Понятие веры в философии и психологии

ВЕРА, СОМНЕНИЕ, ЗНАНИЕ В СОЦИАЛЬНО­ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

ГЛАВА 25

Темы додсладов и рефератов

Литература

Проблема исторической дистанции, «временного отстояния» в интерпретации и понимании

Проблема формулируется так: как интерпретировать текст — из вре­мени автора или из времени интерпретатора? Известно, что поздней шее понимание текста обладает преимуществом, оно более глубоко но сравнению с его изначальной трактовкой. Смысл текста определяется не столько случайными, индивидуальными моментами, сколько вре­менной, исторической ситуацией, в которой находится интерпретатор. Поэтому смысл текста всегда превышает авторское понимание, а само понимание не только эксплицирует смысл, но и создает новый в новом историческом времени. Временное отстояние не является пропастью, которую необходимо преодолеть. Наивный историзм требует погру­жения в дух изучаемой эпохи, однако любой текст предстает в свете непрерывности обычаев и традиций, поэтому временное отстояние является позитивным фактом. Ведь историческое событие по мере уда ления в глубь веков предстает относительно завершенным, обретшим целостность, освободившимся от случайностей, что позволяет более объективно его оценить и познать. Дистанция позволяет проявиться действительному смыслу события. Поэтому текст всегда остается не завершенным, это бесконечный процесс во времени и культуре. Оце нивая значимость временного отстояния, Гадамер отмечает, что вре менное отстояние, осуществляющее фильтрацию, является в какой-то мере замкнутой величиной — оно вовлечено в процесс постоянного движения и расширения.... Именно это временное отстояние и только оно, позволяет решить собственно критический вопрос герменевтики

 

как отделить истинные предрассудки, благодаря которбш мы понима-

от отложных, в силу которых мы понимаем превратно.

1. Гадамер X. Г. Истина и метод. М., 1988.

2. Загадка человеческого понимания. М., 1991.

3. Кохановский В. П. Диалектика и герменевтика. Ростов н/Д, 2002.

4. Никифоров A. J1. Философия науки: история и методология. М., 1998.

5. Объяснение и понимание в социальном познании. М., 1990.

6. Рикёр П. Конфликт интерпретаций: очерки о герменевтике. М., 1995.

7. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М., 1984.

1. Интерпретация в исторических нау&ах.

2. Герменевтика — наука об истолковании текстов.

3. .4. Ценностные и мировоззренческие аспекты интерпретации.

4. Герменевтическое значение временного отстояния.

5. «Универсальная герменевтика» Фридриха Шлейермахера.

6. Особенности логической структуры и семантики юридического текста.

 

Укорененность веры в допонятийных структурах. В повседневном словоупотреблении вера означает убежденность в чем-либо. Теорети ческий анализ вскрывает сложность и многоаспектность понятия веры. Например, в «Современном философском словаре» под редакцией

В. Е. Кемерова (М., 2004. С. 100) отмечается три смысла понятия «вера», Во-первых, вера как духовная способность человеческой души непо­средственно знать сокровенные слои бытия («естины»), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности. Во-вторых, вера характеризуется как способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; в-третьих, вера предстает как способность оценивать высказывания и иные формы опосредованного знания без достаточных логических и фактических обоснований.

В психологии вера определяется как особое состояние психики, за­ключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком каких- либо сведений, текстов, явлений, событий или собственных представле­ний и умозаключений, которые могут выступать в дальнейшем основой его «Я», определять некоторые из его поступков, суждений, норм по­ведения и отношений. Данное определение веры указывает на ее глубо­ко личностный характер, поскольку вера определяет не только позна вательные установки личности, но и ее поведение, действия, поступки. Она является неотъемлемым компонентом межличностных отноше­ний: наличием или отсутствием веры отмечены моральные качества и поступки личности. Вера выполняет конструктивную роль в жизне­деятельности личности и общества, поскольку является одним из важ­нейших условий их совместного бытия. Вера составляет значительный пласт в мировоззренческих установках личности, которые включают не только картину мира как результат познания, но и то, что находится вне области теоретического познания, то, что человек не в состоянии охватить разумом. Чрезмерно сложный мир, явления, которые не по­стигаются эмпирически, мировоззренческие вопросы, которые в прин­ципе не даны человеку в опыте (проблема смерти, проблема сознания, проблемы, связанные с определением конечных причин мироздания, касающиеся бесконечности мира во времени и пространстве и т. п.) так или иначе, являются предметом веры. Сила веры может проявлять» как признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических дока зательств. Владимир Соловьев утверждает, что сила веры зависит не от внешних доказательств, а от особого самостоятельного психическою акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими осно-

 

знаниями. Как убежденность в чем-либо вера опирается на.волевые ка­чества личности: безвольный человек ни в чем не уверен и ни во что не верит, он постоянно мечется в сомнениях. Сомнение, в свою очередь, — Антипод веры, однако вера без сомнения неустойчива и теряется при Любом факте, не соответствующем имеющейся информации.

Особенности веры обусловлены ее предметом и личностными осо- Ы'иностями ее носителя, т. е. личности, которая верит. Говорят, что нсикая любовь стоит ровно столько, сколько стоит человек, который ее испытывает. Это наблюдение имеет непосредственное отношение и к Характеристике веры. Поэтому и в познании, и в процессе коммуника­ции роль веры не может быть определена однозначно. Есть люди вну­шаемые, склонные верить, либр имеющие душевный склад, духовную организацию, направленную на скрытые, сокровенные слои бытия, их Привлекает все таинственное, мистическое, являющееся предметом ин­туитивного постижения. Такая вера может быть слепой, иррациональ­ной, фанатичной, не приемлющей никаких разумных альтернатив. Да­вая бескомпромиссную характеристику фанатизма и атеизма, Вольтер писал, что это два чудовища, которые могут пожрать и растерзать обще­ство. Разница между ними состоит в том, что атеист в своем заблужде­нии сохраняет разум, подрезающий его когти, а фанатик одержим по­стоянным безумием, который оттачивает его когти.

В философской и публицистической литературе иррациональная вера обычно ассоциируется с религиозной верой, а рациональная — с обыденным и научным познанием. Но встречаются и суждения, ото­ждествляющие рациональную и иррациональную веру. Вот пример такого одностороннего понимания веры: «...всякая вера... основана на фабрикации. Это подпадает под определение веры как таковой. Что есть пера, как непринятие того, что мы лишь считаем непреложной истиной, того, что мы просто не в силах доказать?... В любой религии Бог описы­вается через метафоры, аллегории и преувеличения разного рода. В лю­бой — от древних египтян до современных воскресных школ. Метафора есть не что иное, как способ помочь нашему сознанию принять непри­емлемое. Проблемы возникают, когда мы начинаем воспринимать ме­тафоры буквально» (Браун Дэн. Код да Винчи. М., 2004. С. 359). Думает­ся, что такое отождествление рациональной и иррациональной веры не совсем корректно. Иррациональная вера - не обязательно вера религи­озная. Иррациональной может быть слепая, не рассуждающая и некритическая вера в устарелые догмы, касающиеся практических знаний, методов работы, устарелых научных концепций. Например, Т. Кун, описывая кризисы и революции в науке, показывает, как значительная часть ученых продолжает работать в рамках изжившей себя парадигмы, несмотря на критическую массу фактов, которые ее фактически опро­вергли. И, напротив, в эпоху Средневековья теологи искали рациональ­ные подтверждения религиозной веры. Так, Августин утверждал: надо верить, чтобы понимать и понимать, чтобы верить. Дискуссии средне- исковых теологов XI—XII веков, в которых обсуждалась проблема соот­

ношения веры и понимания, сводились к альтернативе: «нельзя уверо­вать в то, чего ты предварительно не понял» (П. Абеляр) и «От веры нет толку, когда она ищет разумных доказательств» (Бернар Клервоский). Нетрудно догадаться, кто мог выиграть в данном интеллектуальном поединке. Ф. Аквинский нашел формулу религиозной веры путем клас­сификации догматов на рационально постижимые («Бог существует») и рационально непостижимые («мир сотворен из ничего»). Как извест но, Ф. Аквинский предпринял попытку рационального доказательств! существования Бога, тем самым продемонстрировав допустимость предложенной им классификации.

Но вера, как и любовь, различается не столько по механизмам их проявления, сколько по предмету, на который они обращаются. Чело­век — частица космического целого, независимо от того, осознает или не осознает он свою причастность всему мирозданию. Отвлекаясь от будничной повседневности, человек обращает свой взгляд к бескрай­ним просторам океана, величию гор, звездному небу, грозным стихиям природных катаклизмов и во всем он усматривает бесконечные связи, соединяющие его с миром, он переживает эти связи, осознает возвы­шенную красоту мироздания, совершенство природы и ее созданий, Рождение и жизнь человека осуществляется в постоянном контакте и зависимости его от природы и других людей. Он ощущает себя частич кой этого целого, называемого миром природы и миром общества. Верп в реальность всего существующего, того, что окружает его от рождения до смерти, является первичным состоянием человеческой психики, воз­никающем задолго до формирования сознания и мышления, она суще­ствует как неосознаваемая установка, как данность, которая никогда не подвергается сомнению. Вера укоренена в глубинных слоях психиче­ской жизни человека, она неискоренима, неуничтожима, является не­обходимым условием бытия человека в мире.

Будучи реальным компонентом космического целого, каждый ин дивид пронизан едиными для всего универсума незримыми связями, пребывает в них и переживает их. Отношение «человек и мир» является общей предпосылкой существования веры. Религиозная вера обращен» к предельным основаниям бытия, трансцендентным сущностям, суб­станциальным связям. Предмет религиозной веры — не феноменаль­ный, а ноуменальный мир. Религиозная вера формируется благодаря духовной способности человека к непосредственному знанию сокро­венных, скрытых от поверхностного взгляда явлений бытия, способно сти мистического единения с миром и его интуитивного постижения Рациональная вера — результат опосредованного познания мира. В ней единый мир видится как расчлененный на множество разнообразных объектов, ее опорой является относительно истинное знание, посколь ку внутренние связи мироздания не всегда осознаются, а достоверность чувственного познания условна, относительна. Предмет, превращаем ы й человеком в познаваемый объект, утрачивает множество своих жизнен ных связей и приобретает в известной мере искусственный характер.

Рациональная вера покоится на способности человека признавать адек- итность своих чувственных образов воспринимаемым явлениям и на Способности оценивать высказывания и иные формы опосредованного шмания как истинные без достаточных оснований. Здесь имеются в виду имания, полученные в результате познания и практики предшествую­щих поколений, доказавшие свою истинность и практическую пользу. Тнкие знания, принимаемые на веру, выступают в качестве предпосы­лок дальнейшего развития познания.