Культуры
Научная рациональность как самостоятельный фактор
Понятие рациональности однокоренное с разумностью (ratio - разум). На первый взгляд, может показаться, что понятие разумного является монополией человека и может быть предикатом человеческих поступков, его мыслей и действий. Такой взгляд на рациональность получил распространение в европейской культуре. Однако своим возникновением понятие рациональности обязано античности, где бытие, космос трактовались как единство Истины, Добра, Блага, как идеальные начала, постигаемые разумом. Удвоение мира на реальный, чувственно постигаемый и идеальный, постигаемый разумом, имело далеко идущие последствия. Во-первых, различается мир истин и мир мнений. Истина — результат способности разума оперировать общими, предельно широкими понятиями в соответствии с правилами логики. Истина выражается в слове. Любовь к мудрости обязывает философа теоретизировать, постигать бытие умозрением, ибо только разум способен находить причины и цели, как принципы, заложенные в самой природе. Наиболее ясными и очевидными из этих законов античная философия признавала законы логики, которые согласно Аристотелю являются фундаментальными принципами бытия и мышления. В результате понятие рациональности онтологизируется, и Разум и Логос становятся синонимами.
Возникнув в условиях Античности, логоцентрическая парадигма получила наиболее законченную форму в классическом рационализме. Она строилась на убеждении в абсолютности и неизменности законов вселенского божественного разума, постигаемых человеком и обнаруживаемых в Собственной духовной способности. Но поскольку бытие неоднородно, постольку и принцип единства бытия и мышления по
отношению к различным аспектам бытия природы и общества обосновывается по-разному. Так, рациональность в природе рассматривается как целесообразность, рациональность морали и права как реализация принципа талиона, а рациональность решений, принимаемых в быту, хозяйственной деятельности, в отношении любви и брака основываются на суждениях рассудка, и именно такие суждения оцениваются как «разумные», «рациональные» и т. д. В целом рациональность выступает как регулятивный принцип в европейской культуре и имеет прочные основания во всех проявлениях культуры.
По мере роста научного знания и расширения влияния науки на все сферы общественной жизни утверждается представление о науке как высшем выражении рациональности. При этом рациональность воспринимается как нечто однородное, эквивалентное понятию разумности. На деле зачастую понятие рациональности подменяется понятием рассудочности. Семантика терминов «рассудок» и «разум» формировалась в связи с преемственностью терминов греческого «логос» и латинского «рацио». Эволюция названных терминов и обусловила появление тех смыслов, которые эксплицируются в данных терминах. Так, рациональность в культуре Средневековья понималась как умение использовать формально-логический аппарат в качестве средства доказательства и нормы при оценке аргументации оппонента. При этом рациональное и иррациональное как две равноправные стратегии доказательства неявно предполагали в качестве высшего содержания разума веру и любовь к Спасителю. Новое время в качестве идеала рациональности выдвигает интеллектуализм, критицизм и ме- тодологизм, которые оставляли мало места собственно разуму, сводя рациональность к рассудку.
Продолжением данной линии по существу явилась концепция И. Канта, который определял рассудок как способность «давать правила». Кант сводил познавательную деятельность к функции систематизации, упорядочивания знания. При этом он в целом отрицательно относился к попыткам выводить науку за пределы наличного знания (что присуще именно разуму), поскольку в этом случае разум рискует заблудиться, наталкиваясь на неразрешимые противоречия. Гегель, напротив, видел в способности разума выходить за пределы наличного знания, критически пересматривать исходное знание и тем самым расширять возможности его дальнейшего развития.
Представление о науке как воплощенной рациональности предполагает отождествление критериев научности и рациональности: то, что научно, то и рационально. Отсюда попытки демаркации науки и других видов знания. Позитивизм в качестве такого критерия выдвигает верификационизм: научно, а значит, и рационально то, что подтверждается опытом. Логический позитивизм обосновывает понимание научной рациональности как общезначимость языка науки и правил его использования. Но понятия науки, во-первых, нагружены конкретноисторическими значениями, которые в пределах различных парадигм
несоизмеримы. Во-вторых, одинаковые результаты ученые могут получить, применяя противоположные методы и формы рассуждений
и, наоборот, разные методы могут принести одинаковый результат. Постпозитивизм утверждает в качестве критерия рациональности принцип фальсификационизма: научно, а следовательно, и рацио-' нально то, что допускает фальсификацию. Но и в первом, и во втором случае история науки демонстрирует ее «иррациональность», поскольку условием ее развития являлся отказ от устаревших ошибочных либо ограниченных представлений. Получается, что рациональность современной науки — итог иррационального развития мысли.
Один из критериев научной рациональности - движение к истине, ко все более полному знанию. При всей привлекательности данного критерия он не свободен от парадоксов. Ведь движение науки не есть кумулятивный процесс, при котором знания накапливаются по количественному критерию. Рост научного знания сопряжен с драматическими событиями, которые связаны с отказом от прежних концепций, ограниченность или ошибочность которых выявляются в процессе дальнейших исследований. В качестве критериев научной рациональности предлагается нормативный принцип, допускающий открытость и изменения в соответствии с идеалом и образом науки. Таким образом, не рациональность рассматривается как критерий научности, а, напротив, образ науки формирует нормы и критерии рациональности. Подобный подход уравнивает положение науки с другими элементами культуры.
Другой критерий рациональности вообще выводит ее в контекст культуры в целом. И. Т. Касавин полагает, что «сама по себе рациональность представляет собой, во-первых, структуру человеческой деятельности, благодаря которой происходит освоение человеком мира (и самого себя). Во-вторых, рациональность есть неявная деятельностная установка, в силу которой человек решается на действие, поскольку чувствует себя способным на него, видит в нем какой-то смысл. В-третьих, рациональность феномена культуры связана с тем, что он каким-то образом включен в социальную систему и с определенной устойчивостью существует в ней» (Касавин И. Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С. 207). Таким образом, оценивая деятельность или ее результат, мы исходим из конкретной культурноисторической системы ценностей.