Развитие способностей в музыкальной деятельности.

Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраст

Одним из центральных понятий в нашей работе является понятие творчества, которое раскрывается в контексте способностей.

В современной психологической науке не существует однозначной интерпретации понятия «творчество». Все определения понятия « творчество» были условно разделены на четыре группы, каждая из которых отражает специфику подхода к пониманию творческой деятельности:

1. Творчество – это высшее проявление активности человеческой деятельности.

2. Творчество – это целенаправленная преобразующая деятельность по разрешению противоречий.

3. Творчество – это способ самоутверждения, самовыражения, самореализации.

4. Творчество – это целенаправленная деятельность по созиданию новых, общественно значимых ценностей.

Творчество понимается как специфический вид продуктивной неадаптивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта субъекта.

По мнению Гилфорда Дж. способность к творчеству – многомерна и включает в себя способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость мышления, быстроту мышления, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитая интуиции.Гилфорд выделил 4 основных параметра креативности:1) оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;

2) семантическая гибкость – способность выявить основное свойство объекта и предложить новый способ его использования;

3) образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;

4) семантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.(42)

Л.Б. Ермолаева-Томина, обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет творчество как совокупность разнообразных способностей, каждая их которых может быть представлена в той или иной степени у той или иной индивидуальности, и выделяет следующие ее признаки:

1) открытость опыту – чувствительность к новым проблемам;

2) широта категоризации – отдаленность ассоциаций, широта ассоциативного ряда;

3) беглость мышления – способность переходить достаточно быстро от одной категории к другой, от одного способа решения к другому;

4) оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения.

В многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов отмечается, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для творческого развития. Исследуя психические новообразования дошкольного возраста, Е.Е.Кравцова заключает:

«Творческие способности являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой» .

В.Н. Дружинин следующим образом описывает фазы творческого развития:

1. Дошкольный возраст (3–5 лет): развитие репродуктивных творческих способностей, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности.

2. Подростковый и юношеский возраст (13 – 20 лет): формируется "специализированная" креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее "обратная сторона", дополнение и альтернатива.

Большинство исследователей связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения (Н.Е. Веракса, Ю.Дери; О.М.Дьяченко, Е.С. Ермакова, Н.Н Поддьяков, И.В. Смолярчук, И.С. Якиманская и др.). Замещение формируется в различных видах деятельности ребенка – игре, конструировании, рисовании и др.(20)

Н.Е. Веракса, исследуя творческое мышление дошкольников замечает, что постановка ребенка в проблемную ситуацию еще не гарантирует развитие мышления. Она может вести к отказу от познавательной активности и пассивному ожиданию помощи от взрослого. Исследователь рассматривает средства творческого мышления дошкольников – действия объединения и опосредования. По мнению Н.Е. Вераксы эти действия составляют основу формирования диалектического мышления основы творчества, способности к преобразованию.

Другой аспект проблемы творческого развития в дошкольном детстве выявляется авторами исследований творческого воображения дошкольников. Воображение в качестве основного новообразования дошкольного возраста рассматривает В.В.Давыдов. Автор отмечает, что основную роль в развитии воображения и творческого характера деятельности у дошкольников выполняет игра.

Как основное новообразование дошкольного периода развитие воображения выступает также в исследовании Е.Е.Кравцовой. Автор выдвигает предположение о том, что психологический механизм творчества в дошкольном возрасте заключается в формировании воображения детей и рассматривает развитие воображения дошкольников в игровой, художественной, музыкальной, конструктивной деятельности.

Многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов рассматривают основные механизмы становления творческого мышления и воображения дошкольников, обращают внимание на специфику дошкольной творческой одаренности. В центре большинства из этих исследований находятся такие виды творчества, как изобразительная и музыкальная способность.(23)

Т. Комарова указывает на становление и развитие в данный возрастной период таких базовых для творческой деятельности психических качеств, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к художественной деятельности. Эмоциональное отношение, к художественной деятельности - это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение - основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой - обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка. Одна из наиболее актуальных - интеллектуальная (стремление научиться самому что-то создавать, исполнять, делать). Другая - коммуникативная: потребность содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Значимо для дошкольника и потребность в самоутверждении, реализуемая при успешной деятельности.

Учитывая все сказанное выше, можно выделить наиболее значимые задачи, стоящие перед педагогом:

Увлечь искусством, сформировать потребность общения с ним, так как вне этого увлечения не может происходить подлинного общения с искусством.

Художественное развитие

Дать общее понимание сути, содержания искусства. Познакомить с «языком» музыкального искусства, с его образным строем, через который композитор выражает, а зритель воспринимает содержание произведения.

Приобщить к музыкальному искусству, а также темам (жанрам), к которым обращается композитор.

Развить творческие способности ребенка, которые необходимы и при созидании произведения искусства и при его восприятии.

Нам представляется, что решение этих задач связано с особой организацией занятий и с необходимостью:

return false">ссылка скрыта

специального подбора музыкального репертуара и методов работы с ним;

использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности;

«включения» в занятие синтеза искусств, прежде всего изобразительного искусства и художественного слова.

Таким образом, старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для творческого развития.

 

30. Функции музыкального руководителя.

Функции музыкального руководителя и воспитателя могут быть рассмотрены в опоре на общепедагогические функции. Пе­дагог, ученый А.И. Щербаков называет восемь функций: инфор­мационную, развивающую, мобилизационную, ориентационную, конструктивную, организаторскую, коммуникативную, исследо­вательскую, разделяя их па две группы. Первые четыре функции педагогические, остальные общетрудовые (относятся к любым видам квалифицированного труда). Выполняя педагогические функции, учитель передает ученикам знания, развивает их спо­собности, мобилизует внимание, формирует систему ценностных ориентаций. Общетрудовые функции направлены на создание материальных и дидактических условий для творческого реше­ния педагогических задач.

Чтобы успешно выполнять информационную функцию, педагог должен иметь глубокие знания своего предмета, уметь преподнести их детям, обладать культурой речи.

В деятельности музыкального руководителя содержание этой функции специфично. Музыкальную информацию педагог пере­дает, прежде всего исполняя музыкальные произведения. Слуша­тель воспринимает музыку, созданную композитором, только че­рез исполнителя. Поэтому исполнение музыкальных произведе­ний для детей — основное умение педагога —должно быть про­фессиональным, ярким. Грамзапись не всегда способна полнос­тью заменить живое звучание инструмента.

Развивающая функция.В деятельности музыкального руководителя эта функция пред­полагает обогащение детей музыкальными впечатлениями, раз­витие их музыкальных способностей, творчества. Для ее выпол­нения необходимо знать диагностику музыкальных способностей детей, проблемные методы обучения, уметь применять их с уче­том возраста детей, индивидуальных качеств личности.

Создание проблемных ситуаций, побуждающих детей к актив­ному проявлению (сравнивать, обобщать, придумывать вариан­ты), стимулирует их творческую самостоятельную деятельность. Исполняя произведения с различной степенью контрастности, педагог предлагает ребятам сравнить их, высказать свое отно­шение, «порассуждать» о музыке. Музыкальный руководитель должен владеть творческими умениями в различных видах музы­кальной деятельности (показать несколько вариантов танцеваль­ных движений, песенных импровизаций, сочинить попевки на му­зыкальных инструментах).

Мобилизационная функция.Музыкальный руководитель должен быть сам увлечен музы­кой, которую он исполняет, о которой рассказывает. Педагог должен знать разнообразный репертуар, уметь отбирать яркие фрагменты музыкальных произведений, доступные детям по со­держанию и продолжительности, находить интересные для срав­нения музыкальные пьесы (или их фрагменты), создавая проблем­ную ситуацию уже при восприятии музыки. Важно, чтобы музы­кальный руководитель умел выразительно, ярко исполнять про­изведения, образно пояснять их, использовать игровые методи­ческие приемы, творческие задания, разнообразные увлекатель­ные формы организации музыкальной деятельности — варианты построения занятий и разные их виды, досуги, развлечения. Пе­дагог должен уметь гибко переключать внимание детей (смена музыкальной деятельности, применение игрового приема, увлекательные сведения о музыке и т. д.), учитывая их реакции. Важную владеть индивидуально-дифференцированным подходом, учи­тывать качества личности, уровень развития способностей, инте­ресы детей. Для этого на музыкальных занятиях следует предла­гать задания различной степени трудности, проводить индивиду­альные занятия и занятия по подгруппам. Для выполнения мобилизационной функции музыкальному руководителю необходимы такие качества личности, как артис­тизм, изобретательность, находчивость, способность к творчеству.

Ориентационная функция.Музыкальный руководитель должен обладать высокой куль­турой, эрудицией, уметь передать воспитанникам свою увлечен­ность музыкой, сформировать в них начала музыкального вку­са и музыкальной культуры. Дети под руководством педагога накапливают разнообразные музыкальные впечатления, воспи­тываются па высокохудожественных образцах музыкального ис­кусства, воспринимают «интонационный словарь» разных эпох и стилей, слушают музыку в профессиональном исполнении (на фортепиано или в грамзаписи). Получить полноценные музы­кальные впечатления дошкольники могут лишь в том случае, если музыкальный руководитель хорошо знает репертуар, уме­ет отобрать музыкальные произведения (или их фрагменты), до­ступные детям по эмоционально-образному содержанию, увле­кательно преподнести их (ярко исполнить и пояснить, применить приемы контрастных сопоставлений разных видов, проблемные задания и т. д.).