Виды научного объяснения

Объяснение — функция теории. Природа и типы объяснения.

Науки

Объяснение и понимание — следствие коммуникативности

ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

ГЛАВА 24

Литература

Темы докладов и рефератов

1. Проблема границ когнитивного релятивизма в гуманитарном познании.

2. Классическая и постнеклассическая концепции истины в контексте гумани тарного познания.

3. Справедливость и истина.

4. Благо и истина как классические и неклассические регулятивы познания. Их соотношение в квалификации юридического факта.

1. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

2. Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989.

3. Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.

4. Микешина Л. А. Философия познания: полемические главы. М., 2002.

5. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М., 1995.

6. ПатнэмX. Разум, истина и история. М., 2002.

7. Рикёр П. Справедливое. М., 2005.

8. Роулз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1996.

Объяснение - познавательная процедура, направленная на обога­щение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру связей, отношений и зависи­мостей, раскрывающих существенные черты объясняемого явления. Структура объяснения включает: а) исходные знания об объясняемом явлении; б) знания, используемые в качестве условия и средства объ­яснения; в) познавательные действия, позволяющие применить эти шания к объясняемому явлению. Необходимость объяснения воз­никает в процессе открытия новых фактов, процессов в природе, ре­шения проблем, целью которых оно является. Это внутренняя лабо­ратория ученого, составляющая содержание задачи, «головоломки», либо серьезной научной проблемы. Но вот проблема решена, и тогда возникает необходимость репрезентировать свое открытие научному сообществу, представить его с целью критической апробации. В этом смысле объяснение предстает как содержание и предпосылка науч­ной коммуникации. В научной коммуникации объяснение и пони­мание —процедуры взаимообусловленные. Понимание предполагает экспликацию смысла научного текста, содержащего перечисленные ныше компоненты структуры объяснения.

Теория — «комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления» (Новая философ­ская энциклопедия. М., 2001. Т. IV. С. 42). Как следует из определения теории, объяснение — ее важнейшая функция. Возможности и виды объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках различ­ные. В естествознании различают следующие типы объяснения:

1 .Гипотетико-дедуктивный метод. В данной модели в качестве сред­ства объяснения выступает теория, закон, а в качестве познавательных действий — логический прием дедукции (дедукция знания относитель­но объясняемого явления). Удовлетворительность такого объяснения расценивается как доказательство истинности теории или закона.

2.Вероятностно-индуктивная (статистическая) модель объяснения, опирающаяся на установление общих повторяющихся признаков, наблюдаемых у некоторого класса явлений и отнесении объясняемо­го явления к данному классу. В социально-гуманитарном познании классическая дедуктивно-номологическая модель объяснения имеет ограниченные возможности, поскольку ограничен и круг закономер­

 

ностей, характеризующих общественные явления. Например, в эконо­мической теории может быть дано объяснение инфляции, ее причин, опирающееся на объективные процессы хозяйственной деятельности. Значительно более эффективными являются такие способы объясне­ния, как рациональное объяснение, исходной посылкой которой явля­ется признание рациональности действий людей (обычных людей либо облеченных властью, полководцев общественных деятелей и т. п.). Ра­циональными признаются действия, соответствующие нормам и пра­вилам, принятым в данном сообществе в данный период его истории. Рациональное объяснение раскрывает не необходимость, но возмож­ность действовать по данным правилам. В социально-гуманитарном познании применяется также модель интенционального объяснения. Данная модель опирается на мотивацию, направленность (интенцию) к некоторому действию. Логической формой интенционального объ­яснения является «практический силлогизм», часто применяемый в расследовании преступлений. Он выглядит следующим образом: «У Николаева был мотив убить Петрова. Петров убит. Значит, убий­ца — Николаев». Ограниченность такого объяснения очевидна, по­скольку жесткой однозначной связи между мотивом и действием не бывает. И все-таки, как показывает практика расследований, установ­ление мотива, как правило, способствует раскрытию преступления. В социально-гуманитарном познании используются такие приемы объяснения, как типология, контекстуальное объяснение, каузальное, генетическое, функциональное, структурно-системное и т. д. В соци­альном познании объяснение человеческих действий, синтезируется с пониманием.