Правление Александра I .Реформы начала царствования Александра I. Деят-ть М.М.Сперанского.

В ночь на 12 марта 1801 г., в результате последнего в истории России дворцового переворота группой заговорщиков был убит император Павел I. Новым императором стал его сын Александр. В целях укрепления личного авторитета сразу по вступлению на престол Александр ликвидировал наиболее ненавистные для дворянства законы, введенные Павлом. Возвратился к системе дворянских выборов, объявил амнистию, возвратил уволенных Павлом из армии офицеров, разрешил свободный въезд и выезд из России, ввоз иностранных книг. Эти мероприятия, создавшие популярность Александру в дворянской среде, не могли поколебать государственные устои. Главными направлениями внутриполитической деятельности правительства стали: реформы по реорганизации государственного аппарата, крестьянский вопрос, сфера просвещения и образования. Так как российское общество делилось на сторонников и противников преобразовательных процессов, то для этого времени характерна борьба двух общественных течений: консервативно - охранительного (стремившегося к сохранению существовавших порядков) и либерального (возлагавшего надежды на проведение реформ и смягчения режима личной власти царя). Император старался лавировать между ними в поисках компромисса. Царствование Александра I (с учетом преобладания той или иной тенденции) можно разделить на два этапа. Первый этап, (1801 - 1812 гг.), время преобладания в политике правительства тенденций либеральной направленности; второй, (1815 - 1825 гг.) - изменение политических устремлений царизма в сторону консерватизма, уход царя от власти в сторону религиозности и мистицизма. В этот период страной фактически начинает править всесильный фаворит царя - А. Аракчеев.Б. Реформы начала XIX в.

Внутренняя политика Александра I (1801-1812 гг.).

В первые годы царствования Александра I произведен ряд преобразований в сфере высшего управления. В 1801 г. был создан Непременный (постоянный) совет (совещательный орган при царе). Состав совета назначался самим императором из числа высших чиновников. Однако идеи преобразований в основном обсуждались в так называемом Негласном комитете (1801 - 1803 гг.). В него вошли представители высшей знати - граф П. Строганов?2.151, граф В. Кочубей, польский князь А Чарторыйский, граф Н. Новосильцев. Это был кружок молодых друзей царя, приверженцев конституционализма. Комитет занимался подготовкой программы освобождения крестьян от крепостной зависимости и реформой государственного строя, но большая часть планов не была реализована. Всё ограничилось частными преобразованиями.

Крестьянский вопрос. Самым сложным для России был крестьянский вопрос. Крепостное право тормозило развитие страны, но дворянство единодушно выступало за его сохранение. Поэтому правительство не могло поставить вопрос об уничтожении крепостного права и пошло лишь на незначительные преобразования. Указ от 12 февраля 1801 г., разрешил купцам, мещанам, и государственным крестьянам приобретать и продавать земли. Он отменял монополию государства и дворянства на владение недвижимостью, простолюдины получили право покупать ненаселённые земли, тем самым, открывались некоторые возможности для развития буржуазных отношений в недрах феодального строя. Наиболее значимым стал указ " О вольных хлебопашцах" (1803 г.). Помещики получили право отпускать крестьян на волю с землёй за выкуп (таких крестьян стали называть "вольными хлебопашцами"). Практические результаты этого указа были ничтожны (только 47 тыс. крестьян смогли выкупить себе свободу к концу царствования Александра I). Основная причина заключалась не только в нежелании помещиков отпускать своих крестьян, но и в неспособности крестьян заплатить назначенный выкуп. Ряд указов (1804-1805 гг.) ограничил крепостное право в Латвии и Эстонии (Лифляндской и Эстляндской губерниях); указы 1809 г. - отменяли право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за незначительные проступки; разрешали крестьянам с согласия помещиков заниматься торговлей, брать векселя и подряды. Но все это лишь незначительные уступки крестьянству со стороны правительства, которое не посягало на права и привилегии помещиков.

4. К началу XIX в. административная система управления госу­дарством находилась в упадке. В петровских коллегиях цари­ла круговая безответственность, процветало взяточничество, местные власти творили без­закония.

В 1802—1811 гг. была проведена министерс­кая реформа. Вместо 12 кол­легий было создано 8 мини­стерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного про­свещения (впервые). Позже число министерств было до­ведено до 12, подробно раз­работаны их структура и фун­кции. Сенат становился выс­шей судебной инстанцией и осуществлял контроль за местными властями. Был учрежден кабинет министров, который обсуждал общие вопросы уп­равления страной. Открывались новые университеты, лицеи, гимназии (особенно для «низших классов»). В 1811 г. был от­крыт Царскосельский лицей.

Таким образом, новый император продемонстрировал наме­рение с помощью реформ улучшить положение дел в стране.

В. Проекты реформ М. М. Сперанского

1. Но Александр I видел, что действия «Негласного комитета» не приводят к серьезным изменениям. Требовался новый че­ловек, который бы решительно и последовательно проводил реформы. Им стал статс-секретарь, заместитель министра юс­тиции Михаил Михайлович Сперанский — человек широко­го кругозора и выдающихся способностей.

2. В 1809 г. по поручению Александра I Сперанский составил проект государственных реформ под названием «Введение к Уложению государственных законов». В нем содержались следующие положения:

> принцип разделения властей;

> законодательная власть должна находиться в новом парла­менте — Государственной думе;

> исполнительную власть осуществляют министерства;

> судебные функции — у Сената;

> Государственный совет рассматривает проекты законов до их поступления в Думу (совещательный орган при импера­торе);

> устанавливалось три сословия российского общества: 1-е — дворянство, 2-е — «среднее состояние» (купцы, государ­ственные крестьяне), 3-е — «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

> политические права принадлежат 1-му и 2-му сословию, но 3-е может перейти во 2-е (по мере накопления собственности);

> избирательное право имеют 1-е и 2-е сословие;

> во главе Думы — канцлер, назначаемый царем.

3. Конечную цель Сперанский видел в ограничении самодер­жавия и ликвидации крепостного права. Законодательная власть оставалась в руках царя и высшей бюрократии, но суж­дения Думы должны выражать «мнение народа». Вводились гражданские права: «Никто не мог быть наказан без судебно­го приговора».

4. Александр I в целом одобрил политическую реформу Спе­ранского, но решил проводить ее постепенно, начав с само­го простого. В 1810 г. был создан Государственный совет, ко­торый рассматривал проекты законов, разъяснял их смысл, контролировал министерства; во главе его встал Сперанс­кий. В 1811 г. были изданы постановления о функциях ми­нистерств, о Сенате. Но высшее дворянство выразило свое крайнее недовольство проводимыми реформами. Александр I, помня о судьбе своего отца, приостановил реформы.

5. В 1807 г. Россия была вынуждена присоединиться к конти­нентальной блокаде, что крайне негативно отразилось на ее экономике. В этих условиях Александр I поручил Сперанско­му разработать проект оздоровления экономики.

6. В 1810 г. Сперанский подготовил проект экономических ре­форм. Он включал в себя:

> прекращение выпуска не обеспеченных ценностями обли­гаций;

> необходимость выкупить бумажные деньги у населения;

> резкое сокращение государственных расходов;

> введение специального налога на помещичьи и удельные имения;

> проведение внутреннего займа;

> введение чрезвычайного дополнительного налога на 1 год, который уплачивался крепостными крестьянами и состав­лял 50 копеек в год;

> введение нового таможенного тарифа;

> запрет на ввоз предметов роскоши.

7. Критика реформ Сперанского усиливалась, к ней присоеди­нился историк Н. М. Карамзин — идеолог просвещенного абсолютизма. Сперанского даже обвинили в предательстве из-за симпатий к Наполеону. Александр I принял решение об отставке Сперанского, который в марте 1812г. был сослан в Нижний Новгород, затем переведен в Пермь.

8. Реформы Михаила Сперанского практически на столетие обо­гнали время их создания. Но проекты «светила русской бю­рократии» составили ту основу, на которой в 50—60-х годах ХIХ века разрабатывались либеральные реформы в России.

Г. Восточный вопрос во внешней политике России конца XVIII — начала XIX в.

1. Внешнюю политику России в начале ХIХ в. определяли два обстоятельства:

> во-первых, союз Павла I с Наполеоном не ограничил агрес­сию Франции в Европе и в то же время ухудшил отношения с Англией. Поэтому европейское направление было важ­нейшим в международной политике России;

> во-вторых, сохранялись напряженные отношения России с Турцией и Ираном из-за влияния на Кавказе и в Закавка­зье; это было восточное направление внешней политики.

2. Обстановка в районе Кавказа и Закавказья обострилась в ре­зультате активной экспансии Турции и Ирана в Грузию. Рос­сия была заинтересована в расширении своего влияния в этом регионе. Еще в 1783 г. был заключен Георгиевский «Друже­ственный трактат» между Грузией и Россией. А в 1801 г. гру­зинский царь Георгий XII вновь обратился к русскому царю с просьбой о покровительстве на условиях ограничения час­ти своих прав как во внутренних, так и во внешних делах. По манифесту Александра I 12 сентября 1801 г. грузинская цар­ствующая династия лишалась престола, управление Картлией и Кахетией переходило к русскому наместнику. Позже на тех же условиях в состав России вошли остальные части Гру­зии — Мингрелия, Гурия, Имеретия. Присоединение Грузии привело к русско-иранской войне.

3. С 1804 по 1813 гг. продолжалась война России и Ирана. Иран­ская армия была плохо вооружена, а командование не владело даже основами тактики боя. Русскую армию возглавляли гене­ралы Гудович и Тормасов. Русские одержали ряд крупных по­бед, и в 1813 г. был подписан Гюлистанский мирный договор. По договору весь Северный Азербайджан был присоединен к России (Южный остался в составе Ирана). Иранский шах признавал также за Россией Грузию, Дагестан, Мингрелию, Ширван, Абхазию. Русский флот мог свободно плавать по Каспию.

4. С 1806 по 1812 гг. шла война с Турцией. Русские войска заняли Молдавию, Валахию, а в октябре 1807 г. эскадра Д. Н. Сенявина разгромила турецкий флот. В течение 1811г. русская ар­мия под командованием М. И. Кутузова по частям громила силы турецкой армии. В 1812 г. был подписан Бухарестский мир, по которому Бессарабия была присоединена к России.

5. Главными во внешней политике России начала XIX в. остава­лись отношения с Англией и Францией. В 1801 г. Александр возобновил торговлю с Англией, была заключена конвенция «о взаимной дружбе», направленная против Наполеона. В 1804 г. Наполеон провозгласил себя императором Франции и начал войну за мировое господство. Это привело к росту агрессии в Европе, большим человеческим жертвам, подрыву эконо­мики, уничтожению культуры. В 1805 г. была создана третья антифранцузская коалиция в составе России, Англии, Авст­рии, Швеции и Неаполитанского королевства. Но французы разгромили австрийцев и в 1805 г. заняли Вену. В ноябре 1805 г. русско-австрийские войска под командованием Кутузова по­терпели жестокое поражение под Аустерлицем. Третья коа­лиция прекратила свое существование.

Д. Участие России в войнах коалиции

1. В 1806 г. война в Европе возобновилась, оформилась 4-я коа­лиция в составе Англии, России, Пруссии, Саксонии, Шве­ции. В ответ Наполеон объявил континентальную блокаду Англии. Он потребовал от европейских стран порвать все тор­говые отношения с Англией, стремясь тем самым подорвать английскую экономику. В октябре 1806 г. под Йеной были разгромлены прусские войска, после чего Россия фактически одна в течение семи месяцев вела борьбу против превосходя­щих сил Наполеона. В июне 1807 г. под Фридландом русская армия потерпела поражение и была оттеснена к Неману. Вмес­те с тем французская армия была так обескровлена в боях с русскими, что Наполеон не решился вступить на ее тер­риторию. Александр I понимал, что военные и материаль­ные ресурсы страны истощены, а Франция вышла, по суще­ству, к границам России, поэтому принял предложение императора Франции провести мирные переговоры.

2. В июне 1807 г. в городе Тильзит был заключен мирный дого­вор между Францией и Россией. Согласно Тильзитскому миру:

> Россия признавала все завоевания Наполеона;

> Россия присоединялась к континентальной блокаде Анг­лии (лишаясь таким образом своего главного торгового парт­нера);

> Пруссия фактически превращалась в зависимое от Фран­ции государство;

> Россия могла свободно действовать против Турции и Ира­на, а на севере — против Швеции.

Под протекторатом Франции на территории, отошедшей к Пруссии, было образовано герцогство Варшавское. На­полеон обещал полякам восстановить государственность Польши, уничтожить крепостное право. Впоследствии герцогство Варшавское стало стратегическим плацдармом для нападения Франции на Россию в 1812г.

3. Тильзитский мир более всего был выгоден Франции. Наполео­новская агрессия не была остановлена. Из-за континенталь­ной блокады Россия несла огромный экономический ущерб. Между Россией и Францией развернулась таможенная война. Усилилось патриотическое движение поляков на территории России. Россия оказалась в международной изоляции, падал авторитет Александра I, возникли слухи о дворцовом перево­роте. Под давлением Франции Россия объявила войну Шве­ции. Был захвачен Стокгольм и свергнут король Густав-Адольф, шведы были вынуждены подписать Фридрихсгамский мирный договор (1809). России передавалась вся территория Финлян­дии и Аландские острова. Но Финляндия при этом получала довольно широкую автономию: у нее был выборный сейм, своя конституция, денежная и таможенная системы. Швеция при­соединялась к континентальной блокаде.

4. Тильзитский мир был вынужденным и поэтому крайне не­прочным. В начале 1811 г. в России ходили слухи о приближа­ющейся войне с Наполеоном, а в апреле того же года франко-русский союз был разорван, и началась подготовка Франции к войне с Россией.