Сительности. Любая революция порождается парадоксами и проблемными ситуациями.
Внутридисциплинарные, междисциплинарные и социокультурные факторы прогресса в науке
В философии науки выделяются внутренние и внешние источники научных революций. К внутренним факторам научных революций обычно относят возникновение проблемных ситуаций в науке, а также процессы, связанные с совершенствованием эмпирической базы науки, развитием математического аппарата, способствующего не только постановке, но и решению научных проблем. К внешним факторам развития науки относят философские, мировоззренческие и социокультурные факторы, приводящие к смене идеалов и норм научного исследования. Ученые неоднократно констатировали, что научной революции предшествовали существенные изменения философско- мировоззренческих представлений.
В истории науки революции были связаны с частичным изменением картины мира без изменения норм научного исследования либо с изменением картины мира, норм и философских оснований науки. Классификация научных революций осуществляется на основании их локализации: внутридисциплинарные революции; революции, связанные с междисциплинарными взаимодействиями; глобальные научные революции, обусловленные изменением типа рациональности.
В качестве примера внутридисциплинарной революции В. С. Степин называет революцию в физике в XX веке и открытие теории отно
Проблемная ситуация в науке конца XIX — начала XX веков возникла в связи с открытием делимости атома и невозможности применения положений классической механики к характеристике свойств элементарных частиц. Потерпели крах наивнореалистические установки, отождествляющие восприятие и объект (онтологизация понятий). Эти установки сменились крайним субъективизмом ряда уче- I ных и философов. Позиция Эйнштейна явилась альтернативой обеим крайним точкам зрения. Он предостерегал от онтологизации понятий, поскольку понятия науки, отражающие физическую реальность, никогда не будут окончательными и не должны отождествляться с этой - реальностью. И тем не менее Эйнштейн был убежден, что «понятия и суждения имеют смысл лишь постольку, поскольку им можно одно- . значно сопоставить наблюдаемые факты» (Эйнштейн А. Собрание Hail учных трудов. М., 1966. Т. 2. С. 120).
В связи с открытиями в физике возникла потребность их методологического осмысления. Сформулированные Эйнштейном идеалы теоретического знания и методологические требования к работе ученого . имели универсальное значение не только для физики, но и для других наук естественнонаучного цикла. Теоретическая физика использовала методы формализации, идеализации, ее теоретические конструкты , получали выражение в математических формулах. Это порождало со- I мнение в соответствии теоретических конструктов объективной реальности («Материя исчезла, остались одни уравнения»), Эйнштейн же ' высказал противоположную установку, согласно которой физические j законы «встроены в мир событий как скрытая структура, управляющая ходом событий» (Там же. С. 81). В полном соответствии сданной установкой сформулированы требование выводимости теоретических принципов непосредственно из опыта; требование содержательности понятий и суждений; принцип наблюдаемости; принцип простоты, предполагающий реализацию установки на минимизацию фундаментальных теоретических понятий, объясняющих факты; принцип инвариантности и другие.
(Согласно принципу инвариантности, система сохраняет некоторые существенные для нее отношения и свойства при ее определенных преобразованиях.) Эйнштейн подчеркивал, что принципы, положенные в основу физического исследования, должны отражать «общие черты огромного множества экспериментально установленных фактов». Сформулированные идеи и методологические принципы завершились становлением новой картины мира и новой теории. Таким образом, научная революция в физике была достаточно долгим преобразованием оснований науки в целом.
Междисциплинарные взаимодействия также могут приводить к радикальному изменению оснований науки и дисциплинарных картин мира. В частности, механическая картина мира функционировала как
естественно-научная и общенаучная картина мира. Радикальные изменения в различных дисциплинах (химия, биология и другие) были связаны как с внутренней динамикой, так и с трансляцией принципов одной науки в другую. Аналогична и судьба эволюционных идей Ламарка, которые были перенесены в геологию. Например, М. В. Ломоносов утверждал, что тысячелетия назад наша земля была иной и что ее сегодняшнее состояние не окончательное и также будет эволюционировать. Примеры можно продолжать бесконечно. Общий принцип состоит в том, что под влиянием общенаучной картины мира формируется общее видение предметных областей различных наук и то общее, что их объединяет.