Инструментальная музыка барокко

Также следует освещать АЗС, ж.д. переезды, пешеходные тоннели.

СНиП 2.05.02-85 требует устраивать стационарное электрическое освещение на участках а.д. в пределах населенных пунктов (независимо от интенсивности движения), а также при наличии возможности использования существующих распределительных сетей на больших мостах, на автобусных остановках, на пересечении дорог 1 и2 кат. между собой и ж.д. в одном и разных уровнях, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстояние не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос на кольцевых пересечениях.

Для регулирования движения пешеходов применяют конструкции перильного типа из стальных труб, цепей, а также сетки.

Останавливающие

Направляющие ограждения устанавливают вдоль оси дороги на обочине, разделительной полосе или у края проезжей части моста или путепровода и рассчитывают на противодействие скользящим ударам автомобилей ( угол наезда до 30 градусов).

Останавливающие ограждения рассчитывают на фронтальный удар и устанавливают на участках дорог, где направляющие ограждения не могут удержать автомобиль от падения с моста, высокой насыпи или ослабить удар о массивное неподвижное препятствие.

По конструктивному исполнению направляющие ограждения первой группы разделяют на несколько типов:

-барьерные

-парапетные

-бордюрные

-комбинированные

Ограждения барьерного типа

Включают следующие элементы:

ж.д. брусья, закрепленные на ж.б. столбах.

металлические профилированные планки, прикрепленные к амортизаторам, установленным на металлических, железобетонных или деревянных стойках;

стальные тросы, пропущенные через амортизаторы из листовой стали, которые закреплены на металлических или ж.б. стойках.

К ограждениям парапетного типа относят ж.б. блоки со специальной формой поперечного сечения и блоки прямоугольной формы из бетона и бутобетона. Парапеты жесткие ограждения устанавливают на обочинах и разделительной полосе.

К бордюрным ограждениям относят конструкции, применяемые на мостах, путепроводах при ограниченных габаритах проезжей части. Их изготавливают из камней и закрепляют у тротуара, заглубляя в слои Д.О.

К комбинированным ограждениям относят конструкции, в состав которых входят элементы барьерных, парапетных или бордюрных ограничений, а также ограждения 2 группы.

Освещение автомобильных дорог

 

Каранькова Ю.Н.

 

Инструментальная музыка барокко развивалась преимущественно в трёх направлениях:

 

Органная музыка

 

Клавирная

 

Скрипичная

 

Орган – ведущий инструмент эпохи барокко. Главным жанром органной музыки стала фуга. Для органа также писали канцоны, ричеркары, токкаты, фантазии, прелюдии, каприччио, чаконы, пассакалии, хоральные прелюдии.

 

Крупнейшие композиторы и исполнители органной музыки (предшественники И.С. Баха):

 

Италия: Джироламо Фрескобальди (1583-1643)

 

Нидерланды: Ян Питерзон Свелинк

 

Германия: Иоганн Якоб Фробергер

 

Иоганн Пахельбель

 

Дитрих Букстехуде (1637-1707).

 

Органисты были и исполнителями на клавикорде и клавесине (разновидности клавесина: в Италии – чембало, в Англии – вёрджинал, во Франции - спинет) – весьма популярных инструментах барокко.

 

Жанры клавирной музыки барокко:

 

Сюита (франц. «ряд», «последовательность»; итал. название сюиты - партита) – цикл, чаще танцевальный. В состав сюиты в качестве обязательных танцев входили: немецкая аллеманда, подвижная французская куранта, медленная испанская сарабанда, стремительная английская жига. Нередко к ним присоединялись дополнительные: французский буре, гавот, менуэт, польский полонез. Включались и нетанцевальные пьесы – ария, рондо. Преамбулой служила прелюдия или французская увертюра.

 

Соната (итал. – sonare - звучать): две разновидности – сольная клавирная и ансамблевая (скрипичная, виолончельная, флейтовая с фортепианным сопровождением).

 

Концерт (от лат. «состязаюсь») – произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава - tutti (либо отдельных инструментальных групп) и solo. Разновидности:

 

сольный концерт (оркестру противостоит один инструмент);

 

Concerto grosso («большой концерт», всему составу оркестра – tutti (concerto grosso) противостоит группа инструментов - concertino);

 

духовный (с использованием органа);

 

светский (с использованием клавесина).

 

Композиторы-клавесинисты:

 

Италия: Доменико Скарлатти (1685-1757), его отец – Алессандро Скарлатти – знаментитый оперный композитор). В творческом наследии этого композитора наиболее ценными являются клавесинные сонаты. Их всего 300. Соната – современное название произведений Скарлатти. У него они называются экзерсисами (виртуозные произведения типа этюдов). Скарлатти – новатор в области клавирной техники (репетиции, глиссандо, перекрещивание рук – приёмы, получившие широкое распространение у романтиков 19 века).

 

Франция: Франсуа Куперен (1668)

 

Жан Филипп Рамо (1683-1764)

 

Луи Клод Дакен

 

Англия: Генри Пёрселл (1659-1695) – более 40 пьес для клавесина, 8 танцевальных сюит.

 

В эпоху барокко наблюдается расцвет скрипичного искусства. Широкое распространение в этот период получила виола (предшественница современного скрипичного семейства), имевшая несколько разновидностей – виола да гамба, виола д’амур, виола бастарда. Однако вскоре на первый план выдвинулась скрипка, постепенно вытеснившая виолу. Успехам скрипки весьма способствовала деятельность прославленных итальянских скрипичных мастеров – Николо Амати, Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери (скрипки, альты, виолончели).

 

Весьма распространённым в XVII столетии жанром была трио-соната. Название жанра установилось в связи с исполнительским составом, который включал 3 партии: два инструмента средней и высокой тесситуры (например, 2 скрипки, иногда – флейты, гобоя) и basso continue (итал. «непрерывный бас») – например, виола да гамба и клавесин или орган. Основу цикла трио-сонаты составляли медленное торжественное вступление, аллегро типа фуги, медленная лирическая часть и быстрый танцевальный финал.

 

По структуре к трио-сонате близок старинный концерт: сольный и кончерто гроссо.

 

В эпоху барокко приоритет в развитии скрипичной музыки принадлежит итальянской скрипичной школе. Её основоположником по праву считают Арканджело Корелли (1653 - 1713). Корелли– автор жанра кончерто гроссо (их 12), внёс большой вклад в развитие трио-сонаты (4 сборника) и старинной скрипичной сонаты.

 

Ещё один великий итальянец – Антонио Вивальди (1678-1741) – композитор, дирижёр, скрипач-виртуоз. В его творчестве высшего расцвета достигает кончерто гроссо, где он установил трёхчастную форму. Вивальди – создатель жанра сольного инструментального концерта. Всего у него 465 инструментальных концертов: из них 49 кончерто гроссо, 331 сольных концертов с бассо континуо, 38 концертов для 2-х инструментов с бассо континуо, 32 концерта для 3-х и более инструментов с бассо континуо. Цикл Вивальди «Времена года» из 4-х концертов – один из ранних образцов программной музыки. Вивальди принадлежит также единственный в истории музыки концерт для двух мандолин.

 

Крупнейший представитель итальянской скрипичной школы, Джузеппе Тартини(1692-1770) внёс значительный вклад в развитие инструментальных жанров сонаты (175 сонат для скрипки с бассо континуо, соло и трио-сонаты) и концерта (125 концертов для скрипки с оркестром). Его стиль отличает развитая техника, богатство штрихов. Некоторые сонаты имеют программные заголовки: «Покинутая Дидона», «Дьявольская трель». Название последней связано с приснившимся Тартини сном, в котором дьявол поразил его воображение сыгранной сонатой. Под её впечатлением Тартини создал свою (трель звучит в быстрой части финала сонаты).