Темы докладов и рефератов
Информация к размышлению
Литература
1. Айзенк Г., Сарджент К. Объяснение необъяснимого: тайны паранормальных явлений. М., 2001.
2. Бахтин М. М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
3. Вернадский В. И. Избранные труды пй истории науки. М., 1981.
4. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
5. Границы науки. М., 2000.
6. Ильин В. В. Философия науки. М., 2003.
7. Ильин В. В. Философия. Ростов-на-Дону, 2006. Т. I. Раздел IV. 4.2. Статус науки.
8. Косарева Л. М. Предмет науки: социально-философский аспект проблемы. М., 1977.
9. Лесков Л. В. Наука как самоорганизующаяся система // Общественные науки и современность. 2003. № 4.
10. Ю.Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005. Гл. 1.
11. 11 .Микешина Л. А., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.
12. Петренко В. Ф. К вопросу о семантическом анализе чувственного образа // Восприятие и деятельность. М., 1997.
13. Пузырей А. А. Смыслообразование в процессах перцептивной деятельности (на материале псевдоскопического зрения) Восприятие и деятельность. М., 1997.
- Представители экзистенциализма полагали, что искусство обладает большей ценностью, чем наука. Согласны ли вы с данной точкой зрения? Если да, то какие аргументы вы можете привести?
- Нильс Бор: «Причина, почему искусство может обогатить нас, заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых
для системного анализа». (Атомная физика и человеческое познание. М., 1961. С. 151) — Какие виды ненаучного познания вы знаете? Служит ли религия способом постижения реальности? В чем познавательный смысл политического сознания, политики и права?
- Что такое антинаука? Девиантная наука? Паранаука?
- В книге Додцса «Греки и иррациональное» констатируется, что всплеск иррациональности, астрологических пророчеств приобрели в современном обществе необычайную силу. Автор цитирует грозный голос Великого Инквизитора из «Братьев Карамазовых» как пророчество: «Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут свободными, но кончится тем, что они принесут свою судьбу к ногам нашим и скажут нам: "Лучше поработите нас, но накормите нас". Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков для их счастья, эти силы — чудо, тайна и авторитет». Почему антинаука должна вызывать у нас тревогу? Во-первых, антинаука как альтернативное миропонимание отрицает право науки на истину. Во-вторых, антинаука характеризуется Доддсом как обморок самосознания человечества, усталость цивилизации, подобная той, которую пережили греки к концу периода правления Перикла. В-третьих, антинаука имеет свою опору в массовом сознании полуграмотных людей (так, по подсчетам социологов, только 7% американцев грамотны в подлинном смысле, а 40% не согласны, что астрология — ненаука). Какие доводы против антинауки можете привести вы? Приведите примеры из вашего личного опыта. Проанализируйте оценку антинауки Ф. М. Достоевским. Научное и ненаучное познание. Ф. М. Достоевский так определяет место ненаучного познания: «Полунаука — это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, пред которым все преклонилось с любовью и суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему». Кто, по вашему мнению, рабы и кто жрецы современной полунауки? Почему Достоевский считает полунауку «деспотом»? Какие формы ненаучного знания имеет в виду Достоевский?
Как это согласуется с приведенными выше прогнозами и оценками Ф. М. Достоевского. Как сегодня относится наука к другим видам ненаучного познания, в частности к обыденному познанию, философии, искусству. В чем отличие названных отношений к вненаучным формам познания?
1. Современные представления о чувственном познании и проблема надежности свидетельских показаний.
2. Субъект научного познания, его социальная природа.
3. Критерии научности знания.
4. Проблема демаркации научного и вненаучного знания.
5. Понятие объекта науки. Проблема типологии объектов научного познания.