И условие единства социального и гуманитарного познания
Социальность как фундаментальное свойство общества
Каков критерий, позволяющий отнести то илИ иное явление к общественному? Общий отличительный признак общественного явления — социальность. Исходя из определения общества, можно определить понятие социальности как взаимообусловленность людей жизнью друг друга, процессами и результатами их совместной и индивидуальной деятельности. (Кемеров В. Е. Общество социальное, социальность // Современный философский словарь. М., 200^. С. 475). Социальность — это взаимосвязь, взаимодействие с ориентацией на Другого.
Формой и условием бытия социальности является культура. Как совокупность норм, регламентирующих деятельность и отношения, культура объединяет людей духовно, системой ценностей. Любое проявление социальности представляет собой материально, предметно воплощенное духовное содержание. Как предмет, отсылающий к другому предмету и не имеющий с ним сходства, социальное явление
выполняет функцию знака. Интерсубъективность знаковых систем культуры создает предпосылки взаимопонимания между людьми, поддержания их взаимосвязи.
Социальность распадается на два класса явлений: это человек как социальное существо и продукты деятельности человека, объективированные, обособившиеся от человека и существующие как не зависящие от человека силы. Однако условием существования человека как социального существа является социализация, т. е. овладение культурой. Культурная предметность, в свою очередь, изолированная от человека, теряет свою специфику, превращаясь в обычный природный объект. Исторически общество возникло как объединение людей, совместная деятельность которых обеспечивает необходимые условия производства и сохранения их жизни. Как первейшее и необходимое условие существования людей общество располагает соответствующими механизмами, обеспечивающими его выживание и воспроизводство. К ним относятся общественное производство, организация и управление.
Общественное производство. Понятие общественного производства - ключевое для понимания объекта социально-гуманитарного познания. Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятельностью, направленной на производство, поддержание и воспроизводство их жизни. Общественное производство - длящийся во времени и циклически повторяющийся процесс (воспроизводство). В то же время оно включает в себя изменчивость, определенную социальную динамику (т. е. собственно производство). Единство названных моментов базируется на традиции, социальном наследовании, с одной стороны, и росте и накоплении практического и духовного опыта - с другой. Социальная динамика, развитие общества обеспечиваются сохранением и совершенствованием способов передачи последующим поколениям накопленного опыта как в производстве, так и в управлении поведением людей. Важнейшие средства трансляции опыта - язык, показ, пример, и главное — общественное богатство и культурное достояние народа, наследником которого он является.
В широком смысле общественное производство — многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые общественной жизни. В него входят: воспроизводство самих людей; материальное производство, т. е. создание материальных условий сохранения и поддержания их жизни; духовное производство, т. е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее согласованность их деятельности, целостность и организованность общества. Общественное производство — коллективный процесс, и потому с необходимостью включает в себя систему отношений, специфичных для каждого элемента. Оно есть производство людьми своей жизни, главными функциями которого являются воспроизводство материальных условий существования людей, производство со
циальных связей и отношений, духовное производство как производство идей, символов и знаков, выражающих духовное содержание, т. е. содержание мыслей, представлений, ценностей, а также производство самих людей как общественных индивидов. В функции общественного производства входит и осуществление общественного труда. Это труд, результатами которого пользуются все: открытия в науке, технические изобретения, произведения искусства принадлежат всем людям. Для социальной философии не существует непроизводственной сферы, непроизводительных видов деятельности.
Необходимое условие бытия общества - духовная деятельность людей. Люди - сознательные существа, и сознание пронизывает все проявления социального, будучи одним из способов их жизнедеятельности. Значительная роль в этом процессе принадлежит специализированной профессиональной духовной деятельности ученых, художников, идеологов и т. п. Их относительно обособленная профессиональная деятельность обслуживает многообразные сферы общественной жизни. Возникновение духовной подсистемы общества обусловлено многообразными общественными и личными духовными потребностями. Важнейшие из них — познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Их удовлетворение предполагает наличие многообразных средств информирования и коммуникации, которые также составляют одну из важнейших духовных потребностей личности и общества. Особое место среди духовных потребностей занимает потребность в духовном общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и институты, которые соответствуют многообразным духовным потребностям. Так, научные ин- ститугы и разнообразные объединения ученых осуществляют познание природы, общества, человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. В науке также возникают собственные проблемы, не имеющие непосредственного выхода в социальную практику. Разрешение названных проблем является условием дальнейшего развития науки, ее внутренней потребностью.
Социальные связи и социальные отношения. Объектом социального познания являются многообразные связи между людьми, составляющие основу социальности. Если структура общества — материал социальности, то связи между людьми создают саму ткань общественной жизни, обеспечивают единство общества. Существуют социальные связи, которые наглядно не фиксируются и эмпирически не устанавливаются, но которые миллиардами нитей побуждают нас к определенному образу действий и мыслей и которые ввергают нас в круговорот событий, радикально меняющих сложившийся образ жизни.
Развитие общества постоянно сопровождалось разделением сфер общественной деятельности. Общественным мы называем такое разделение труда, которое предполагает закрепление определенных видов деятельности за определенными социальноорганизованными группами. Усложнение общественной жизни со
провождается усилением социальной дифференциации. В процессе производства складываются многообразные отношения между людьми : организационно-экономические, производственно-технологические и социально-экономические. Если производственно-технологические отношения в значительной мере зависят от характера и уровня развития техники и производственной технологии, то организационноэкономические и особенно социально-экономические зависят от форм собственности на средства производства. Собственность — институт, возникающий в хозяйственной, экономической сфере. Она распространяется не только на средства производства, но и на предметы потребления и произведенный продукт. Собственностью могут быть все элементы общественного богатства — рабочая сила, средства производства, земля и ее недра, продукты материального производства, духовной творческой и иной интеллектуальной деятельности и т. д. Собственность обусловливает особый вид социальных связей, которые определяют, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности и какие материальные имущественные интересы ею порождаются. Формы собственности зависят от степени реального обобществления производства, на которое в свою очередь влияет общий технологический прогресс.
Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, возникновение относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции, занимающих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчеркнуть, что социальное расслоение и неравенство людей — естественное состояние общества. Мечта о «золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине своей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентирует людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализовались: вместо одного вида неравенства возникали другие. Борьба за особое положение в семье, роде или племени, за признание личного авторитета — силы, ловкости, мужества или умений — возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что неравенство — важный стимул развития личности и в конечном счете общества.
Особая роль в возникновении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая дифференциация людей, связанная с имущественным неравенством. Возникают люди, занятые умственным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные процессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединение других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный период его истории характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общ-
костей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих названные отношения. Характер и тип социальной группы определяют и особенности ее поведения, и место в социальной подсистеме общества. Главный объединяющий признак социальных общностей и групп — общность потребностей и интересов, определяемых их объективным положением в обществе.
Управление. Усложнение социальной структуры общества порождает потребность в согласовании взаимодействия и интересов количественно и качественно разнородных социальных групп. Виды социальных общностей и групп определяют характер отношений и социальных связей между ними. Связи могут быть долговременными и кратковременными, прочными цли слабыми и непрочными, непосредственными и опосредованными. Важнейшая роль в формировании характера связей принадлежит интересам, а необходимость их согласования реализуется специальными институтами общества и в первую очередь политической системой. Создание разветвленной системы институтов — социальных и политических организаций с особо важными функциями и четкой организационной структурой — необходимое условие сохранения целостности общества как системы многообразных связей и отношений. Институты осуществляют общественно значимую деятельность, без которой нормальное функционирование общества невозможно. Это государство и его институты, партии и движения, средства массовой коммуникации, религиозные учреждения, учреждения образования и культуры, системы здравоохранения и санитарной службы, рынок, банки и т. д. Деятельность социальных институтов распространяется на все сферы общественной жизни: семья и производство, движение товаров и денег, производство и потребление и т. д. Институты осуществляют согласование интересов различных общностей и групп, обеспечивают их эффективное взаимодействие, закрепляют сложившиеся социальные ценности и утверждают новые. Политическая система выполняет функцию согласования интересов разнообразных общностей и социальных групп. Ее инструментами являются государство, право, органы правопорядка, политическая власть. Понятие власти достаточно широко по объему и включает не только политическую, но и другие формы власти (психологическая, эмоциональная, власть традиции и авторитета и т. п.) Отличие политической власти — в возможности применения санкций к лицам, нарушающим сложившийся правопорядок.
Повседневность — целостный социокультурный жизненный мир, предстающий как «естественное» самоочевидное условие человеческой жизнедеятельности. Повседневность — интерсубъективный мир, значимый для людей своим качеством и субъективно интерпретируемый ими. Повседневность представляет собой такой вид социального взаимодействия, в котором возможно полное взаимопонимание, когда «Я» конструирую опыт другого, его сознание, так же, как и «Другой» воспринимает мой собственный опыт, мое сознание. Повсед
невность — самоочевидная реальность, фактичность, она исключает всякие сомнения в существовании мира. Язык повседневности — это язык имен, вещей и событий самоочевидных, что позволяет отождествлять мое сознание и сознание другого. Преобладающая активность в повседневности — трудовая деятельность, характеризуемая вовлеченностью личности, интерсубъективностью, типизированностью мира, своеобразием переживания времени, — это стандартное время, понимаемое как пересечение космического времени, циклов природы и внутреннего времени. Следует различать повседневность как теоретическое представление и как специфическую область социальной реальности. Классическая эпистемология отводила понятию повседневности второстепенную роль, как видимости бытия, за которой скрывается подлинная реальность. Живой опыт индивида, переживающего повседневность, — всего лишь симптом, частичное проявление этой реальности. В классической эпистемологии повседневность мыслилась как объект рационализации. Гуссерль определяет повседневность как жизненный мир, а его последователи оценивали повседневность как подлинное основание социальной реальности. Сегодня повседневное и неповседневное рассматриваются как различные и несоизмеримые структуры социальности, представляющие разные типы опыта. Но исследование повседневности тем не менее рассматривается как один из критериев обоснования и валидности социального знания. Постнеклассическая наука ставит повседневность в центр социального познания как объект, позволяющий обратить внимание на то, что раньше казалось незначимым либо отклоняющимся от нормы: архаика в современности, банализация и технологизация образов. Поэтому наряду с классическими методами исследования повседневности используются описательные, нарративные методы, основанные на максимальном приближении к повседневной жизни, для которой ценностные регулятивы выходят на первый план. Исследование повседневности способствует преодолению разрыва между «высокой» теорией социальных и гуманитарных наук и обыденным знанием о мире, представляя теорию социальных структур и теорию индивидуального сознания как единое целое.