Вопросы к экзамену (зачету)
Список литературы
Заключение
Крымская война стала переломным моментом в истории нашей страны. Если до нее Россия играла ведущую роль на международней арене, что было следствием побед русского оружия в начале XIX века, то после Восточной войны Россия, на мой взгяд, оставаясь одной из сильнейших держав, уже не смогла диктовать повестку дня европейской и мировой политики.
Поражение в войне вызвало ряд реформ, которые, на мой взгляд, так или иначе окончательно «подтолкнули» Россию к Западу. Реформы в экономической сфере привели к включению России в систему мирового капитализма, что в условиях ослабленной промышленности заставили Россию привлекать иностранные инвестиции, что давало Европе рычаг давления на Россию. Применение этого рычага мы увидем уже через 40-50 лет и во время Первой мировой войны.
Поспешные реформы, проводимые «сверху» расшатали и социальные проблемы внутри страны. После реформ начинается образование революционных кружков и других организаций, которые будут вести подрывную деяиельность внутри государства.
1. Греческая революция - Википедия: портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F. Дата обращения: 12.12.2013
2. «Странная» Крымская война. Еще раз о ее причинах и истоках: портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.perspektivy.info/history/strannaja_krymskaja_vojna_jeshhe_raz_o_jeje_prichinah_i_urokah_2010-06-28.htm. Дата обращения: 12.12.2013
3. Крымская война (1853-1856 годы): портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/encW/100/71.htm. Дата обращения: 12.12.2013
4. Крымская война – Википедия : портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0. Дата обращения: 12.12.2013
5. Военная реформа Александра II – Википедия: портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II. Дата обращения: 12.12.2013
№ п/п | Раздел «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XVII ВЕКА» Вопросы к зачету |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. | XVII в. в истории западноевропейской культуры: характерные особенности. Основные художественные стили: позднее Возрождение, маньеризм, барокко, классицизм, реализм. Искусство Италии XVII века. Архитектура римского барокко. Жизнь и творчество Лоренцо Бернини. Анализ одного произведения. Караваджо – основоположник реалистической живописи в европейском искусстве XVII в. Анализ одного произведения. Живопись Италии XVII в. Болонская Академия. Принципы академизма. Братья Караччи, их роль в развитии итальянского искусства. Анализ одного произведения. Культура Франции XVII в. Театральное искусство Франции. Великие драматурги: Корнель, Расин, Мольер. Версаль – архитектурно-парковый ансамбль. Эстетические принципы классицизма. Н. Пусен – основоположник классицистического направления в живописи. Анализ одного произведения. Своеобразие классицистического пейзажа. Клод Лоррен. Анализ одного произведения. Демократические тенденции в живописи. Живопись «реального мира»: Жорж де Латур и братья Ленен. Анализ одного произведения. Культура и искусство Фландрии XVII в. Своеобразие художественной картины мира. Питер Пауль Рубенс – крупнейший мастер европейской живописи: стилистические особенности творчества, своеобразие колорита и живописной техники. Разнообразие дарований художника. Антонис ванн Дейк – мастер аристократического парадного портрета. Анализ одного произведения. Бытовая живопись Фландрии. Якоб Иорданс – творчество, роль в развитии фламандской жанровой живописи. Анализ одного произведения. Фламандский натюрморт. Франс Снейдерс. Анализ одного произведения. Культура Голландии XVII в. Особенности национальной художественной картины мира. Франц Хальс – крупнейший мастер голландского реалистического портрета первой половины XVII века. Демократизм и правдивость его образов. Групповой портрет. Анализ одного произведения. Бытовая живопись Голландии. Основные темы, сюжеты. Разработка проблемы пространства в жанровой живописи, значение интерьера в образной структуре картины. Наиболее значительные мастера. Анализ одного произведения. Ян Вермеер Дельфтский – своеобразие художественного мира. Характерные мотивы, колорит. Вермеер-пейзажист. Анализ одного произведения. Голландский натюрморт, его отличительные особенности. «Завтраки» и «десерты», Изображение цветов в голландском искусстве. Анализ одного произведения. Своеобразие голландского пейзажа, характерные мотивы. Творчество Якоба ван Рейсдала. Анализ одного произведения. Рембрандт ван Рейн –величайший художник-реалист. Поиск новых средств выразительности в передаче внутренних состояний человека. Светотень Рембрандта. Анализ одного произведения. Творчество Рембрандта ван Рейна: мифологические и христианские сюжеты.Рембрандт – мастер психологического портрета. Автопортреты художника. Анализ 6одного произведения. Испания в XVII веке - особенности исторического развития. Национальный менталитет испанцев, обусловленный многовековой борьбой против мавров. Расцвет испанской культуры в XVII в. («золотой век»). Литература и театр. Испанская школа живописи первой половины XVII в. Ф. Рибальта, Х.Рибера, Ф. Сурбаран. Художественный мир Эль Греко. Особенности колористической системы и композиции. Анализ одного произведения Диего Веласкес – величайший европейский художник: творческий путь, живописное искусство. Анализ одного произведения. Б.-Э. Мурильо – жанровые и религиозные картины художника. |
Раздел «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XVIII ВЕКА. ЕВРОПА. РОССИЯ» | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. | Просвещение как исторический тип культуры. Просветительская картина мира. Просветительский идеал: иллюзии и реальность. 1. Основные художественные направления и стили в искусстве XVIII века. 2. Просвещение в Англии. Просветительский роман. Идейное содержание романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Социальная критика в творчестве Дж. Свифта. 3. Творчество У. Хогарта: живопись, графика, теория искусства. 4. Английский портрет XVIII века. Рейнольдс. Гейнсборо. Просвещение во Франции. Деятели французского Просвещения: Вольтер, Дидро, Руссо и др. 5. Французская монархия перед Великой революцией. Культура и искусство рококо. 6. Художественный мир Антуана Ватто. 7. Образ человека в творчестве Л. Фрагонара и Ф. Буше. Живописное раскрытие ценностей третьего сословия в творчестве Ж.-Б. Шардена. Натюрморт в творчестве художника. Культура Германия в эпоху Просвещения. Гете – мировоззрение и творчество. Стиль барокко в архитектуре Германии. Цвингер и др. Музыка немецкого Просвещения. Культура России Петровского времени. Художественное наследие эпохи. Образ человека в русском искусстве эпохи Просвещения. Основание Петербурга и возникновение петербургского мифа. Архитектура Петербургского барокко. Творчество Растрелли. Классицизм в архитектуре Петербурга второй половины XVIII века. Русские просветители XVIII века. Личность и деятельность М. Ломоносова. Создание русской Академии художеств и ее роль в русской культуре. Портрет в русском изобразительном искусстве XVIII века. Три основные линии развития портрета. «Отечественная школа» и ее ранние представители: И. Никитин, А. Матвеев, И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов Портрет в русском изобразительном искусстве второй половины XVIII века. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский. |
Раздел «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XIX ВЕКА» Вопросы к экзамену | |
1. Общая характеристика культуры XIX века. Основные художественные направления и стили.
Западная Европа
| |
Раздел «КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО КОНЦА XIX- XX ВЕКА» | |
1. ХХ век в истории мирового изобразительного искусства: основные тенденции. 2. Сложение символизма в творчестве Пюви де Шаванна и Гюстава Моро. 3. Одилон Редон - концепция суггестивного искусства. Символический гротеск в творчестве Д. Энсора. 4. Художники группы «Наби». 5. Символизм в живописи Германии и Австрии. Образ женщины в произведениях Г. Климта. 6. Эстетические принципы модерна. 7. Модерн в искусстве Англии. Творчество О. Бердслея. 8. Стиль модерн в искусстве Бельгии. Творчество Виктора Орта и Анри ван де Вельде. 9. Стиль Ар Нуво во Франции. Плакатная графика. Движение к новому стилю в живописи и архитектуре. 10. Венский «Сецессион». 11. Архитектурные фантазии А. Гауди. 12. Русский модерн. Неорусский стиль – начальный этап в истории русского модерна. 13. Московский модерн. 14. Своеобразие петербургского модерна. Провинциальный модерн. 15. Символизм в творчестве М. Врубеля. Живописное новаторство художника. 16. Своеобразие живописного метода В. Борисова - Мусатова. 17. Художественное объединение «Голубая роза». 18. Творчество К. Петрова-Водкина. Живописно-композиционная система художника. 19. Исторический жанр в творчестве А.П. Рябушкина – новизна трактовки. 20. Творчество М.В. Нестерова. Ранние жанровые и историко-бытовые произведения. Религиозная тематика. Портретное творчество. 21. Импрессионизм в русской живописи. 22. Традиции и новаторство в творчестве В. Серова. Портретная живопись, пейзаж, жанровая живопись. Графика художника. 23. Художники «Мира искусства»: своеобразие исторической тематики, образ современного города, театрально-декорационная деятельность, журнальная графика. 24. Неопримитивизм в русском искусстве начала ХХ века. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». 25. Теория и практика абстрактного искусства В. Кандинского. 26. Философско-эстетические основы творчества К. Малевича. 27. Художественный мир М. Шагала. 27. Аналитическое искусство П. Филонова. 28. Русский конструктивизм. В. Татлин. 29. Фовизм в европейской живописи. Творчество А. Матисса. 30. Экспрессионизм в немецкой живописи. Эстетическая программа м приемы художественной техники. 31. Кубизм. Орфизм. Пуризм. 32. Абстракционизм в искусстве Европы и Америки. Итальянский футуризм. 33. Дадаизм и сюрреализм в изобразительном искусстве: эстетические принципы, живописные техники. 34. Неоавангард 60-70-х годов. Поп-арт. Гипперреализм и др. 35. Европейская скульптура ХХ века: поиски нового пластического языка. 36. Авангардная архитектура ХХ века: утопии и реальность. 37. Искусство Советской России в послереволюционный период(1917-1922): монументальная скульптура, графика, агитационно-массовое искусство. 38. АХРР в художественной жизни России 20-30-х годов. 39. Общество станковистов. Поэтика произведений «Остовцев». 40. Лениниана в советском изобразительном искусстве. 41. Эстетические принципы соцреализма. «Сталинский классицизм» в архитектуре. Скульптура 30-50-х годов. 42. Система видов и жанров в официальном изобразительном искусстве 30-50-х годов. 43. Тема Великой отечественной войны в советском изобразительном искусстве. 44. «Суровый стиль» в изобразительном искусстве 60-х годов. 45. Судьба и творчество В. Попкова. 46. Человек и время в искусстве художников 70-х годов (Д. Шаховский. Д. Митлянский, Н. Нестерова, Т. Назаренко и др.) 47. Неофициальное изобразительное искусство 60-80-х годов (андерграунд). 48. Постмодернизм в западной архитектуре, живописи, дизайне. 49. Постмодернизм в России. Философия и эстетика концептуализма. Творчество художников-клнцептуалистов. 50. Проблемы российского постмодернизма в искусствознании и художественной периодике. |