Наука и экономика. Наука и власть.
Формирование междисциплинарных сообществ науки XX столетия
В XX столетии развитие средств массовой коммуникации, а также потребность осуществления междисциплинарных исследований качественно изменили и социальный статус науки, и место социальных институтов науки. Возникли новые многообразные типы объединения ученых. Дисциплинарные исследования дополняются междисциплинарными, стабильные научные коллективы (НИИ, академии, университеты, научные центры) сочетаются с исследовательскими группами, образуемыми для решения какой-либо одной проблемы. Изменились и средства, и способы коммуникации в науке: наряду с традиционными монографиями и статьями в научных журналах возникают компьютерные статьи, монографии, журналы. В рамках Интернета ведутся дискуссии, обсуждаются промежуточные результаты научных экспериментов, а английский язык стал языком межнационального общения.
Сегодня наука обращается к анализу человекоразмерных систем (биотехнология, генная инженерия, экосистемы и т. п.). В связи с этим возникает насущная необходимость определения допустимости некоторых экспериментов с такого рода системами и реализации проектов по преобразованию названных систем. Идеал ценностнонейтрального знания уходит в прошлое, его место занимают социальные ценности, гуманистические идеалы. Наука не может замыкаться на внутринаучных интересах, произвольно выбирать и определять цели и последствия своих исследований. Поэтому научные проекты должны осуществляться после социальной и экологической экспертизы. Например, клонирование человека, использование генетически измененных продуктов питания и т. д. Проблематичной является и широко распространяемая сегодня практика пересадки органов. Успешная пересадка чужих органов и тканей никогда не гарантирует выздоровление, поскольку имунные системы отторгают пересаженный орган, так что операция приносит лишь временный успех. Сегодня никто не решается задуматься над тем, сколько абсолютно здоровых людей
были погублены криминальными структурами ради сомнительного выигрыша от пересадки органов и тканей.
Проблема государственного регулирования науки
Связь науки и экономики базируется на том, что наука является сегодня мощной производительной силой. Экономическая эффективность наукоемких производств позволяет решать сложнейшие вопросы, связанные с развитием сельскохозяйственного производства, решением продовольственной проблемы, технического переоснащения производства и управления, здравоохранения и образования.
Одна из важнейших функций науки — подготовка научных кадров, осуществление политики государства в сфере образования и культуры, обучения и воспитания молодежи. Государство призвано поддерживать науку и образование, финансируя строительство зданий и лабораторий, школ и научно-исследовательских институтов, осуществляющих программное обеспечение образования, государственный контроль за использованием по назначению бюджетных средств, выделяемых на образование.
Государство является заказчиком проектов, которые имеют оборонное значение, обеспечивают эффективность санитарных служб в борьбе с эпидемиями, имеют перспективу создания самых экономически и технологически революционных проектов в области производства. Взаимодействие науки и государства зависит от характера экономического и политического строя. Характерный пример: «С кого спросить за миллиарды?» — так называлась статья в газете «Известия» в 1988 году. Речь шла о невостребованных и неиспользованных технологических решениях, обещающих миллиардные прибыли. Но плановая экономика социализма оказалась реальным препятствием реализации революционных научно-технических проектов. Здесь связь науки и экономики, но с отрицательным знаком. Аналогичный пример - из недавнего прошлого: идет к концу Вторая мировая война, Гитлер кричит о сверхоружии. Американцы знают, что это за оружие, ученые в ужасе перед такой перспективой. Правительство США создает миссию «АЛСОС». Ее задачи — установить, насколько Германия близка к созданию атомной бомбы, осуществлять поиск ученых — физиков- ядерщиков — и вывозить их в США, вывозить засекреченные документы. Накануне второй мировой войны ученые Германии были наиболее близки к реализации возможности создания «сверхоружия», т. е. атомной бомбы. Однако фашистский режим не смог воспользоваться возможностями ученых своей страны: часть из них была уничтожена за принадлежность к национальности (евреи в фашистской Германии физически истреблялись), другая часть эмигрировала из страны, третья оказалась в ситуации слежки, подозрительности, страха, не располагающих к творческому поиску. Такие примеры можно умножать бесконечно. Наука — мощная сила экономического и военного могу
щества. Но использование этой силы в значительной степени зависит от государства, права, политических и экономических свобод. Общество нуждается в науке и в контроле за использованием ее достижений. Наука нуждается в государственной экономической и политической поддержке. Названные задачи должны иметь правовое обеспечение.