Виды научного объяснения
Объяснение — функция теории. Природа и типы объяснения.
Науки
Объяснение и понимание — следствие коммуникативности
ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ
ГЛАВА 24
Литература
Темы докладов и рефератов
1. Проблема границ когнитивного релятивизма в гуманитарном познании.
2. Классическая и постнеклассическая концепции истины в контексте гумани тарного познания.
3. Справедливость и истина.
4. Благо и истина как классические и неклассические регулятивы познания. Их соотношение в квалификации юридического факта.
1. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
2. Ильин В. В. Критерии научности знания. М., 1989.
3. Микешина Л. А. Методология научного познания в контексте культуры. М., 1992.
4. Микешина Л. А. Философия познания: полемические главы. М., 2002.
5. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М., 1995.
6. ПатнэмX. Разум, истина и история. М., 2002.
7. Рикёр П. Справедливое. М., 2005.
8. Роулз Д. Теория справедливости. Новосибирск, 1996.
Объяснение - познавательная процедура, направленная на обогащение и углубление знаний о явлениях реального мира посредством включения этих явлений в структуру связей, отношений и зависимостей, раскрывающих существенные черты объясняемого явления. Структура объяснения включает: а) исходные знания об объясняемом явлении; б) знания, используемые в качестве условия и средства объяснения; в) познавательные действия, позволяющие применить эти шания к объясняемому явлению. Необходимость объяснения возникает в процессе открытия новых фактов, процессов в природе, решения проблем, целью которых оно является. Это внутренняя лаборатория ученого, составляющая содержание задачи, «головоломки», либо серьезной научной проблемы. Но вот проблема решена, и тогда возникает необходимость репрезентировать свое открытие научному сообществу, представить его с целью критической апробации. В этом смысле объяснение предстает как содержание и предпосылка научной коммуникации. В научной коммуникации объяснение и понимание —процедуры взаимообусловленные. Понимание предполагает экспликацию смысла научного текста, содержащего перечисленные ныше компоненты структуры объяснения.
Теория — «комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления» (Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. IV. С. 42). Как следует из определения теории, объяснение — ее важнейшая функция. Возможности и виды объяснения в естественных и социально-гуманитарных науках различные. В естествознании различают следующие типы объяснения:
1 .Гипотетико-дедуктивный метод. В данной модели в качестве средства объяснения выступает теория, закон, а в качестве познавательных действий — логический прием дедукции (дедукция знания относительно объясняемого явления). Удовлетворительность такого объяснения расценивается как доказательство истинности теории или закона.
2.Вероятностно-индуктивная (статистическая) модель объяснения, опирающаяся на установление общих повторяющихся признаков, наблюдаемых у некоторого класса явлений и отнесении объясняемого явления к данному классу. В социально-гуманитарном познании классическая дедуктивно-номологическая модель объяснения имеет ограниченные возможности, поскольку ограничен и круг закономер
ностей, характеризующих общественные явления. Например, в экономической теории может быть дано объяснение инфляции, ее причин, опирающееся на объективные процессы хозяйственной деятельности. Значительно более эффективными являются такие способы объяснения, как рациональное объяснение, исходной посылкой которой является признание рациональности действий людей (обычных людей либо облеченных властью, полководцев общественных деятелей и т. п.). Рациональными признаются действия, соответствующие нормам и правилам, принятым в данном сообществе в данный период его истории. Рациональное объяснение раскрывает не необходимость, но возможность действовать по данным правилам. В социально-гуманитарном познании применяется также модель интенционального объяснения. Данная модель опирается на мотивацию, направленность (интенцию) к некоторому действию. Логической формой интенционального объяснения является «практический силлогизм», часто применяемый в расследовании преступлений. Он выглядит следующим образом: «У Николаева был мотив убить Петрова. Петров убит. Значит, убийца — Николаев». Ограниченность такого объяснения очевидна, поскольку жесткой однозначной связи между мотивом и действием не бывает. И все-таки, как показывает практика расследований, установление мотива, как правило, способствует раскрытию преступления. В социально-гуманитарном познании используются такие приемы объяснения, как типология, контекстуальное объяснение, каузальное, генетическое, функциональное, структурно-системное и т. д. В социальном познании объяснение человеческих действий, синтезируется с пониманием.