Темы докладов и рефератов
Литература
Познание и переживание жизни — основное содержание произведений искусства
Сходство искусства и жизни. На протяжении всей истории философии мыслители констатировали сходство искусства и жизни, что зачастую служило основанием отождествления искусства и науки как равноправных форм познания. Кант, например, полагал, что искусство способно возвыситься над эмпирическими обобщениями и мыслить вольте, чем может быть выражено в понятии. Постичь величайшую Тайну искусства — значит осмыслить сопряженность поэзии и чело- леческого мира, его наиболее характерных черт. Жизнь неразделима с человеком и миром, а ее понимание обусловлено непосредственным соприкосновением с реальностью. ^Нто же касается искусства, то его Понимание возможно лишь в форме «вторично пережитого», и где нет предшествующего опыта переживания мира, там нет и понимания. Художественные обобщения образуют особый слой между самой жизнью и ее изображением в искусстве и всемирной истории. Сила поэзии заключается в непосредственном отношении события к жизни, поэтому она становится непосредственным выражением жизни; вместе с тем Поэзия — это свободное творчество, которое передает зримое событийное выражение значимости жизни. Как отражение жизни произведение искусства соотносится с нею н процессе восприятия, проверяющего его на соответствие действительности. Термин «отражение» применительно к искусству означает образ действительности, своеобразный сплав мысли и чувства, «схватывающий» пониманием мир человеческого бытия. Искусство — важнейшая форма сохранения, трансляции и воспроизводства человеческого опыта.
Эмоциональная природа эстетического воздействия искусства. Восприятие искусства есть целостный акт чувствования и мысли. Уже ц античности современники отмечали особую силу эмоционального потрясения, которые испытывает человек при восприятии искусства. Особенность эмоционально-эстетического воздействия искусства Определялось как «катарсис». Платон усматривал природу катарсиса И том, что восприятие искусства содержит в себе контраст между наслаждением и страданием, оно связано с аффектами жалости и страха, благодаря искусству страдание излечивается состраданием, страх - N грахом, превращая незрелые эмоции в осознанные и зрелые. Но что- №>| удовольствие, доставляемое потрясающим действием искусства, (логло излечивать человека и формировать его чувства, оно должно иметь с нами некоторую общность, напоминать нам о собственной Кизни. Фолькельт характеризует восприятие искусства как вчувство- |иание и полагает, что мы имеем дело не с собственными переживаниями самих себя и не с проецированием на объект своих чувств, а с Предметными чувствами, которые хотя и принадлежат чужим персонажам, воплощенным в произведении, являются нашими собственными Переживаниями, как если бы мы были этими персонажами.
Познание жизни в искусстве выступает как самопознание, а художественное творчество — как самовыражение художника. Каков психологический механизм, позволяющий пережить эмоциональное потрясение и одновременно осознавать его «не настоящим», не имеющим к человеку прямого отношения? В современной эстетике высказывается предположение о том, что восприятие искусства как переживание и сопереживание жизни имеет источник в игре. Еще Кант утверждал, что искусство бесцельно, так как фиксирует игру наших духовных способностей, свободных от интереса познания и в то же время восприятию искусства свойственно наслаждение, сопутствующее познанию. Искусство — это игра, которая приятна сама по себе и дает удовольствие от чистого движения человеческой способности воображения. Она ценна как и любая другая игра без всякого представления цели. Но тем не менее такая развитая специализированная игра, как искусство, имеет смысл, ибо призвана служить общению между людьми, передавая им культурные традиции и ценности.
Т. Манн также представляет искусство как игру, снимающую напряжение, возникающее между духом и жизнью. Но данное противоречие снимается лишь идеально. Поэтому искусство должно найти свое основание в жизни и прежде всего - в культуре. Г. Гессе утверждает, что полная изоляция духа от жизни в стремлении к достижению абсолютной ясности и гармонии самоубийственна для культуры. Только в единении с жизнью культура обретает почву своего существования и выполняет свое предназначение.
Специфика языка искусства. Тайна познавательной значимости искусства и эмоциональной природы его воздействия на человека в зна чительной мере раскрывается тогда, когда мы обращаемся к характеристике языка искусства. Хайдеггер, истолковывающий реальносп. «жизненного мира» как языковую реальность вскрывает самую суп, жизни как социокультурного феномена, поскольку все, что создан» человеком, «говорит» о человеке, являясь носителем значения и смысла. Произведение искусства, утверждает Хайдеггер, обнаруживает истину мира, который есть не мир вещей, а бытие человека, оно не соответствует природе вещей, но соответствует природе человеческого' духа.
Язык искусства — чрезвычайно специфическое явление, которому, тем не менее, присущи все особенности языка как знаковой системы. Но, несмотря на его специфичность, мало кто из людей, воспринимаю щих произведение искусства, задумывается о своей коммуникативно!! компетентности, так свободно и легко протекает приобщение к нему человека. Почему это происходит? Дело в том, что язык искусства имс ет своим первоисточником коммуникативные средства культуры. Как уже отмечалось всякий предмет культуры имеет двойственную при роду: он есть вещь, имеющая духовное содержание. Благодаря такой двойственности явления культуры выступают в качестве символом, знаков, являющихся носителями смыслов, ценностей. Средства кульгурной коммуникации включают в себя не только словесный язык, но и языки пропаганды, науки, политики, управления, религии, сюда иходят также невербальные средства культурной коммуникации — обряды, жесты, мимика, этикет, украшения, рубцевание и татуировка и т. д. Искусство осуществляется под мощным влиянием наличной культуры, материализованной в предметах производства, быта, речи и поведении, обрядах и ритуалах и т. д. и составляющих среду обита- иии человека. На основе культуры формируются многообразные языковые средства искусства
Не случайно, что внешне многие произведения искусства воспринимаются как модель реальных жизненных отношений. Нотам, где читатель или зритель видит нечто, весьма похожее на то, что происходит и его повседневной жизни, фактически зашифрованы значения, не со- тшдающие с изображенным в произведении, поскольку они несут специфическое художественное значение, не сводимое к реальным моделируемым отношениям. Особенно отчетливо видна связь языка искусства и угикетных форм культуры, служащих для поддержания и трансляции социально одобряемых форм поведения. Такие виды искусства, как кино, театр, актерское исполнение, танец, жест, движение — способны передать богатейший спектр значений. Но чтобы понять произведение искусства, необходимо проникнуть за границу внешнего, визуально наблюдаемого, в содержание и смысл произведения. Аналогичным образом формируется и язык изобразительного искусства, где ведущая роль принадлежит визуальному опыту, его обобщению, где зрительные образы являются коррелятами соответствующих значений, несущих потенцию глубочайших знаний и смыслов.
Итак, язык искусства формируется на основе языков культуры, что создает предпосылки включения ее явлений в сферу социальной коммуникации. Необходимо однако подчеркнуть, что язык искусства является результатом преобразования знаковых средств внехудожествен- иой коммуникации в сфере культуры, и связь между художественным и культурно-историческим значением знака может быть более или менее прозрачной. Становясь средством художественной коммуникации, культурная предметность приобретает новые, не свойственные ей значения. При этом, будучи явлениями культуры, знаки языка культуры сохраняют свои значения более или менее неизменными. Связь между художественными и культурно-историческими значениями знаков я пика может быть более или менее прозрачной, обеспечивая свободный переход от буквального значения культурно-исторического знака к значению художественному. Таким образом, язык искусства имеет отчетливо выраженный метафорический характер. Природа метафоры обусловлена столкновением между обычными и переносными значениями знаков языка. Благодаря контексту их употребления знаки тыка воспринимаются одновременно в буквальном и переносном шачениях, что создает неповторимый эстетический эффект. «Семан- тческий сдвиг», порождаемый ассоциациями между сопоставляемы-
ми объектами, обеспечивает новое видение реальности, жизни, новое понимание жизненных отношений. Метафора - универсальный и фундаментальный способ восприятия и осмысления жизни. Она неразрывно связана с интеллектуально-познавательной деятельностью человека. Столкновения различных уровней значения знаковых средств языка культуры порождает особый контекст, позволяющий по-новому осмыслить и понять жизнь личности, общества и культуры. Метафора развивает новые способы видения мира, обеспечивает обогащение творческого потенциала человека.
Особенности восприятия искусства. J1. Витгенштейну принадлежит определение языка как картины действительности: ибо, понимая предложение, я знаю изображенную им возможную ситуацию. Но чтобы произведение искусства реализовало свою познавательную и эстетическую функции, необходимо, чтобы оно было понято его адресатом. Эффективность понимания произведения искусства в значительной степени обусловлена особенностями языка данного вида искусства, сложностью языка конкретного вида искусства и языковым развитием реципиента, его способностью выявлять присущие образному языку значения и оперировать ими.
Как уже отмечалось, художественная идея воплощается в специфическом языке искусства, несущем два плана значений - буквальный, исторически сформировавшийся, и эстетический, условный. Язык искусства делает идею телесной и одухотворяет действительность. Поэтому художественная предметность принципиально отлична от структуры объекта непосредственного чувственного созерцания. В искусстве любой знак языка, сохраняя присущее ему исторически сформировавшееся значение, может быть носителем существенно отличающегося от него значения художественного. Становясь средством художественной коммуникации, знаковые средства культуры приобретают новые, не свойственные им значения. При этом язык искусства несет как бы двойной пласт значений: и первоначальный, собственно культурный (который в восприятии произведения может трактоваться буквально), и метафорический, существенно отличающийся от буквального. «Игра смыслами» не уводит от реальности, но позволяет увидеть ее с совершенно неожиданной стороны. При этом конвенционально сложившиеся значения знаковых средств культуры остаются относительно неизменными. В искусстве названные значения могут сближаться либо контрастировать друг другу, что также воспринимается как своеобразная игра.
В речевой коммуникации знак оказывается наделенным тремя функциями: это символ в силу своей соотнесенности с предметами и положением вещей; это симптом в силу своей зависимости от отправителя, это сигнал в силу своей апелляции к слушателю. В художественной коммуникации знак по преимуществу выступает как самовыражение художника, но в восприятии адресата искусства художественный знак - сигнал, сообщающий нечто о нем самом. Отождествление себя
с образом вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, а отстранение от него несет психологическую разрядку. В качестве символа произведение искусства сообщает нечто о реальности, а в качестве симптома произведение искусства выражает отношение художника а реальности и тем самым раскрывает его ценностные ориентации.
Согласно классификации Ч. Пирса существуют три типа знаков: иконические знаки, т. е. знаки, действие которых основано на фактическом подобии означающего и означаемого; знаки-индексы, действие которых основано на фактической, реально существующей смежности означающего и означаемого и знаки — символы, их действие основано на конвенционально установленной смежности означающего и означаемого. Связь значения и знака-символа основана на правиле, и интерпретация символического знака возможна лишь при шании данного правила. Значимость правил языка позволяет Ф. Сос- сюру определить язык как систематизированную совокупность правил, необходимых для коммуникации. Однако в языке художественной коммуникации такое правило в значительной мере определяется пптором произведения и может быть скрытым от его адресата. Это создает возможность возрастания степени свободы в наделении субъектом смысла художественного произведения. В то же время понимание произведения затрудняется, поскольку ограничиваются объективные позможности декодирования языка и его правил. Исследователи констатируют неисчерпаемость творческого потенциала естественного языка по сравнению с какими-либо другими знаковыми системами. Его использование в искусстве является важнейшей предпосылкой художественного творчества. Однако в восприятии иногда создается иллюзия тождества знаковых средств культуры с ана- погичными средствами искусства, что может создавать предпосылки редукции художественного символа к общепринятому значению. Особенно часто подобная иллюзия возникает при восприятии произведений изобразительного искусства, порождая тенденцию отождествления изображаемого и его значения. В этом случае эстетический смысл произведения искусства утрачивается, произведение приобретает ограниченный житейский облик.
Восприятие искусства как идеальная интериоризованная игра. Поскольку механизм символизации выходит за рамки однозначного иосприятия произведения, постольку активность реципиента носит инициативный характер, приобретая черты, свойственные художественному творчеству. Восприятие искусства есть сотворчество. Самоценный характер творчества сближает его с игрой. Искусство, как и игра, внеутилитарно, условно, эмоционально окрашено, реализуется и специфическом языке. Стремление к игре определяют не внешние, по внутренние бескорыстные мотивы личности, ее интимные побуж- нения, связанные с наслаждением игровой деятельностью как таковой. Механизмы творческой и игровой деятельности общие. Секрет наслаждения, доставляемого искусством, — в игровой деятельности,
которая представляет собой глубинное основание сотворчества, имеющего самоценный характер. Постижение смысла художественной метафоры осуществляется в игровой деятельности, направленность которой моделируется и осуществляется в форме диалога художники и реципиента. Цель игры — непосредственно в ней самой. В игре человек может проигрывать разные роли, и это способствует преодолению рутины жизни, ее элементарности, бездумной повседневности. Бескорыстное наслаждение искусством, о котором говорил в свое время И. Кант, позволяет человеку преодолевать свою одномерность, упрощенное видение мира вещей, ограниченность взаимодействия с ними. Языковые игры в бытии искусства создают возможности естественности и свободы вхождения человека в игровое пространство и выхода ит него. Только игровой аспект художественного восприятия как условие свободного самоценного наслаждения искусством независимо от утилитарного результата создает предпосылки органического самопро- явления и самореализации личности. Игра - такая форма деятельности, при которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления орудий и предметов. Эмоциональное значение игры проявляется в том, что процесс игры сопровождается подъемом всех физических сил — физических и душевных, игра приносит настоящую радость и разрядку от той напряженности, которая накапливается в результате действий неигрового характера. Игровая имитация предполагает создание относительно достоверной модели действительности. Игрок добровольно берет на себя роль, и его поведение регламентируется правилами, обусловленными этой ролью. В то же время игра допускает свободную импровизацию, индивидуальность выбора. Противоречие между регламентацией и свободой сообщает игре свойство релевантности. Динамика игры связана с взаимоизме- нением ее участников, логическим анализом и эмоциональным переживанием игровых ситуаций, психологической защитой и активным наступлением на партнера, что объясняет известную неопределенность развития игровой деятельности и ее результата. Участие в игре предполагает признание жизненных ситуаций, моделируемых игрой и признание реальности самой игры. Поэтому участник игры частич но отождествляет себя с принятой им ролью и в то же время осознает свое отличие от нее. Сложные чувства, которые порождает игра объясняются этой двуплановостью: единством условности и реальности действий и переживаний. В процессе игры создается игровой образ, непосредственно создаваемый и переживаемый игроками. Особен ности игрового образа — выразительность, символическая природа, эмоциональная заразительность. Игра, имеющая большое значение а развитии человека, его творческих возможностей, принципиально внеутилитарна. Она не приводит к созданию предметов потребления, материальных благ, совершается не ради практического эффекта, не сводима к материальной пользе. Стимул игры находится в ней самой, ее смысл — свободное проявление жизненной активности человека,
доставляющей ему радость. Игра раскрепощает человека от жестких стандартов повседневной жизни, активизирует его фантазию, стимулирует творческое отношение к труду и общению, организации быта и воспитанию детей. Она формирует творческий потенциал человека, Подготавливает его к восприятию искусства, придает легкость и артистизм его поведению. Как явление культуры игра не имеет четкой локализации и принадлежит ко всеобщим, родовым формам жизнедеятельности человека. Именно игровой аспект превращает чтение как труд в чтение как творчество (Ф. Ф. Асмус). Искусство погружает нас в повседневный мир, который предстает как осмысленный и эмоционально пережитый. Опыт художественного восприятия обогащает наш житейский опыт, а интерсубъективность значений художественного языка сообщает искусству черть! достоверности и убедительности. Вместе с искусством сотворчески познавая и переживая жизнь, Каждый человек открывает истины, которые недоступны научному познанию.
1. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. М., 1997.
2. ГадамерХ. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
3. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 1995. № 5.
4. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории //Дильтей В. Собр. соч. в 6 т. М., 2000. Т. 1.
5. Коллингвуд Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.
6. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.
7. Рикер П. Память, история, забвение. М., 2004.
8. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре (избранное). М., 1998.
9. Фейнберг Е. Л. Две культуры: интуиция и логика в искусстве и науке. М., 2004.
10. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д., 1998.
1. Репрезентация как познавательная процедура. Особенности искусства как средства репрезентации духовного мира художника.
2. Категория «жизнь» в системе категорий социально-гуманитарных наук.
3. Наука и искусство.
4. Жизнь как категория наук о духе.
5. 1 5. В. Дильтей «Введение в науки о духе. Опыт построения основ для изучения общества и истории».
6. Язык искусства: особенности восприятия искусства.