Изменение подхода к работе с историческими источниками в эпоху европейского Возрождения и период Реформации

Выводы

Основной критерий истинности в СВ - авторитет автора. Еще один критерий подлинности - соответствие сообщения религиозным догмам. Для историографа не было разницы между устным и письменным источником. Текст принимался как оторванный от реальности, а действительно достоверным считался только тот, которые автором передается, а не создается. Толкование смысла происходило путем извлечения смысла из текста, его сравнения с иными текстами. Возникла герменевтика. Проблема достоверности выясняется через личность автора, а не через сам текст. Критикуется автор, а не текст.

Под влиянием учения Фомы Аквинского постижение божественной реальности стало мыслиться в первую очередь через познание созданной богом природе. Поэтому интерес к социальным знаниям со стороны теологии ослабевает, что позволило критике источников выйти на новый уровень. В дополнение к свидетельствам очевидцев, хроникам, предшествовавших исторических сочинений, возникает новый вид источников - архивные документы. Архивные документы, которые хранились в монастырях, в первую очередь монастырские документы, затем документы папской канцелярии, наконец - документы светских архивов, н-р Метрика ВКЛ.

Возвращаясь к эпохе Возрождения в целом в связи с тенденцией к возвышению человека в рамках гуманистической идеи происходит отход от понимания написанного текста как истины в последней инстанции, теперь признается возможность ошибочности и ложности написанного. Распространяется тенденция к авторству текстов, вместо средневековых в общем анонимных текстов. Происходящие Великие Географические открытия дали исследователям сведения, которые отсутствовали у древних авторов, что подорвало их авторитет. Начала складываться принципиально новая идея познания, утверждавшая самостоятельное получение знаний вместо восприятий уже написанного. Возникает историческая критика источника, работающая с анахронизмами, определением авторства текстов и т.д. Нужно назвать Лабио Бьондо (1392-1463). Он не пользовался значительным авторитетом в свое время, да и теперь не пользуется, но как критик источников он знаменует начало нового подхода в историографии, намного более критического и внимательного, нежели у его современников и предшественников. У Бьондо тексты источников, археологические свидетельства и т.д. свалены в кучу, не проведено их осмысление и отсутствуют глубинные обобщения. Он и его последователи занимались собиранием фактов (источников). Основной акцент был на собирание исторических документов, не их осмысление. Присутствуют попытки выхода на осмысленный отбор источников. В своей последней работе "Три декады истории после падения Римской империи" (1483 г. выход), в которой он рассмотрел период от 412-440 гг., будучи первым, кто определил эту эпоху как переходную между древностью и Средневековьем, он впервые попытался выработать позицию выбора источников по их достоверности, считая важнейшим критерием достоверности близость источника к описываемым событиям, а также реалистичность описываемых событий. Последователей Бьондо относят к эрудитской школе, многие из них, подобно историкам средневековья, носили духовный сан, были связаны с церковью. Наиболее удачным примером критического подхода к источнику считается работа итальянского гуманиста Лоренцо Валло (1407-1457) "Рассуждения о подложности т.н. дарственной грамоты Константина", написанная в 1440 г., а напечатана она была в 1517 г. Ульрихом фон Гуттеном. Написана она была в Неаполе, по заказу и под покровительством неаполитанского короля Альфонсо Арагонского, у которого Валло работал секретарем. Он доказал недостоверность факта дарения и недостоверность документа как источника.

Критика у Валло носила три основных направления: психологическое, историческое и филологическое. Валло указал на психологическую невозможность такого отречения со стороны императора. Но даже если бы он это сделал, не могли бы не возмутиться его сыновья. Но даже если бы наследники Константина согласились бы, возмутился бы сенат. Если бы согласился сенат, то Сильвестр, папа римский, не смог бы принять дар императора, т.к. он был классическим христианином, отрицавшим мирскую собственность. Попутно Валло указывал на юридическую незаконность такого дара. Историческая критика указывала на то, что в случае факта дара Папа должен был бы установить свою администрацию, что было бы невозможно сделать незаметно, без свидетельств в источниках, а также это бы привело к ослаблению империи и возмущения покоренных варваров на границах империи. Филологическая критика была направлена на поиск анахронизмов и критику самого языка. Валло находит множество анахронизмов, в т.ч. из наиболее вопиющего факт отсутствия присутствия Константинополя. Критиковалось использование некоторых слов, частей речи, оборотов, нехарактерных для того периода. Работа Валло заложила основы исторической и филологической критики, а также науки стилометрики (исследования стиля).

Следом за Валло немалый вклад внесли эрудиты следующего поколения, относившиеся к деятельности Контрреформации. Ими было сделано немало для развития тех подходов в работе с источниками, которые позже легли в основу науки источниковедения. Большой вклад в развитие методов критики сделали бенедиктинцы и иезуиты. Особую роль в ордене бенедиктинцев сыграла конгрегация Святого Мавра, основателем считается Дидье де Лакур. Конгрегация занималась изучением истории ордена и его деятелей, а затем, расширяя свою деятельность, они исследовали и издавали древние тексты, в первую очередь христианских. Работа конгрегации была основана на разделении труда.

К периоду работы конгрегации относится Жан Мабильон. Его считают основателем дипломатики и палеографии. Среди его работ есть работа "Код диломатики" (1681 г.). В этой работе дипломатикой он назвал "учение о документах и актах исторических, о признаках, по которым определяется достоверность их, о поиске подделок в них, о древних материалах письма...". Им были выделены формуляры латинских документов.

Существование конгрегации Святого Мавра закончилась обвинением со стороны иезуитов в вольнодумстве и ее ликвидацией.