Сительности. Любая революция порождается парадоксами и проблем­ными ситуациями.

Внутридисциплинарные, междисциплинарные и социокультурные факторы прогресса в науке

В философии науки выделяются внутренние и внешние источни­ки научных революций. К внутренним факторам научных революций обычно относят возникновение проблемных ситуаций в науке, а также процессы, связанные с совершенствованием эмпирической базы нау­ки, развитием математического аппарата, способствующего не только постановке, но и решению научных проблем. К внешним факторам развития науки относят философские, мировоззренческие и социо­культурные факторы, приводящие к смене идеалов и норм научного исследования. Ученые неоднократно констатировали, что научной революции предшествовали существенные изменения философско- мировоззренческих представлений.

В истории науки революции были связаны с частичным измене­нием картины мира без изменения норм научного исследования либо с изменением картины мира, норм и философских оснований науки. Классификация научных революций осуществляется на основании их локализации: внутридисциплинарные революции; революции, свя­занные с междисциплинарными взаимодействиями; глобальные науч­ные революции, обусловленные изменением типа рациональности.

В качестве примера внутридисциплинарной революции В. С. Сте­пин называет революцию в физике в XX веке и открытие теории отно­

 

 

Проблемная ситуация в науке конца XIX — начала XX веков воз­никла в связи с открытием делимости атома и невозможности приме­нения положений классической механики к характеристике свойств элементарных частиц. Потерпели крах наивнореалистические уста­новки, отождествляющие восприятие и объект (онтологизация по­нятий). Эти установки сменились крайним субъективизмом ряда уче- I ных и философов. Позиция Эйнштейна явилась альтернативой обеим крайним точкам зрения. Он предостерегал от онтологизации понятий, поскольку понятия науки, отражающие физическую реальность, ни­когда не будут окончательными и не должны отождествляться с этой - реальностью. И тем не менее Эйнштейн был убежден, что «понятия и суждения имеют смысл лишь постольку, поскольку им можно одно- . значно сопоставить наблюдаемые факты» (Эйнштейн А. Собрание Ha­il учных трудов. М., 1966. Т. 2. С. 120).

В связи с открытиями в физике возникла потребность их методоло­гического осмысления. Сформулированные Эйнштейном идеалы тео­ретического знания и методологические требования к работе ученого . имели универсальное значение не только для физики, но и для других наук естественнонаучного цикла. Теоретическая физика использова­ла методы формализации, идеализации, ее теоретические конструкты , получали выражение в математических формулах. Это порождало со- I мнение в соответствии теоретических конструктов объективной реаль­ности («Материя исчезла, остались одни уравнения»), Эйнштейн же ' высказал противоположную установку, согласно которой физические j законы «встроены в мир событий как скрытая структура, управляю­щая ходом событий» (Там же. С. 81). В полном соответствии сданной установкой сформулированы требование выводимости теоретических принципов непосредственно из опыта; требование содержательности понятий и суждений; принцип наблюдаемости; принцип простоты, предполагающий реализацию установки на минимизацию фундамен­тальных теоретических понятий, объясняющих факты; принцип инва­риантности и другие.

(Согласно принципу инвариантности, система сохраняет некото­рые существенные для нее отношения и свойства при ее определенных преобразованиях.) Эйнштейн подчеркивал, что принципы, положен­ные в основу физического исследования, должны отражать «общие черты огромного множества экспериментально установленных фак­тов». Сформулированные идеи и методологические принципы завер­шились становлением новой картины мира и новой теории. Таким образом, научная революция в физике была достаточно долгим преоб­разованием оснований науки в целом.

Междисциплинарные взаимодействия также могут приводить к ра­дикальному изменению оснований науки и дисциплинарных картин мира. В частности, механическая картина мира функционировала как

 

естественно-научная и общенаучная картина мира. Радикальные из­менения в различных дисциплинах (химия, биология и другие) были связаны как с внутренней динамикой, так и с трансляцией принципов одной науки в другую. Аналогична и судьба эволюционных идей Ла­марка, которые были перенесены в геологию. Например, М. В. Ломо­носов утверждал, что тысячелетия назад наша земля была иной и что ее сегодняшнее состояние не окончательное и также будет эволюциони­ровать. Примеры можно продолжать бесконечно. Общий принцип со­стоит в том, что под влиянием общенаучной картины мира формиру­ется общее видение предметных областей различных наук и то общее, что их объединяет.