Акт провозглашения государственной независимости Украины
Августовские поле вызвали серьезные изменения в государственной и политической жизни страны, чрезвычайно усилили центробежные тенденции в СССР.
Антиконституционные действия заговорщиков, входивших в руководящий эшелона ЦК КПСС повлекших по дальнейшей дискредитации Коммунистической партии и ускорили распад унитарной советской государства.
Мятеж консервативного лагеря в Москве показал серьезную опасность для Украины оставаться в составе СССР. События в Москве чрезвычайно повлияли на изменение взглядов народных депутатов. Большинство з них стада склоняться к необходимости поддержать стремление украинского народа к независимости.
Часть партийно-советской номенклатуры, представленной в Верховной Раде, растерялась: чтобы не потерять власть, решила также поддержать требования о провозглашении самостоятельности Украины Политическая ситуация обусловила применение Украины более решительным меры к защите своего суверенитета.
24 августа 1991 внеочередная сессия Верховной Рады принял Акт провозглашения независимости Украины.
В постановлении Верховного Совета отмечалось: «С момента провозглашения независимости действующими на территории Украины является только ее Конституция, законы, постановления правительства и другие акты законодательства республики ».
Распа́д СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР в конце 1991 года. 25 декабря 1991 — Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям»; 26 декабря Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования СССР.
Распад СССР привёл к независимости 15 республик СССР и появлению их как самостоятельных государств
59 Государственное строительство в независимой Украине (1991-2006 гг.).
Провозглашение независимости Украины поставило перед обществом сложные задачи:
строительство демократического государства;
создание мощной рыночной экономики;
национального и культурного возрождения;
интеграции в мировое сообщество, налаживания международных отношений.
Правовой основой для строительства полноценного государства стали: Декларация о государственном суверенитете Украины, Акт провозглашения независимости Украины, Всеукраинский референдум и Выборы Президента Украины 1 декабря 1991 года. Основные проблемы создания украинского государства:
осуществить переход от статуса союзной республики к статусу независимого государства;
реформирование старых органов власти и создание новых;
недостаток опыта, нехватка профессиональных кадров.
Период независимости Украины с точки зрения экономических показателей можно разделить на несколько этапов. Первый этап был ознаменован появлением так называемого «курса радикальных экономических реформ». Начало его следует отнести к концу 1994 года, когда у недавно избранного президента Л.Д.Кучмы появилось какое-то видение того, каким путем должна развиваться Украина. До этого все действия, предпринимаемые президентом Л.М.Кравчуком и правительством, все изменения были ситуативными и носили бессистемный характер.
Итак, в конце 1994 года была разработана «стратегия радикальных экономических реформ». Занимались этим в основном западные специалисты при отечественном участии господина Пинзеника, который и презентовал эту стратегию Верховной Раде Украины, был ее двигателем. Не буду детально останавливаться на этом периоде, скажу только, что за этот временной отрезок Украина потеряла около 60 процентов валового внутреннего продукта.
Венцом этой линии был 1998 год. Это был дефолт, обвал всей финансовой системы Украины. Надо отдать должное тогдашнему премьер-министру В.П. Пустовойтенко. Он понимал авантюристичность этого курса и в меру своих сил старался стабилизировать ситуацию в стране. Но правительство Пустовойтенко проработало 2,5 года, не удосужившись разработать даже программу своих действий, не говоря уже о стратегии развития страны.
В 1999 году, в четвертом квартале, впервые был зафиксирован рост валового внутреннего продукта. В целом год был закончен с нулевым показателем. Дефолт и девальвация гривны создали очень неплохие возможности для развития экспортно-ориентированных отраслей экономики.
Уже 2000 год дал 9 процентов роста ВВП. Это был очень небольшой показатель, так как после обвала 1994-97 годов стартовая база была чрезвычайно низкой. Эти 9% вроде бы и смотрелись неплохо, но мало что могли изменить в основных тенденциях развития экономики.
В основном развитие осуществлялось за счет заполнения мощностей производства, не задействованных в предыдущие годы. Но изменения, произошедшие в экономике, носили ярко выраженный системный характер, характер деградации. И никакой рост индустриального производства не радовал. За предшествующие годы мы потеряли целые отрасли, к примеру, электронику – почти полностью.
Изменения шли не за счет качественного и структурного изменения экономики. Они происходили за счет заполнения тех мощностей в металлургии, которые стояли, запуска линий в машиностроении, которые мы имели, тех горизонтов на шахтах, которые не эксплуатировались, а были подготовлены к добыче еще в советские времена и т.д.
В 2002 году, после девятипроцентного роста 2001 года, мы имели спад (5%). Это был настораживающий момент. В том году достаточно жесткая монетарная политика привела к дефляции почти в 2 процента. Работало ли это на пользу? Конечно, нет. Развивающаяся экономика невозможна без определенных разумных инфляционных процессов. Само развитие вынуждает повышать цены и повышает инфляционный параметр, который я бы назвал параметром развития.
К сожалению, в 2001-2002 гг. правительство отказалось от реального сбалансированного бюджета. Мы имели нереальные бюджеты с колоссальными дефицитами, что и стало причиной отставки тогдашнего министра финансов Митюкова, и в целом правительства Кинаха. Если характеризовать в цифрах, то нам с Виктором Федоровичем Януковичем в ноябре 2002 года достался кассовый разрыв бюджета в размере 8 миллиардов гривен. Украина стояла на пороге очередного дефолта.
О развитии Украины в «постреволюционный период»
События конца 2004 года поставили крест не только на всех стратегических наработках правительства В.Ф. Януковича, но и на последовательном стабильном развитии Украины как государства. Весь 2005 год охарактеризовался бессистемными, непрофессиональными, порочными действиями власти по отношению к своей собственной стране и экономике.
Единственный позитивный результат 2005 года заключается в том, что произошедшее является примером того, как нельзя управлять страной. Новая власть показала, что и как не надо делать. И это заслуживает определенного внимания.
Необходимо радикально пересматривать бюджет. Во-первых, он изначально был неверно спланирован, абсолютно несбалансирован по доходам и расходам. В нем преобладают расходы проедания, а не расходы развития. Такой бюджет не соответствует нынешнему этапу состояния экономики и не отвечает целям развития страны.
Увеличилась цена на газ, значит, увеличатся и расходы бюджетной сферы. Необходимо предусмотреть инвестиционные программы развития науки, образования, здравоохранения, и многое другое, что в свое время развивалось. В 2005 году, к сожалению, на этих программах был поставлен крест. И в 2006 году они практически исключены из бюджетных расходов.
Подорожание газа приведет к ухудшению ситуации во всех отраслях промышленности, где цена голубого топлива имеет значительный удельный вес в себестоимости продукции. К таким в Украине относятся химическая, нефтехимическая, металлургия, обработка металла, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В условиях падения валового внутреннего продукта и роста уровня инфляции снизится доверие иностранных инвесторов. Такая ситуация может косвенно повлиять и на другие отрасли (строительство, транспорт, торговлю). Подорожание продукции химической промышленности (а именно удобрений) и замедление динамики производства обусловят снижение темпов развития сельского хозяйства и рост цен на продукцию пищевиков.
Общий итог – всеобщий рост цен, снижение жизненного уровня людей.
61 Основные этапы и события общественно-политической истории Крыма в 1990-2006 гг. Символика АРК.
Герб Автономной Республики Крым представляет собой в червленом варяжном щите обращенного вправо серебряного грифона, держащего в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом: «Процветание в единстве». В основу символики Герба положено традиционное для Крыма с эпохи античности изображение грифона, который, являясь объединяющим символом, выражает идеи взаимопроникновения культур и природного и культурного разнообразия Крыма. Грифон, держащий в лапе жемчужину (символ уникального уголка планеты), читается как хранитель республики. Варяжский щит герба — напоминание о торговых путях, проходивших и проходящих через Крым, колонны — символы прошлых цивилизаций, оставивших свои следы на полуострове.