Понятие веры в философии и психологии
ВЕРА, СОМНЕНИЕ, ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНОГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
ГЛАВА 25
Темы додсладов и рефератов
Литература
Проблема исторической дистанции, «временного отстояния» в интерпретации и понимании
Проблема формулируется так: как интерпретировать текст — из времени автора или из времени интерпретатора? Известно, что поздней шее понимание текста обладает преимуществом, оно более глубоко но сравнению с его изначальной трактовкой. Смысл текста определяется не столько случайными, индивидуальными моментами, сколько временной, исторической ситуацией, в которой находится интерпретатор. Поэтому смысл текста всегда превышает авторское понимание, а само понимание не только эксплицирует смысл, но и создает новый в новом историческом времени. Временное отстояние не является пропастью, которую необходимо преодолеть. Наивный историзм требует погружения в дух изучаемой эпохи, однако любой текст предстает в свете непрерывности обычаев и традиций, поэтому временное отстояние является позитивным фактом. Ведь историческое событие по мере уда ления в глубь веков предстает относительно завершенным, обретшим целостность, освободившимся от случайностей, что позволяет более объективно его оценить и познать. Дистанция позволяет проявиться действительному смыслу события. Поэтому текст всегда остается не завершенным, это бесконечный процесс во времени и культуре. Оце нивая значимость временного отстояния, Гадамер отмечает, что вре менное отстояние, осуществляющее фильтрацию, является в какой-то мере замкнутой величиной — оно вовлечено в процесс постоянного движения и расширения.... Именно это временное отстояние и только оно, позволяет решить собственно критический вопрос герменевтики
как отделить истинные предрассудки, благодаря которбш мы понима-
от отложных, в силу которых мы понимаем превратно.
1. Гадамер X. Г. Истина и метод. М., 1988.
2. Загадка человеческого понимания. М., 1991.
3. Кохановский В. П. Диалектика и герменевтика. Ростов н/Д, 2002.
4. Никифоров A. J1. Философия науки: история и методология. М., 1998.
5. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990.
6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 1995.
7. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.
1. Интерпретация в исторических нау&ах.
2. Герменевтика — наука об истолковании текстов.
3. .4. Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации.
4. Герменевтическое значение временного отстояния.
5. «Универсальная герменевтика» Фридриха Шлейермахера.
6. Особенности логической структуры и семантики юридического текста.
Укорененность веры в допонятийных структурах. В повседневном словоупотреблении вера означает убежденность в чем-либо. Теорети ческий анализ вскрывает сложность и многоаспектность понятия веры. Например, в «Современном философском словаре» под редакцией
В. Е. Кемерова (М., 2004. С. 100) отмечается три смысла понятия «вера», Во-первых, вера как духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия («естины»), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности. Во-вторых, вера характеризуется как способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; в-третьих, вера предстает как способность оценивать высказывания и иные формы опосредованного знания без достаточных логических и фактических обоснований.
В психологии вера определяется как особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких- либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представлений и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его «Я», определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. Данное определение веры указывает на ее глубоко личностный характер, поскольку вера определяет не только позна вательные установки личности, но и ее поведение, действия, поступки. Она является неотъемлемым компонентом межличностных отношений: наличием или отсутствием веры отмечены моральные качества и поступки личности. Вера выполняет конструктивную роль в жизнедеятельности личности и общества, поскольку является одним из важнейших условий их совместного бытия. Вера составляет значительный пласт в мировоззренческих установках личности, которые включают не только картину мира как результат познания, но и то, что находится вне области теоретического познания, то, что человек не в состоянии охватить разумом. Чрезмерно сложный мир, явления, которые не постигаются эмпирически, мировоззренческие вопросы, которые в принципе не даны человеку в опыте (проблема смерти, проблема сознания, проблемы, связанные с определением конечных причин мироздания, касающиеся бесконечности мира во времени и пространстве и т. п.) так или иначе, являются предметом веры. Сила веры может проявлять» как признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических дока зательств. Владимир Соловьев утверждает, что сила веры зависит не от внешних доказательств, а от особого самостоятельного психическою акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими осно-
знаниями. Как убежденность в чем-либо вера опирается на.волевые качества личности: безвольный человек ни в чем не уверен и ни во что не верит, он постоянно мечется в сомнениях. Сомнение, в свою очередь, — Антипод веры, однако вера без сомнения неустойчива и теряется при Любом факте, не соответствующем имеющейся информации.
Особенности веры обусловлены ее предметом и личностными осо- Ы'иностями ее носителя, т. е. личности, которая верит. Говорят, что нсикая любовь стоит ровно столько, сколько стоит человек, который ее испытывает. Это наблюдение имеет непосредственное отношение и к Характеристике веры. Поэтому и в познании, и в процессе коммуникации роль веры не может быть определена однозначно. Есть люди внушаемые, склонные верить, либр имеющие душевный склад, духовную организацию, направленную на скрытые, сокровенные слои бытия, их Привлекает все таинственное, мистическое, являющееся предметом интуитивного постижения. Такая вера может быть слепой, иррациональной, фанатичной, не приемлющей никаких разумных альтернатив. Давая бескомпромиссную характеристику фанатизма и атеизма, Вольтер писал, что это два чудовища, которые могут пожрать и растерзать общество. Разница между ними состоит в том, что атеист в своем заблуждении сохраняет разум, подрезающий его когти, а фанатик одержим постоянным безумием, который оттачивает его когти.
В философской и публицистической литературе иррациональная вера обычно ассоциируется с религиозной верой, а рациональная — с обыденным и научным познанием. Но встречаются и суждения, отождествляющие рациональную и иррациональную веру. Вот пример такого одностороннего понимания веры: «...всякая вера... основана на фабрикации. Это подпадает под определение веры как таковой. Что есть пера, как непринятие того, что мы лишь считаем непреложной истиной, того, что мы просто не в силах доказать?... В любой религии Бог описывается через метафоры, аллегории и преувеличения разного рода. В любой — от древних египтян до современных воскресных школ. Метафора есть не что иное, как способ помочь нашему сознанию принять неприемлемое. Проблемы возникают, когда мы начинаем воспринимать метафоры буквально» (Браун Дэн. Код да Винчи. М., 2004. С. 359). Думается, что такое отождествление рациональной и иррациональной веры не совсем корректно. Иррациональная вера - не обязательно вера религиозная. Иррациональной может быть слепая, не рассуждающая и некритическая вера в устарелые догмы, касающиеся практических знаний, методов работы, устарелых научных концепций. Например, Т. Кун, описывая кризисы и революции в науке, показывает, как значительная часть ученых продолжает работать в рамках изжившей себя парадигмы, несмотря на критическую массу фактов, которые ее фактически опровергли. И, напротив, в эпоху Средневековья теологи искали рациональные подтверждения религиозной веры. Так, Августин утверждал: надо верить, чтобы понимать и понимать, чтобы верить. Дискуссии средне- исковых теологов XI—XII веков, в которых обсуждалась проблема соот
ношения веры и понимания, сводились к альтернативе: «нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял» (П. Абеляр) и «От веры нет толку, когда она ищет разумных доказательств» (Бернар Клервоский). Нетрудно догадаться, кто мог выиграть в данном интеллектуальном поединке. Ф. Аквинский нашел формулу религиозной веры путем классификации догматов на рационально постижимые («Бог существует») и рационально непостижимые («мир сотворен из ничего»). Как извест но, Ф. Аквинский предпринял попытку рационального доказательств! существования Бога, тем самым продемонстрировав допустимость предложенной им классификации.
Но вера, как и любовь, различается не столько по механизмам их проявления, сколько по предмету, на который они обращаются. Человек — частица космического целого, независимо от того, осознает или не осознает он свою причастность всему мирозданию. Отвлекаясь от будничной повседневности, человек обращает свой взгляд к бескрайним просторам океана, величию гор, звездному небу, грозным стихиям природных катаклизмов и во всем он усматривает бесконечные связи, соединяющие его с миром, он переживает эти связи, осознает возвышенную красоту мироздания, совершенство природы и ее созданий, Рождение и жизнь человека осуществляется в постоянном контакте и зависимости его от природы и других людей. Он ощущает себя частич кой этого целого, называемого миром природы и миром общества. Верп в реальность всего существующего, того, что окружает его от рождения до смерти, является первичным состоянием человеческой психики, возникающем задолго до формирования сознания и мышления, она существует как неосознаваемая установка, как данность, которая никогда не подвергается сомнению. Вера укоренена в глубинных слоях психической жизни человека, она неискоренима, неуничтожима, является необходимым условием бытия человека в мире.
Будучи реальным компонентом космического целого, каждый ин дивид пронизан едиными для всего универсума незримыми связями, пребывает в них и переживает их. Отношение «человек и мир» является общей предпосылкой существования веры. Религиозная вера обращен» к предельным основаниям бытия, трансцендентным сущностям, субстанциальным связям. Предмет религиозной веры — не феноменальный, а ноуменальный мир. Религиозная вера формируется благодаря духовной способности человека к непосредственному знанию сокровенных, скрытых от поверхностного взгляда явлений бытия, способно сти мистического единения с миром и его интуитивного постижения Рациональная вера — результат опосредованного познания мира. В ней единый мир видится как расчлененный на множество разнообразных объектов, ее опорой является относительно истинное знание, посколь ку внутренние связи мироздания не всегда осознаются, а достоверность чувственного познания условна, относительна. Предмет, превращаем ы й человеком в познаваемый объект, утрачивает множество своих жизнен ных связей и приобретает в известной мере искусственный характер.
Рациональная вера покоится на способности человека признавать адек- итность своих чувственных образов воспринимаемым явлениям и на Способности оценивать высказывания и иные формы опосредованного шмания как истинные без достаточных оснований. Здесь имеются в виду имания, полученные в результате познания и практики предшествующих поколений, доказавшие свою истинность и практическую пользу. Тнкие знания, принимаемые на веру, выступают в качестве предпосылок дальнейшего развития познания.