Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей в XIII в. Александр Невский

Д. Быт и нравы Древней Руси

Г. Искусство, музыка, устное народное творчество

1. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи — главный «Деисус», написанный в конце XII в. («Деисус» означает «моление»). К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (все — XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».

2. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр.

3. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» — былины

4. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога.

1. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах (20—30 тысяч человек), селах (≈50 человек), деревнях (25 - 40 человек). Основным типом славянского жилища была усадьба, дом — бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Киев был большим и богатым городом: дворцы, соборы, терема бояр, богатых купцов, духовенства. Во дворцах нередко проходили пиры, женщины сидели наравне с мужчинами, пели гусляры, происходила раздача пищи, денег от имени хозяина неимущим. Любимая забава богатых — соколиная, ястребиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои, игрища. Очень популярна была баня.

2. Одежда шилась из сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха — до полу, с вышивкой и длинными рукавами.. Верхняя одежда —плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы — цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями.

3. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию.

5. Русская культура накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя.

 

Юго-восточное побережье Балтийского моря от Финского залива до Вислы было заселено славянскими, финно-угорскими и балтийскими племенами. В этой части Восточной Европы в конце XII в. шел процесс разложения родового строя и образования первых гос-ых образований. В условиях отсутствия собственной государственности и церковных институтов сильное влияние на Прибалтику оказывали русские земли. К началу XIII в. Новгород и Полоцкая земля установили тесные эконом., полит. и культур. связи с народами этой части европейского континента.

Начало XIII в. было временем экспансии на восток западноевроп.стран и религиозно-политич. орг-ций. Римская католическая церковь, призывавала к скорейшему крещению язычников и стремилась утвердить свое влияние во всем Балтийском регионе.

Большой интерес проявили к южному побережью Балтики шведские и датские феодалы. Но особенно активно с конца XII в.стали вести себя немецкие рыцари,объединенные в духовно-рыцарские ордена.

 

Католические миссионеры появились в нижнем течении Двины еще во второй половине XII в. поскольку обитавшие здесь племена ливов платили дань полоцким князьям.Первоначально,чтабы обосноваться в этом месте,мессионеры вынуждены были обратиться к ним за разрешением. Католическая христианизация,сопровождавшаяся с ломкой жизненного уклада,вызвала сопротивление племен. Миссионеры гибли или уходили. Тогда папа римский призвал в 1198 г.к крестовому походу:пропаганда католичества словом была подкреплена теперь огнем и мечем.

После продолжительной войны с местными племенами немецкие крестоносцы и купцы в 1201г обосновали у устье Двины крепость Ригу. На след.год здесь был учрежден орден рыцарей-меченосцев. Они защищали завоевания крестоносцев и контролировали морскую торговлю в Прибалтике. Ливы и латыши выплачивали Ордену дань и учавствовали в военных походах рыцарей

Позднее в устье Вислы появился Тавтонский орден, которому папа римский и германский император пожаловали все прибалтийские земли,которые будут отваеваны у язычников.

 

Давление,которое оказывал Орден на литовские племена,ускорило процесс становления государственности. В борьбе за самобытное существование формировалось сильное Литовское гос-во. В 1236г крестоносцы потерпели сокрушительное поражение под Шауляем в битве с войском литовского князя Миндовга. Чтобы не потерять захваченные в Прибалтике земли,Орден меченосцев объеденился с Тевтонским ,после этого влияние Литовского ордена(как его стали называть ) возросло.

 

Продвижение Ордена на восток привело к столкновениям с новгородцами. К концу 30 годов XIII в.немецким рыцарям удалось полностью подчинить народы,жившие в районе Западной Двины,и закрепиться на границе русских земель. Вслед за этим началось наступление на земли эстов и латгалов,подвластные Новгороду. Эстония была полностью захвачена Орденом

Русские князья не желали мириться с потерей прибалтийских территорий. Князь Ярослав Всеволодович,бывший тогда новгородским князем организовал несколько походов на Ригу. В 1228 псковичи отказались поддерживать новгородского князя,сославшись на то,что все прежние походы заканчивавались ответными ударами крестоносцев по Пскову и прилегавшим к нему землям. Стремясь обезопасить свои владения,Псков заключил договор о взаимопомощи с Ригой. Орден брал Псков под свою защиту,а псковичи теперь должны были учавствовать в походах крестоносцев на прибалтийские племена. Кроме того,крестоносцы попытались учредить католическое епископство с центром в Пскове . положение псковичей было трудным. По сути они оказались меж 2 огней. Будучи в составе Новгородской феодальной республики,Псков далеко не всегда получал своевременную помощь,отсюда осторожная политика,сложившаяся после захвата рыцарями псковского пригорода Изборска.

Все это заставило новгородцев с оружием в руках встать на защиту своих интересов. тем более что в борьбу вмешались шведские и дацкие рыцари,систематически совершавшие набеги на южное побережье Прибалтики.

Защитником новгородских земель стал князь Александр Ярославович (Невский). Основанием для прозвища послужила победа князя над шведским отрядом ,появившемся в 1240 на берегу Невы,у устья Ижоры.

 

Однако подлинную славу Александру принесла победа,одержанная над ливонскими рыцарями в сражении на Чудском озере. Весной 1242 Александр изгнал двух немецких фогтов(судей),сидевших в Пскове. Затем он освободил ряд приграничных русских крепостей,захваченных крестоносцами,и вторгся в земли эстов,плативших дань Риге. Рыцари разбили передовой отряд Александра и оттеснили князя к Чудскому озеру. Здесь 5 апреля произошло одно из крупнейших сражений в борьбе за земли Восточной Прибалтики. Александра одержал победу над крестоносцами. Победа в Ледовом побоище укрепила безопасность северо-западных рубежей русской земли.

Однако соседи Новгорода и Пскова не отказались от планов взять реванш за поражение. Борьба возобновилась и шла с переменным успехом. В 1268 новгородцы вместе с полочанами и смолянами предприняли большой поход на датских феодалов,обосновавшихся в Эстонии. Поход возглавил перяславский князь Дмитрий Александрович. Походу предшествовало соглашение новгородского правительства с Орденом,обещавшим не помогать дотчанам.однако крестоносцы нарушили соглашение и напали на русских. У Раковора 18 февраля «бысть страшно побоище. Обе стороны понесли большие потери. На след.день битва возобновилась и русские войска разбили врага. Почти одновременно отряд псковичей под началом князя Довмонта совершил опустошительный набег на немецкие владения.

Итогом Роковорской битвы стало заключение договора 1270 между Новгородом и Ливонией,положившего конец крестовым войнам против Северо-Западной Руси. Военные столкновения на русско-ливонской границе продолжались и после этого,но крестоносцы уже не ставили задачи учреждения католических епархий на Руси.