Критерии научности знания
Истина: ценность и цель познания
По своей сути любое познание есть поиск истины. Это извечная задача человеческого разума. Проблема истинности наших знаний имеет важное значение в любых видах познавательной деятельности, идет ли речь о межличностном общении или о формировании политики государства. Поэтому важнейшим основанием оценки знания является его истинность. Истина — цель, идеал и абсолютная познавательная ценность. Еще раз подчеркнем, что субъективно в нашем представлении понятия знания и истины фактически тождественны. Знать — значит располагать достоверной информацией, соответствующей действительному положению вещей. Достижимо ли истинное знание? Какое знание можно считать истинным? Существуют ли объективные и абсолютные критерии истинности знаний? Поиски ответа на эти вопросы постоянно сопутствовали развитию науки и философии. Например, Аристотель отождествлял истину с реальностью. По его мнению, истинно то, что неизменно, истина — высшая форма бытИя: «В какой мере каждая вещь причастна бытию, в такой и истине» (Аристотель. Соч. Т.1. М., 1975. С. 94.). Отголоски отождествления истины и реальности мы встречаем н выражениях типа «познать истину», «установить истину», «увидеть истину», «царство истины», «обрести истину» и т. п. Более перспективным оказалось определение Аристотелем истины как соответствия нашего шания реальности. Требование соответствия знания и реальности означает реализацию принципа объективности истины, ее познавательным
содержанием является внеположная и не зависящая от человека реальность. Но каким образом можно установить соответствие знания и объекта? Критикуя определение истины Аристотелем, И. Кант утверждал, что всеобщий признак истины не может быть дан: «Истинность, говорят, состоит в согласии знания с предметом. Следовательно, в силу одного этого словообъяснения, мое знание, чтобы иметь значение истинного, должно быть согласным с объектом. Но сравнивать объект с моим знанием я могу лишь благодаря тому, что я познаю первый. Следовательно, мое знание должно подтверждать само себя, а этого еще недостаточно дня истинности. Ведь так как объект находится вне меня, а знание во мне, то я могу судить лишь о том: согласно ли мое знание об объекте с моим же знанием об объекте» (Кант И. Соч. Т. 1. М., 1964. С. 42-43).
Кант утверждал, что научное знание возникает благодаря опыту по-, средством априорных форм созерцания и рассудка. Априорна не только деятельность интеллекта, но и чувств (априорное созерцание). С его помощью познаются только явления, но не вещи сами по себе. К мышлению о вещах самих по себе разум побуждает незавершенность опыта. В пределах опыта знание может расширяться до бесконечности. Но сколько бы оно ни расширялось, мы никогда не познаем вещи сами по себе, так как врожденные идеи и организованный чувственный опыт не дают возможности приобретения полного знания.
Бурное развитие науки, сопровождавшееся пересмотром, казалось бы, незыблемых истин, создание конкурирующих концептуальных схем, историческая изменчивость норм научной рациональности привели некоторых мыслителей и ученых к выводу о том, что сам ход познавательного процесса, целиком складывающегося из относительных истин, препятствует достижению абсолютно истинного знания. Данная точка зрения получила название релятивизма. Она базируется на ошибочном представлении о соотношении абсолютного и относительного моментов в истине. Догматическое понимание абсолютной истины предполагает получение полного, исчерпывающего знания, которое не может быть дополнено или уточнено когда-либо в будущем. Такое знание вообще недостижимо по причине бесконечности мироздания во времени и пространстве, неисчерпаемости познаваемого объекта вглубь. Отождествляя понятие истины с понятием абсолютной истины, мы закономерно приходим к выводу о ее недостижимости, и значит, невозможности познания вообще. Однако действительная история науки свидетельствует о прямо противоположном: наука развивается, поскольку ей доступно познание истины, понимаемой как единство относительного и абсолютного знания. Абсолютная истина — абстракция, т. е. сторона, свойство истины, характеризующее инвариантность, непреходящий момент ее содержания, благодаря чему последующее знание опосредовано предыдущим. Относительность истины — противоположная сторона, свойство истины, характеризующая ее как неполное, условное, приблизительное, не завершенное и субъективное знание. Единство относительного и абсо
лютного в истине характеризует ее как процесс, как непрерывный поток познавательных актов.
Истина объективна, поскольку ее содержанием является не зависящая от субъекта познания реальность. Поскольку содержанием истины является реальность, не зависящая от человека, постольку истина объективна и несовместима с заблуждением как односторонним, искажающим реальность иллюзорным представлением. Заблуждение возникает по причине ограниченности, незавершенности, относительности знания. Оно искажает реальность непреднамеренно и может проявляться в форме несоответствия принятому знанию. Как частный случай относительности знания заблуждение — необходимый элемент познавательного процесса. Констатация заблуждения стимулирует поиск истины, а преувеличение его роли в познавательном процесс служит апологией скептицизма и релятивизма.
Истина конкретна, что в первую очередь означает требование всесторонности познания, направленности на выявление свойств исследуемого объекта как целостного, в многообразии всех его сторон. Конкретность истины означает также ее зависимость от места, времени, уровня развития познавательных средств, уровня наличного знания, т. е. тех факторов, которые сообщают истине черты процессуальное™, социокультурной обусловленности, исторической конкретности, относительности, незавершенности, субъективности.
Прогресс познания сопровождался поисками надежных критериев истинности знаний.
Существуют ли абсолютные критерии истины?
Приложимы ли эти критерии ко всем видам знания или только к научному?
В философии определялись критерии, которые приложимы ко всем видам знания, а также критерии, отвечающие лишь специфике научного знания. В их числе назывались критерий общезначимости (истинно то, что принимается многими людьми); критерий выгодности, практической эффективности и работоспособности идеи, ее полезности для достижения той или иной цели (прагматизм*). Истинным называлось то, во что люди верят; то, что соответствует условному соглашению между учеными (конвенционализм); то, что отвечает критерию соответствия уже существующей теории. Отметим наиболее значимые для науки критерии.
Логическая правильность, т. е. такое соединение мыслей, которое соответствует законам и правилам логики. Логически правильное знание отличается ясностью и определенностью своих положений, достаточной обоснованностью, непротиворечивостью, аргументированностью. Логическому критерию истинности принадлежит значительное место в познании, ибо истинность его определяется взаимной логической связью, взаимным соответствием посылок и выводов из них. Многие научные положения, например, в математике достигаются логическим путем, дедуктивными выводами. Данное условие истинности является необходи
мым для любого знания, но оно не является достаточным. Ведь следуя законам логики, мы можем логически правильно соединять и непроверенные, и ошибочные суждения и получать в связи с этим ложные умозаключения.
Практическая приложимость теории — подтверждение теории практикой. Под практикой понимается предметная целенаправленная деятельность человека. Она имеет место как в производственной сфере, так и в преобразовании общества и воспитании человека. Разновидностью практики является научный эксперимент. Критерий практики широко используется в познании. То, что получает практическое применение, подтверждает истинность теории. Критерий практики отвечает на вопрос, откуда берется истинная идея? Ее выводят из объективной реальности, открытой в недрах практики. Однако трудности в оценке критерия практики возникают при попытках ответить на вопрос, а откуда берется ложная идея? Оказывается, что хотя ложная идея и противоречит реальности, она обнаруживает свою связь с ней и даже большую зависимость от жизненной реальности, чем идея истинная. Именно истинная идея чаще противоречит нашему опыту, о чем свидетельствуют коллизии, связанные с противоречием выдвигаемой теории здравому смыслу и практике. Всякая массовая иллюзия укоренена в самой реальности. Около 400 лет назад Николай Коперник, а вслед за ним Джордано Бруно и Галилео Галилей опытным путем и математически доказали ошибочность геоцентрической картины и обосновали гелиоцентрическую. Но и сегодня мы, взглянув на небо, убеждаемся в правоте Птолемея, поскольку видим, что Солнце «всходит» и «заходит». Существуют рутинные формы практики, которые оказываются основой заблуждений и не могут служить критерием истины. Именно из обыденного опыта ложные идеи извлекают свою силу. И по этой же причине новые идеи встречают резкую оппозицию, когда они противостоят установкам здравого смысла и предшествующего опыта.
Критерий познавательной значимости учитывает то влияние, которое оказывает знание на дальнейшее развитие познания. Подчеркнем, что познавательная значимость не тождественна истинности теории, поскольку эмпирически значимым, т. е. научным и эмпирически проверяемым может быть и неистинное положение науки. Например, ориентация в море до сих пор осуществляется в соответствии с концепцией Птолемея. Можно утверждать, что в определенных случаях ошибочное знание имеет познавательное значение, может способствовать развитию познания. Вненаучное знание таких возможностей не имеет. Принцип верифицируемости. Согласно этому принципу истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном итоге установлена путем его сопоставления с чувственными данными. С этой точки зрения такие понятия парапсихологии, как, например, «энергия», «прана», «биополе» - бессмысленны, так как не верифицируемы. Позитивистская философия, провозгласившая этот принцип, стремилась изъять из научного оборота философские понятия, как якобы лишенные познавательной значимости. Однако при последовательном применении данного принципа из научного оборота должны быть исключены и многие теоретические положения, которые несводимы к чувственным данным.Множественность критериев истинности наших знаний свидетельствует об их исторической и социокультурной обусловленности. Понятие истины — абстрактное, в нем мыслится не предмет с присущей ему совокупностью свойств, но одно из важнейших свойств знания, требования к которому в различных исторических условиях были обусловлены состоянием науки и практики. Античность, например, в понятии истины ищет способ демаркации «знания» и «мнения», при этом «знание» «усматривает» в веши сущность, т. е. идею, несовершенным воплощением которой эта вещь является. Средневековые схоласты искали подтверждение истинности своих знаний в их соответствии с буквой и духом Священного Писания. Ф. Аквинский вслед за Аристотелем определял истину как соответствие вещи и представления, но поскольку все в мире есть не что иное, как творение Бога, то и истина предстает как проникновение в промысел Бога-Творца. Корреспонденсткая концепция истины, сформулированная впервые Аристотелем, в различных вариациях сохраняется и в Новое время, и в последующие столетия. Однако соответствие знания реальности трактовалось по-разному. Для Канта это согласие мышления с самим собой, для Гегеля соответствие знания и реальности понимается как тождество бьггия и мышления, в позитивизме — тождество факта и протокольных предложений, т. е. суждений наблюдения. Логические критерии истинности знания ориентированы на «чистую науку» (Кант), т. е. математические дисциплины. Здесь приобретает силу когерентная концепция истины, согласно которой истинность знания определяется внутренним соответствием элементов знания между собой. В марксизме в качестве критерия истины провозглашается практика как понятие, объединяющее онтологические и гносеологические предпосылки познания. Неполнота и ограниченность знания получает объяснение в понятиях относительной и абсолютной истины. Критерий практики характеризуется В. И. Лениным как достаточно «определенный» для того, чтобы различать истину и заблуждение, и достаточно «неопределенный», позволяющий не превращать истину в застывшую догму.
Понятие истины выполняет в процессе познания нормативную функцию. Это идеал, к которому стремится человек, познающий мир и себя самого. Сфера идеалов — область ценностей, которые, как известно, соразмерны человеку с его потребностями и притязаниями. Поэтому субъективный момент неотделим ни от познания, ни от науки, ни от понятия истины. Не случайно оценка знания сопряжена с возможностями и последствиями его практического использования. В этом случае проблема истинности или ложности в определенном смысле теряет свою остроту.
Одним из важнейших критериев научности является конкуренция исследовательских программ, достоинство которых состоит не в критике теории как таковой, но в создании альтернативных концепций, позволя
ющих увидеть проблемы с возможно более разных точек зрения. Сегодня на передний план выступают такие критерии научности, как соображения простоты, поиски внутреннего совершенства организации знания, а также ценностные моменты в развитии познания.
Наука - важнейшая форма развития познания. Под наукой понимается как познавательная деятельность, так и выраженные в научных трудах результаты этой деятельности в виде некоторой совокупности имеющихся в данный исторический момент знаний, образующих научную картину мира. Следует подчеркнуть: не всякое знание, которое производится в науке, отвечает критериям научности. Безусловно, наука имеет механизмы, позволяющие осуществлять жесткий отбор, селекцию производимой информации. Она отторгает недобросовестные сфабрикованные «факты», воровство идей, бескрылое компилирование и т. п. Но тем не менее в обществе перманентно возникают условия, создающие возможность проникновения в науку недобросовестных лиц, получающих степени и звания за списанные и опубликованные в сети интернет аспирантские рефераты, за работы выполненные «на заказ» и оплаченные новоявленными денежными мешками. Сегодня каналы научной информации засоряются репродукциями того, что уже было опубликовано, а под призывными интригующими заголовками изданий скрываются банальные истины. Поэтому в науке существует система критериев, позволяющая осуществлять демаркацию научного и ненаучного знания, науки и той продукции, которая не соответствует критериям научности. Все они направлены на удостоверение истинности и продуктивности научных разработок и идей. Каждая эпоха выдвигает свои критерии научности, они изменяются под влиянием научного прогресса и социальных потребностей. Изменение критериев научности обусловливают также социокультурные факторы: менталитет населения, духовные доминанты, состояние общественно-политической мысли, культурные традиции и т. д. Но при всех трансформациях общественной жизни и духовной культуры остаются незыблемыми главные ценности научного познания: оно всегда было й остается поиском истинного, обоснованного знания. Критерии научности призваны оценить результаты научного поиска и принять решение
о включении или невключении полученного знания в арсенал научного знания. В истории науки и философии сформировались три группы критериев научности: логический, эмпирический и социокультурный. Логические критерии научности. К их числу относятся, в частности, критерий непротиворечивости, полноты и независимости. Непротиворечивость означает запрет на одновременное доказательство двух противоречащих концепций. Полнота теории предполагает, что все истинные высказывания, которые формулируются в ее языке, могут быть доказаны. (См. Ильин В. В. Философия. Ростов-на-Дону, 2006. Том Г. С. 555.) Логические критерии научности реализовались в требованиях формализации и математизации знания. Однако такие требования, по существу, являлись экстраполяцией одних отраслей знания, где математический аппарат, формализация и идеализация не только возможны, но и необходимы, на те научные дисциплины, которые в силу своей специфики, не поддаются математизации.
Эмпирические критерии научности: верификация и фальсификация. Верификация предполагает удостоверение теории эмпирически установленными фактами. Факты не образуют теорий, но требуют своего теоретического объяснения, особенно при возникновении проблемных ситуаций в науке. Но имеющиеся теории могут подтверждаться (удостоверяться) фактами, согласующимися с ней. Известно, что индуктивные умозаключения имеют вероятностный характер. Это обстоятельство давало повод для критики научной индукции. Такая критика в качестве неявного исходного основания имела установку на абсолютную истину как некий эталон научности. Но абсолютная истина как всякий идеал недостижима в реальных условиях научного познания. Относительность истины не является признанием ее ущербности или необъективности, она показывает историческую обусловленность познания, которое всегда представляет собой процесс приближения к идеалу абсолютной истины, являющейся регулятивным принципом научного познания. Установка на дедукцию, которая по формально-логическим основаниям создает предпосылки достоверного вывода, также не может быть абсолютной, поскольку основывается на допущениях, принимаемых без доказательств и зачастую имеющих индуктивную основу. Так, известный силлогизм «Все люди смертны. Сократ — человек, следовательно, он смертен» построен на допущении (первая посылка), полученном индуктивным путем. Недостаточность принципа верификации продемонстрировал К. Поппер, показавший, что вненаучные представления (типа астрологии, магии и пр.) могут подтверждаться множеством фактов, но тем не менее не только не иметь научного статуса, но оставаться фактически ложными.
Фальсификация — эмпирический способ опровержения. По мысли К. Поппера, ученый, выдвигая новую гипотезу, предсказывает вместе с ней некоторые следствия, способные либо подтвердить, либо фальсифицировать ее. Поппер подчеркивал: наука допускает фальсификацию своих гипотез и тем самым обеспечивает рост научного знания. Паранаука, ложные концепции, идеологические доктрины налагают запрет на фальсификацию и тем самым остаются за пределами науки, не выдерживают испытания на научность. Однако критерий фальсификации требует уточнений. Лакатос различал догматический и утонченный фаль- сификационизм. Последний допускает наличие противоречий между фактами и теорией, поскольку, во-первых, при установлении фактов могут иметь место погрешности; во-вторых, теория может давать объяснения противоречащих фактов и, в-третьих, факты никогда не могут быть в полном соответствии с теорией, поскольку реальное бытие природы, общества и человека несводимо к идеальным схемам теоретиче
ского познания. Фальсификация имеет оправдание в случаях, когда ее предсказания не получают эмпирического подтверждения, либо когда имеется более успешная теория.
Социокультурные критерии научности. В. В. Ильин определяет данные критерии как экстралогические и неэмпирические. К ним он относит критерии простоты, красоты, эвристичности, конструктивности, нетривиальное™, информативности, логического единства, концептуальной и когерентной обоснованности, оптимальности, прагматичности и т. д. Названные критерии значимы в ситуациях выбора альтернативных теорий, когда возникает необходимость в дополнительных основаниях предпочтения одной теории другой. Так, критерий простоты предполагает минимизацию допущений при объяснении явлений. Эйнштейн так объясняет этот принцип: «Важнейшая цель любой теории состоит в том, чтобы... основных несводимых элементов было как можно меньше и чтобы они были как можно проще, однако так, чтобы это не исключало точного отображения того, что содержится в опыте» {Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. IV. С. 167). В психолингвистике требование простоты означает различение содержательного богатства текста, его насыщенности и информативности. Информационная насыщенность текст характеризуется в критериях меры новизны и степени сложности его содержания. Информативность текста характеризует текст с точки зрения возможностей его понимания. Простота текста в этом смысле означает меру возможностей экспликации его смысла: чем сложнее текст, тем меньшее количество информации может эксплицировать его читатель.
Критерий красоты покоится на эстетическом опыте ученого, на его субъективном вкусе и предпочтениях, которые неявно обусловливают восприятие процесса или результатов научного труда, начиная от лабораторного оборудования и кончая математическими уравнениями, способами обоснования теории и т. д. Здесь радость открытия, восхищение его совершенством, законченностью, богатством теоретических возможностей ассоциируется с совершенством и красотой природы или произведений искусства. Тем более что этимология слова «искусство» означает искусный, хорошо сделанный. В результатах научного труда также проявляется искусство ученого-исследователя.
Эвристичность означает меру новизны, оригинальности и, главное, возможностей творческого применения и дальнейшего развития теории. Это тот предсказательный потенциал, который создает предпосылки умножения научного знания, его развития. В научном творчестве всегда так или иначе сопрягаются творческий и рутинный моменты. Естественно, в продуктах научного труда может преобладать либо рутина, репродукция уже имеющегося, либо, напротив, творчество, новизна, оригинальность.
Критерий когерентности выражает один из способов доказательства истинности нашего знания. Согласно данному критерию знание имеет систематический характер, его составные части, полагаются истинными, если в них не нарушены основополагающие принципы имеющейся
теории. Данный критерий применим в отношении логических и математических теорий. Критерию когерентности соответствуют некоторые философские и общетеоретические принципы и установки науки, получившие проверку временем: причинность, относительность, единство мира. Являясь базисными, данные установки служат в качестве критерия научности
Критерий инвариантности предполагает сохранение достоверности научного факта, теории, независимо от многообразных интерпретаций. Критерий инвариантности полагает наличие некоторого научного знания, остающегося относительно неизменным при относительной неизменности условий его применения.