Донаучные, научные и вненаучные знания об обществе
ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
ГЛАВА 16
Часть II Философские проблемы социально-гуманитарных наук
Темы докладов и рефератов
Литература
1. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987.
2. Дугин А. Г. Эволюция парадигмальных оснований науки. М., 2002.
3. Концепция самоорганизации: становление нового образа научного мышления. М., 1994.
4. Кун Т. Структура научных революций. М., 2003.
5. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
6. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М., 1995.
7. Поппер К. На пути к рациональной теории традиции // Предположения и опровержения. М., 2004. Глава 4.
8. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. Гл. VI. Научные революции.
9. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.
1. Научная революция XVII века: сущность и содержание.
2. Постпозитивистские модели развития научного познания (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, М. Полани, Ст. Тулмин, П. Фейерабенд).
3. Проблема преемственности в развитии научных теорий. Кумулятивизм и парадигм ализм.
4. Понятие научной революции. Типология научных революций.
5. Научная школа как форма научной традиции.
Общество является предельно сложной из всех известных в науке систем, и его исследование сопровождается значительными трудностями. Общественная жизнь довольно динамична, и у каждого народа своя особенная и неповторимая история. Все процессы общественной жизни взаимосвязаны, так что в различных ситуациях определяющее и определяемое меняются местами. Чрезвычайно велика роль случайностей и субъективного фактора в реальном историческом процессе. Тем не менее общественная жизнь на протяжении веков остается объектом неослабевающего интереса ученых и философов. Общество является предметом исследования различных наук - социологии, истории, политологии, правоведения, этнографии, экономической теории и т. д. Задача науки — исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся, всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотя научное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу, поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативные возможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритеты сегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.
Первые представления об обществе возникли на самых ранних ступенях его существования. Первоначально понятие общества ассоциировалось с небольшим локальным сообществом, покоящемся на родственных родоплеменных отношениях. Нормы поведения и деятельности, возникшие в результате осмысления опыта повседневного взаимодействия с природой и друг другом, представали как предписания богов, которым неукоснительно надлежало следовать. Жесткие санкции за нарушения норм, авторитет старейшин и традиция — таковы механизмы, которые объединяли людей в единое сообщество, обеспечивали их выживание. Мифология и религия были первыми формами познания природы и общества, поддержания и укрепления сложившихся устоев. По мере усложнения общественной жизни раздвигаются границы общества, взаимоотношения людей становятся все более опосредованными и многоступенчатыми, йерархичными, и обыденное сознание все больше ассоциирует понятие общества с государством. Не случайно, что первые попытки философского осмысления общества концентрировались вокруг проблематики политики и этики. Тем не менее именно многообразные древнейшие формы вненаучного знания и религиозно-мифологических представлений проникали в теоретические концепции и в значительной мере служили критерием их достоверности. Философские, теологические, литературно-художественные описания общественной жизни, формы
повседневного знания, здравого смысла, обыденного сознания оказывали и оказывают непосредственное влияние на научные и философские концепции общества и его динамики. И это не случайно: ведь обыденное знание формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта, эмоционально проживаемого и переживаемого людьми, судьба которых зависит от практической политики и культу- ры? состояния общественного хозяйства, уровня жизни, духовной атмосферы в обществе.
Первые попытки теоретического осмысления истории предпринимались древнегреческими философами. История в их понимании представлялась как совокупность последовательно происходивших событий. Описание истории бывало достаточно полным, иногда красочным, но целостного осмысления истории в их рассказах не было. Это так называемая нарративная история. В дальнейшем история представлялась грекам в форме циклически повторявшихся процессов, «вечным возвращением» (Ф. Ницше). Значимость государства в жизни общества определяла и концентрацию интересов философов в области государства, права, политики, этики. В учениях Платона, Аристотеля государство предстает как синоним общества, как форма и способ его устроения. Например, Платон в соответствии со своими установками рисует идеал государства, управляемого философами, где граждане выполняют те функции, которые предначертаны им их природой. Аристотель, в соответствии с его телеологическими представлениями о развитии в природе и обществе, представляет государство (полис) как изначальную цель развития общества, проходящего ступени внутрисемейной жизни к более развитой форме — селению, управляемому сверхродовым принципом соседства, к городу-государству как высшему проявлению политической природы общества.
Хотя интерес к государству, политике и праву преобладал в первых философских концепциях общества, в античности формировались определенные этнографические знания, поскольку развитие мореплавания и торговли порождало потребность в знании языков, обычаев, религий других народов. В эпоху Средневековья Августин развивает выраженное Цицероном понимание государства как достояния народа и его естественного права на свою долю того достояния, каким является государство. Опираясь на эту идею, Августин объясняет падение Рима отчуждением государства от его естественного Собственника, т. е. народа. В Новое время Гоббс выдвинул понятие общественного договора как теоретической модели возникновения государства. Гоббс противопоставляет понятия естественного права и естественного состояния народа. Естественное состояние для Гоббса означает пребывание во власти законов природы, т. е. животное состояние, при котором «человек человеку волк». Естественное право как право собственности народа на государство позволяет создать государство как соединение многих людей, т. е. общество. Государство рассматривается Гоббсом как продукт общественного договора, преодолевающий животную
разобщенность людей, обуздывающий их животные инстинкты и разрушительные проявления. Поэтому Гоббс утверждает необходимость неукоснительного подчинения абсолютной власти суверена, которому народ передоверил свою власть. В первом состоянии человек — «человек человеку волк», во втором — гражданин.
Представления, разделяющие понятия общества и государства, возникают в условиях капитализма. Не случайно, что эта идея получила свое выражение прежде всего в политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо). Смит рассматривает общество как область труда и трудового взаимодействия, где люди трудятся добровольно, на свой страх и риск и не нуждаются в государственном регулировании. Дальнейшее развитие названных представлений выражено в концепциях либерализма Дж. Локка и Д. Юма. Д. Юм в «Трактате о человеческой природе» полагает естественное состояние человека вполне нормальным и в связи с этим утверждает, что «государь совершенно освобождается от обязанности... руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, более соответствующим интересам общества» {Юм Д. Соч. в 3 т. М., 1965. Т. 1, С. 231). Как известно, в Новое время наука приобретает статус особой области профессиональной деятельности и особого социального института. Усложнение социальной структуры общества, формализация деятельности властных структур и универсализация товарно-денежных отношений, проникавших даже в самые интимные отношения между людьми, — обусловили усложнение структуры научного знания и становление дисциплинарной структуры обществознания.