И условие единства социального и гуманитарного познания

Социальность как фундаментальное свойство общества

Каков критерий, позволяющий отнести то илИ иное явление к об­щественному? Общий отличительный признак общественного явле­ния — социальность. Исходя из определения общества, можно опреде­лить понятие социальности как взаимообусловленность людей жизнью друг друга, процессами и результатами их совместной и индивидуальной деятельности. (Кемеров В. Е. Общество социальное, социальность // Современный философский словарь. М., 200^. С. 475). Социаль­ность — это взаимосвязь, взаимодействие с ориентацией на Другого.

Формой и условием бытия социальности является культура. Как совокупность норм, регламентирующих деятельность и отношения, культура объединяет людей духовно, системой ценностей. Любое про­явление социальности представляет собой материально, предметно воплощенное духовное содержание. Как предмет, отсылающий к дру­гому предмету и не имеющий с ним сходства, социальное явление

 

выполняет функцию знака. Интерсубъективность знаковых систем культуры создает предпосылки взаимопонимания между людьми, под­держания их взаимосвязи.

Социальность распадается на два класса явлений: это человек как социальное существо и продукты деятельности человека, объекти­вированные, обособившиеся от человека и существующие как не за­висящие от человека силы. Однако условием существования челове­ка как социального существа является социализация, т. е. овладение культурой. Культурная предметность, в свою очередь, изолированная от человека, теряет свою специфику, превращаясь в обычный природ­ный объект. Исторически общество возникло как объединение людей, совместная деятельность которых обеспечивает необходимые условия производства и сохранения их жизни. Как первейшее и необходимое условие существования людей общество располагает соответствую­щими механизмами, обеспечивающими его выживание и воспроиз­водство. К ним относятся общественное производство, организация и управление.

Общественное производство. Понятие общественного производ­ства - ключевое для понимания объекта социально-гуманитарного познания. Общество — такое объединение людей, целостность которого обеспечивается общественным производством, т. е. совместной деятель­ностью, направленной на производство, поддержание и воспроизвод­ство их жизни. Общественное производство - длящийся во времени и циклически повторяющийся процесс (воспроизводство). В то же время оно включает в себя изменчивость, определенную социальную динамику (т. е. собственно производство). Единство названных мо­ментов базируется на традиции, социальном наследовании, с одной стороны, и росте и накоплении практического и духовного опыта - с другой. Социальная динамика, развитие общества обеспечиваются сохранением и совершенствованием способов передачи последующим поколениям накопленного опыта как в производстве, так и в управ­лении поведением людей. Важнейшие средства трансляции опыта - язык, показ, пример, и главное — общественное богатство и культур­ное достояние народа, наследником которого он является.

В широком смысле общественное производство — многогранный процесс, включающий в себя все необходимые слагаемые обществен­ной жизни. В него входят: воспроизводство самих людей; материаль­ное производство, т. е. создание материальных условий сохранения и поддержания их жизни; духовное производство, т. е. производство знаний, опыта, ценностей; управление людьми, обеспечивающее согласованность их деятельности, целостность и организованность общества. Общественное производство — коллективный процесс, и потому с необходимостью включает в себя систему отношений, специфичных для каждого элемента. Оно есть производство людьми своей жизни, главными функциями которого являются воспроизвод­ство материальных условий существования людей, производство со­

циальных связей и отношений, духовное производство как производ­ство идей, символов и знаков, выражающих духовное содержание, т. е. содержание мыслей, представлений, ценностей, а также производство самих людей как общественных индивидов. В функции общественного производства входит и осуществление общественного труда. Это труд, результатами которого пользуются все: открытия в науке, технические изобретения, произведения искусства принадлежат всем людям. Для социальной философии не существует непроизводственной сферы, непроизводительных видов деятельности.

Необходимое условие бытия общества - духовная деятель­ность людей. Люди - сознательные существа, и сознание прони­зывает все проявления социального, будучи одним из способов их жизнедеятельности. Значительная роль в этом процессе принадлежит специализированной профессиональной духовной деятельности уче­ных, художников, идеологов и т. п. Их относительно обособленная профессиональная деятельность обслуживает многообразные сферы общественной жизни. Возникновение духовной подсистемы общества обусловлено многообразными общественными и личными духовными потребностями. Важнейшие из них — познавательные, нравственные, эстетические, религиозные. Их удовлетворение предполагает наличие многообразных средств информирования и коммуникации, которые также составляют одну из важнейших духовных потребностей лично­сти и общества. Особое место среди духовных потребностей занимает потребность в духовном общении. В обществе постепенно возникают особые отрасли духовного производства и институты, которые соот­ветствуют многообразным духовным потребностям. Так, научные ин- ститугы и разнообразные объединения ученых осуществляют позна­ние природы, общества, человека и тем самым научно обеспечивают деятельность людей. В науке также возникают собственные проблемы, не имеющие непосредственного выхода в социальную практику. Раз­решение названных проблем является условием дальнейшего разви­тия науки, ее внутренней потребностью.

Социальные связи и социальные отношения. Объектом социального познания являются многообразные связи между людьми, составляю­щие основу социальности. Если структура общества — материал соци­альности, то связи между людьми создают саму ткань общественной жизни, обеспечивают единство общества. Существуют социальные связи, которые наглядно не фиксируются и эмпирически не устанав­ливаются, но которые миллиардами нитей побуждают нас к опреде­ленному образу действий и мыслей и которые ввергают нас в кругово­рот событий, радикально меняющих сложившийся образ жизни.

Развитие общества постоянно сопровождалось разделени­ем сфер общественной деятельности. Общественным мы назы­ваем такое разделение труда, которое предполагает закрепление определенных видов деятельности за определенными социально­организованными группами. Усложнение общественной жизни со­

провождается усилением социальной дифференциации. В процессе производства складываются многообразные отношения между людь­ми : организационно-экономические, производственно-технологические и социально-экономические. Если производственно-технологические отношения в значительной мере зависят от характера и уровня раз­вития техники и производственной технологии, то организационно­экономические и особенно социально-экономические зависят от форм собственности на средства производства. Собственностьинститут, возникающий в хозяйственной, экономической сфере. Она распространя­ется не только на средства производства, но и на предметы потребления и произведенный продукт. Собственностью могут быть все элементы общественного богатства — рабочая сила, средства производства, зем­ля и ее недра, продукты материального производства, духовной твор­ческой и иной интеллектуальной деятельности и т. д. Собственность обусловливает особый вид социальных связей, которые определя­ют, кто обладает экономической властью, кому достаются доходы от хозяйственной деятельности и какие материальные имущественные интересы ею порождаются. Формы собственности зависят от степени реального обобществления производства, на которое в свою очередь влияет общий технологический прогресс.

Разделение труда и специализация в общественном производстве с необходимостью порождают социальную дифференциацию, воз­никновение относительно обособленных социальных общностей и групп, выполняющих только им свойственные функции, занимаю­щих определенное положение в обществе и имеющих собственные интересы. Следует подчеркнуть, что социальное расслоение и нера­венство людей — естественное состояние общества. Мечта о «золотом веке», о всеобщем и полном равенстве неосуществима по причине сво­ей полной ненаучности. Более того, она вредна, так как дезориентиру­ет людей, вносит напряженность в социальные отношения. Лозунги всеобщего равенства, как известно из истории, никогда не реализо­вались: вместо одного вида неравенства возникали другие. Борьба за особое положение в семье, роде или племени, за признание личного авторитета — силы, ловкости, мужества или умений — возникает на самых ранних ступенях общественной жизни. Можно сказать, что не­равенство — важный стимул развития личности и в конечном счете общества.

Особая роль в возникновении социального неравенства и развитии общества принадлежит институту собственности. С возникновением собственности происходит резкая дифференциация людей, связанная с имущественным неравенством. Возникают люди, занятые умствен­ным трудом как особой профессиональной деятельностью. Названные процессы интенсифицировали разделение труда, обособление одних групп и объединение других в различные сообщества. Социальная структура любого общества в определенный период его истории харак­теризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общ-

костей и групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждений, регулирующих названные отношения. Характер и тип социальной группы определяют и особенности ее поведения, и место в социальной подсистеме общества. Главный объединяющий признак социальных общностей и групп — общность потребностей и интере­сов, определяемых их объективным положением в обществе.

Управление. Усложнение социальной структуры общества по­рождает потребность в согласовании взаимодействия и интересов количественно и качественно разнородных социальных групп. Виды социальных общностей и групп определяют характер отношений и со­циальных связей между ними. Связи могут быть долговременными и кратковременными, прочными цли слабыми и непрочными, не­посредственными и опосредованными. Важнейшая роль в формиро­вании характера связей принадлежит интересам, а необходимость их согласования реализуется специальными институтами общества и в первую очередь политической системой. Создание разветвленной си­стемы институтов — социальных и политических организаций с осо­бо важными функциями и четкой организационной структурой — не­обходимое условие сохранения целостности общества как системы многообразных связей и отношений. Институты осуществляют обще­ственно значимую деятельность, без которой нормальное функцио­нирование общества невозможно. Это государство и его институты, партии и движения, средства массовой коммуникации, религиозные учреждения, учреждения образования и культуры, системы здраво­охранения и санитарной службы, рынок, банки и т. д. Деятельность социальных институтов распространяется на все сферы обществен­ной жизни: семья и производство, движение товаров и денег, произ­водство и потребление и т. д. Институты осуществляют согласование интересов различных общностей и групп, обеспечивают их эффек­тивное взаимодействие, закрепляют сложившиеся социальные цен­ности и утверждают новые. Политическая система выполняет функ­цию согласования интересов разнообразных общностей и социальных групп. Ее инструментами являются государство, право, органы право­порядка, политическая власть. Понятие власти достаточно широко по объему и включает не только политическую, но и другие формы вла­сти (психологическая, эмоциональная, власть традиции и авторитета и т. п.) Отличие политической власти — в возможности применения санкций к лицам, нарушающим сложившийся правопорядок.

Повседневность — целостный социокультурный жизненный мир, предстающий как «естественное» самоочевидное условие человече­ской жизнедеятельности. Повседневность — интерсубъективный мир, значимый для людей своим качеством и субъективно интерпретируе­мый ими. Повседневность представляет собой такой вид социального взаимодействия, в котором возможно полное взаимопонимание, ког­да «Я» конструирую опыт другого, его сознание, так же, как и «Дру­гой» воспринимает мой собственный опыт, мое сознание. Повсед­

невность — самоочевидная реальность, фактичность, она исключает всякие сомнения в существовании мира. Язык повседневности — это язык имен, вещей и событий самоочевидных, что позволяет отождест­влять мое сознание и сознание другого. Преобладающая активность в повседневности — трудовая деятельность, характеризуемая вовле­ченностью личности, интерсубъективностью, типизированностью мира, своеобразием переживания времени, — это стандартное время, понимаемое как пересечение космического времени, циклов при­роды и внутреннего времени. Следует различать повседневность как теоретическое представление и как специфическую область социаль­ной реальности. Классическая эпистемология отводила понятию по­вседневности второстепенную роль, как видимости бытия, за которой скрывается подлинная реальность. Живой опыт индивида, пережи­вающего повседневность, — всего лишь симптом, частичное проявле­ние этой реальности. В классической эпистемологии повседневность мыслилась как объект рационализации. Гуссерль определяет повсед­невность как жизненный мир, а его последователи оценивали повсед­невность как подлинное основание социальной реальности. Сегодня повседневное и неповседневное рассматриваются как различные и не­соизмеримые структуры социальности, представляющие разные типы опыта. Но исследование повседневности тем не менее рассматрива­ется как один из критериев обоснования и валидности социального знания. Постнеклассическая наука ставит повседневность в центр социального познания как объект, позволяющий обратить внимание на то, что раньше казалось незначимым либо отклоняющимся от нор­мы: архаика в современности, банализация и технологизация образов. Поэтому наряду с классическими методами исследования повседнев­ности используются описательные, нарративные методы, основанные на максимальном приближении к повседневной жизни, для которой ценностные регулятивы выходят на первый план. Исследование по­вседневности способствует преодолению разрыва между «высокой» теорией социальных и гуманитарных наук и обыденным знанием о мире, представляя теорию социальных структур и теорию индивиду­ального сознания как единое целое.