Понятий научных традиций
НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ
ГЛАВА 15
Темы докладов и рефератов
Литература
1. Гемпель К. Логика объяснения. М., 1998.
2. Ильин В. В. Философия. Ростов-на-Дону, 2005. Том I.
3. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
5. Рузавин Г. И. Философия науки. М., 2005.
6. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003.
1. Основные модели развития научного познания.
2. Проблема выбора научной гипотезы, основания выбора.
3. Язык и познание.
4. Когнитивные стратегии синергетики.
5. Конвенции как универсальные познавательные процедуры. Виды конвен ций.
6. Научное доказательство и его виды.
7. Репрезентация как познавательная процедура.
8. Контекст открытия и контекст обоснования в развитии научного знания.
9. Объяснение, интерпретация, понимание в развитии науки.
В широком смысле понятие «традиция» означает «способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, , времен и эпох» (Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 87). Традиция - всеобщая закономерность развития культуры, всех сфер жизнедеятельности человека- в традиции аккумулируются обычаи, нормы, ценности, мировоззренческие установки, в которых опыт предшествующих поколений получил осознание и выражение. Человек отличается от животных (особенно животных с высокоразвитым мозгом), в частности, способностью передачи своего опыта, благодаря t чему происходит экспоненциальный рост производства информации, собственно знания. Традиции в науке предсталяют собой механизм накопления, coхранения и трансляции научого знания, норм, ценностей, образцов в постановке и решении проблем. Значимость научных традиций дает о себе знать в многочисленности терминов, характеризующих историческую необходимость научных традиций как условия развития познания. За терминами «школа», «парадигма« (Кун), «тема» (Дж. Холтон), I«исследовательская программ а>>, «жесткое ядро» (Лакатос), «неявное знание» (Полани) стоит понимание собственно традиции, как ее обозначают Поппер, Тулмин, Фейерабенд и другие.
Принимать ли традицию как нечт0 данное? Можно ли рационализировать традицию? Какую роль она играет в обществе? Способны ли мы оценить и принять традицию?Рациональное понимание традиции означает критическое и избирательное отношение к ней, предполагающее признание либо отвержение либо компромисс: критически принимая традицию, мы можем освободиться от обветшалых догм, табу или запретов.
Обсуждая роль традиций в науке и общественном развитии, Поппер ! констатировал две крайние позиции: одна некритически принимает традицию, другая нигилистически ее отвергает. Между рационализмом и традиционализмом существУет традиционная вражда; Почему? Рационалист стремится судись всем, опираясь на собственный разум и потому заранее крити чески настроен относительно традиции. Однако вопрос о традиции не так просто. Во-первых, традиции живучи, и устранить их не только невозможно, но и нецелесообразно. Традиция важна и в области науки, И в области культуры. Люди склонны создавать традиции и поддержишь их своим поведением. Отчасти этим объясняется сильная эмоциональная нетерпимость, характерная для всякого традиционализма. Hо всякая социальная критика и всякое со-
циальное улучшение должны опираться на структуру социальных традиций, одни из которых подвергаются критике, другие сохраняются.
Традиции личностны и внеличностны. О традициях мы говорим тогда, когда судим о единообразии человеческих поступков, поведения, действий, ценностей или вкусов, идет ли речь о личностях, или об организациях, учреждениях, партиях и т. д. Личностные традиции дают о себе знать в случаях расхождения поведения индивида с общепринятыми традиционными нормами и правилами. Фактически личностные традиции, формируясь в контексте конкретно-исторической культуры, испытывают на себе влияние социальных и психологических особенностей индивида, его истории, судьбы, традиций семьи и т. п. Это особый сплав общекультурных традиций и личного опыта.
Одна из проблем методологии науки - проблема функций традиции в развитии науки, поскольку их невозможно однозначно оценить. Представляется, что наиболее конструктивным является конкретноисторическое рассмотрение состояния науки в различные периоды ее истории и критическое осмысление традиций в этих условиях. К. Поппер подчеркивает, что критическое осмысление мифа, критическая дискуссия, обстановка публичного обсуждения научных и философских проблем в Древней Греции создали предпосылки для возникновения науки. «Наука отличается от старых мифов не своим содержанием, а тем, что она сопровождается новой традицией — традицией критического обсуждения мифа» (Поппер К. Предположения и опровержения. М., 2004. С. 219).
Размышляя над проблемой оценки роли традиций в развитии науки, Поппер указывает на два способа объяснения ее роста: первый рассматривает развитие науки как накопление знаний, второй обращает внимание на роль критики: наука развивается более революционным путем, чем накопление знаний. Аналогичным образом можно оценить и роль традиции: традиции вносят определенный порядок в социальную структуру, но одновременно дают нам материал для критики. Слишком многие социальные реформаторы руководствовались мыслью о том, что следует очистить ткань, как выражался Платон. Стереть с социальной ткани все, что было, и начать рисовать на ней образы нового рационального мира. «Если вы конструируете новый рациональный мир, то нет оснований верить, что это будет счастливый мир, что этот спроектированный мир будет лучше того мира, в котором мы живем. Почему? По той же причине: мы не можем предвидеть всех возможных последствий своих действий» (Там же. С. 224—225). Взвешенный конкретно-исторический подход к оценке традиций позволяет избежать крайности нигилизма и традиционализма.