Темы докладов и рефератов
Классическая, неклассическая и постклассическая наука
В самом широком смысле классика означает «образцовый, выдающийся, общепризнанный, представляющий непреходящую ценность». В данном определении слово «классический» может использоваться в оценке любых явлений культуры, созданных в любое время. В узком смысле понятие «классический» характеризует этапы итипы искусства, научного познания и философии. Тип научного познания и философствования в значительной мере зависит от конкретно-исторических условий жизни общества, когда к науке, философии, искусству предъявляются соответствующие требования, нормы, имеющие значение образцов. Например, формирование норм на ранних ступенях общественного развития было непосредственно связано с опытом взаимодействия людей с природой и друг другом. Впоследствии нормы и образцы закреплялись путем применения соответствующих санкций и поощрений. Сами по себе нормы выступают как способ обобщения, так что, возникнув на ранних этапах развития общества, они в практически неизменном виде переходят из поколения в поколение, служат средством сохранения традиции. Стихийно образцы опираются на здравый смысл, на традиционные представления, сознательно они находят свое оправдание в науке и ее аргументации.
Образцы научной и философской классики представляют собой всеобщие принципы развертывания человеческого мышления и познавательной деятельности. Реализуясь в конкретных характеристиках бытия и познания, они придают философии и науке ее конкретноисторический облик. Терминологически развитие европейской науки и философии определяется как классический, неклассический и пост- классический этапы. Исходя из предложенного понимания классики, можно с полным основанием утверждать, что не только классический, но и неклассический и последующие этапы имеют свою «классику», т. е. свои нормы и образцы, отличающиеся от предшествующих и в то же время наследующие образцы старой классики, имеющие общечеловеческое значение. Основные особенности классической, неклассической и постнеклассической науки мы приводили в главе 12. В чем особенности названных этапов развития социально-гуманитарного познания? В качестве критерия различения данных этапов В. Е. Кеме- ров использует динамику представлений о человеке и его месте в жизни общества (Современный философский словарь. М., 2004. С. 318-323).
Для классической философии и науки (XVII—XIX вв.) характерно представление о человеке как родовом существе. Идущая от античности традиция определять человека как «политическое животное» (Аристо-
тель) или как «двуногое бесперое существо» (Платон) оставляет в стороне анализ понятия идеального человека, определяемого в абстрактном понятии «человечность», поскольку он находится за пределами эмпирически наблюдаемой реальности. В классической науке в центре внимания оказываются именно абстракция человека, раскрытие его всеобщих черт, коррелируемых с развитием науки, техники, стандартизацией производства и потребления. Теория происхождения видов Ч. Дарвина не предполагала рассмотрение социальных качеств человека, абстрагировалась от его неповторимо индивидуальных особенностей, а социальная мысль оперировала естественными закономерностями, где человеку не оставалось места. Как мы уже видели в предыдущем разделе, названный подход имел место практически во всех социальных концепциях XIX века. «В обобщенном образе человека утрачивались не только индивидуальные особенности людей, но и собственный процесс их бытия, динамика их самоизменения, самореализации, саморазвития. Обобщенный образ человека как мера деятельности людей в характеристиках человеческих взаимодействий обнаруживал значение нормы» (Там же. С. 319). В культуре в целом, в практике и теории права, в характеристике производства и человека как производительной силы общества, в концепции роли народных масс как решающей силы общественного развития не оставалось места для человеческой индивидуальности, его радостей и страданий, его мужества и таланта, его души.
Конец XIX—начало XX веков были периодом кризиса классической философии и науки и возникновения неклассической науки. Кризис физики обернулся кризисом всей классической науки с ее образцами и нормами. Открытие ненаблюдаемых объектов - элементарных частиц, физических полей и т. д. показало ограниченность классической науки и потребовало пересмотра ее методологии. Отказ от классических образцов обернулся отказом от традиций в культуре, отказ от классической рациональности - радикальным поворотом в сторону иррационализма. Данные установки воспринимались как катастрофа, как «конец Европы» (Шпенглер), предрекалась неминуемая и скорая гибель европейской цивилизации. Критика возникавшей методологии осуществлялась с позиций старых, классических установок, а наступление на уходящую классическую науку с ее образцами объективности и рациональности — как наступление иррационализма, субъективизма и нигилизма. В центре внимания философии и науки оказывается субъект, а познание и история оцениваются с субъективистских позиций. Общество предстает как хаос индивидуальных проявлений, как «восстание масс» (Хосе Ортега-и-Гассет). Важно подчеркнуть, что ценности классической науки продолжали и продолжают оказывать свое влияние на духовную культуру, изменился лишь их статус. Ныне они сохраняют свое значение в качестве рядовых методологических приемов, норм и образцов. Естественно поставить вопрос: а какие образцы сформировала неклассическая наука и имеют ли они такое же непреходящее значение, как и образцы классического периода? Полагаю, что неклас
сическая наука внесла свой позитивный вклад в теорию й методологию познания. В частности, центр внимания социально-гуманитарных и естественных наук переместился в сторону субъекта, выявления его позитивной роли в познавательном процессе. Если классическая наука в качестве нормы провозглашала элиминацию субъекта, то неклассическая наука опирается на познавательные способности субъекта: свидетельство тому — идея тождества восприятий и вещей, языка и реальности. Логическим следствием эмансипации субъекта познавательной деятельности является интерес к проблеме субъектности, к поискам человеческих ресурсов развития общества. Взаимодействие индивидов в социальном процессе вырастает в проблему «Я» и «Другой», в соответствии с решением которой выстраиваются не только модели межличностного взаимодействия, но и координации взаимодействия социальных групп и систем.
Задача постклассической философии — выработка образцов оптимизации такого рода взаимодействий. Лавинообразный рост науки, развитие техники и технологии, динамика общественного развития и культуры делают эту проблему постоянно актуальной, поскольку постоянно возникает потребность выработки новых образцов и модернизации старых в соответствии с изменившимися условиями.
1. Социокультурные основания социально-гуманитарного познания.
2. Интерпретация в исторических науках.
3. Идеалы и нормы в социально-гуманитарном познании.
4. Методология «наук о природе» и «наук о духе»: проблема их соотношения.
5. Работа Г. Риккерта «Науки о природе и науки о культуре».
6. Роль системного подхода в социально-гуманитарном познании.
7. Специфика философско-методологического анализа текста как основы гуманитарного знания.