Известные личности

История создания электростартера

В 1899 году Клайд Коуман (Clyde Coleman) первым предлагает использовать электрический пускатель, но конструкция стартера оказалась «сырой», имела ряд недостатков и не вызвала должного интереса у американских автопромышленников. В 1911 году изобретатель из Огайо — рядовой сотрудник компании Delco Products — Чарльз Кеттеринг (Charles Kettering) приступает к работе над проектом, который впоследствии принесет ему мировую известность и вице-президенство в корпорации General Motors. Этот проект носил название «электрический стартер для запуска автомобильного двигателя». Спустя пару месяцев Кеттеринг публикует статью в журнале "Popular Mechanics" о проектируемом устройстве, чем вызывает насмешки в свой адрес от коллег-изобретателей. Эксперты единогласно утверждали, что для запуска двигателя необходим сопоставимый ему по размерам электромотор мощностью как минимум пять лошадиных сил, а аккумуляторов способных дать столько тока в то время не существовало. На страницах журнала развернулась нешуточная полемика, Кеттеринг приводил оппонентам в пример успешное изобретение 1904 года, когда по заказу фирмы NCR он заменил заводную ручку в кассовых аппаратах на маленький электродвигатель. 15 июня 1911 года Чарльз Кеттеринг представляет на суд автоконцернов стартер — электрический моторчик, который в течение короткого промежутка времени развивал достаточно большую мощность, чтобы раскрутить коленвал двигателя до требуемой частоты вращения, а после запуска тот же электромотор использовался в качестве генератора, чтобы заряжать аккумуляторную батарею. Первым по достоинству изобретение оценил Генри Лиланд (Henry Leland) — основатель автогиганта Cadillac. И в 1912 году в серийное производство запускается автомобиль Cadillac Model Thirty, в котором коленвал двигателя раскручивался стартером Кеттеринга. Что касается остальных автокомпаний, то они довольно скептически отнеслись к электрическому пуску, например, массовый автомобиль тех лет «Жестянка Лиззи» — Ford Model T вплоть до 1919 года комплектовался лишь заводной ручкой. И только с 1920 года автопроизводители стали инсталлировать в пусковую систему двигателя электрический стартер. В 2012 году стартеру исполнилось 100 лет.

Стоит отметить одно интересное событие, произошедшее в 1916 году, американский инженер Винсент Гуго Бендикс (Vincent Hugo Bendix) предложил использовать в конструкции стартера особую обгонную муфту, назначение которой предотвращать передачу вращающего момента от ведомого вала обратно к ведущему, если ведомый начинает крутиться быстрее. Это новшество сняло со стартера функцию генератора и в электрооборудовании автомобиля появились два обособленных устройства: источник энергии при работающем двигателе — генератор и потребитель энергии — стартер.

Чарльз Франклин Кеттеринг (1876–1958 гг.) — американский изобретатель, инженер, предприниматель и обладатель 186 патентов. Он был одним из основателей компании Delco, руководил исследованиями для General Motors в течение 27 лет с 1920 по 1947 год. Среди его наиболее известных изобретений—электрический стартер, автомобильный высококомпрессионный двигатель, высокоскоростной двухцилиндровый двигатель, этилированный бензин, хладагент фреона для систем охлаждения и кондиционирования воздуха, технология производства быстросохнущих лаков и эмалей для конвейерной покраски автомобилей. В 1927 году изобретатель основал научный фонд Kettering Foundation, который существует и по сегодняшний день.

Henry LelandГенри Мартин Лиланд (1843–1932 гг.) — американский инженер, изобретатель и промышленник, основатель автомобильных концернов Cadillac и Lincoln. Особое внимание уделял точности обработки деталей и их взаимозаменяемости. Генри Лиланд много сделал для усовершенствования автомобилей: он первый установил на своих автомобилях электрический стартер и восьмицилиндровый двигатель оригинальной V-образной формы, первый в мире запустил в серийное производство автомобиль с металлической крышей (до этого крыши были деревянными).

Уильям Бендикс (William Bendix) (14.01.1906 - 14.12.1964 ...Уильям Бендикс William BendixВинсент Гуго Бендикс (1881–1945 гг.) — американский изобретатель и промышленник, пионер в области автомобильной и авиационной промышленности, внес значительный вклад в развитие этих отраслей. В 1910 году Винсент Бендикс сконструировал и запатентовал особую обгонную муфту, впоследствии, названную в его честь — это изобретение сделало электрический стартер более практичным для запуска автомобильных двигателей, а затем и авиационных. Основал компанию Bendix, которая просуществовала до 1983 года.

 

 

Список литературы:

http://www.100scan.ru/history_akb.php

http://refoteka.ru/r-105473.html

http://worldofnature.ru/lyudi-i-nauka?view=page&id=203

http://www.autoelectric.in.ua/post-nemnogo_istorii.html

http://www.100scan.ru/history_akb.php