Донаучное знание
Донаучное знание определяется как «палеомышление», или «этно- наука» (народное знание). Оно достаточно сложно и богато по содержанию и включает в себя такие, например, достижения, как сложные системы счета, солнечный и лунный календари, попытки их совмещения, а также комплексы медицинских, географических, астрономических, технических и других знаний, передаваемых устной традицией, ритуалами и практическими действиями. В отличие от обыденного знания донаучное знание является достоянием избранных лиц (жрецов, философов, врачевателей). В некоторых культурах это знание передается в качестве семейной традиции. Донаучное знание содержит впечатляющие достижения, хотя данные знания не аргументируются, а просто постулируются, либо имеют искусственное умозрительное или мистическое толкование. В современных условиях делаются попытки научного объяснения феноменов донаучного знания (например, институт иглорефлексотерапии исследует влияние китайской медицинской практики лечения иглоукалыванием).
Результаты обыденного опыта, передаваясь из поколения в поколение, составили содержание так называемой этнонауки, т. е. донаучного, или народного, знания. Практически у всех народов донаучное знание существовало и использовалось в практике медицины, мореплавания, земледелия, ремесел и т. д. Не только проблемывыживания, но и проблемы взаимодействия людей друг с другом, регулирование
отношений между людьми, воспитание детей, сохранение й воспроизводство созданного, передача имеющегося опыта последующим поколениям - все это проблемы, разрешение которых (эффективное или нет) формировало опыт, без его сохранения было бы невозможно сохранение человеческого рода.
Как и всякое знание, наука возникает не на пустом месте, а на огромном материале духовной культуры, создававшейся тысячелетиями. Считается общепринятым, что наука возникает из потребностей практики. Механизм возникновения элементов научного знания из потребностей практики убедительно и наглядно раскрывается, в частности, в фундаментальном труде В. С. Степина (Степин В. С. Теоретическое знание М., 2003. С. 54-60). Автор показывает, как познание свойств и отношений в практической деятельности впоследствии позволяет формировать некий идеальный объект этих вещей, а также их свойств и отношений, и оперировать с ним, как если бы он был реальным объектом. Так, древнеегипетские таблицы сложения и вычитания целых чисел имели вид палочек, которые фактически символизировали реальные объекты, а их соединение - общее число этих объектов.
Аналогичным образом, пишет автор, создавалась геометрия: восстановление границ земельных участков после разлива Нила предполагало их изображение на чертежах на папирусе. А исчисление площадей породило новый класс задач, при решении которых были выделены основные геометрические фигуры, через комбинации которых можно было изображать площади земельных участков сложной конфигурации. В древнеегипетской математике были найдены способы вычисления площадей основных геометрических фигур, и эти знания применялись не только при измерении земельных участков, но и при строительстве. Операции измерения земельных участков осуществлялись при помощи циркуля (веревка, один конец которой привязан к неподвижному столбику) и линейки (туго натянутая веревка) (см. подробнее: Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 54-59).
Следующий шаг в развитии научного знания — использование уже имеющихся знаний и формирование на их основе нового знания. Преднаука позволила накопить огромный массив научных знаний и рецептур деятельности, но не отпочковалась от религиозномифологических воззрений, которые доминировали в традиционном обществе. Решение такой задачи было возможно лишь благодаря культуре античного полиса.