Великая Отечественная война. Основные этапы, итоги, значение.

Культурная революция СССР, успехи и потери.

С победой Октябрьской революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура стали «частью общепартийного дела»: их развитие было всецело подчинено общим целям социалистического строительства и осуществлялось под непосредственным партийно-государственным руководством.

Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации неграмотности (ликбезах), создавалась сеть изб-читален, библиотек. Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и семиклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории отечественной педагогики, время экспериментов и новаций. В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина), опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб».

К 20-м гг. относится создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт красной профессуры). В конце 20-х — 30-е гг. прошел целый ряд кампаний по изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий вместе с педагогами были и студенты. Борьба за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов, социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, и др.) была выслана из страны. В 30-е гг. идеологическое давление на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки, расстрелы). В сфере точных и естественных наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И. Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым и др. Но репрессии 30-х гг. не обошли ученых-естественников стороной. Был арестован и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках» (конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения) трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев и др.

К началу 20-х гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники, музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт и др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в 1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом был объявлен метод социалистического реализма (изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Внедрение единых художественных канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях Мандельштам, Бабель, Мейерхольд, и др. Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска, художественного самовыражения.

И все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, симфоническая и камерная музыка Д. Д. Шостаковича и С. С. Прокофьева, песни И. О. Дунаевского, театральные постановки во МХАТе, Камерном театре, Театре революции, кинофильмы С. М. Эйзенштейна, В. И. Пудовкина, Г. В. Александрова и др.

История Великой Отечественной Войны делится на три этапа:

1) 22 июня 1941 года – 19 ноября 1942 года, т. е. от нападения Германии на СССР до начала контрнаступления советских войск под Сталинградом – срыв блицкрига, созданием условий для коренного перелома в войне;

2) 17 ноября 1942 – декабрь 1943 года – коренной перелом в ходе ВОВ и Второй Мировой войны, переход стратегической инициативы к Советской Армии завершился форсированием Днепра и освобождением Киева;

3)1944 год - 9 мая 1945 года полное изгнание захватчиков с территории СССР, освобождение Советской Армией стран Центральной и Юго-Восточной Европы, окончательный разгром и капитуляция фашистской Германии.

Итоги: Победа досталась СССР дорогой ценой. Оценка человеческих потерь до сих пор остается предметом ожесточенных дискуссий. Так, безвозвратные советские потери на фронтах, по разным подсчетам, варьируются от 8,5 до 26,5 млн. чел. Общий материальный ущерб и военные издержки исчисляются в 485 млрд. долл. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, более 70 тыс. деревень.

Но СССР отстоял свою независимость и способствовал полному или частичному освобождению ряда европейских и азиатских стран – Польши, Чехословакии, Австрии, Югославии, Китая и Кореи. Он внес огромный вклад в общую победу антифашистской коалиции над Германией, Италией и Японией: на советско-германском фронте было разгромлено и взято в плен 607 дивизий вермахта, уничтожено почти 3/4 всей немецкой боевой техники. СССР сыграл важную роль в послевоенном мирном урегулировании; его территория расширилась за счет Восточной Пруссии, Закарпатской Украина, района Петсамо, южного Сахалина, Курильских о-вов. Он стал одной из ведущих мировых держав и центром целой системы коммунистических государств на евро-азиатском континенте.

 

Каково значение и итоги победы советского народа в войне?

Сохранена свобода и независимость СССР.

Расширились границы СССР.

Разгромлен фашизм.

Народы Европы спасены от фашистского ига.

Изменился социально-экономический строй в странах Восточной Европы.