Амбивалентность — противоречие, неоднозначность того или иного действия, События, оценки.

Понятие хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности художественного хронотопа

Хронотоп — эстетическая категория, отражающая амбивалентную1 спязь временных и пространственных отношений. М. М. Бахтин ввел понятие в литературоведение, а затем — и в социальное познание. Гудучи художественно освоен и выражен с помощью соответствующих изобразительных средств языка искусства, хронотоп раскрывает типо­логические или личностные формы объединения пространственных И нременных координат, обусловливающих вхождение индивида в сфе- 1>у культуры и определяющих рамки интенциональной направленно­сти сознания индивида. Всякое вступление в область смыслов культуры осуществляется только через ворота хронотопа. Художественный хро­нотоп позволяет втягивать пространство через сюжетное развитие, в ре­

зультате чего время уплотняется, и в каждом произведении образуется своя система частных хронотопов, развязывающих сюжетные узлы. Но, кроме того, в произведении есть и свой общий доминантный типоло­гический хронотоп, обусловленный принадлежностью данного прои i ведения к той или иной художественной традиции. Помимо этого суще ствует внеположный художественному тексту авторский и читательски!! хронотопы. Понятие хронотопа раскрывает не только эстетический смысл связи пространстваи времени, нотакже и реальное единство пространственно- временных характеристик социальности. Культура и ее смыслы не мо гут быть упорядочены в какую-либо единую систему именно по прими не того, что ни одна идея не может быть равной самой себе в разных хронотопах.

Объективным основанием понятия хронотопа является единстио пространственно-временных характеристик жизнедеятельности чс ловека как индивида и жизнедеятельности общества. Говоря о жизнс деятельности индивида, мы начинаем осознавать наличие целого ряди ограничений пространственно-временного характера. Эти ограничении обусловлены конституцией (строением) человеческого тела. Единлн и неделимая целостность человеческого тела и других живых сущес! и в среде обитания человека жестко ограничивает человеческую способ­ность передвигаться и воспринимать. Другим важнейшим ограниче нием является конечность человеческой жизни как бытия в направлс нии к смерти. Поскольку проблема времени непосредственно связями с временностью человеческого бытия, постольку актуальной для чело века всегда остается проблема смертности и бессмертия, конечное! и и бесконечности человеческой жизни. Бахтин, связывая жизнь текст с социально-историческим контекстом совершенно оправданно ищп решение проблемы бессмертия в творческом ядре личности, так клк только в творчестве и благодаря творчеству личность продолжает жим., т. е. бессмертна. Время — дефицитный ресурс. Необходимость очерел ности выполняемых программ, т. е. конструирование их выполнения ио времени, одновременное выполнение нескольких программ ускоряю! бег времени, а отрешенность человека от активной жизни замедлис! его темп. Ограниченные пределы вместимости пространства-времени, когда два человека не могут занимать одно и то же пространство, огрн ничивают физические возможности человека. В то же время существуй i повседневность, которая не может быть описана вне пространственно временных характеристик. Понятие повседневности раскрывает значи мостьфеноменов соприсутствия как фиксированногоипредустановлеп ного обстоятельства социальной жизни. Повседневность, неразрывно связанная с рутинизацией жизнедеятельности, обусловливает циклич ность времени. Социальный хронотоп обусловливает возникновент феномена «сжатия времени» в связи с развитием средств транспорта.

Понятие хронотопа, введенное в эстетику и философию М. М. Бахтиным, имеет непосредственное значение для понимания исто

рии и современности. Раскрывая понятие хронотопа как единства пространственно-временных характеристик, М. М. Бахтин акцентирует ннимание на роли контекста. «Текст живет, только соприкасаясь с дру­гим текстом (контекстом). Только в точке этого контакта текстов вспы­хивает свет, освещающий движение восприятия назад и вперед, при­общающий данный текст к диалогу. Таким образом, диалог выступает как сжатие времени, как единство двух хронотопов (места и времени). Нет границ диалогическому контексту (он уходит в безграничное про­шлое и безграничное будущее). Даже прошлые, т. е. рожденные в диало­ге прошедших веков, смыслы никогда не могут быть стабильными (раз и навсегда завершенными,' конечными) — они всегда будут меняться (обновляясь) в процессе последующего, будущего диалога. В любой мо­мент развития диалога существуют огромные, неограниченные массы сбытых смыслов, но в определенные моменты дальнейшего развития диалога, по ходу его они снова вспомнятся и оживут в обновленном виде (и новом контексте). Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой контекст понимания. Нескончаемое обновление смыслов во псе новых контекстах — далеких контекстах большого времени и в кон­текстах малого времени (современность, ближайшее прошлое и предви­димое (желаемое будущее) возникает в бесконечном и не завершимом диалоге, в котором ни один смысл не умирает» (Бахтин М. М. Эпос п роман. СПб., 2000. С. 373).

Бахтин говорит о разных хронотопах спрашивающего и отвечающего разных смысловых мирах. Взаимопонимание столетий и тысячелетий, «родов, наций и культур обеспечивает сложное единство всего челове­чества, всех человеческих культур. Но все это раскрывается только на ровне большого времени.