Представление об исторических источниках в Средневековье

Выводы

В древней Греции вместе с чувством хронологического порядка и однонаправленного движения событий впервые возникает представление о прошлом как отдаленной пространственной перспективе, неизменной (стабильной) части окружающего нас однородного неразрывного последовательно развивающегося мира, что желает эту часть доступной познанию на тех же основаниях, на которых доступно познанию настоящее. В качестве основания выступает опыт непосредственного восприятия действительности с преобладанием визуальной картины над тактильной. Отсюда следует, что наиболее надежным историческим источником признаются сведения, полученные на основе личного наблюдения. Под источниками подразумеваются в первую очередь собственный визуальный опыт, затем аудиальные сообщения о визуальном опыте, и в последнюю очередь - письменные сообщения о визуальном опыте.

Иосиф Флавий употребляет термин "история" как "прошедшая действительность". В раннее средневековье "история" понимается в целом в рамках античной традиции. Этому способствует и христианское понимание истории как линейного движения к "Страшному суду". Средневековые авторы заимствуют у античных и приемы написания текстов: характеристика деятелей при помощи вымышленных речей, тех же приемов художественной выразительности. Но при этом практически перестает обсуждаться вопрос отделения истории от других художественных жанров.

Для христианских монахов соотношение текста с описанной в нем действительной реальности кардинально меняется по сравнению с античностью - текст понимается как основа бытия, мир - как производное от слова изреченного и записанного. Отсюда крайне почтительное отношение к книге и превращение в основной объект критического осмысления действительности, которая начинает поверяться священными текстами. Для средневекового клирика мир состоит из знаков, которые нуждаются не в объяснении, но понимании изначальных смыслов этих знаков. Знание о смысле знаков нужно было вырабатывать, соединяя все существующие значения, записанные в текстах, в т.ч. и еретических. В средневековье возникает герменевтика - искусство толкования смысла. "О началах" Оригена - работа, положившая начало науке герменевтике.

Первый мир, согласно Исааку Эстелле - мир исторический, а о его устроении и возникновении повествует Ветхий завет. Второй мир есть моральный и аллегорический, о котором повествует Новый завет. Третий мир - анагогический (ведущий ввысь). О его устроении не знает никто, кроме вошедшего в него. Но проблема критического осмысления текстов не снимается в отношении большинства текстов, но только для тех, надежность которых доказана. Поэтому значительно активизировалась работа в области удостоверения подлинности и достоверности текстов. Здесь примером может служить складывание канона Нового Завета. Евсевий все новозаветный писания разделял на три класса: признанные всей церковью, признанные не всей церковью, несомненно неапостольские и даже еретические. На определение подлинности влияли и догматы веры, но основными критериями были авторитетность свидетельства и приближенность свидетеля к автору.

В мусульманской традиции канонический текст Корана был составлен не сразу, но только при

III халифе Османе. Но нужно учитывать, что во временном отношении это не было так растянуто, как в случае с Новым заветом, поскольку Осман был современником и сподвижником Мухаммеда. Большинство аятов Корана были записаны непосредственно со слов Мухаммеда сразу после изречения оным. Те аяты, которые вносились в Коран, выбирались лично Мухаммедом при его жизни. Позже их вносили на основании свидетельств сподвижников Мухаммеда. Сложнее было с выяснением подлинности второго источника веры - Сунны пророка, которая состоит из личных высказываний (не откровений!) пророка Мухаммеда. Эти высказывания называются "хадисы". Их сохраняли путем заучивания, обсуждения среди сахабов (сподвижников Мухаммеда) и записывания. Их собирали еще при жизни Мухаммеда. Затем данные сохранялись на основании цепочек иснади - людей, восходящих к сахабам. Требовался критический анализ всех звеньев этой цепочки при составлении канона Сунны. Составление канона занимались мухадиссы, которые проводили многофакторный критический анализ хадисов. Всего было обработано около 1 млн хадисов, из которых было признано истинными около 40 тыс. Нужно было убедиться в соответствии текста хадисов тексту Корана, только от человека с хорошей памятью. Выделяют 4 класса хадисов: сахих (полностью достоверные), хасан ("хорошие", в целом приемлемые), даиф (слабо приемлемые), мауду (недостоверный, выдуманный). На двух первых категориях могли быть основаны