П.И.Чайковский. «Детский альбом».

Сочинение "Детского альбома" - первое обращение композитора к детской теме. Поводом к обращению к музыке для детей послужили также жизненные обстоятельства композитора в 1877-1878 годах, и, прежде всего, общение с детьми в семье сестры А.И.Давыдовой в Каменке в момент сильнейших душевных переживаний, вызванных женитьбой. Непосредственно созданию "Детского альбома" предшествовало длительное общение с Колей Конради, глухонемым воспитанником М.И.Чайковского. Именно с ним и своим братом композитор провел вместе часть зимы 1877 - 1878 годов. Вторым фактором, предшествовавшим появлению идеи сочинить цикл пьес для детей, были встречи и впечатления от пения "недетской" песенки уличного мальчика-певца Витторио во Флоренции, о чем Чайковский писал : "Всего курьезнее было то, что он пел песню со словами трагического свойства, звучащими необыкновенно мило в устах ребенка". Третьим фактором, определившим намерение Чайковского сочинить пьесы для детей, можно считать пример Р.Шумана. Неслучайно в одном из писем, рассказывая о замысле "Детского альбома" Чайковский упоминает в этой связи Р.Шумана.

Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.

1. Утренняя молитва

2. Зимнее утро

3. Мама

4. Игра в лошадки

5. Марш деревянных солдатиков

6. Болезнь куклы

7. Похороны куклы

8. Вальс

9. Новая кукла

10. Мазурка

11. Русская песня

12. Мужик на гармонике играет

13. Камаринская

14. Полька

15. Итальянская песенкa

16. Старинная французская песенка

17. Немецкая песенка

18. Неаполитанская песенка]

19. Нянина сказка

20. Баба-Яга

21. Сладкая грёза

22. Песня жаворонка

23. Шарманщик поёт

24. В церкви

1) "Детский альбом". Утренняя молитва

Пьеса - образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название - "Утреннее размышление". В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций Особенности изложения музыкального материала. Фортепианное звучание имитирует звучание детского хора. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

 

2) "Детский альбом". Зимнее утро

"Зимнее утро" - вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского "Детский альбом". Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра. Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся. О музыкальной форме пьесы. Пьеса - образец стройной трехчастной музыкальной формы, в которой средняя часть отмечена грустным настроением. В этом произведении П. Чайковский использовал редкий композиторский прием: пьеса завершается не в той тональности, в которой она началась.

3) "Детский альбом". Игра в лошадки

Примечательная музыкальная особенность пьесы - однородность фортепианной фактуры на протяжении всей пьесы. Это позволяет провести параллель с образцами старинной музыки, что в свою очередь побуждает подойти к ней с позиций так называемой теории аффектов. С другой стороны, напрашивается сравнение с пьесами Р. Шумана. Единообразие фактуры сочетается в пьесе с разнообразием гармонии. Внимание привлекает также особый композиторский прием - так называемый органный пункт. Пьеса дает хороший повод для обсуждения этого приема - его функции и значения.

4) "Детский альбом". Мама

Пьеса исполнена искренности и теплоты чувств; она полностью соответствует своему названию. Выразительность ее исполнения в значительной мере зависит от точности выполнения авторских ремарок. Ощущению мягкости и гибкости способствует трехдольный размер. Фортепианная фактура пьесы двухголосна. Голоса движутся, сохраняя между собой "теплый интервал" (дециму). Для исполнителя определенную проблему представляет интонационная самостоятельность голосов.

5) "Детский альбом". Марш деревянных солдатиков

Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего "Детского альбома" и объединяется с близкой с ней по содержанию "Игрой в лошадки". Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П. Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель - марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и "действиям" солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.

6) "Детский альбом". Болезнь куклы

П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. "Болезнь куклы" - первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. В пьесе композитор нашел тонкое сочетание педагогической задачи (научить певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный образ).

7) "Детский альбом". Похороны куклы

Слушая эту пьесу, чувствуешь бережное отношение П. Чайковского к переживаниям ребенка, понимание их глубины и значительности. Пьеса вполне доказывает оправданность посвящения "Детского альбома" Р. Шуману: напрашивается ее сравнение с "Первой утратой" из "Альбома для юношества" Р. Шумана. При всей серьезности темы следует помнить, что композитор звуками создает впечатление похорон куклы: элемент игры здесь не должен совсем пропадать.

8) "Детский альбом". Вальс

Эта пьеса - одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу (приводится много примеров вальса в произведениях композитора). В русской музыке традиция вальса идет от М. И. Глинки. Существуют разные типы вальса - лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. П. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса - так называемые гемиоли (дается объяснение этой ритмической фигуры). Этот вальс побуждает к сравнению с вальсами Ф. Шопена.

9) "Детский альбом". Новая кукла

Эта пьеса - яркий пример того, как на протяжении всей пьесы композитор выражает одно настроение - радость. Композиторские средства, которыми это сделано, заставляют вспомнить другой музыкальный шедевр - песню Л. Бетховена "Новая любовь - новая жизнь" на стихи И. В. Гете. Пьеса написана в трехчастной форме пьесы; особенности средней части. Задача исполнителя - передавая бурную радость, не впасть в суетливость и суметь передать оттенки этой радости. В репризе настроение более умиротворенное.

10) "Детский альбом". Мазурка

Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из "Детского альбома" - интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.

11) "Детский альбом". Русская песня

Внутри "Детского альбома" можно выявить несколько мини-циклов - рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке. Данная пьеса - яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому. Интересна переписка П. Чайковского и Л. Толстого, в которой обсуждаются особенности русской песни. "Русская песня" из "Детского альбома" написана на основе подлинной народной песни. В связи с этим рассматривается роль А. Дельвига в создании авторской русской песни. Эта пьеса - пример темы и одной вариации на нее.

12) "Детский альбом". Мужик на гармонике играет

Эта пьеса - вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри "Детского альбома". В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента). В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.

13) "Детский альбом". Камаринская

Эта пьеса заставляет, прежде всего, сказать о русской плясовой песне "Камаринская". Упоминание об этой песне можно встретить, например, у М. Лермонтова. До П. Чайковского "Камаринскую" написал М. Глинка (у П. Чайковский есть яркое высказывание об этом произведении М. Глинки). Между этими пьесами имеется примечательное сходство. Характерные композиторские приемы позволяют П. Чайковскому воспроизвести звучания народных инструментов - волынки и гармоники.

15). "Детский альбом". Итальянская песенка

Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальный дневник путешествий", поскольку это пьесы ("Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка") с явным национальным колоритом. Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки. Об обстоятельствах использования национальных мелодий, в данном случае итальянской, П. Чайковский писал Н. фон Мекк.

16). "Детский альбом". Старинная французская песенка

Одно из самых популярных произведений П. Чайковского. В основе пьесы подлинная старинная французская мелодия. П. Чайковский обращался к этой песне дважды: после "Детского альбома" он использовал ее в хоре менестрелей в своей опере "Орлеанская дева". Композитор использует приемы, характерные для старинной музыки. Музыкальную форму пьесы можно представить себе двояко - как двухчастную, так и трехчастную.

17). "Детский альбом". Немецкая песенка

По характеру эта немецкая песенка напоминает тирольские песни (в описании пьесы этот тезис подробнее раскрывается). Примечательно, что трехдольный размер в данном случае больше ассоциируется с лендлером, чем с вальсом (который П. Чайковский очень любил). Эта пьеса, как и большинство номеров "Детского альбома", написана в трехчастной форме.

18). "Детский альбом". Неаполитанская песенка

Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской - как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве. Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Композитор дважды ее использовал: помимо "Детского альбома" она звучит в III действии балета "Лебединое озеро". Эта пьеса может считаться заключительной в мини-цикле внутри "Детского альбома", который можно условно назвать "Музыкальные впечатления от путешествия по разным странам".

19). "Детский альбом". Нянина сказка

Музыка этой пьесы позволяет по-разному трактовать содержание произведения (разные варианты подробнее обсуждаются в описании произведения). Пьеса написана в трехчастной форме.

20). "Детский альбом". Баба-Яга

Эта пьеса образует с окружающими ее соседними пьесами еще один мини-цикл внутри "Детского альбома". Его условно можно охарактеризовать как сказочно-мечтательный мир ребенка. Внутри же всего "Детского альбома", если его рассматривать как своеобразный музыкальный дневник путешествия, этот мини цикл знаменует приятное и радостное возвращение ребенка домой. К сказочным образам обращались многие русские композиторы; Баба-Яга П. Чайковского не столь свирепа, как у других.

21). "Детский альбом". Сладкая греза

Эта пьеса написана в стиле романса, точнее вокального дуэта. Пьеса передает мечтательное трепетное состояние души. У П. Чайковского, как, впрочем, и у многих других композиторов эпохи романтизма, большое значение имеют исполнительские ремарки в нотах. Обращает на себя внимание аккомпанемент: паузы между аккордами передают учащенное от волнения дыхание. Музыкальная форма пьесы трехчастная, как и в большинстве пьес "Детского альбома". Естественно, что крайние части схожи, тогда как средняя имеет значительное развитие.

22). "Детский альбом". Песня жаворонка

Эта пьеса невольно заставляет обратиться к другому фортепианному циклу П. Чайковского - "Временам года": здесь тоже есть пьеса, звуками изображающая пение жаворонка. Сравнение этих пьес приводит к интересным выводам (о них подробнее в описании данной пьесы). "Песня жаворонка" из "Детского альбома" - этие этих пьес приводит к интересным выводам (о них подробнее в описании данной пьесы). "Песня жаворонка" из "Детского альбома" - это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти.

23). "Детский альбом". Шарманщик поет

Счастливое стечение обстоятельств - знакомство П.Чайковского с Н. Ф. фон Мекк - сослужило всем нам хорошую службу: оно оставило нам огромную по количеству и необычайно важную по содержанию этих двух очень глубоких личностей. В их письмах сохранились обстоятельства работы композитора над многими его произведениями. Так, мы знаем о работе над данной пьесой, мелодия которой, кстати, использовалась композитором дважды. Сравнение этих вариантов позволяет проникнуть в творческую лабораторию композитора.

24). "Детский альбом". В церкви

Пьеса долгое время была известна под другим (не П. Чайковским данным) названием. Церковный характер музыки очевиден не только исходя из названия, но и по самой внутренней сути произведения. Сохранилось много суждений композитора о церкви и том настроении, которое церковь и церковный обряд вызывают в душе композитора. Эти настроения отчетливо проявились в данной - заключительной - пьесе "Детского альбома". При звучании этой заключительной пьесы возникает ассоциация с первым номером цикла - "Утренней молитвой". Эта первая пьеса тоже состоит из двух разделов, передающих дополняющие друг друга настроения: благоговейной созерцательности и мечты, ожидания счастья, радости.