Субъективное и объективное время

Существует объективное время, измеряемое отрезками пути не- Яесиых тел, и субъективное время, основанное на осознании времени. Субъективное время зависит от содержания переживаний и является Манным образом возможностью жизнедеятельности человека — прак­тической или духовной. Субъективное время предполагает осознание И переживание своей жизни как процесса, в который человек ввергнут, И ресурса, который он использует по собственному усмотрению. Дан­ную особенность времени довольно точно характеризует Шпенглер, Подчеркивая, что кроме логики пространства существует еще орга­ническая необходимость судьбы — логика времени. Индивидуально- Личностноепереживаниевременивыражаетсявпонятиях,выражающих Наличие или отсутствие времени для той или иной деятельности. Мо­дусы времени могут выражаться в понятиях «завтра», «когда-нибудь», «теперь», «в данный момент», «еще рано», «уже поздно» и т. д. Но это Лишь одна сторона субъективного времени. Субъективное время име­

 

ет разную длительность, несопоставимую с физическим временем: на­пример, ожидание чего-либо длится дольше, чем приятное времяпре­провождение в кругу друзей. Боль - нескончаемо долго длится, хотя объективно — измеряется минутами. С увеличением возраста человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше времени для действия, ибо человек даже привычные операции выполняет все медленнее, груз прошлых воспоминаний заслоняет от него значимость сегодняшнего времени, а перспектива будущего страшит.

В переживаниях человека время не имеет модуса прошлого и буду­щего: он переживает свое прошлое как актуальное настоящее, радуется счастливым минутам, бывшим в его прошлом, оплакивает свои утра­ты. Мысленно рисуя картины будущей жизни, он также печалится или радуется по поводу событий будущего, как если бы они совершались сейчас, у него на глазах. Субъективно обусловленным является и вы­бор модуса времени, в соответствии с которым индивид строит свою жизнь. Так, в молодости человек ориентирован на будущее, в старости он живет воспоминаниями о прошлом. Есть люди, которые живут на­стоящим, не задумываясь ни о будущем, ни о прошлом: они безвольно и неосмысленно плывут в потоке времени. Человек властен над своим будущим, и от него самого во многом зависит, какую жизнь он про­живет. Но бывают люди, ориентированные на будущее, как на то вре­мя, которое само, без их усилий принесет им удачу, они живут в пас­сивном ожидании «лучшего будущего» и проживают жизнь, так и не дождавшись его наступления. Избирательность в отношении модуса времени может быть и социально обусловлена. Например, несколько поколений советских людей должны были жертвовать свою жизнь во имя «светлого будущего всего человечества». А сегодня самые различ­ные политики вновь актуализируют идею будущего, и в то же время апеллируют к истории нашей страны, к ее победам и достижениям как к доказательству ее величия, вытесняя мысль о необходимости улуч­шения настоящего времени, которое все мы сегодня проживаем.

Каждый человек располагает собственным ресурсом времени, од­нако отношение к использованию этого ресурса у разных индивидом неодинаковое. У одних чрезвычайно плотный график времени, они успевают сделать очень многое в относительно короткий промежуток времени, другие — ищут способ как «убить время» либо откладывают неотложные дела «на потом», либо вообще отказываются делать что- либо больше некоторого минимума. Следует подчеркнуть, что ресурс времени в значительной мере зависит от возраста человека. Так, пси­хологи констатируют, что самый активный творческий возраст у муж­чин — от 18 до 35—40, у женщин активный творческий возраст продол­жается и даже активизируется и после 40—45 лет. Поэтому достойно сожаления, что молодые люди бездумно растрачивают огромный ре­сурс времени, не понимая, что «годы удачи жизнь озарят». Социологи определили, что специалист, получивший высшее образование и после

окончания вуза не пополняющий свои знания, утрачивае^х со скоро­стью 10% в год, а «троечник» потеряет свою профессию еще раньше.

Время человеческой жизни протекает циклически, подчиняясь определенным биологическим ритмам. Социальное время постоянно «уплотняется», происходит гигантское ускорение жизни, не совпада­ющее с биологическими ритмами человека, он не «поспевает» за все ускоряющимся ритмом жизни социума, что особенно ощутимо в про­странстве больших городов. Например, москвичи тратят на поездку на работу и возвращение домой в среднем 3 часа в день, так что только на транспорт люди тратят 90 рабочих дней в году!

Человек - существо телесное, существо живое и существо социаль­ное, обладающее разумом и целым комплексом духовно-психических качеств. Время накладывает свою печать на его телесную организацию, постепенно, подобно древнему боту Кроносу пожирает его жизнь, и человек осознает и переживает свою временность. Не случайно в со­временной философии уделяется значительное место характеристике психологического переживания времени человеком. Так, в экзистен­циализме констатируется качественное различие физического, исто­рического и экзистенциального времени. Физическое время беско­нечно, количественно и равнодушно к протекающим в нем процессам. Историческое время — ситуация, куда «заброшен» человек помимо его поли и которую он воспринимает как судьбу. Экзистенциальное время конечно и качественно. Это время бытия человека, оно неповторимо и переживается человеком как признак конечности и незащищенно­сти своего «Я».

У истоков современных трактовок социального времени стоит Анри Бергсон. Время или длительность, по Бергсону есть сущность жизни, атрибутами которой являются неделимость и непрерывность, творческое развитие и становление нового. Жизнь непостижима как непостижимо и время, оно есть жизнь души, которая образует высший род бытия. Суть длительности — во взаимном проникновении фактов сознания. Реальное время-длительность противоположно условному времени, которое конструируется обыденным сознанием и наукой и практических целях.

Дильтей интерпретирует время или временность как первое опре- целение жизни. Он считает, что и жизнь, и время имеют общие при­знаки: одновременность, последовательность, временные интервалы, длительность, изменения. Он различает абстрактное время естествен­ных наук (количественное, но не качественное) и историческое время |уманитарных наук. Только исторически-живое время качественно. 11одлинное время есть «неутомимое движение настоящего, в котором настоящее становится прошлым, а будущее — настоящим» Если на­стоящее наполнено переживанием, то в прошедшем и будущем доми­нируют воспоминания и надежды. Только настоящее реально и тече­ние времени меняет содержание переживаний, так что каждая частица времени имеет различный характер. «Изменчивость присуща как объ­

ектам, которые мы конструируем в познании природы, так и жизни, осознающей себя в собственных определениях. Но только в жизни на стоящее охватывает представление о прошлом, присутствующее в вос­поминании, и представление о будущем, данное в фантазии, которая осуществляет свои возможности, и в активности, которая ставит перед собой цели при этих возможностях. Итак, настоящее наполнено про­шлым и несет в себе будущее» (Дильтей В. Категории жизни // Вопро­сы философии. 1995. № 10. С. 132).

Гуссерль рассматривает временные отношения, связанные с дли­тельностью, в качестве неотделимых от «схватывания, присущего вну­треннему опыту времени». Он утверждает, что время может быть пони то только из анализа сознания. Физическое или космическое время не есть изначальный феномен, оно производно от феноменологического времени как единой формы всех переживаний в одном потоке пережи ваний. Что же касается дат, то календарное время является внешним по отношению к событиям. Согласно Гуссерлю, внутреннее сознание времени, будучи изначальным, имеет свои априорные формы, которые упорядочивают его схватывание. К их числу Гуссерль относит интен циональное сознание времени, которое конструирует предмет и соот­ветственно и время данной конституированной предметности. Имен но интенциональное сознание времени составляет онтологическую предпосылку природно-космического времени. Неинтенциональнос сознание является предпосылкой времени как чистого потока созна­ния. В качестве начала настоящее задает направление, а длительность равнозначна модификации, т. е. постоянной смены модусов времени от будущего в настоящее и прошлое: «поскольку приходит постоянно новое Теперь, изменяется это Теперь в прошлое, и при этом вся не­прерывность протекания прошлых моментов предшествующей точки движется равномерно «вниз», в глубину прошлого» (см. Рикер П. Па­мять, искусство, забвение. М., 2004. С. 59).

В рассмотрении времени как потока событий философы отдава­ли приоритет либо настоящему, либо будущему. Например, Аврелий Августин утверждал, что ни будущего, ни настоящего времени нет, существует только настоящее как переживание человека. Что же ка­сается вечности времени, то вечность не является тварной, она, в от­личие от времени, не сотворена Богом и является принадлежностью Бога. Противопоставляя время и вечность, Августин утверждает, что время существует лишь потому, что стремится исчезнуть, в вечном же господствует настоящее, вечность неизменна. Но время все же при­частно вечности, поскольку оно имеет модус настоящего, а не только прошедшего и будущего. В своей «Исповеди» Августин пишет: «Все прошедшее наше было некогда будущим, все будущее зависит от про­шедшего; но все прошедшее и все будущее творится из настоящего, вечно сущего, для которого нет ни прошедшего, ни будущего; и это-то мы и называем вечностью. Но кто в состоянии понять эту неизменно пребывающую в настоящем вечность, которая, не зная ни прошедше-

Го,ни будущего, творит из своего «теперь» и прошедшее, и будущее?» (Августин Аврелий. Исповедь Блаженного Августина, ёпископа Гип­понского. М., 1991. С. 306).

В отличие от Августина Хайдеггер отдает приоритет будущему. И работе «Бытие и Время» Хайдеггер выражает мысль о том, что бес­крайняя целостность умения-быть вступает в противоречие с конечно­стью горизонта смерти. Временность бытия может быть понята только через будущее, которое заслонено горизонтом смерти. Хайдеггер так­же убежден, что бытие есть время, т. е. он трактует время реалисти­чески: времени нет ни в объекте, ни в субъекте, ни внутри, ни вовне, оно «есть» раньше любой субъективности и о&ьективности, ибо оно есть условие всякой возможности. Но он не согласен с представлени­ем времени как горизонта, бесконечного в обе стороны. Главная ха­рактеристика времени — конечности. Открытое по отношению к своей конечности человеческое существо, благодаря своей направленности к смерти, выходит за свои пределы, экзистирует. Временность как ко­нечность человеческого существования составляет основу его исто­ричности, в которой имеет свой базис фактическая, т. е. эмпирическая история.

В. Б. Устьянцев характеризует дихотомию жизни и смерти как уров­ни ценностного бытия человека. Точкой отсчета является жизнь как ибсолютная ценность. Но какая жизнь? Существенное место в цен­ностной структуре человека занимают модусы времени, раскрываю­щие подвижную диалектику бытия и существования, подлинной и не подлинной жизни. Прошлое, настоящее и будущее, раскрывающие подвижное отношение бытия и небытия, «открывают для человека темпоральные характеристики смысла жизни» (Устьянцев В. Б. Чело- иек, жизненное пространство, риски. Саратов, 2006. С. 33). Ценность человеческой жизни раскрывается в способности ее противостояния I (ебытию и смерти.