного движения в России в 1900—1917 гг. 5. Проанализируйте роль политичес­ких партий в истории России первых десятилетий XX в. 6. Какие политические деятели оказали, по вашему мнению, наибольшее влияние на историчес­кий процесс в первые десятилетия XX в. в России? 7. Согласны ли вы с приведенными высказыва­ниями: «Революция — столь же мало удовлетвори­тельный способ разрешать человеческие споры, как и война» (JI. Андреев); «Слабость верховной влас­ти — самое страшное из народных бедствий» (Напо­леон); «Да разве в России можно без принуждения, и строгого даже, что бы то ни было сделать и утвер­дить?» (К. Леонтьев); «Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать тре­бованиям народа где-нибудь в Центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русско­го народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением» (Л. Толстой)? На­пишите эссе на одну из тем, используя материал, изученный в разделе 1.

Великая российская революция. Советская эпоха

Тема ______________________________________________

Россия в революционном вихре 1917 г.

Общая проблема. Почему революция 1917 г. принесла победу большевикам?

По пути демократии

Проблема. В чем сила и слабость российской демократии после Февраля 1917 г.?

Вспомните значение понятий: амнистия, Временное прави­тельство, Петроградский Совет рабочих и солдатских депута­тов, двоевластие, коалиционное правительство. Ответьте на вопросы. 1. Каковы причины революционного взрыва в России в начале 1917 г.? 2. Какие проблемы пред­стояло решить в революционной России?

Начало революции. Всеобщее недовольство царской властью привело к революционному взрыву в столице России — Петрограде. 23 февраля 1917 г. на заводах была объявлена общегородская забастовка, вскоре охва­тившая более 80% петроградских рабочих. Невский про­спект заполнили небывалые по массовости демонстра­ции. Они проходили под красными флагами и лозунгом «Долой царя!». Все попытки властей навести порядок не дали результата. 27 февраля солдаты запасных полков, расквартированных в столице, стали переходить на сто­рону революции. Немногочисленные защитники старого строя были вынуждены сложить оружие.

Февральские события носили стихийный характер. Однако в ходе их возникли новые органы власти, кото­рым предстояло переустраивать Россию. Утром 27 февра-

Очередь в Петрограде. Осень 1916 г.

 

ля создается Временный комитет Государственной думы. Свою первоочередную задачу Комитет видел в том, что­бы наладить контакты с правительственными учрежде­ниями и нормализовать обстановку в столице. При этом члены Комитета отнюдь не претендовали на то, чтобы взять всю полноту власти в свои руки. Напротив, такая возможность, скорее, пугала их. Они надеялись, что су­меют наконец-то заставить царя пойти на уступки, скло­нив его к сотрудничеству и образованию Кабинета мини­стров, ответственного перед Думой.

Однако Комитет, опиравшийся в основном на либе­ральные слои общества, не обладал реальной силой для осуществления своих замыслов. Это стало очевидным на фоне активной деятельности другого органа, созданного революцией и сразу получившего массовую поддерж­ку, — Петроградского Совета рабочих депутатов, из­бранных от заводов и фабрик. Его первое заседание со­стоялось вечером 27 февраля, а 1 марта он пополнился представителями от столичного гарнизона. При выборах в Петроградский Совет (а затем и в других возникших по всей России Советах рабочих и солдатских депутатов) прочное большинство оказалось у умеренных социалис­тов — эсеров и меньшевиков.

I

У меренные социалисты сразу выдвинули идею «гражданско­

Эсеро-меныиевистские лидеры Советов считали, что начавшаяся революция является буржуазной и возглав­лять ее должна буржуазия. Исходя из этого, они развер­нули свою деятельность по двум направлениям:

— были заблокированы попытки либеральных поли­тиков сохранить монархию, придав ей конституционные формы. Николай II, испытывая сильное давление со сто­роны революционного Петрограда и командования ар­мии, 2 марта отрекся от престола в пользу своего брата Михаила. Но и Михаил, оценив настроение народных масс, 3 марта отказался принять царскую корону;

— одновременно исполком Петроградского Совета во главе с его председателем меньшевиком Н. С. Чхеидзе вступил в переговоры с комитетом Думы, предложив ему образовать Временное правительство.

Вместе с тем лидеры Петроградского Совета вовсе не желали полностью устраниться от реального влияния на события, обретенного ими в дни революции. По их убеж­дениям, задачей социалистических Советов должен стать контроль за деятельностью Временного правительства и оказание на него давления в случае отклонения от демо­кратического курса. Еще 1 марта был сделан шаг, при­званный в решающей степени обеспечить условия тако­го контроля: Петросовет издал приказ № 1 по столич­ному гарнизону, тут же получивший распространение в армии. Он ограничивал единоначалие офицеров, предпи­сывал создать в воинских частях выборные солдатские комитеты, подчиненные Советам, запрещал исполнять приказы, противоречащие их распоряжениям. Армия фактически переходила под контроль Советов.

В сложившейся ситуации официальному Временному правительству приходилось согласовывать каждое свое действие с Петроградским Советом. После падения само­державия в России установилось двоевластие.

Политические партии о настоящем и будущем России. Известный поэт В. Я. Брюсов так передал охватившие его чувства в первые дни революции:

Воплощены сны вековые Всех лучших, всех живых сердец: Преображенная Россия Свободной стала наконец!

И эти эмоциональные слова поэта были созвучны на­строениям десятков миллионов россиян. Рухнул царизм. Россия стала самой свободной из всех воевавших держав. Народ ликовал. Многие считали, что жертвы, пролитая кровь, страдания остались позади. Вся страна бурно ми­тинговала, словно торопясь наверстать упущенное за дол­гие века вынужденного молчания. Митинги проходили по всей России в городах и селах, на фабриках и заво­дах, в казармах и концертных залах. Газеты были пол­ны сообщений о созыве собраний, неискушенные в поли­тике и общественной деятельности люди сплачивались по партиям.

Февральские события привели к заметной перегруппи­ровке политических сил. Крайне правые — черносо- тенно-монархические объединения (Союз русского наро­да, Союз Михаила Архангела и др.) — были сметены революцией, их активисты на время ушли в тень, зата­ились. Острый кризис переживали праволиберальные партии октябристов и прогрессистов, тесно связанные с прежним режимом.

Труд и свобода! Жур­нал «Новый Сатирикон». Март 1917 г.

Крупнейшая буржуазно-центрист­ская партия кадетов (до 70 тыс. человек) превратилась из оппозици­онной в правящую: ее лидеры заня­ли во Временном правительстве ключевые позиции и стали опреде­лять его политику. Прошедший в марте 1917 г. съезд партии отказал­ся от требований конституционной монархии и провозгласил, что «Рос­сия должна быть демократической и парламентарной республикой». Важ­нейшими задачами партии объявля­лись: обеспечение единовластия Вре­менного правительства и создание
условий для продолжения войны «до полной и оконча­тельной победы над врагом».

После Февраля 1917 г. резко возросли численность и влияние умеренных социалистических партий — эсеров и меньшевиков. Они преобладали в Советах, профсоюзах и других массовых общественных организациях. Партия эсеров насчитывала тогда 800 тыс. человек, партия мень­шевиков — 200 тыс. человек.

Умеренные социалисты, как мы знаем, поспешили за­явить о поддержке Временного правительства. Была вы­ражена и готовность к сотрудничеству с буржуазными партиями. В стремлении избежать конфликтов с ними эсеры и меньшевики отложили выполнение своих про­граммных требований кардинальных реформ в области национально-государственного строительства России, аг­рарных отношений (включая ликвидацию помещичьего землевладения), рабочего законодательства до созыва Уч­редительного собрания. Во внешней политике социа­листы отстаивали принцип «революционного оборон­чества», т. е. продолжения войны с германским блоком в целях защиты революции и демократических свобод.

Левый фланг политического спектра включал разные группы российского анархизма (они призывали немед­ленно с помощью оружия свергнуть Временное прави­тельство и устроить «безвластное общество») и осте­регавшуюся крайнего анархо-радикализма партию боль­шевиков. Она вышла из подполья ослабленной и малочисленной (около 24 тыс. человек). Объявив себя оп­позиционной, она выступала за завершение буржуазно- демократической революции и создание революционного правительства, выражающего интересы рабочих и всего крестьянства, и одновременно проявляла готовность к «условной поддержке» Временного правительства.

Политическая лихорадка, охватившая центральные районы России, не могла обойти национальные окраины (Прибалтика, Белоруссия, Украина, Средняя Азия), где возникало множество либерально-буржуазных и социали­стических партий регионального уровня. Пока их главным лозунгом было требование автономии в составе России.

Первые действия Временного правительства. Прави­тельство провозгласило курс на широкую демократиза­цию страны и подготовку всеобщих выборов в Учреди­тельное собрание. Была отменена смертная казнь, упразднена каторга и ссылка, объявлена амнистия «всем страдальцам за благо Родины». Принимается закон о свободе слова, собраний и союзов.