Случайность и необходимость

При рассмотрении категорий причины и следствия мы неоднократ­но обращались к понятиям случайности и необходимости, возможно­сти и действительности. Понятия случайности и необходимости были предметом внимания философов начиная с глубокой древности. Их трактовки изменялись, некоторые философы исключали наличие слу­чайности в природе, другие - абсолютизировали ее. В синергетике, например, понятию случайности и ее роли в самоорганизации сверх­сложных систем отводится значительное, даже определяющее место. Категории случайности и необходимости имеют большое методоло­гические значение в целом ряде научных направлений: в биологии и медицине, в правоведении и истории и т. д. Фактор случайности в практической деятельности людей не менее значим, чем необходи­мость. Но еще более важно понимать их диалектику, их противоречи­вое единство.

Необходимость вытекает из внутренней сущности вещи и определя­ется ее внутренними законами, структурой, порядком. Необходимость близка к понятию закона, она неизбежно проявляется, наступает. На­пример, неисправные тормоза с необходимостью приведут к аварии автомобиля, к столкновению pro либо с близлежащими предметами, либо с движущимися другими автомобилями, либо приведут к наезду на пешехода. Как конкретно может произойти авария, кто окажется жертвой - вопрос случайности, ибо на дороге в определенный момент может оказаться кто и что угодно. Необходимость здесь определяется внутренним состоянием автомобиля, случайность — внешними об­стоятельствами. Необходимость — то, что может произойти, то, что возможно. Необходимость - явление внутреннего порядка, она имеет причину в самой себе, вытекает из внутренней взаимосвязи явлений. Но существует не только внутренняя, но и внешняя необходимость. Так, необходимостью является притяжение тел друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе взаимодействующих тел и обратно пропорциональной расстоянию между ними. Это внешняя необходи­мость. Случайность также может быть внутренней и внешней. Напри­мер, мутации живых организмов носят случайный характер, но они представляют собой явление внутреннего порядка, поскольку сопря­жены с перестройкой всего организма. Как же в таком случае разли­чать необходимость и случайность?

Случайность имеет свое основание не в сущности вещи, а в воздей­ствии на нее других вещей и явлений. В определении необходимости и случайности обычно опираются на категории возможности. Поэто­му она может произойти или не произойти. Случайность определяют как то, что может произойти, а может и не произойти, то, что не обя­зательно возможно. Противоположность необходимости и случайно­сти — противоположность внутреннего и внешнего. Случайность — тип связи, определяемый внешними причинами. Важно иметь в виду, что понятия внутреннего и внешнего - соотносительные. То, что является внутренним в одном отношении, внешнее в другом отношении. На­пример, движение планет по орбитам Солнечной системы обусловле­но внутренними отношениями, связывающими эти планеты в единое целое и определяющими форму орбит, по которым они вращаются. По отношению к Солнечной системе другие космические объекты со­ставляют внешнюю среду. Но Солнечная система - элемент галакти­ки, занимает определенное место в межзвездном пространстве, и по­тому эти самые объекты — внутренний источник эволюции и планет Солнечной системы, и ближайших к ним космических тел. Поэтому и понятия случайности и необходимости соотносительные: случайное в одном отношении является необходимым в другом.

Необходимость и случайность - противоположности, но они еди­ны. Всякое явление возникает в силу внутренней необходимости, но так как его возникновение связано с множеством внешних условий, то необходимость неизбежно дополняется случайностью. Это означает, что в чистом виде не существует ни случайности, ни необходимости. Случайность — форма проявления необходимости. Открыть необходи­мость, причину, закон - значит абстрагироваться от несущественного, случайного. Но важно и другое. Исследуя уникальное явление (напри­мер, устанавливая автора произведения искусства, либо воспроизводя детали какого-либо события, либо расследуя преступление и т. д.), мы отталкиваемся от общего, необходимого, закономерного, на фоне ко­торого можно высветить индивидуальные черты, случайное, единич­ное, принадлежащее только данному автору, только данному поступку или ситуации.

На первый взгляд случайность противоречит причинности. Объяс­нение этого противоречия может быть двояким: либо случайное яв­ление не имеет причины, либо случайных явлений вообще не бывает. В действительности любое, в том числе и случайное явление, причин­но обусловлено. В понимании случайности и необходимости в XVII-веках господствовало представление, что случайности в приро­де нет — Английский философ Т. Гоббс утверждал: «Дождь, который завтра пойдет, необходим, т. е. обусловлен необходимыми причинами; но мы рассматриваем его как нечто случайное и называем его так, ибо еще не знаем причин, которые уже существуют. Вообще случайным называется то, необходимую причину чего мы не можем усмотреть» {Гоббс Т. О теле // Избр. произв. в 2 т. Т. 1. С. 158-159). Того же мне­ния придерживается и Гольбах: «Ничто в природе не может произойти случайно; все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с причинами... Говорить о случайном сцеплении атомов, либо приписывать некото­рые следствия случайности значит говорить о неведении законов, по которым тела действуют, встречаются, соединяются, либо разъединя­ются» {Гольбах. Здравый смысл // Избранные антирелигиозные про­изведения в 2 т. Т. I.e. 35). Как видим, случайность определялась как необходимость, причина которой неизвестна. Достаточно установить причину, и случайность предстает как необходимость. Такова точка зрения механистического материализма. Случайность изгонялась из научных теорий, она считалась второстепенным, побочным, не име­ющим принципиального значения фактором. Из отрицания случай­ности следует, что все в мире необходимо. Такая точка зрения имеет своим логическим следствием фатализм: все, что происходит, даже незначительные события, необходимы, неизбежны, являются неотъ­емлемым звеном в бесконечной цепи причинно-следственных связей. Например, герой «Театральной истории» А. Франса врач Трюбле го­ворит, что «уже в ту пору, когда солнечная система была еще только бледной туманностью... уже тогда наше существование было давным- давно обусловлено, безвозвратно предопределено, установлено раз и навсегда» (Франс А. Собр. соч. Т. 5. С. 76—77). Фаталистическое представление оценивает как неизбежное любые события: неизбежны не только войны, революции, но и то, что у одного из руководителей нашей страны было рябое лицо, а у другого — большое родимое пятно на голове, что дочь Сталина сбежала в США и т. п. Неизбежно и то, что произойдет в будущем, и нам ничего не остается, как покорно ожи­дать приговора истории и нашей собственной судьбы. Только в начале 19 века в диалектике Гегеля, а затем и Маркса была показана связь случайности и необходимости. Энгельс подчеркивал: случайность — форма проявления необходимости, необходимость пробивает себе до­рогу сквозь толщу случайностей.

Хаос и организация. Римский император и философ Марк Аврелий Антонин писал в своем дневнике «Наедине с собой», что существуют две возможности: либо мир является огромным хаосом, либо в нем царствуют порядок и необходимость. В XX веке случайность рассма­тривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Правда, имела место и абсолютизация случайности, связанная с отрицанием необходимости. Так, JI. Витгенштейн утверждал: «Не существует не­обходимости, по которой одно должно произойти потому, что произо­шло другое. Имеется только логическая необходимость... Вне логики все случайно» (Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958. С. 90, 94). Однако современная наука наглядно продемонстри­ровала и ошибочность высказывания Витгенштейна, и ошибочность отрицания случайности. В науке и философии XX века случайность рассматривается как один из важнейших факторов эволюции систем. Любые природные процессы имеют стохастическую составляющую и протекают в условиях той или иной неопределенности. Исследова­ние поведения сложных открытых систем с нелинейным развитием показывает, что их динамика определяется случайным выбором пути в момент бифуркации. В синергетике установлено, что случайность оказывает длящееся воздействие на систему. Например, после того как система вышла из состояния бифуркации, ее развитие по-прежнему определяется теми же случайными воздействиями, которые она испы­тывала в состоянии бифуркации. В понятиях самоорганизации цен­тральное место начинает занимать хаос, который с древнейших времен представлялся как сугубо деструктивное начало мира. Традиционно под хаосом понимается нагромождение случайностей как альтернати­ва «организации», «порядку». Синергетика зафиксировала ситуации, когда хаос выступал как некоторое созидательное начало, конструк­тивный механизм эволюции, когда из хаоса возникает принципиально новая организация.

13. Возможность и действительность

В категориях возможности и действительности отражена из­менчивость, динамика бытия, тенденции его изменений. Возмож­ность выражает объективные тенденции развития, она возникает на основе закономерности, необходимости, сущностных сторон изме­няющейся вещи. Все ли возможно? «Для нас ничего невозможного нет» — внушали нам в период построения социализма и коммуниз­ма. Однако следует иметь в виду, что невозможность имеет такие же объективные предпосылки, как и возможность. Невозможность — понятие, противоречащее возможности. Понятие невозможности имеет двоякий смысл. Во-первых, невозможно то, что несовместимо с природой предмета. Невозможно, например, вырастить огурец из семени кедра. Другой смысл понятия невозможности связан с отно­шениями категорий возможности и необходимости. Необходимость и возможность — звенья одной цепи: необходимость развивающегося предмета обусловливает возможность другого его состояния. Но по­скольку в развитии предмета существуют, как правило, много альтер­нативных возможностей, постольку выбор одной из них не является необходимым. Реализация одной возможности делает невозможной реализацию остальных. Кто из нас не испытывал сожаления о при­нятом решении, о необдуманных поступках, которые повлекли непо­правимые последствия. Зачастую невозможность существует в форме упущенной возможности. Возможность в таком случае предстает как то, что не невозможно, и одновременно то, что не необходимо. По­нятие действительности используется в двух смыслах. Во-первых, действительность это наличное бытие, это мир, в котором мы живем, это наше сознание как образ мира. Понятие действительности отно­сится также к бытию отдельного предмета, это настоящий момент, характеризующий состояние объекта. Во-вторых, действительность определяется как реализованная возможность. В этом смысле по­нятие действительности является соотносительным с категорией возможности. Это противоположности, взаимно переходящие друг в друга. Возможность потенциальна, действительность актуальна. Возможность — понятие абстрактное и бедное в содержательном от­ношении. Действительность — понятие конкретное и богатое по со­держанию, поскольку в свой объем оно включает множество свойств, индивидуально-неповторимых черт.

Каждый предмет существует в определенной среде, создающей предпосылки для образования множества связей. Поэтому существу­ет множество возможностей, которые могут быть существенными или несущественными, случайными либб необходимыми. Решающая роль в реализации возможности принадлежит внутренним и необхо­димым связям, но условия ее реализации, хотя и имеют случайный характер, также оказывают большое, а иногда решающее влияние на ход развития. Поэтому и действительность также представляет собой единство необходимого и случайного.

 

Виды возможностей. Различают реальную и формальную, аб­страктную и конкретную возможности. Реальная возможность озна­чает наличие условий, при которых возможность может стать дей­ствительностью. Формальная возможность — результат случайных факторов развития. Например, формально каждый гражданин Рос­сийской Федерации может стать депутатом Государственной думы, миллиардером, иметь несколько детей и т. п. Очевидно, однако, что для большинства граждан такая возможность может и не стать дей­ствительностью.

Различие абстрактной и конкретной возможности — это различие сущности и существования, а также идеального образа предмета и его объективных, не зависящих от нашего сознания особенностей. В на­шей философской литературе зачастую отождествляются конкретная и реальная возможность, с одной стороны, и формальная и абстракт­ная — с другой. В этом случае реальная возможность определяется наличием условий ее реализации, а формальная или абстрактная воз­можность — отсутствием в данный момент условий для превращения возможности в действительность.

Для сложных систем существует, как правило, несколько альтер­нативных путей развития. В одной и той же среде могут возникать разные структуры, процесс развития может осуществляться многова­риантно, в силу чего возможны неожиданные повороты в развитии. Поэтому прогнозы — экстраполяции от наличного - могут быть не­надежными либо просто ошибочными. И тем не менее в данной сре­де возможен не любой вид эволюции, а лишь определенный спектр путей. Количественное соотношение между альтернативными воз­можностями может быть выражено математически как степень ве­роятности наступления некоторого возможного события. Человек в своей деятельности учитывает реальные возможности и создает условия для их превращения в действительность.